Грузинский карлсон возвращается на украинские крыши

На этой неделе ожидается рассмотрение кандидатуры Михаила Саакашвили на пост вице премьер-министра Украины по вопросам реформ.
Со слов бывшего президента Грузии и экс-губернатора Одесской области, инициатива исходила от президента Владимира Зеленского. "Для меня большая честь получить от президента предложение стать вице-премьером правительства Украины по реформам. У меня также была очень содержательная и полезная беседа с премьер-министром Шмыгалем", — написал Саакашвили в своих социальных сетях.
Ранее, в 2015-2016 годах "приглашенный грузин" (так его назвал бывший президент Порошенко) уже отметился в украинской политике. Тогда Михаил возглавлял Одесскую область.
Со слов депутата Верховной Рады предыдущего созыва Игоря Мосийчука, при Саакашвили в Одесской области выросла преступность, состоялась полная криминализация региона. Он создал ряд коррупционных схем. Прокурором области и начальником полиции были его товарищи Давид Саквералидзе и Георгий Лордкипанидзе. Поэтому "связывать Саакашвили и борьбу с коррупцией просто смешно", - заявил политик.
В результате возросшего влияния Саакашвили начал демонстрировать политические амбиции. Его деятельность все меньше нравилась президенту. Пост губернатора области пришлось оставить.
Но политическая деятельность Михо в Украинее на этом не закончилась. Он основал свою партию - "Рух новых сил", начал критиковать "олигархический режим" Порошенко. За этим последовади несколько акций за импичмент президента и призывы захватить Дворец профсоюзов в столице. Но очередной майдан не состоялся.
В 2017г. Порошенко лишил бывшего грузинского президента гражданства и депортировал из страны. Вскоре Саакашвили прорвался через польскую границу и вернулся в страну.
Годом позже Саакашвили задержали в ресторане и выслали в Польшу. Зеленский, придя к власти, вернул ему украинское гражданство, и Михо вновь приехал в Киев.
Чего ждут от Михаила Саакашвили
Если Миша провалился как губернатор области, зачем президент назначил его ответственным за общенациональные реформы?
Причиной всему скорее всего деньги. Которые сейчас очень нужны стране и которые Михо пообещал выбить у Запада. Кроме того, аналитики выражают мнение, что президент Зеленский надеется хоть как-то при его помощи поднять свой падающий рейтинг и наладить осложняющиеся отношения с ЕС.
В этом плане кандидатура Саакашвили может показаться не совсем безнадежной. Опытный политик умеет попадать в кабинеты влиятельных людей в Вашингтоне и Брюсселе.
Президент Зеленский планирует назначить зоной ответственности Саакашвили ведение переговоров с МВФ о выделении Украине финансовой помощи. Другой немаловажной задачей грузинского политика должна стать координация экономического блока правительства, дерегуляция бизнеса и поддержка малого и среднего бизнеса.
Он пообещал, что через неделю после назначения подаст в профильный комитет Рады пакет из семи законов, реализация которых позволит Украине за месяц подняться на двадцать позиций в мировом рейтинге Doing Business.
Предложения Саакашвили неплохи и не новы — борьба с коррупцией, сокращение государственного регулирования и ускорения экономического роста. Но не реализуемы в современной Украине. И выглядят популистскими.
Его возвращение в Украину наверняка ознаменуется новыми политическими колебаниями, но не поможет Киеву справиться с текущими проблемами. Об этом заявила заместитель директора Евразийского центра в Атлантическом совете Мелинда Хэринг 24 апреля в статье для The National Interest.
Таким образом, очередной карьерный этап Михаила Саакашвили в Украине скорее всего будет похож на предыдущий. Он будет много обещать, но мало делать. А потом это надоест президенту. И что было в прошлый раз мы все помним.

