— архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, как правило королевской крови,(но далеко не всегда) которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп — беспомощная
.
По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования. В древних легендах встречается мотив сватовства героя к подобной деве, которая соглашается на брак только под условием, что он превзойдёт её в типично мужских боевых искусствах — причём она оказывается настолько сильной, что жених может победить её только хитростью. Общепринятых гипотез о истории сложения данного женского образа, его предпосылках и развитии нет. Существует несколько разных версий происхождения, а также и мнений о том, насколько значимой подобная концепция была вообще.
Например, Пегги Сэндей выдвигает идею о том, что общества, в которых доминировали ритуалы поклонения Природе, были гиноцентрированными, и что модель такого общества можно увидеть в древнескандинавском язычестве и северной викке (природной магии), получившим отражение в мифологических образах северных дев-воительниц, валькирий. Таким образом, подобные образы дев-воительниц — пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.
А И. М. Дьяконов при сравнительном анализе «архаических мифов Востока и Запада», выделил среди женских мифологических персонажей две категории: «дев-воительниц» и «матрон»-«матерей/супруг»; первая категория по его версии восходит к возрастной группе девушек, сопровождающих юношей в «мужском доме» (ганика у индоариев, гетеры у греков и т. п.), пользующихся половой свободой и связанных с боевыми дружинами. Мифологические воплощения таких социальных групп индийские апсары, ирландские сестры Морриган и т. п. персонажи, уносящие убитых с поля боя". По этой версии, образ дев-воительниц получается воспоминанием о реальных боевых подругах, сопровождавших воинов в походах.
В мировой литературе (преимущественно европейской) прослеживается четкая магистральная линия преемственности подобного сюжета. Амазонки древнегреческих мифов проникают в средневековый рыцарский роман, после чего архетип воскрешается уже в XX веке, когда общество требует нового женского образа.
Существует отдельное ответвление, которое стоит отметить, как характеризующее определенную стадию. Саги о девах-воительницах составляют отличительную особенность средневековой исландской литературы. «Если в других литературных традициях эпизодически встречаются образы строптивых принцесс, укрощаемых женихами, то в исландской словесности возникает особая разновидность жанра рыцарской саги — рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. В рыцарских сагах для героинь таких рассказов существует специальное обозначение — meykongr „дева-правительница“, сами же они знаменательно именуют себя „королём“ (kongr) , но не „королевой“ (drttning) ».
В массовую культуру стереотип воительницы, активно участвующей в сюжете, как считается, проник в 1970-е гг. в связи с всплеском феминистского движения в западной цивилизации. К этому моменту публика начала уставать от типичной героини — пассивной девы в беде , крепко связанной с мужчиной-защитником. Этот тип вышел из моды, и создатели нового образа нашли вдохновение в греческой мифологии.
Данный женский стереотип изображает выдающуюся и независимую женщину, которая стремится достигнуть своих целей и позиционируется как антипод типичным ролям, созданным в рамках традиционной патриархальной социальной модели. Подобная героиня фигурирует в мирах героического фэнтези или в исторических романах на тему Средневековья — то есть в ситуациях, где очевидны её физические навыки. Этот образ может эффективно использоваться и в произведениях о современном мире, например в фильмах в жанре girls with guns . В отличие от других женских активных образов — роковая женщина или девчонка-сорванец , дева-воительница продолжает заниматься традиционно мужскими делами, причём без потери женственности. Кроме того, в масс-культуре совсем теряется идея средневековой куртуазной любви к подобной прекрасной принцессе.
ru.wikipedia.org/wiki/Дева-воительница
‹ Мужские половые гормоны играют большую роль в дифференцировке пола во
внутриутробном периоде, чем женские половые гормоны. Воздействие
мужских половых гормонов андрогенов на плод ведет к его маскулинизации. В
медицинской практике известен следующий случай. Несколько беременных
женщин получали гормональные препараты, препятствующие выкидышу. В
результате на свет появились девочки с выраженными маскулинными (типично
мужскими) признаками: у них были увеличены клиторы, а у некоторых даже
имелись пенисы. Поведение таких девочек также больше смахивало на
мальчишечье. Они росли сорванцами, предпочитали активные и силовые игры,
носили брюки, не интересовались куклами и не видели себя в роли матерей
и домохозяек. Сходное влияние могут оказывать на плод и некоторые
синтетические гормоны, использовавшиеся для лечения ряда заболеваний у
беременных женщин. ›‹ При генотипе ХY из-за отсутствия рецепторов андрогенов в некоторых клетках зародыша и, соответственно, нечувствительности этих участков зародыша к андрогенам рождается ребенок с так называемой тестикулярной феминизацией (testiculum — яичко, семенник), которая называется также синдромом Морриса. Мутация, вызывающая этот синдром, имеет частоту 1:65000, т. е. встречается достаточно часто. Внешне это «высокая, стройная, статная, физически сильная женщина без матки, с малым влагалищем, семенниками, конечно, не менструирующая и не рожающая, но в остальном способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам». У этих генетических мужчин, но соматически — женщин андрогены нормально воздействуют на нервную и мышечную систему, в результате отмечается их исключительная деловитость, физическая и умственная энергия и целый других особенностей мужской психики. По мнению известного медицинского генетика В. П. Эфроимсона, мутантом Морриса была Жанна д’Арк. До сравнительно недавнего прошлого мутантов Морриса было довольно много среди выдающихся спортсменок. С 1966 года все спортсменки проходят специальный контроль на генетическую принадлежность к женскому полу. Для этого берут соскоб со слизистой рта и микроскопически определяют генотипический пол по наличию полового хроматина. ›
Коментарі
R_
127.05.18, 13:37
http://ru.wikipedia.org/wiki/Маскулинизация
http://ru.wikipedia.org/wiki/Вирилизация