Культура: искусство танца
В общинной и религиозной жизни евреев танец всегда считался выражением радости, и в наши дни он остается неотъемлемым элементом многих религиозных, общинных, национальных и семейных праздников. Современное
танцевальное искусство в Израиле развивается в двух направлениях: народный танец, сопровождавший жизнь халуцим в их труде по переустройству древней страны, и искусство балета, создаваемое профессиональными
хореографами и танцовщиками.
Балет
Впервые балет появился в Эрец-Исраэль в 20-е годы, когда в страну стали репатриироваться педагоги и энтузиасты
танца из культурных центров Европы. Высокого профессионального уровня израильский балет достиг после
провозглашения Независимости государства благодаря усилиям ряда хореографических коллективов, каждый из
которых следует собственной ориентации и утверждает собственный стиль. Сегодня в Израиле существуют шесть
профессиональных балетных трупп, выступающих с гастролями как в самой стране, так и за границей; большинство из них находится в Тель-Авиве.
Театр танца "Инбал" , основанный его художественным руководителем Сарой Леви-Танай, строит свой репертуар на аутентичном материале, в основе которого – народные танцы, музыка и поэзия йеменских евреев и евреев других восточных общин; у него много постановок на библейские сюжеты. Труппа "Инбал" – старейшая из профессиональных трупп Израиля, – объездила с гастролями все пять континентов.
Балетная труппа "Бат-Шева" основана в 1964 г. баронессой Бат-Шевой де Ротшильд и Мартой Грэхем. В репертуаре ансамбля работы современных хореографов. Руководитель ансамбля Охад Нахарин ставит перед танцорами задачу расширения существующих в танцевальном искусстве норм и поиска новых форм самовыражения. Ансамбль "Бат-Шева" завоевал высокую репутацию в стране и за рубежом благодаря мастерству и профессионализму танцоров.
Балетная труппа "Бат-Дор" основана в 1967 г. баронессой Бат-Шевой де Ротшильд и художественным руководителем труппы Жаннет Ордман. Она включает в себя около 20 танцоров и отдает предпочтение
работам лучших хореографов мира, в частности израильтянина по происхождению Доми Рейтер-Софера. При
труппе открыты две студии – в Тель-Авиве и в Беэр-Шеве.
Кибуцная труппа современного балета базируется в кибуце Гаатон в северной Галилее и состоит из танцоров из разных кибуцов. Под руководством основателя ансамбля Ихудит Арнон коллектив представляет репуртуар, включающий работы зарубежных и израильских хореографов, в том числе кибуцника Рами Бери.
"Коль дмама" ("Звук и безмолвие") – уникальная труппа, в нее входят как глухие, так и слышащие танцоры. Она
создана в 1978 г. хореографом Моше Эфрати, разработавшим метод, позволяющий глухим танцевать, "слыша" музыку через вибрацию пола. Труппа завоевала международное признание благодаря своим достижениям как в области искусства, так и в деле возвращения глухих к полноценной жизни.
Труппа "Израильский балет" возникла из студии классического танца, основанной ее руководителями Бертой Ямпольской и Гилелем Маркманом. В составе этой единственной в Израиле труппы классического балета 25 танцоров, в ее репертуаре работы Ямпольской, а также Баланчина и других выдающихся хореографов.
В жанре современного балета работают и несколько малых ансамблей, в каждом из которых солирует один танцовщик. Таковы театр балета Рины Шенфельд, балетная труппа Ярона Марголина, балетный дуэт
Лиат Дрор и Нир Бен-Галь, театр балета "Тму-На", Театр движения и "Тнуатрон". С момента открытия в 1989 г. Центра балета и театра Сюзанн Деллаль в отреставрированном тель-авивском квартале Неве-Цедек он стал средоточием хореографической жизни Израиля. Кроме него, в Тель-Авиве находятся Израильская
библиотека балета и Израильский балетный архив, которые занимаются исследовательской деятельностью,
выпускают книги по балету и издают "Ежегодник израильского балета". Обучение искусству хореографии ведется на хореографическом отделении Академии музыки и танца им. С.Рубина (в Иерусалиме и Тель-Авиве), в студиях "Бат-Дор", балетной школе Тальмы Елин в Тель-Авиве, а также в ряде других балетных школ и классов, расположенных по всей стране. Среди достижений израильской хореографии необходимо отметить систему обучения движению Моше Фельденкрайса, получившую распространение во всем мире, и систему нотации Эшколя-Вахмана, которая является одной из трех наиболее известных в мире систем записи танца и движения.