Бизнес Ахметова может стать причиной ссоры Украины с Белоруссией

Украина будет закупать электроэнергию у Ахметова.
Украинской Национальной комиссией по государственному регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг принято постановление № 776 "О действиях участников рынка электроэнергии в период действия карантина и ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)".
Постановлением отменены результаты ранее проведенных годовых аукционов на поставку электроэнергии из стран, не входящих в Энергетическое сообщество (таковыми являются Россия и Белоруссия). Также предписывается не допускать электроэнергию из этих стран  для продажи на месячных и суточных аукционах в Украине.
И второй документ. Это введение с 15 апреля специальной пошлины в размере 65% на импорт из России всех типов угля за исключением антрацитового, битумозного и коксующегося. Фактически пошлины распростарняются на используемые при производстве тепловой энергии марки угля.
Эти решения наверняка обрадуют Рината Ахметова, контролирующего 80% украинской тепловой электрогенерации.  Теперь он сможет поставлять украинским предприятиям свой уголь (и наверняка по более высокой цене).
А вот потребители электроэнергии вряд ли обрадуются. Скорее всего цены на электроэнергию повысятся.
Когда кто-то выиграывает, то обязательно есть и проигравший. Вернее пострадавший. И в данной ситуации им оказывается Белоруссия.
За последние месяцы 2019 года Киев закупил белорусской электроэнергии на 43,1 миллиона долларов, за январь февраль этого года - на 7,5 миллионов долларов. Вскоре в Белоруссии должна открыться АЭС. И руководство страны наверняка рассчитывало на увеличение поставок электроэнергии в Украину.
Теперь же эти перспективы практически отсутствуют. Формально закупки остановлены не навсегда. Фактически же были расторгнуты годовые договора, являющиеся самыми стабильными.
И это не единственная пощечина, которую получила Белоруссия от Украины за последнее время. С апреля Киев присоединился к санкциям ЕС против Минска. Они предусматривают эмбарго на поставки оружия/оборудования, которое может использоваться для внутренних репрессий, а также замораживание активов и запрет на въезд четырем гражданам Белоруссии. Получается что они носят скорее политический характер.
Зная решительный характер президента Белоруссии Александра Лукашенко можно точно сказать, что без ответа сложившаяся ситуация не останется. Ответ будет. И во что обойдется бизнес Ахметова для Украины пока не известно.

Коронавирус может помочь украинской системе здравоохранрения

01 апреля в Украине должен вступить в силу второй этап медицинской реформы. Это событие обещает пройти незаметным на фоне главной проблемы этого века - пандемии коронавируса.
Автором реформы является Доктор Смерть. Такое прозвище в народе получила бывшая министр здравоохранения Украины Ульяна Супрун.
Предложенная реформа была сильно раскритикована населением страны. Многии считают, что она убьет систему медицинского обеспечения в Украине.
В свете текущей ситуации с распространением коронавируса хочется отметить, что по результатам первого этапа медицинской реформы в стране была полностью ликвидирована система санитарно-эпидемиологических служб.
Получается, что профессионалов, готовых бороться со смертоносным вирусом, в стране нет. Столкнувшись с активным распространееим инфекции, власти страны в экстренном порядке начали восстанавливать упраздненную структуру. Осуществляется подбор главных санитарных врачей в регионах. Но это дело не одного дня. И не одной недели.
А 01 апреля принятой медицинской реформой предусмотрено закрытие целого ряда медицинских учреждений, включая ряд туберкулезных диспансеров. Этот шаг обусловлен сокращением финансирования противотуберкулезной службы. В этом году объем выделяемых на эти нужды средств должен сократиться в пять раз по сравнению с 2019 годом.
Получается, что в Украине отсутствует санитарно-эпидемиологическая служба. На законодательном уровне не закреплена государственная программа по оборьбе с туберкулезом. И это может привести к тому, что многие зараженные коронавирусом могут оказаться вообще без лечения и какого-либо медицинского контроля.
Подобная ситуация может привести к печальным последствиям не только в самой Украине. На это необходимо обращать внимание и на международных площадках.
Кажется власти страны начинают об этом задумываться. Главное чтобы не оказалось слишком поздно. Убитую Ульяной Супрун эпидемиологическую службу начинают восстанавливать только благодаря пандемии коронавируса. И в полном объеме она начнет функционировать не скоро, учитывая, что украинские учебные заведения за последние годы не выпустили ни одного специалиста этой отрасли.

Земельная реформа = гражданская война

Украина является обладательницей самой большой в мире площади ценных плодородных земель. В стране насчитывается 30 миллионов гектаров чернозема. И вполне естественно, что многие желают заполучить эти ценности.
Одним из условий МВФ для предоставления Украине дальнейших кредитов является снятие запрета на прожажу земель сельскохозяйственного назначения. Мораторий на продажу сельхозугодий действовал 18 лет. И президент Владимир Зеленский пообещал его снять.
В первом чтении законопроект о земельной реформе был принят в ноябре. Несмотря на то, что инициатива является непопулярной в обществе и многие выступали против из опасения массовой скупки земель иностранцами. Законопроект удалось принять благодаря правящей партии президента. Из 240 депутатов, проголосовавших за его принятие 227 являлись членами партиии "Слуга народа".
Теперь обсуждение скандального закона вышло на финишную прямую. При этом за принятие закона выступает президент Зеленский и его и его парламентская фракция "Слуга народа". "Батькивщина" Юлии Тимошенко и "Оппозиционная платформа - за жизнь" - против.
Рассмротрение закрнопроекта во втором чтении началось 6 февраля. И за два последних дня рабочей недели парламентарии успели обсудить чуть более двухста из 4018 поправок к документу. Глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия высказал предположение, что при такой скорости обсуждения поправок законопроект может быть рассмотрен к середине апреля. Хотя первоначально спикер Рады и член пропрезидентской партии Дмитрий Разумков выражал надежду, что документ рассмотрят за день.
Ввиду явной непопулярности предлагаемой земельной реформы среди населения и опасений того, что землю скупят иностранцы, ко второму чтению пункт о зарубежных собственниках был убран. Этот вопрос предстоит решить на референдуме. В нынешней редакции запрет на приобретение украинской земли распространяется на граждан России, офшорные компании и организации с неясным бенефициаром. При этом политологи нашли первый способ обойти это правило - это возможность банков, в том числе и иностранных, принимать землю в качестве залога. И этот факт может говорить о наличии механизма скрытого перераспределения участков сельхозназначения в пользу зарубежных компаний.
Очень похоже на то, что главными выгодоприобретателями в случае принятия земельного закона станут западные партнеры Украины и транснациональные корпорации. Очень похоже, что норма о том, что можно через банк скупать землю в неограниченном количестве, специально предусмотрена для реализации такой схемы. Представители транснациональных корпораций и аграрные олигархи скупают голоса депутатов для продвижения закона. При этом суммы "гонораров" доходят до сотен тысяч долларов. Партия Зеленского обладает достаточным количеством голосов для принятия решения о снятии моратория с рынка сельхоз земель. Поэтому плату получают депутаты других фраций для создания страховочного фонда голосов.
Сам президент не форсирует принятие закона скорее всего потому, что это ему невыгодно. За последние месяцы его рейтинг упал почти на 40 процентов. А голосование за рынок земли может его окончательно обрушить.
Кабинет министров не охотно подчиняется воле президента, генеральный прокурор, тоже, а бывший соратник Игорь Коломойский и министр внутренних дел Арсен Аваков перешли в явную оппозицию. Жители начинают выходить на акции протеста. В стране только по официальным данным у населения на руках находится более 700 тысяч единиц оружия. Имеется опыт майданов. Все это сосздает очень печальные предпосылки.
Заявление Юлии Тимошенко о том, что "этот закон создан под тотальную спекуляцию украинской землей и для того, чтобы забрать у Украины нашу землю" не выглядит популистским.
Владимир Зеленский обещал, что вопрос продажи земли будет вынесен на всенародное голосование. А не решается сделать это потому, что есть указания МВФ. В совокупности с не пользующимся авторитетом правительством, желающим найти источник наживы, данный шаг с большой вероятностью приведет к скупке сельхозугодий иностранцами, уничтожению украинских фермерских хозяйств, упадку сел и будет содействовать экономической деградации и социальной напряженности.

Гривна укрепляется, промышленность падает

Скоро украинские финансисты приступят к подведению итогов минувшего года. Политики с трибун поздравят население с началом выхода из кризиса.
Если судить по показателю ВВП, то это очень похоже на правду. В 2019 году отмечен фактический рост этого показателя на 3,5-3,6 процента за год. Но политики с трибун вряд ли скажут о том, что этот показатель должен рассматриваться вместе с индексом промышленного производства. А он то как раз и упал. Больше чем на 1,5 процента по сравнению с 2018 годом.
Подобные особенности встречаются и в других странах с более развитой экономикой. Схожая ситуация будет в этом году Германии. В 2015-2016 годах наблюдалась в США. Так что поводов для паники пока нет.
В странах с развитой экономикой спад промышленности обычно компенсируется ростом потребления. В некоторых случаях государство помогает стимулировать этот рост путем снижения ключевых ставок центробанков или введением различного рода компенсаций для покупателей.
В Украине все складывается по-другому. Рост промышленности в истекшем году вполне объясним. Последние пять с половиной лет шел стабильный обвал промышленности и рано или поздно, но часть остановленных предприятий должна начать работать. Да и макроэкономическая ситуация в стране немного стабилизировалась.
За первые пять месяцев 2019 года экономисты оценили среднемесячный рост промышленности от 1,6 до 5,2 %, что ощутимо выше показателей 2018 года. Определенную роль здесь конечно сыграла предвыборная борьба кандидатов в президенты. В этот момент активно выплачивались социальные пособия, реализовывались социальные программы (ремонт дорог, закупка оборудования для школ, детсадов и больниц).
Даже с учетом того, что финансирования масштабных пороектов не происходило, финансирование этого сектора экономики смогло придать положительную динаимку украинской промышленности ввиду полного застоя в предыдущиепять лет.
При профиците бюджета для финансирования подобных программ государству пришлось осуществлять заимствования на рынке облигаций внутреннего государственного займа под огромные проценты (процентные ставки поднимались до 20 % годовых). В первом пролугодии Министерство финансов заняло 186 миллиардов гривен при годовом лимите в 202 миллиарда.
В результате на украинский финансовый рынок поступило до пяти миллиардов долларов нелегального иностранного капитала. Приток иностранного капитала был обусловлен не только сверхвыгодными условиями звимствований, но и обещаниями президента Зеленского открыть рынок земли для иностранных покупателей. Это привело в росту курса гривны с 27,9 за доллар в январе до 23,6 в декабре.
Укрепление национальной валюты оказалось очень невыгодным и обусловило падение украинской промышленности. Так, к началу зимы падение оценивалось специалистами в 7,5 % . Еще одним результатом укрепления гривны стало снижение соотношения импорта к экспорту ввиду понижения конкурентноспособности национальных товаров и полной открытости украинских внутренних рынков для поставщиков из ЕС. В некоторых случаях молоко из соседней Польши к концу года стоило дешевле, чем собственного производства. Еще одним нюансом стало снижение прибыли в гривнах и увеличение расходов на заработную плату.
В итоге получается, что с одной стороны вырос ВВП, что является показателем выхода из кризиса и развития государства. С другой, и что гораздо важнее, он был обеспечен дорогой ценой. За рост ВВП пришлось заплатить падением национальной промышленности, снижением уровня жизни населения и увеличением долгов иностранным кредиторам.

