Пустое сердце

Жил-был человек, который никак не мог насытиться. Бывало, все ест да ест, уж и утроба полная, а есть все хочется. Как придет домой - давай тут же орать на всех:

— Кормите меня, есть хочу!

Он и по врачам ходил, которые внутренности да кишки лечат, но ни один лекарь не смог его горю помочь. И вот как-то попал он к доктору, который в сердце человеческом разбирался. Доктор послушал, послушал, как у того человека сердце бьется и говорит:

— Голубчик, а сердце-то у вас — пустое! Вот когда сердце ваше наполнится, тогда и аппетит зверский пройдет.

— А чем же мне сердце, доктор, наполнить? Может, лекарство какое от напасти этой есть?

— Нет, голубчик, мы — доктора — этим не занимаемся. Вы уж сами о своем сердце позаботьтесь. А то запущенное оно у вас...

Недаром говорят, полная утроба пустое сердце не наполнит.

В поисках чудес

Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие.

Где он только не был! В безводной пус­тыне и штормящем море, в плену у разбой­ников и на вершине проснувшегося вулка­на. Однажды едва льву в пасть не попал, но ни одного, даже самого маленького чуда так и не увидел.

Так ни с чем и вернулся домой.

Переступил родимый порог и, оглянув­шись, сказал:

- Это просто чудо, что я вернулся жи­вым!..

Сказал и ахнул. Потому что вдруг по­нял, что чудеса всегда вокруг нас.

Только мы их почему-то не замечаем...

Щекою прижавшись к шинели отца

* * *

Щекою прижавшись к шинели отца –
Вот так бы и жить.
Вот так бы и жить — ничему не служить,
Заботы забыть, полномочья сложить,
И все попеченья навек отложить,
И глупую гордость самца.
Вот так бы и жить.


На стриженом жалком затылке своем
Ладонь ощутить.
Вот так быть любимым, вот так бы любить
И знать, что простит, что всегда защитит,
Что лишь понарошку ремнем он грозит,
Что мы не умрем.


Что эта кровать, и ковер, и трюмо,
И это окно
Незыблемы, что никому не дано
Нарушить сей мир и сей шкаф платяной
Подвинуть. Но мы переедем зимой.
Я знаю одно,


Я знаю, что рушится все на глазах,
Стропила скрипят,
Что релятивизмом кичится Пилат,
Что стены, как в доме Нуф-Нуфа, дрожат,
Что в окна ползет торжествующий ад,
Хохочущий страх,


Что хочется грохнуть по стеклам в сердцах,
В истерику впасть,
Что легкого легче предать и проклясть
В преддверьи конца.
И я разеваю слюнявую пасть,
Чтоб вновь заглотить галилейскую снасть
И к ризам разодранным Сына припасть
И к ризам нетленным Отца!


Припавши щекою, наплакаться всласть

И встать до конца.


Тимур Кибиров

Спасение государства

Для спасения государства достаточно одного великого человека.
Вольтер

Помолчим

Если молчание с человеком вам в тягость, тогда это не ваш собеседник.

Задача государства

«Задача государства не в том, чтобы лежащий во зле мир обратить в царствие Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад».

Вл. Соловьёв

Быть знаменитым некрасиво.

Борис Пастернак

* * *

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Ангельская пыль

На краю обрыва, за которым вечность,
Ты стоишь один во власти странных грёз
И, простившись с миром, хочешь стать беспечным,
Поиграть с огнем нездешних гроз.
Наконец ты счастлив, как никто на свете,
Ангельская пыль тебя уносит вверх.
Только ей подвластны и восторг, и ветер,
В "жидких небесах" звучит твой смех.
Ангельская пыль -
Это сон и быль!
Безумец, беглец - дороги нет,
Ты видишь неверный свет.
Твой ангел зажёг мираж огня
Он хочет убить тебя...
На краю обрыва песня неземная,
Музыка богов и голоса богинь.
Ты паришь над миром, но торговец раем
Вынет душу из тебя за героин.
Ты устал быть птицей и сорвался камнем,
Рухнул с высоты, спасаясь от судьбы.
На краю обрыва вновь летят на пламя
Сотни мотыльков-самоубийц.

Маргарита Пушкина

Как научиться разбираться в людях?

