Про співтовариство

Для всех, кто не равнодушен к культуре Киевской Руси, России, Украины, других братских народов, кто любит поэзию, прозу, фильмы, театральные постановки, музыку, историю, интересуется новостями науки, культуры, этнографии... Тематика - многогранна, как и само понятие - славянская культура... Приветствуется ВСЁ, кроме ненормативной лексики и полемики на политические темы !!! Сообщество АПОЛИТИЧЕСКОЕ !!!
Вид:
короткий
повний

~РУССКАЯ КУЛЬТУРА~

О Р-А-З-В-И-Т-И-И (по материалам Русской Правды)

О РАзвитии

«Развитие любого человека происходит только тогда, когда его деятельность направлена не на самого себя, а на внешнее по отношению к конкретному человеку. Когда человек несёт личную ответственность за свои поступки и дела, когда он РАдеет, что означает деять, действовать во имя Света, нести свет людям, а это возможно, только когда деятельность человека направлена на благо Родины, своей страны, на благо другим.

И совершенно не важно, что другие даже об этом не знают, дело делается не ради того, чтобы за него поблагодарили, а потому, что этого требует необходимость. Основная беда, так называемых, Восточных учений в том, что они направлены по своей сути на самого развивающегося, ищущего просветления, а просветление всё не наступает и не наступает! А оно и не может наступить по той простой причине, что эволюционные приобретения возникают только тогда, когда действия идущего по духовному пути направлены на благо других! Всё, что направлено на, так называемое, самосовершенствование — по своим масштабам и нагрузкам незначительно, в принципе, ничтожно.

А действия, направленные на благо других, по своим задачам и нагрузкам могут достигать Вселенского масштаба. И когда такие задачи решаются, через действующего протекают потоки материи такой мощности, что они изменяют и самого действующего. Новые качества и свойства не могут появиться без соответствующей нагрузки. Конечно, человек должен быть готов к такой нагрузке, надо иметь соответствующие качества и свойства, потенциал, и, что не менее важно, понимание того, как нужно решать поставленную задачу. И конечно, уровень решаемых задач должен соответствовать возможностям воздействующего.

И в этом деле нет места браваде, амбициям, самомнению. Вся эта шелуха мгновенно испаряется, когда дело доходит до реальных действий. Правда, чаще всего это очень плохо заканчивается для таких горе-искателей истины и просветления. Так как они ищут не истину и просветление, а самих себя в них! Любое проявление человеком нарциссизма обрекает его на невозможность для него получить просветление и найти истину! Истину находит тот, кто меньше всего думает о себе, а больше о деле, которое необходимо сделать! А это без полной самоотдачи, самоотверженности осуществить просто невозможно!

Николай Левашов, «Зеркало моей души».

Экскурс в историю - торговые связи...

Венеция стоит на пермских сваях

В двенадцатитомной истории Венеции, написанной известным итальянским историком Тентори в XVII веке, есть такие строки:«Благополучие населения Венеции обеспечивается всемирной торговлей и прочностью свайных сооружений города на островах — пермскими карагаями».

Тентори пишет, что город стоит почти на двух миллионах таких свай. В книгах двадцатого столетия количество свай почему–то уменьшилось: «Четыреста тысяч свай из приуральских лиственниц от раннего средневековья до сих пор надежно несут тяжесть дворцов и домов медленно погружающегося в лагуну города».

Нет сомнения в том, что они привезены из пермских земель, иначе зачем бы деревья называли «пермскими карагаями». Ведь сама по себе лиственница и поныне растет в Северной Италии, на отрогах Альп, и поныне из этой лиственницы добывают живицу, которая с незапамятных времен зовется «венецианской смолой». Краевед Лев Баньковский попытался выяснить, почему же в Венецию лиственницу везли за тридевять земель из Приуралья, а не использовали свою альпийскую.

Связал он это с двумя факторами: изменением климата и деятельностью человека: «Во время умеренных потеплений и двух весьма жарких ксеротермических периодов лиственничники, или, как их называют в Сибири, листвяги, были сильно потеснены степями и широколиственными лесами. В Западной Европе вместо некогда сплошных массивов лиственницы остались ее небольшие островки, многие из которых за последние века совсем или почти совсем исчезли в результате строительной деятельности человека. Вот почему уже в эпоху раннего средневековья лиственничные сваи для возведения Венеции пришлось ввозить из Предуралья вокруг всей Европы».

Но каким путем везли деревья? «Вокруг всей Европы» — то есть через Балтийское и Северное моря, обходя Пиренейский полуостров, через Гибралтар в Средиземное море? Неожиданная подсказка нашлась в работе Н. Соколова «Образование Венецианской колониальной империи», изданной в Саратове в 1963 году. В ней, в частности, говорится, что начиная с XI века, Венеция захватывает лидирующее положение на Адриатике, а к XIV веку под ее контролем оказываются важнейшие торгово–стратегические пункты Восточного Средиземноморья. Важную роль в торговле играло Причерноморье.

Среди конечных торговых пунктов венецианцев здесь Соколов называет города Кафу, Солдайю, Тану, Астрахань.

И лишь в конце ХІV века Венеция смогла потеснить генуэзцев в Западном Средиземноморье и проникнуть на северо–западное побережье Европы. Ясно, что возить лиственницу венецианским купцам было куда выгоднее через Черное море, чем вокруг Европы, тем более что смогли они туда попасть далеко не сразу.

Еще одну подсказку дает название лиственницы в Венеции — «пермский карагай». Пермский — понятно, что из Перми, a карагай — так называется лиственница в тюркских языках. Сейчас все сразу встает на свои места. Южным соседом Перми Великой было государство Волжских Булгар. Булгарские купцы, хорошо зная торговую конъюнктуру, покупали в Перми Великой лиственницу, водным путем доставляли ее до Астрахани.

Как вы, наверное, помните, этот город упоминался среди конечных точек венецианских торговцев. И здесь уже под названием «карагай» продавали. Был и другой путь: до города Булгары по Каме, а из него шла сухопутная дорога до Киева, а там и Черное море недалеко.

Если же везти лиственницу из Прикамья «вокруг Европы», то тюркскому названию появиться неоткуда. Торговля шла бы через русский Новгород и какое–нибудь западноевропейское государство. Там же лиственницу называют «ларикс».

Но все же мысленно вернемся примерно так на 1000 лет назад. Даже не будем разбираться, четыреста тысяч или два миллиона стволов лиственницы вывезли из наших лесов венецианские купцы. Масштабы по тем временам при том развитии техники, транспортных средств — гигантские. Добавьте к этому расстояние: где Венеция и где наш край. И эти два миллиона или четыреста тысяч были доставлены в Венецию за каких–то несколько столетий. Это же тысячи и тысячи стволов ежегодно. Где–то здесь, на дальних реках нашего края Глухой Вильве или Колынве, Уролке или Колве, местные жители заготовляли лиственницу особого размера и, наверное, очень недоумевали, зачем, кому нужно столько обычных деревьев, и за них тоже давали дорогой товар, как за пушнину или соль.
Затем все это оказывалось на Каме. Здесь необычный для местных жителей товар брали булгарские купцы…

Но, вероятно, венецианские купцы не ограничивались тем, что им поставляли булгары, они и сами пытались проникнуть в места, где росло «дерево жизни» для их города. А иначе как объяснить, что в Европе первая карта, где было нанесено Верхнее Прикамье, была составлена в 1367 году венецианцами Франциском и Домиником Пицигани. Как бы то ни было, до сего дня остается тайной, как в Венеции узнали почти тысячу лет назад, что именно в наших краях растет такое необходимое для них дерево. Может быть, до них дошли какие–то сведения со времен Римской империи. Когда император Троян в начале II века построил из привозной лиственницы мост через реку Дунай. Остовы моста разрушили с помощью зубила только в 1858 году, через 1150 лет.

Не только Венеция покупала лиственницу в Перми Великой. На протяжении нескольких столетий весь английский флот строился из лиственницы, вывозимой из Архангельского порта. И значительная ее часть была из Прикамья. Но так как покупали ее в Архангельске, называли лиственницу в Англии вначале чаще всего «архангельская». Были, правда, и другие названия: «русская», «сибирская», «уральская». Только почему–то «пермской» не называли.

Еще многие тысячелетия назад степные кочевники и жители цивилизованных государств везли это дерево за тысячи верст. Всегда использовалось оно там, где больше всего заботились о вечности. Из лиственницы строили гробницы, основания для первобытных свайных поселений, опоры для мостов и многое другое. Сегодня, как память о былой славе пермской лиственницы, остались топонимы — названия села и деревни Карагай.

PS. В 1827 году, т.е. спустя 1000-1400 лет, часть свай была обследована. В заключении об их прочности сказано, что сваи из лиственничного леса, на которых основана подводная часть города, как будто окаменели. Дерево сделалось до того твердым, что и топор, и пила его едва берет.

Источник - "Русская Правда"

Расстояние... Что это значит?!!


Что обозначает слово расстояние?


Сегодня слово расстояние в нашем языке – это и 2 мм и 10 см, и 50 км, и даже тысячи и сотни тысяч км, для нас это всё расстояния.

Но что на самом деле значит слово расстояние?

Кстати, слово РАССТОЯНИЕ возникло из слияния нескольких слов, которые при соединении в одно расставлялись в слове по определённым правилам языка, не тем, которые навязаны русам сейчас. «Стоять от РА» — означает степень удалённости от РА-Солнца! Даже это слово в современном языке используется не по своему прямому назначению.

Это слово определяло положение планет-земель по отношению к солнцу-Ра! Каждая планета-земля солнечной системы отСТОИТ в пространстве от РА-солнца! Так что на любой планете-земле, в том числе и на Мидгарде, просто НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАКИХ ДИСТАНЦИЙ, соизмеримых с дистанцией до солнца! А мы употребляем слова, даже не задумываясь об их истинном значении. Мидгард-земля СТОИТ ОТ РА-СОЛНЦА НА 149 500 000 КМ! Мидгард-земля удалена от РА-СОЛНЦА на СТО СОРОК ДЕВЯТЬ МИЛЛИОНОВ ПЯТЬСОТ ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ! Конечно, Меркурий (Земля Хорса), Венера (Земля Мерцаны) СТОЯТ ОТ РА не столь далеко, как Мидгард-земля, но все остальные планеты солнечной системы СТОЯТ ОТ РА ещё дальше! Сейчас для определения удалённости одного объекта до другого используют единицу длины «метр» и его производную — километр; есть также «астрономическая единица» (а.е.) и «световой год», это если говорить о значительных расстояниях.

В свою очередь, СВЕТОВОЙ ГОД — это, согласно современным представлениям, расстояние, которое свет проходит в течение одного года, если считать СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ СВЕТА в пространстве равной 300 ТЫСЯЧАМ КИЛОМЕТРОВ В СЕКУНДУ. Таким образом, СВЕТОВОЙ ГОД равен 9,4608х1012 км и, соответственно, ДАЛЬ ДАЛЬНЯЯ приблизительно равна расстоянию в 13,245х1012 км.

Сегодня расстояние до Солнца измерено в удобных для нас единицах измерениях и составляет оно - 149.6 млн. км = 1.496· 1011 м = 8.31 световая минута.

А наши предки для этой цели использовали свои единицы измерения больших расстояний — ДАЛЬ и ДАЛЬ ДАЛЬНАЯ! Так что «дали дальние», не просто образ, а образ конкретный! И образ ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ и ЗА ТРИДЕВЯТЬ ДАЛЕЙ ДАЛЬНИХ — действительно образ большой удалённости! Другие планеты-земли ОТСТОЯТ ОТ МИДГАРД-ЗЕМЛИ каждая на конкретном расстоянии, которое измеряется в ДАЛЬНИХ ДАЛЯХ.

Источник: Вся Правда

Новости археологии России - "Русская Правда"


Археологи нашли в Сибири берестяную грамоту, написанную на древнерусском языке.

Нефтеюганские специалисты во время раскопок на предполагаемом месте нахождения Туруханского кремля обнаружили целый клад исторических находок.

На месте Старотуруханского городища Новая Мангазея в Красноярском крае, признанного в XVII веке торговым центром и опорным пунктом, куда съезжались купцы всех стран, археологи обнаружили уникальную берестяную грамоту, написанную на древнерусском языке.

Уже шестой год сотрудники «Северной археологии — 1» организовывают комплексные исследования древнего поселения Старотуруханск.

В этом году экспедиция прошла на месте предполагаемого расположения Туруханского кремля. Это историческое здание было заложено в 1672 году воеводой Данилой Наумовым, спустя 100 лет кремль разобрали из-за его ветхости.

В верхних слоях раскопа археологи обнаружили руины жилого дома традиционного русского типа конца XVIII века. По предположениям, в нем более 200 лет назад располагался фельдшерский пункт. Это подтверждают найденные предметы быта того времени: фарфоровая и фаянсовая посуда, рассыпанные бусы, потерянные пуговицы, монеты, большое количество аптекарских бутыльков, фрагменты пробирок и лекарственных ампул.

Хозяева обнаруженного дома, по предположениям, жили в достатке — об этом свидетельствуют найденные фрагменты дорогого «кузнецовского» фарфора, стеклянные и хрустальные пробки графинов и туловище керамической куклы.

Особой гордостью археологов можно назвать найденный в земле костяной именной нож для резки бумаги, на котором вырезаны инициалы: «С.В.З.» и дата — 12.IV.1894 год. По словам историков, находка с датой – весьма редкая вещь.

- Большинство находок было обнаружено во время раскопа нижнего слоя. В основном это вещи XVII века. Найденные во время экспедиции костяные гребешки, расчески и заготовки изделий подтверждают развитие в Новой Мангазее местного косторезного производства из бивня мамонта, — рассказала Life News Мария Рудковская, руководитель раскопок, археолог ООО «НПО «Северная археология — 1». Также нами были обнаружены фрагменты ткани, три вязанных крючком носка, фрагмент деревянных грабель, наконечники стрел и около 10 пар кожаной обуви, принадлежавшей как взрослым, так и детям. Очень хорошо сохранились женские туфельки на изящном каблучке, что говорит о том, что их обладательница была большой модницей.

Из всех многочисленных находок, которые непременно внесут свой вклад в историю, самой уникальной, по мнению археологов, стала берестяная грамота на древнерусском языке. Аналогичные фрагменты бересты с прочерченными на них текстами использовались в Великом Новгороде в X–XII веках. Обнаруженная реликвия является первой берестяной грамотой, найденной в Енисейском крае. Текст процарапан в несколько строчек на старославянском языке.

- Эта грамота не содержит никакой информации, — поясняет Мария Рут, завкафедры русского языка и общего языкознания УрФУ. — На ней написан кириллический алфавит от буквы і до конца. Возможно, это обрывок и выше на листке было начало алфавита. Наверное, кто-то пытался учить по ней азбуку.

На данный момент найденная археологическая коллекция поступила на обработку в лабораторию. После проверки артефакты поступят на постоянное хранение в музей Туруханского района.


Ася Темина, Life News Online


Интересные факты ("Русская Правда") - о семье и браке...

Чем отличается Веста от Невесты?

Согласно родовым традициям славян, Веста – это девушка, обученная всем премудростям замужества, т.е. ведающая/знающая, в будущем заботливая мать, хорошая хозяйка, верная, мудрая и любящая жена. Только после приобретения девушкой таких знаний у нее был шанс стать женой. НЕвест замуж не брали, а если брали, то такое дело называли браком. Не секрет, что целостность, атмосфера и счастье в семье почти полностью зависит от женщины. У Весты не может быть плохого мужа, потому что она мудра. Вероятнее всего, древние славяне даже не знали, что такое развод…

БРАК – у древних славян этот обряд назывался священный супружеский союз… Свадьба расшифровывается как СВА – небо, БО — боги, ДЕ – деяние… А в целом – Небесное Деяние Богов… Брак придумали христиане… Славяне его трактуют так, что кто-то из вступающих в этот союз – с браком – до свадьбы имел «контакт» с другими…

«Брак» от ар. «КАРБ» – «породнение», когда особи разных полов становятся родственниками (акриба) через совместный плод. Славянское «брак» – от «брать», т.е. взять за себя женщину другого рода. И в тоже время, говорят: «брак хорошим дело не назовут..,почему.., БРАК»производственный от арабского «ХАРАБ» – «разрушить, испортить»…, А немецкое «брак»означает «сломанная вещь» … все эти заморочки с венчанием, фатой, кольцами, и пр. пришло из Иудеи, позже, после возникновения христианства, обычай этот пришел на Русь.

Так вот, на иврите «благословение» – браха. Вот вам и брак. Есть и др. мнение: «брать», а также «брань»(изначально – поход за добычей, а один из броских «образов» добычи в древности – это девушки, потенциальные жёны) естественнее сблизить с обсуждаемым словом. Кстати, слово«бранка» означало когда-то «пленница». Вместе с тем я не исключаю, что термин «брак»связан ещё и со словом «БРемя», и если так, то здесь просматривается аналогия с ивритом: («нисуим», арам. форма «нисуиН») — «брак», и корень тут тот же, что в слове(«ласэт») – «нести» («носэ», – «несу, несешь, несет»). Соответственно, состоящий в браке – , «насуй» (ж. р., «нэсуА»), т. е. как бы «обремененный».., ну, а раз бремя и обремененный, значит и нести его должны оба супруга, со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Многие слова, которые издревле служили нам защитой и определенным табу, исковерканы и вывернуты на изнанку, подменены чужеродными. Потому, возможно и быт наш с некоторых пор не устроен и жизнь дискомфортна. Мы потеряли гармонию не только в понимании Себя, но в первую очередь в определении других, происходящего вокруг нас в целом. Опять же будем искать виноватых, порождая смуту и становясь все слабее, или, попытаемся самостоятельно исправить ситуацию, жить и говорить так, как завещали нам Наши Предки – Законы и Правила которых до сих пор являются безупречными, потому как руководствовалисьПРАВЬю и СОВЕСТЬю. А главное, – ЛЮБОВЬю к Матушке-Земле Своей…

И не удивительно, что сегодня по статистике распадается чуть ли не каждая вторая семья. Ведь вступают в БРАК с неВестой…



Интересные факты ("Русская Правда") - боевые медведи Руси

Русская Правда: Боевые медведи Руси


На гербе города Ярославля изображен медведь с секирой.

В «Сказании о построении града Ярославля» приводится легенда, согласно которой во времена Ярослава Мудрого на этом месте находилось урочище Медвежий Угол, где жили язычники - почитатели бога Велеса, которые занимались охотой, скотоводством и грабежом проплывающих по Волге купцов. Князь Ярослав решил положить конец этому безобразию и явился наводить порядок с дружиной.

Местные жители выпустили некоего «лютого зверя» со сворой собак -«да растешут князя и сущих с ним». Ярослав секирою побил зверя, псы разбежались, а язычники, ужаснувшись мощи князя, пали перед ним ниц и признали его власть. Так был заложен город Ярославль.

Ярославская эмблема - одна из древнейших в российской геральдике. Медведь с секирой обозначал ярославскую землю уже на печати Ивана IV. В 1730 году утвержден герб для знамён Ярославских полков.

Археологические раскопки подтвердили, что насельники Медвежьего Угла действительно занимались охотой и скотоводством, что говорит о правдивости «Сказания». Если это так, то перед нами уникальное сообщение о боевом использовании медведя.

Медведь был натравлен на князя с дружиной. В помощь ему придали свору собак, что говорит о длительной дрессировке и слаженности действий звериной боевой группы. Ведь животные не бросились друг на друга, а вся группа в целом накинулась на дружину князя. Надо думать, бой был не из легких, но князь и его люди - профессиональные воины, так что победа осталась за ними.
Возникает вопрос: считать ли боевое использование медведя единичным случаем или обычной практикой?

Медведь - грозный, мощный хищник, но также весьма понятливый, умный зверь, привязывающийся к хозяину. Знакомые с приемами дрессировки собак, наши предки вполне могли также притравливать на врагов и медведей. И не являются ли норвежские легенды о берсеркерах - «медвежьих шкурах», неуязвимых для клинка, отголосками сражений с реальными медведями, которых славяне выпускали в гущу боя?

С этой точки зрения полезно взглянуть на сочинение Низами Гянджеви «Искандер-намэ». Низами Гянджеви- классик персидской литературы, живший в XII веке. Интересующее нас произведение (созданное в 1193-1197 годах) повествует о войне Искандера с руссами. Конкретно, Искандер защищает свою подвассальную область- Кавказскую Албанию и ее столицу Бердаа - от нападения полчищ руссов.

Восточные источники сообщают, что на Бердаа в 943-944 годах действительно напали руссы. Город был разграблен, область опустошена, но среди руссов началась эпидемия какого-то кишечного заболевания, так что они предпочли погрузить все награбленное на корабли и удалиться.

А теперь внимание: руссы использовали в бою неизвестное существо! Именно так: неизвестное существо. Персы в растерянности. Они никогда прежде не встречались с этим существом и затруднились в его классификации. Посмотрим на врага глазами персов и попытаемся идентифицировать его.

Прежде всего, отметим, что неизвестное существо не является сверхъестественным. Оно не обладает магическими и прочими невероятными способностями. Оно облачено в лохматую шубу, бой ведет в пешем строю, но тут же отмечается, что лучше повстречаться с сотней всадников, чем с ним одним. И еще: оно приковано цепью за ногу. Цепь достаточной длины, чтобы не мешать движениям и свободному передвижению по полю боя. Существо тяжелое, земля проминается под его шагами. Шкура его настолько прочна, что ее не берет меч, но, опять же, это не волшебная неуязвимость, это - ее физическое качество. Вооружено существо некой большой крючковатой палкой. Интересна техника боя: оно подцепляет палкой противника, также загребает, ломает шеи, рвет головы и ноги.

А может, не палкой, а лапой? Загребает человека, мнет, ломает шею, рвет кожу с головы... Медведь! Он описан так, как его мог описать человек, никогда не встречавший медведей ранее и видевший бой издали. Дальнейшее описание только подтверждает эту версию.

Далее персидские мудрецы дают Искандеру справку о жизни неизвестного существа. Она очень познавательна и для нас. Оказывается, эти создания живут в краю вечной тьмы, в тех же местах, где добывают соболей. Существа спят на деревьях, причем сон их очень долог. Руссы охотятся на них таким образом: выслеживают, пока они спят на деревьях, обвязывают веревкой, заковывают в цепь и спускают на землю. Метод охоты довольно фантастический, скорее всего, информатор царя Искандера сам такую охоту не видел, а мысленно реконструировал ее. Но дальше рассказ становится еще интереснее: оказывается, руссы водят данных существ на цепи по селеньям, и все подают вожатым деньги и пищу.

Правда, информатор рассказывает, что у неизвестной твари на лбу есть рог, и она спит на деревьях, уперевшись рогом в ствол. Также существо описывается красноликим, с бирюзовыми глазами.

Не будем слишком строги к информатору. Руссов и по сию пору называют медведями. Что же касается рога, то в бою на ручных медведей могли надевать искусственные рога для устрашения противника и в качестве дополнительного орудия поражения.

Далее источник сообщает, что существа занимаются овцеводством. Это не столь далеко от истины. Чукчи, например, называют волков пастухами оленей. Подобную метафору в отношении неизвестного существа персидский информатор мог воспринять буквально.

В дальнейшем Искандер-намэ описывает существо как не владеющее членораздельной речью, но понимающее человеческий язык. Искандер сумел захватить существо в плен с помощью аркана, затем освободил от цепи и подружился с ним. Оно принесло Искандеру из русского плена прекрасную Нестан-Дареджан, девицу-воина, и само стало воевать против руссов. Устрашенные руссы сдались Искандеру, тот захватил богатую добычу, принял правителя руссов под свою руку, и руссы удалились из Бердаа. Неизвестное существо Искандер наградил стадом овец, с чем оно тоже ушло в свои земли.

Медвежьи повадки
Итак, что мы имеем в сухом остатке. В Персии медведи не водились, и столкновение с огромным мохнатым мощным зверем, похожим и не похожим на человека, должно было впечатлить персов. Так оно и произошло. Они даже не рискнули никак его назвать, для персов он так и остался неизвестным существом. Впрочем,острый взгляд наблюдателя позволяет точно описать данное существо, а нам - узнать в нем медведя.
Он не садится на коня. Он не говорит, но понятлив. У него тяжелая походка, он наносит рваные раны когтистой лапой, его удары -загребающие, сминающие, он ломает бока, сворачивает шеи. Очень точное описание медвежьих повадок.

Наблюдатель - воин-профессионал, он не понимает, кто является врагом, но он точно схватывает его движения, и мы можем увидеть бой его глазами и понять, что противником является медведь. Описание информатора подтверждает догадку: да, в месте, где водятся соболя, в краю вечной тьмы, он лазает по деревьям, он подолгу спит, он охотится на овец. Руссы водят их на цепи по селеньям, а народ дает деньги и хлеб. Все так. Но информатор также сообщает, что руссы используют медведей в бою.

Итак, мы имеем два независимых источника, описывающих боевое применение руссами медведей. Значит, бой в Ярославле не был исключительным случаем. Славяне приручали медведей не только для того, чтобы заставлять их плясать под бубен на потеху праздной толпе. Медведей дрессировали и для ведения боя с человеком.

Галина БАЕВА  

Рекомендуем почитать

Донское и запорожское казачество - страницы истории

  • 31.08.13, 08:48
Азовское осадное сидение - бессмертный подвиг донских и запорожских казаков

21 апреля (1 мая) 1637 хода отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (отборный гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали крепость до 1642 года. Так началась одна из страниц славной Русской летописи-былины - т. н. Азовское сидение.

Предыстория осады

С древности территоря Азова считалась весьма выгодным для торговли и связи с другими землями местом. Она входила в державу киммерийцев, более двух тысяч лет назад здесь основывали свои поселения скифы, затем на территории современного города Азов греко-меотским населением было основано два поселения: Паниардис (ныне это Крепостное городище в центре города) и Патарва (ныне это Подазовское городище на западной окраине города Азова).

Затем эта территория входила в состав Понтийского царства, земель сарматов, гуннов, Хазарии, а после падения Хазарии вошли в состав русского Тьмутараканского княжества.

В 1067 году город был окончательно подчинён половцами и получил нынешнее свое название — Азов.
В XIII веке генуэзские купцы возвели здесь каменную крепость, город стал центром работорговли Приазовья. Здесь продавали пленников крымские татары и ногайцы, опустошавшие южнорусские земли.

После того как Крымское ханство стало вассалом Османской империи, Азов был превращён в мощную крепость на левом берегу Дона всего в 8 км от моря: одна часть укреплений располагалась у реки, другая — на холме.

Каменная стена крепости со стороны Дона возвышалась на 20 метров. Стены окружали рвы шириной 8 м и глубиной до 3,5 м, кроме того, крепость имела мощное артиллерийское вооружение - 200 пушек на 1200 м периметра, всё это делало крепость неприступной.

А гарнизон состоял из 4 тыс. янычар (янычары – элитное подразделение Османской империи, которое создавали в основном из детей христиан, отобранных у родителей с помощью т. н. «налога кровью») и 1,5 тыс. иных воинов. Турецкий гарнизон обладал большой автономностью – запасом продовольствия и пороха на год.

Крепость стала форпостом Османской империи и постоянным источником военной угрозы для Руси.
Кроме того, крепость фактически закрывала донскому казачеству выход в Азовское море, а затем Чёрное море для набегов на берега Крымского ханства и Турции.

Казаки этими походами решали две основные цели:

во-первых, освобождали пленных, наносили чувствительные удары врагам;
во-вторых, захватывали богатые трофеи.

А турки теперь зорко стерегли водный путь по Дону.
С целью контроля над рекой, поперёк реки протянули тройную железную цепь с сигнальными колоколами, эту цепь закрепили на береговых каменных башнях с орудиями, таким образом турки полностью контролировали выход в море и могли утопить нарушителей перекрестным картечным огнем.

Кроме того, преграду страховали тем, что у крепости всегда дежурили галеры, вооруженные пушками.

Правда, и казаки были не лыком шиты и, бывало, ухитрялись прорваться через преграду в густой туман или под покровом ненастной ночи.
Турецкую охрану изводили тем, что пускали по течению бревна, которые бились о цепи, турки открывали огонь, а когда бдительность охраны притуплялась, казачьи отряды одним броском проскальзывали под цепями.