Спор не завершен, но проигравший уже известен

В мировой политике случается так, что могут спорить двое, а проигравшими оказаться 40 миллионов. Да да, речь снова о газовом споре Украина-Россия.
Осталось чуть больше месяца до окончания текущего года и российско-украинского контракта на транзит газа в Европу через территорию Украины. А сторрны по-прежнему не могут договориться. С российской стороны финальным на данный момент предложением явилось предложение о продлении текущего или заключение нового контракта на транзит сроком на один год. Предложение было оформлено в виде официального письма за подписью руководства "Газпрома". Также главой компании Алексеем Миллером и главой Министерства энергетики Александром Новаком предложена скидка в 25% на голубое топливо при возобновлении прямых поставок. Президент России Владимир Путин подтвердил это предлождение.
Предложение кажется очень выгодным, но обременено условием по отказу обеих сторон от всех взаимных претензий и судебных споров.
Однако украинская сторона его скорее всего вновь отвергнет. Украинское руководство озвучило, что общая сумма претензий к российской кампании составляет около 22 миллиардов долларов. А российская сторона предлагает отказаться от этих денег, предлагая взамен гораздо меньшие выгоды. В пользу этой версии говорят и расчеты новых тарифов на услуги транспортировки газа, сделанные украинской стороной исходя из ситуации прекращения транзита. Стоит также упомянуть про общественное мнение. В настоящее время в Украине проведена мощная информационная кампания и любые соглашения с Россией воспринимаются населением не иначе как "зрада" и помощь агрессору. Даже при том, что люди понимают, что заплатить за все придется из собственного кармана.
Процесс анбалдинга "Нафтогаза" в настоящее время не завершен. И судя по всему, не будет закончен до 01 января 2020 года и будущий оператор газотранспортной системы компания  "Магистральные системы Украины" пока что существует лтшь формально. А значит даже при наличия согласия обеих сторон, заключить долгосрочный контракт "Газпрому" будет не с кем.
Кроме того, обе стороны создали рекордные запасы газа в ПХГ (Украина на своей территории, Россия - в Европе).
Таким образом, все говорит о том, что 1 января украинская труба опустеет. И официальное подтверждение этому будет скорее всего на нормандской встрече, запланирвоанной на середину декабря.
Теперь о стоимости такого варианта для Украины. Пока что опустим нюанся обеспечения газом юго-востока страны. Устройство газо-транспортной систенмы страны таково, что без транзита голубого топлива, обеспечение газом этих территорий невозможно.
Поговорим о новых тарифах на транспортировку газа с января 2020 года. Таковых имеется два. Первый с учетом продолжения транзита, второй без него.
Первый вариант предполагает рост тарифов более чем вдвое тарифа на транспортировку газа по Украине и почти в два раза — для точек входа в ГТС Украины при транспортировке импортного газа.
При введении второго цены на транспортировку газа по Украине вырастут в 3,5 - 4,7 раза. Тариф для точек входа в ГТС Украины при транспортировке импортного газа увеличится в 2,7-2,8 раза. Газораспределительные сети также заявили о намерении увеличить тарифы в среднем в 1,84 раза.
И рассматривать при этих тарифах стоит исключительно европейский газ, получаемый на западной границе. Теперь этот газ будет точно европейским, а не условно реверсным. А сколько он будет стоить сейчас вряд ли удастся спрогнорзировать даже очень опытным аналитикам.
И это еще не все плохие новости. Есть еще дополнительные расходы около 36 миллиардов гривен, почти половину из которых придется заплатить населению.
Надеяться на продление контракта или же заключение нового вряд ли стоит. Американцы уже начали поставки СПГ в Польшу, а оттуда в Украину. И отказываться от этих доходов точно не готовы. Также и руководство "Нафтогаза" не захочет возвращать полученные премии за судебные победы над российским газовым оператором. А расплачиваться за все будет как обычно население. Хотя это вряд ли волнует чиновников, имеющих многомиллионные зарубежные счета.

Народ перестал смеяться над шутками Зеленского

 "Зеленский шутил о тарифах, что они высокие.... но прямых обещаний он не давал. Конечно, люди где-то в полунамеках хотят видеть то, что они хотят видеть", — такими словами объяснил представитель президента в правительстве Андрей Герус (уже бывший, 11 ноября его официально сняли с этой должности) очередное повышение тарифов на газ для населения.
В октябре - ноябре произошел очередной рост цен на газ. В результате в прошлом месяце тарифы для предприятий выросли на 20%. В этом месяце очередь дошла и до рядовых потребителей. Представители "Нафтогаз Украина" заявили, что данная цена является рекордно низкой за последние три года. Теперь стоимость газа будет составлять 4 899 гривен за тысячу кубометров (стоимость без учета налогов и расходов на транспортировку).
"Собака лает, караван идет" - гласит известная пословица. Гововоря об украинской действительности - правительство заявляет о регулировании цен, тарифы растут. И если правительство Владимира Гройсмана требовало (ну или хотя бы делало вид) уволить руководителя "Нафтогаза" Андрея Коболева и снизить цены, то новое правительство и этого не делает.     Коболев имеет надежную защиту из США и уверенно занимает свою должность. А рост цен украинский газовый оператор объясняет удорожанием получаемого газа со 174,6 до 199,5 долларов за тысячу кубометров.
Украинцам предлагают воспользоваться программой "Газовый запас", предпролагающей предоплату заранее заказанного на зиму объема газа. В текущем месяце, например, стоимость газа по этой програмпае составила  4 874,42 гривен за тысячу кубометров.
Однако и такая цена может оказаться непомерно высокой для многих граждан. Об этом говорят статистические данные о росте долгов. В настоящее время по оценкам экспертов общая сумма задолженности граждан за топливо составляет более 14,8 миллиардов гривен (более 600 миллинов долларов).
Если задолженности на будут погашены, "Нафтогаз" обещает перекрыть подачу топлива местным газовым паредприятиям, что приведет к остановке котельных. Газовый монополист заявил о такой возможности еще месяц назад. Под угрозой отключения газа находятся 116 компаний, обеспечивающих теплом крупнейшие города, в том числе: Киев, Мариуполь, Одессу, Харьков, Житомир.
А с 01 января 2020 года ожидается еще и повышение внутренних цен на прокачку газа. Это приведет к росту цен за тысячу кубометров на 1 200 гривен. Таким образом голубое топливо будет обходиться на менее семи тысяч гривен без учета налогов.
Подобный новогодний подарок явно не по душе ни населению, ни бизнесу. А многие предприятия, особенно работающие с низкой рентабельностью, могут этого просто не перенести.

Очередной скандал между Украиной и Венгрией

  • 08.11.19, 10:37
С 2014 года в Украине проводятся территориальные преобразования. Одной из внедряемых инициатив является создание в Закарпатье территориальных единиц, в которых будут проживать этнические венгры.
Данная инициатива, по мнению украинских властей, призвана содействовать решению "венгерского вопроса". Однако заместитель руководителя Закарпатского областного совета Йосип Барто выразил уверенность, что украинские чиновники вместо объединения мест компактного проживания этнических венгров намерены наоборот их разделить.
В настоящее время в Украине осталось четыре района компактного проживания венгров. Это естественно не способствует улучшению уровня коммуникации в рамках венгерской общины. Поэтому основной целью венгров является создание в Берегово нового района, который смог бы объединить девять территориальных громад. При этом венгерское население выражает недовольство качеством проведения реформы по децентрализации в Закарпатье. В отличие от остальной территории Украины, где мероприятия проведены более чем на половину, в Закарпатье громады сформированы только на 6%.
Касаемо Берегово, который Йосип Барто предлагает выбрать в качестве центра Венгерского района. Половину населения города составляют этнические венгры. И город отмечен тем, что неоднократно высказывался против проводимой Киевом политики. Осенью прошлого года город стал центром скандала в связи с массовой выдачей венгерскихз паспортов жителям Украины. В связи с инцидентом из Украины был выдворен консул Венгрии в Берегово. Чуть ранее, весной 2018 года, население города активно поддержало антиукраинскую инициативу министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто о запрете восстановления украинской воинской части в Берегово.
Очень похоже на то, что власти Украины пытаются сократить влияние венгерского меньшинства на внутреннюю политику страны. В пользу этого говорит факт исчезновения из списков Верховной Рады девятого созыва венгерского представителя Ласло Брензовича. Его место на парламентских выборах занял самовыдвиженец Владислав Поляк. Этот факт значительно снизил возможности венгерского меньшинства влиять на политические прпоцессы в стране. Теперь венграм необходимо искать новый способ для установления конструктивного взамодействия с украинскими властями.
Таким образом наблюдается две противополрожных тенденции. Украинская сторона пытается снизиить влияние венгров. Венгерская община - наоборот. Именно желание объединить избирателей может являться мотивами венгерских политиков.
Хотя, справделивости ради стоит отметить, что межнациональные противоречия возникают не только в Берегово. Среди приходящих на ум за последний год можно перечислить иск МИД Украины в Генеральную прокуратуру и Службу безопасности Украины в связи  с публикацией газетой "Карпаталия" (издается союзом венгров Закарпатья) статьи, где Закарпатская область обозначена венгерской территорией. Кроме того, широкой огласке была предана ситуация с изъятием властями Венгрии национальных паспортов, выданных жителям Закарпатья, поскольку их часто получали не этнические венгры, а украинцы с поддельными документами.
Кроме того, возникают противоречия и на высоком государственном уровне. Власти Венгрии постоянно заявляют о несоблюдении прав закарпатских венгров. Отдельным противоречивым вопросом медгосударственных отношений является украинский закон "Об образовании", подразумевающий использование только украиского языка в учебных заведениях страны. Отмена закона "Об основах государственной языковой политики" лишила венгерский язык статуса регионального. В ответ Венгрия блокирует все стремления Украины по вступлению в ЕС и НАТО.
Очень похоже на то, что страны так и не сумеют найти общий язык и имеющиеся противоречия будут только разрастаться. А ситуация с венгерской общиной даст не только "прилив крови" конфликту, но и повод заинтересованным политическим силам для усугубления имеющихся противоречий.