Ученик однажды спросил Старца: 
 «Как мне научиться разбираться в людях, — кому мне доверять и кого опасаться?» 
— «Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!» — «Как же так, Старче? — удивился ученик. — Объясни мне!» 
— «Потому что он первый и предаст тебя!» — ответил Старец со вздохом. 
 «А кому же мне доверять?» — спросил ученик. 
 «Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!»

Национальный вопрос с нравственной точки зрения

Прежде чем осуществлять в себе идеал всечеловечества, нации должны были сами сложиться и определиться в своей самостоятельности. Взглянем на этот процесс в особенности там, где он вполне закончился, – в Западной Европе. Преемникам апостольским, к которым перешел завет научать все народы, скоро пришлось иметь дело с народами младенчествующими, которые прежде научения нуждались в первоначальном воспитании...  Для нас важно одно явление, повторившееся в национальном развитии каждого европейского народа, несмотря на самые разнообразные и в иных отношениях противоположные условия, так что это явление несомненно указывает на некий общий этико-исторический закон.

По причинам само собою понятным ранее всех европейских народов национального самосознания достигла Италия. Ломбардская лига в половине XII в. обозначает явное национальное пробуждение. Но эта внешняя борьба была только толчком, вызвавшим к жизни истинные силы итальянского гения. В начале следующего века новорожденный итальянский язык в устах св. Франциска уже выражает чувства и мысли всемирного значения, одинаково понятные буддисту и христианину; тут же зачинается итальянская живопись (Чимабуэ), а затем (в начале XIV-го в.) появляется всеобъемлющее творение Данта, которого одного было бы достаточно для величия Италии. В этот и ближайшие затем века (до XVII-го) Италия, разрываемая на части враждующими городами и подестами, папой и императором, французами и испанцами, произвела все то, чем она значительна и дорога для человечества, чем по праву могут гордиться итальянцы. Все эти бессмертные произведения философского и научного, поэтического и художественного гения имели такую же цену для других народов, для всего мира, как и для самих итальянцев. Творцы истинного величия Италии, без сомнения, были настоящими патриотами, они придавали высочайшее значение своему отечеству, но это не было с их стороны пустою претензией, ведущею к фальшивым и безнравственным требованиям, – они действительно осуществляли высшее значение Италии в произведениях безусловного достоинства. Они не считали истинным и прекрасным утверждать себя и свою национальность, а они прямо утверждали себя в истинном и прекрасном; эти творения не были хороши тем, что прославляли Италию, а напротив, они прославляли Италию тем, что были сами по себе хороши – хороши для всех. При таком условии патриотизм не нуждается в защите и оправдании: он сам себя оправдывает на деле, проявляясь как творческая сила, а не как бесплодная рефлексия, или «праздной мысли раздраженье». Внутренней напряженности творчества соответствовала широкая распространенность итальянского элемента в эту цветущую эпоху: пределами его культурного влияния в Европе были Крым на востоке и Шотландия на северо-западе. Первый из европейцев, итальянец Марко Поло, проникает в Монголию и Китай. Другой итальянец открывает Новый Свет, а третий, распространяя это открытие, оставляет ему свое имя [Америго Веспуччи, флорентиец]. Литературное влияние Италии в течение нескольких веков преобладает во всей Европе; итальянцам подражают в эпосе, лирике, романе; Шекспир берет у них сюжеты и форму своих драм и комедий; идеи Джордано Бруно возбуждают философскую мысль и в Англии, и в Германии; итальянский язык и итальянские моды господствуют повсюду в высших слоях общества. При всем этом расцвете национального творчества и влияния итальянцы, очевидно, заботились не о том, чтобы Италия была для них (она тогда, напротив, была для кого угодно), а лишь о том, что их самих делало чем-нибудь и для других, что придавало им всеобщее значение, т.е. заботились о тех объективных идеях красоты и истины, которые посредством их национального духа получали новые и достойные выражения. Какое же понятие народности логически отсюда вытекает? Можно ли с национальною историей Италии в руках утверждать, что народность есть нечто самосущее и себе довлеющее, живущее в себе и для себя, когда вот эта славная народность оказывается на деле лишь особою формой всемирного содержания, живущею в нем, наполняющеюся им и воплощающею его не для себя только, а для всех.
Вл.С.Соловьёв. ОПРАВДАНИЕ ДОБРА.ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ.