Из истории бальных танцев в Харькове
- 22.06.21, 16:56
Много людей в разные годы принимали участие в этом, одном из самых первых и грандиознейших культурно-спортивных танцевальных событий нашей страны. Но безусловным основателем и лидером всего бального танцевального движения в городе Харькове можно по праву назвать Изабеллу Васильевну Назарову. Кому как не ей предоставляем первой слово вспомнить, как это было.
Назарова Изабелла Васильевна:- Это был 1965 год. Я тогда работала в харьковской
школе № 33 пионерской вожатой. Сейчас в школах нет такой должности, но
приближенно можно определить ее как культорганизатор. Физкультуру в этой школе
вела Лидия Владиславовна Киреева. Нам хотелось разнообразить уроки физкультуры
и мы придумывали различные музыкально-ритмические упражнения со школьниками,
танцевальные занятия. Мы были молоды, увлечены своей работой с детьми и конечно
же искали все новое и прогрессивное, что могло бы нам помочь совершенствоваться
в танце. По городу были развешены объявления о наборе на курсы бальных танцев
при Доме художественной самодеятельности, и мы с Лидией Владиславовной решили
пойти на эти курсы. Занятия были платные. Я снимала тогда квартиру, училась
заочно, свободного времени практически не было, да и учительской зарплаты на
многое не хватало, но интерес был настолько велик, что я с удовольствием начала
посещать занятия и увлеклась бальными танцами на многие годы.Обучение танцам
проводил Владимир Игнатьевич Прохоров. Это был незаурядный человек. Мы его
просто обожали. На заре жизни судьба забросила его за границу: родом из России
он попал юнгой на корабле во Францию еще до революции 1917 г. В советскую
Россию не вернулся. Там проявил себя, прежде всего, как талантливый спортсмен –
теннисист, а также получил образование тренера. Параллельно занимался бальными
танцами, женился на партнерше – француженке, и достигли они в конкурсных
бальных танцах больших результатов. Владимир Игнатьевич показывал свои дипломы,
свидетельствовавшие о том, что они были призерами многих европейских чемпионатов
в конце 30-х годов прошлого столетия. Владимир Игнатьевич был членом Парижской
академии танца. После смерти жены Прохоров добился возвращения на родину, это
был возврат в страну Советский Союз с совершенно другой антагонистической
западу идеологией, в том числе и в культуре. Владимира Игнатьевича определили
на жительство в город Кострому. Это было в 1948 году. В Харьков Владимир
Игнатьевич переехал в 1965 г. С этого года, можно сказать, благодаря
подвижничеству Владимира Игнатьевича, харьковчане начали знакомиться с теми
танцами, которые определили в Европе как Ballroom Dance.
Мы изучали основы техники, характер и манеру отношений в танцевальной паре,
музыку и правила выступления на конкурсах в танцах медленный вальс, танго,
фокстрот, квикстеп и венский вальс. Латиноамериканскими бальными танцами мы
занимались меньше. У Прохорова были зарубежные пластинки с прекрасными записями
бальной музыки и обучающая литература на английском, французском и немецком
языке, недоступная нам до его приезда. Надо сказать, это было время так
называемой оттепели, всемирных фестивалей молодежи и студентов, поездок
советских деятелей культуры за границу, и на бальные танцы руководители страны
смотрели «сквозь пальцы». Это позже их определили как «тлетворное влияние
запада»…
Нам очень нравились занятия с Владимиром Игнатьевичем. Лично меня они отвлекали
от не очень легкой житейской правды 60-х, и все свободное время я посвящала
танцам. Мне очень приятно было, что почти сразу после начала моих занятий
Владимир Игнатьевич выбрал меня себе в помощники – ассистенты, и я имела
возможность для большего общения с учителем, чем другие. Моим партнером тогда
был Володя Хрестин.В «Домике», - так называли ласково Дом художественной
самодеятельности в Харькове, занималось довольно много людей разных профессий
от рабочих до профессоров вузов. Постепенно сформировалась группа людей,
которая посещала курсы от набора к набору 3-4 раза в неделю. Это были фанаты,
которые ассистировали Прохорову, помогали новеньким, хотели все больших знаний
и добивались в своем умении результатов, стали выступать на танцплощадках и в
концертах. В последствии самые одержимые из нас организовали свои школы танца:
Лидия Владиславовна Киреева, Изабелла Назарова, Любовь Ленивенко. Именно эти
люди учили танцевать и дали путевку в жизнь практически всем современным
педагогам и тренерам бального и спортивного танца современного Харькова.О том,
что в Харькове есть курсы бальных танцев, узнал руководитель кабинета
эстетического и художественного воспитания института усовершенствования
учителей. Он пришел к нам в «Домик» и пригласил выступить на празднике
пионерской организации в спорткомплексе стадиона «Динамо». К тому времени мы
уже кое-что умели и с радостью поддержали эту инициативу. Я танцевала с
Владимиром Игнатьевичем венский вальс и танго. Наше выступление произвело
впечатление не только на зрителей, но и на известных педагогов Харькова того
времени. Среди них был Иван Никифорович Пытиков, директор 24-й школы. Иван
Никифорович пригласил меня работать в его школе учителем по предмету ритмика и
эстетическое воспитание. С тех пор 24-я школа на новых домах затанцевала вся: с
первого по десятый класс. Это был 1967 год. Однако долго в школе я работать не
смогла… Мне хотелось танцевать и работать в сфере культуры, преподавать, делать
праздники, организовывать концерты.Прохоров мало уделял внимания
латиноамериканским танцам, а мне хотелось побольше узнать и об этих
зажигательных ритмах и движениях. Поучиться латиноамериканским танцам мне
порекомендовали съездить в Эстонию, Литву, что я и сделала. Там познакомилась с
преподавателями и с их формой проведения занятий и конкурсов бального танца.