Украина готова выставить на торги заводы и сельскохозяйственные

Новое руководство Украины решило пересмотреть свои взаимоотношения с МВФ.
Администрация Петра Порошенко отличалась тем, что обещала выполнить все критерии, получала первый транш финансирования, свои обещания не выполняла и программа финансовой помощи отзывалась. Команда Владимира Зеленского по всей видимости решила поломать эту традицию. Глава Министерства финансов Украины Оксана Маркарова заявила на то, что в это  раз Киев получит трех - четырехлетнюю программу финансирования. В офисе президента выразили уверенность в том, что основные критерии МВФ будут выполнены, и очередная программа финансирования станет первой полностью реализованной.
И действительно, Киев начал реализовывать основные требования.  В Украине уже начал функционировать Высший антикоррупционный суд. Президентом отданы указания о подготовке не менее 500 государственных предприятий к приватизации и утверждении законопроекта об отмене маратория на продажу сельскохозяйственных земель. Премьер-министр Украины Алексей Гончарук подтвердил начало реализации указаний главы государства.
Хочется несколько подробнее остановиться на вопросах приватизации и продажи сельскохозяйственных угодий.
В вопросе приватизации существует проблема крайне низкой рентабельности предприятий, которые могут быть выставлены на аукцион. Так, директор института развития экономики Украины Александр Гончаров подсчитал, что по состоянию на январь 2019 года в стране существовало 3364 государственных предприятий. Из них функционировало менее половины - 1594. При этом более 93% общей стоимости приходится на сотню крупнейших. То есть рыночную стоимость имеют около 100 предприятий, остальные же могут быть проданы за бесценок.
Кроме того, большинство привлекательных с коммерческой точки зрения предприятий обременены множеством судебных разбирательств (это связано с войнами олигархов). В связи с этим не может быть начата процедура подготовки к приватизации этих объектов.
Вот и получается, что единственными, кто точно не проиграет в этой ситуации, останутся инвестиционные советники. Ведь за подготовку предприятий к торгам они получат свои многомиллионные гонорары вне зависимости от их результатов.
Ситуация с землей также непростая. Чтобы продавать земли по европейским ценам, необходимо значительно увеличить капиталоотдачу (по оценкам некоторых экономистов, в два - три раза). Для примера, в Польше эта проблема решается за счет миллиардных дотаций от Евросоюза, атакже недорогими кредитами. Это позволяет фермерам выращивать культуры с большой добавленной стоимостью. Основная же ориентация Украины - это зерновые и "семечки", что может обеспечить доходы на уровн 150 долларов за гектар.
Кроме того, основная доля сельскохозяйственных земель отдана в долгосрочную аренду аграрным холдингам. При расторжении этих договоров государству придется заплатить фермерам многомиллионные компенсации.
Таким образом, после снятия маратория на продажу сельскохозяйственных земель в продажу поступят не 40 миллинов гектар, обещанных президентом Зеленским, а, скорее всего, около трехчетырех миллионов. Но и на эту долю быстро найдутся желающие. Наверняка предложение заинтересует польских аграриев, имеющих опыт работы на рынке Евросоюза. У Польши появится шанс приобрести украинские земли по низким ценам. А затем, с использованием недорогой местной рабочей силы выращивать продукцию с низкой себестоимостью, чтобы продавать на европейских рынках.
Что же касается Украины, то из видимых положительных перспектив из этой ситуации можно выделить только шанс повышения привлекательности своего инвестиционного климата для зарубежных инвесторов. А для бюджета страны это обернется пополнением долгового баланса на несколько миллиардов долларов и потерей работоспособных объектов промышленности.