Но крепость хоть и не остановила полностью вылазки казаков, всё же могла блокировать их крупные отряды.
В итоге зимой 1636 года казачий Круг принял решение: «Идти на Азов и промысел над ним учинить!».
Гонцы прошлись по казачьим поселениям, сообщив весть: «Готовиться к войне!»
Для похода на Азов было собрано 4,5 тыс. донцов и 1 тыс. запорожцев.

По материалам "Русской Правды"

Представления славян о душе ("Русская Правда")



Представление славян о душе

Последний акт, которым завершается земная жизнь человека, исполнен таинственного значения. Неумолимая смерть, постоянно унося новые жертвы, для остающихся в живых поколений ничего не открывает о той безвестной стране, куда увлекла их предшественников. Но человек, по самому свойству своей возвышенной природы, жаждет знать о том, что будет с ним за могилою. Мысль о конечном уничтожении так враждебна инстинкту жизни, ощущаемому человеком, что она уже в глубочайшей древности отстранялась им во имя надежды в жизнь загробную, которая составляет один из главнейших вопросов во всех религиях.

Праздники в честь умерших, приношения и возлияния на их могилы, вера в явление мертвецов и множество других преданий ярко свидетельствуют, что наряду с другими языческими племенами и славяне были убеждены, что там — за гробом начинается новая жизнь, и имели о ней свои довольно подробные, хотя и не строго определившиеся представления.

Прежде всего отметим тот многозначительный факт, что славяне признавали в душе нечто отдельное от тела, имеющее свое самостоятельное бытие. По их верованиям, согласным с верованиями других индоевропейских народов, душа еще в течение жизни человека может временно расставаться с телом и потом снова возвращаться в него; такое удаление души обыкновенно бывает в часы сна, так как сон и смерть — понятия родственные. Черногорцы и сербы убеждены, что в каждом человеке обитает дух, которого они называют «ведогонь», и что дух этот может покидать тело, объятое крепким сном. Ведогони нередко ссорятся и дерутся между собою, и тот человек, ведогонь которого погибнет в драке, уже более не пробуждается: его тотчас же постигает быстрая смерть. О колдунах и колдуньях рассказывают, что они, погружаясь в сон, могут выпускать из себя воздушное демоническое существо, т. е. душу, которая принимает различные образы и блуждает по тем или другим местам, причем оставленное ею тело лежит совершенно мертвым. И во время обмиранья или летаргического сна душа, по русскому поверью, покидает тело и странствует на том свете. Таким образом, тело есть как бы жилище живого духа, та временная оболочка, в которую он заключается при рождении дитяти и которую покидает при кончине человека, когда, по словам старинного проповедника, «нужею страшною душа от телеси изидет и станет одержима душа зрящи на свое тело, яко же бо кто изволокся из ризы своея и потом стал бы зря ея».

Душа человеческая, по древним языческим преданиям, представлялась в самых разнообразных видах:

1. В виде огня. Славяне признавали в душе человеческой проявление той же творческой силы, без которой невозможна на земле никакая жизнь: это сила света и теплоты, действующая в пламени весенних гроз и в живительных лучах солнца. Душа — собственно, частица, искра этого небесного огня, которая и сообщает очам блеск, крови — жар и всему телу — внутреннюю теплоту. Различные душевные движения народ обозначает уподоблением огню: чувству он дает эпитеты горячее, теплое, пылкое! о любви, вражде и злобе выражается, что они возгорелись или погасли; на эпическом языке сербов гнев называется живым огнем, а белорусы о раздражительных, вспыльчивых людях говорят: «одзин с огнем, другой с поломем». В тесной связи с указанным воззрением стоят мифы, приписывающие богу-громовнику создание первого человека и низведение огня на его домашний очаг, дарование женам чадородия (= возжжение в новорожденных младенцах огненных душ) и устройство семейного союза .
Еще теперь в простом народе блуждающие, болотные и светящиеся на могилах, вследствие фосфорических испарений, огоньки признаются за души усопших.

2. Душа представлялась звездою, что имеет самую близкую связь с представлением ее огнем; ибо звезды первобытный человек считал искрами огня, блистающими в высотах неба. В народных преданиях душа точно так же сравнивается с звездою, как и с пламенем; а смерть уподобляется падающей звезде, которая, теряясь в воздушных пространствах, как бы погасает. Такое уподобление, когда позабылась его первоначальная основа и метафора стала пониматься в ее буквальном смысле, послужило источником тому верованию, которое связало жизнь человеческую с небесными звездами. Каждый человек получил на небе свою звезду, с падением которой прекращается его существование; если же, с одной стороны, смерть означалась падением звезды, то с другой, — рождение младенца должно было означаться: появлением или возжжением новой звезды, как это и засвидетельствовано преданиями индоевропейских народов.

3. Как огонь сопровождается дымом, как молниеносное пламя возгорается в дымчатых, курящихся парами облаках, так и душа, по некоторым указаниям, исходила из тела дымом и паром. В Софийском временнике о смерти в. кн. Василия Ивановича сказано: «и виде Шигона дух его отшедше, аки дымец мал». Санскр. dhma движущееся курево, греч. , — курение, фимиам, лат. fumus (с заменою dh звуком f), слав. дым, лит. dumas, др.-нем. toum, taum от снкр. dh — agitare, commovere (= греч. ). От того же корня образовались слова, указывающие на душевные способности: гр. — душа и движение страсти, слав. дума, думать, лит. duma, dumoti, dumti. Слово пара [парить — делается душно перед грозою и дождем, преть, парун — зной, духота] имеет следующие значения: пар, дух и душа; пара вон, т. е. душа вон!