Это мне помогло впоследствии организовать свой коллектив и начать подготовку к
первому конкурсу. Через год работы в 24-й школе меня пригласил на разговор мой
директор Иван Никифорович Пытиков и сообщил, что моей работой заинтересовалось
городское руководство.
Оказалось, что в Орджоникидзевском районе строится большой
культурно-образовательный комплекс Дом пионеров и Дворец культуры Харьковского
тракторного завода, и меня просят перейти туда на работу. Пытиков меня
рекомендовал и ходатайствовал, чтобы мне выдали жилье и харьковскую прописку.
Так и произошло. По тем временам, для меня это было большое достижение в жизни,
которое окрылило на дальнейшее творчество и еще большее желание быть полезной в
своей работе.Я начала работать в доме пионеров, набрала среднюю и старшую
возрастные группы. Через год уже были танцующие пары: Клюкин Александр,
Козлитинова Вера и Семенов Владимир. Кравченко Наталья, Макаров Сергей и
Задесенец Наталья. Интересно вспомнить, что тогда в средней возрастной группе
начинала танцевать Раиса Галенко, ныне руководитель известного харьковского
хореографического коллектива «Счастливое детство». В 1968 г. Макаров Сергей и
Задесенец Наталья заняли 2-у место на Всеукраинском конкурсе бальных танцев
среди школьников в старшей группе, проиграв паре Одуд Алексей и Рогатая
Валентина из Запорожья. В 1969 г. в Харьков из Днепропетровска по
распределению приехал молодой специалист Олег Невшупа. Во время учебы в
институте Олег приобрел довольно неплохой опыт танцевания, туда с семинарами
приезжал Владимир Павлов из Ленинграда, и мы с удовольствием приняли его в нашу
харьковскую компанию. С Олегом я продолжала совершенствоваться в танцах, и мы преподавали,
выстраивая уже постоянный танцевальный коллектив бального танца в Доме пионеров
и Дворце культуры Харьковского тракторного завода. Мы выступали на концертах и
танцевальных вечерах, на телевидении, набирались опыта и получали удовольствие
от работы. К тому времени относится и зарождение детского коллектива бальных
танцев Харьковского областного Дворца пионеров и школьников им. Постышева.
Сначала мне предлагали организовать там коллектив, но работая на ХТЗ, я не
могла оставить своих учеников, созданную уже к тому времени определенную базу,
да и территориально мне было неудобно ездить в центр города. Я порекомендовала
Любу Ленивенко, она также начинала изучать азы бального танца на курсах у
Прохорова.
В 1970 г. наш коллектив, который назвали «Квітень», начал принимать участие в
конкурсах бального танца. Это были поездки в Запорожье и Днепропетровск, первые
знакомства с более опытными преподавателями, парами и с правилами организации
конкурсов. Первыми конкурсными парами были Клюкин Александр - Козлитинова Вера,
Семенов Владимир - Кравченко Наталья, Стовбун Сергей - Кащенко Тамара,
Караченцев Валерий – Рывкина Людмила. Мы приезжали, и вдохновленные опытом и
успехами, продолжали трудиться и совершенствовать мастерство.Во мне все кипело
и рвалось на волю, хотелось и в Харькове провести большой праздник бального
танца – конкурс.Спустя год, в апреле 1971 года наш коллектив «Квітень» провел
первый в Харькове конкурс исполнителей бальных танцев среди взрослых. Конкурс
назвали «Харьковская весна – 71». Но об этом – в следующем материале…
Коментарі