Ждать ли Европе российский газ?

Представителями Евросоюза на 16-22 сентября анонсирована возможность проведения очередной трехсторонней министерской встречи по вопросам транзита российского газа через Украину в ЕС. Об этом сообщила официальный представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен.
Стороны должны вновь попытаться решить сложный вопрос. Если вкратце, то суть проблемы заключается в следующем: Европа хочет относительно недорогой и качественный российский газ, Россия заявляет о готовности обсуждать поставки, но при условии конкурентной цены от Нафтогаза и отмене судебных претензий украинской стороной. Украина тоже заявляет о заинтересованности в получении российских денег за транзит газа через свою территорию. Но, почему-то пока вопрос с мертовой точки не сдвигается.
Действующий контракт на транзит газа через Украину истекает 31 декабря 2019г. В эти же сроки Россия намерена запустить вторую нитку газопровода "Северный поток-2". Сторны пытались сесть за стол переговоров ранее, но этому помешали политические обстоятельства - выборы сначала в Европарламент, затем в Украине. Теперь же судя по всему переговоры будут вестись вокруг двух основных вариантов. Российский министр энергетики Александр Новак в конце июля выступил за продление действующего контркта сроком на один год. Глава украинского "Нафтогаза" Юрий Витренко предложил заключить соглашение, на своп газа. В таком случае российская сторона будет передавать Украине определенный объем газа на границе, а "Нафтогаз" в свою очередь — отправлять такой же объем в ЕС. Евросоюз настаивает на заключении транзитного контракта на 10 лет.
При этом предложенный Россией вариант скорее говорит о том, что Кремль хочет подстраховаться тот случай, если не будет вовремя завершено строительство "Северного потока-2". Позиция Украины и вовсе страннная. Казалось бы, что для Киева впполне логично сформировать четкую позицию по отношениям с РФ и выходить на переговоры с Москвой  чтобы обеспечить энергобезопасность Украины и прибыли от транзита.
При этом Украина налаживает маршрут импорта газа из Румынии через территорию Молдовы. Планируется, что транзит топлива будет происходить благодаря системе трансбалканских трубопроводов путем реверса. Кроме того, власти предлагают населению страны заранее позаботиться о зиме и закупить для себя газ по летним ценам заблаговременно.
Подобные шаги украинского руководства говорят о том, что Киев не ожидает позитивных сдвигов от предстоящих переговоров. Тем временем Европа ждет газа. И складывается ощущение, что есть в этом вопросе еще одна сторона, не участвующая в переговорах, но очень не желающая поставок российского газа в Европу. Возможно и в этом вопросе не обошлось без США, которые активно продвигают свой СПГ на международные газовые рынки?