4. Далее — душа понималась, как существо воздушное, подобное дующему ветру. Язык сблизил оба эти понятия, что наглядно свидетельствуется следующими словами, происходящими от одного корня: душа, дышать, воз(вз)-дыхать, д(ы)хнуть, дух (ветер), дуть, дунуть, духом — быстро, скоро, воз-дух, воз-дыхание, вз-дох4. В других языках также придаются душе названия от воздуха, ветра, бури: от снкр. корня an — дуть образовались: ana, ana — дуновение и дыхание жизни, anila — ветр, anu — человек, т. е. живой, одушевленный, лат. animal — животное, animus, anima, rpen. — дух, душа, ирл. anail — дыхание, дуновение, кимр. anal, армор. nal — дуновение, ирл. anam, кимр. en, enaid, enydd, ener, enawr, корн. enef, армор. n, inean — душа, жизнь, гот. сложное uz-anan — испускать дыхание, умирать, др.-нем. unst — буря, вьюга, сканд. andi — spiritus, nd — душа, перс. n — душевная способность, армян, antsn — ум, душа. В глубочайшей древности верили, что ветры суть дыхание божества и что Род-Творец, создавая человека, вдунул в него живую душу. Ветрам присвояла сила призывать мертвых к жизни, одухотворять трупы и кости. Покидая тело, душа возвращалась в свое первобытное, стихийное состояние. Когда вихрь срывает с деревьев листья и они, колеблясь, несутся по воздуху, — виною этого, по словам черногорцев, бывают борющиеся между собой ведогони; если в трубе гудёт ветер, белорусы принимают это за знак, что в хату явилась душа, посланная на землю для покаяния; в завывании ветров моряки слышат плач и стоны утопленников, души которых осуждены пребывать на дне моря. Такое представление души совершенно согласно с тем физиологическим законом, по которому жизнь человека условливается вдыханием в себя воздуха. В южной Сибири грудь и легкие называются вздухи; простолюдины полагают, что душа заключена в дыхательном горле, перерезание которого прекращает жизнь!. Глаголы из-дыхать, за-душить, за-дохнуться означают: умереть, т. е. потерять способность вдыхать в себя воздух, без чего существование делается невозможным. Об умершем говорят: «он испустил последнее дыхание» или «последний дух!». Наоборот, глагол отдыхать (отдохнуть) употребляется в народной речи в смысле: выздороветь, возвратиться к жизни. Чтобы прийти к подобным заключениям, предкам нашим достаточно было простого, для всех равно доступного наблюдения: в ту минуту, когда человек умирал, первое, что должно было поражать окружающих его родичей, — это прекращение в нем дыхания; перед ними лежал усопший с теми же телесными органами, как у живых; у него оставались еще глаза, уши, рот, руки и ноги, но уже исчезло дыхание, а с ним вместе исчезла и жизненная сила, которая управляла этими органами. Отсюда возникло убеждение, что душа, разлучаясь с телом, вылетает в открытые уста, вместе с последним вздохом умирающего.

5. В отдаленные века язычества молниям придавался мифический образ червя, гусеницы, а ветрам — птицы; душа человеческая роднилась с теми и другими стихийными явлениями и, расставаясь с телом, могла принимать те же образы, какие давались грозовому пламени и дующим ветрам. К этому воззрению примкнула еще следующая мысль: после кончины человека душа его начинала новую жизнь; кроме естественного рождения, когда человек является на свет с живою душою, эта последняя, в таинственную минуту его смерти, как бы снова, в другой раз, нарождалась к иной жизни — замогильной. Оставив телесную оболочку, она воплощалась в новую форму; с нею, по мнению наблюдательного язычника, должна была совершиться та же метаморфоза, какая замечается в животном царстве. Фантазия воспользовалась двумя наглядными сравнениями:

а) раз рожденная гусеница (червяк), умирая, вновь воскресает в виде легкокрылой бабочки (мотылька) или другого крылатого насекомого;

b) птица, рождаемая первоначально в форме яйца, потом, как бы нарождаясь вторично, вылупливается из него цыпленком. Это обстоятельство послужило поводом, почему птица названа в санскрите дважды рожденною (dvidza); тот же взгляд встречаем и в наших народных загадках: «двичи родится, а раз помира»
Это — любопытные отголоски того старинного верования, по которому низведенная с неба, пламенная душа обитала в теле человеческом светящимся червем или личинкою, а в минуту смерти вылетала оттуда, как легкокрылая бабочка из своего кокона.

6. Народный язык и предания говорят о душах, как о существах летающих, крылатых. По мнению наших поселян, душа усопшего, после разлуки своей с телом, до шести недель остается под родною кровлею, пьет, ест, прислушивается к заявлениям печали своих друзей и родичей и потом улетает на тот свет.
Говоря о полете душ, они намекают на древнейшее представление их птицами. Такой намек получает особенную силу при положительном свидетельстве других сохранившихся у славян поверий. Кашубы твердо убеждены, что души усопших, до погребения оставленных ими тел, сидят в образе птиц на дымовых трубах и что детские души бывают одеты нежным пухом.

Наравне с прочими индоевропейскими народами, славяне сохранили много трогательных рассказов о превращении усопших в легкокрылых птиц, в виде которых они навещают своих родичей. Как скоро душа покидает тело, она, смотря по характеру своей земной жизни, принимает образ той или другой птицы, преимущественно белого голубя или черного ворона. Украинцы например думают, что душа покойника в продолжение сорока дней летает с ангелом в неведомом мире, являясь каждую ночь в свой дом, где она, в виде голубки, купается в нарочно поставленной воде.