Народные танцы
Израильский народный танец получил распространение как самостоятельный вид искусства лишь в 40-е гг. Это своего рода сплав различных танцевальных традиций – еврейских и нееврейских – со всех концов света. В отличие от других стран, где жанр народного танца поддерживается с целью сохранения древних традиций, в Израиле его питают исторические события и современность. В его пластике сочетаются библейские ассоциации и позднейшие танцевальные стили.
Первые поселенцы, сменившие городской быт стран Восточной Европы на жизнь в
кибуцах, привезли с собой танцы разных народов. На протяжении десятилетий
символом новой жизни, строящейся в Израиле, считался румынский танец "хора":
в замкнутом круге положение всех участников одинаково, простота движений
делает танец доступным для всех, сплетенные руки символизируют новые
общие идеалы. Сегодня "хора" остается основным израильским танцем:
израильтяне самых разных возрастов танцуют "хору" на улицах в День независимости и на семейных торжествах. Поворотным моментом в развитии
танцевального творчества в Израиле стал первый фестиваль народного танца,
состоявшийся в 1944 г. в кибуце Далия. Результатом фестиваля явилось
пробуждение массового интереса к танцу, сочетающему стиль и традиции,
привезенные из диаспоры и заимствованные у местного нееврейского
населения. К примеру, арабский танец дебка , в котором мужчины танцуют, взявшись за руки, или элементы, заимствованные из американского джаза, из латино-американских ритмов, а также из танцев народов Средиземноморья.
Израильским народным танцам, которые часто исполняются на мелодии популярных песен, свойственны разнообразие фигур и быстрая смена движений, передающих энергию и жизненную силу молодой страны
с древними традициями. Народные танцы исполняются сольно и в ансамблях. Кроме того, тысячи людей занимаются народным танцем для своего удовольствия. В распоряжение танцующих предоставляется
множество площадок, причем часть из них отводится под выступления профессиональных коллективов.
Развиваются и танцевальные традиции этнических групп, населяющих Израиль, что вытекает из плюралистической
природы израильского общества. Фольклорные ансамбли, в программах которых танцы народов Йемена,
Курдистана, Северной Африки, Индии, Грузии, Бухары и Эфиопии, сохраняют и укрепляют эти традиции. Существуют также ансамбли, в репертуарах которых главное место занимают арабские, друзские и черкесские танцы.
Ансамбли народного танца являются непременными участниками многих местных и общенациональных праздников, танцевальных марафонов, они традиционно участвуют в программах израильских и международных фестивалей. С 1988 г. проводится трехдневный международный фестиваль народного танца в галилейском
городе Кармиэле, на который съезжаются фольклорные танцевальные коллективы из Израиля и со всего мира.
Коментарі
SilkWay
18.05.07, 15:14
гопак уже был. не понравился.
смотри ниже
SilkWay
28.05.07, 16:33
всех не всех, но еврейская тема мощна, даже у тебя в нике все дороги ведут в израиль ...
а по поводу того что актуально на блогах - это первый класс, вторая четверть. со временем это пройдет,а не пройдет, то алко человека - не повзрослел.
как говорит маркетинг - на каждый блог(товар) будет свой читатель(потребитель). поэтому такими словами мол это никому не нужно меня не проймешь. придумай что-то пооригинальнее.
SilkWay
38.05.07, 17:46
твой сосед