7. Понимая душу как пламя и ветер, арийское племя должно было сроднить ее с стихийными существами, населяющими небо и воздух. Такое родство засвидетельствовано языком: душа и дyx = geist (от gsan — дуть, веять), anima и . По индийским верованиям, толпы стихийных духов, олицетворяющих небесные лучи, молнии и ветры (ribhus, bhrigus, angirasen, maruts), ничем не различались от pitris = patres, отцов, предков, т. е. от усопших, называемых у славян родителями и дедами. Ведаическая религия признает небо и воздушный мир за две отдельные области. В беспредельных пространствах неба пребывает свет, как вечная, творческая сила; между этою страною света и землею простирается царство воздуха, в котором плавают облака и тучи, носящие живую воду дождей и преграждающие путь лучам солнца. Там живут души предков.

По свидетельству гимнов, отцы носятся в тучах, сверкают в молниях, извлекают из облаков дождь и проливают его на поля своих потомков; они полагают в ночи тьму, а утром находят сокрытый свет и призывают к пробуждению прекрасную Зорю, т. е., нагоняя черные тучи, омрачают небо ночеподобными покровами, а рассеивая их в грозе, выводят из мрака светозарное солнце. Таким образом, отжившие предки смешивались и отождествлялись с бурными и грозовыми духами.

Сонм ветров (марут), по мнению индусов, постоянно пополнялся душами усопших. Духи рибу (ribhus), стихий¬ная природа которых проявляется в блеске солнечных лучей и сверкающих молний, признавались и за души блаженных; они стояли в таком же близком отношении к Индре, как и маруты: участвовали в полетах грозы, пели бурную песню, низводили с неба потоки, помогали земному плодородию и славились, как искусные кузнецы. То же двоякое значение стихийных духов и усопших предков принадлежит и ангирасам, которые только тем отличаются от молниеносных рибу, что сопутствуют богу Агни и вся деятельность их ограничивается стихией огня; но мы знаем, что Агни первоначально был богом грозового пламени. Ангирасы признаны предками на тех же основаниях, на каких у всех индоевропейских народов домовые пенаты были вместе и представителями очага, и обожествленными дедами. У германцев марутам соответствуют духи неистового воинства и мары (mren), a ribhus — буквально то же, что (светлые) эльфы. Маруты и мары ( моры, марухи) — названия одного корня!; последние равно известны и немцам и славянам; с одной стороны, они принимались за темных или ночных эль¬фов, а с другой — за души усопших . Подымая ветры, маруты нагоняют на небесный свод мрачные тучи и сбивают их кудрями и космами; от этих сгущенных и клубящихся облаков отец марут Рудра назывался косматым, что напоминает нам спутанные волоса мар — mrenlocke. Отсюда понятно, почему эльфы, мары и цверги смешиваются народными преданиями с тенями умерших и почему души представлялись немецко-славянским племенем летающими малютками, эльфоподобными карлами. Эльфов считают в народе за выходцев с того света; тело у них — не то, какое у живых людей: его нельзя ни схватить, ни осязать! они всюду проникают, не нуждаясь в дверях и отверстиях, и так же быстро исчезают, как дуновение ветра. Усопшие поступают в круг эльфов, и потому смерть человека празднуется ими, словно свадьба или прибытие дорогого гостя, музыкой и танцами.

Что души у славян представлялись существами эльфическими, карликами, наиболее важное тому свидетельство предлагает древнерусское навь, навье. От снкр. па — умирать произошли лат. пех — смерть, греч. , готск. naus (множ. naveis), navis — мертвый, navistr — могила, сканд. па — мертвое тело, труп, латыш. nahwe — смерть, nahwigs — смертельный, ядовитый, nahweht — убивать; в древнечешском языке unawiti значило: загубить, умертвить («mlatem vrtho unavi»), a naw, nawa — смерть, могила, жилище усопших: «Krok ide do nawi».

Слово навь, навье стоит в сродстве с скандин. nr (nir, ninn) — мрачный карлик, цверг. Летописец, рассказывая о явлении в 1092 году незримых духов, которые рыскали на конях и поражали смертию полочан , прибавляет, что в то время говорили: «яко навье бьют полочаны», т. е. мертвецы карают народ чумными стрелами (= молниями). В переяславском списке находим любопытный вариант: «они ж (люди) реша: из навеи дети нас емлют».

Таким образом мы можем видеть, что славяне обладали поистине своеобразными, уникальными и богатыми по описанию представлениями о душе,которые связанные с постоянными наблюдениями за природой и ее законами. Представления о душе были многомерны и полностью гармонично вписывались в общую картину природы.

По этнографическим материалам Афанасьева А. H.

Хор Валаамского мужского монастыря - "Колокольный звон"

  • 26.08.13, 03:43

Милые мои Друзья, Близкие, Родные !!! Рад Вас приветствовать в новосозданном Сообществе !!! Давайте, на миг забудем о межнациональных распрях, о националистических позициях, всевозможной партийной ориентировке… Ведь мы в первую очередь – ЛЮДИ !!!

Предлагаю Вашему вниманию прекрасный хор Валаамского мужского монастыря, думаю, - впечатлит !!! Счастья Вам, Дорогие, Родные, Близкие !!!

 

Немножко о язычестве - древнерусская Афродита - "Русская Правда"

Древнерусская Афродита

Не секрет, что наши предки-славяне были язычниками. Кому они поклонялись? Каким богам? Оказывается, многие наши исконно славянские боги тождественны богам древнеиндийским, арийским, греческим, римским, скифским и многим другим.

Вот возьмем, к примеру, старшую богиню-рожаницу Ладу. Лада – красивое древнерусское имя, означающее мир, лад, порядок и любовь. Какой неповторимой теплотой и нежностью веет от этого прекрасного имени.

Славяне поклонялись двум богиням-рожаницам: Ладе и ее юной красавице-дочери Леле. Астрологическим символом Рожаниц являлась утренняя и вечерняя звезда Венера. Супругом Лады выступал солнцебог Ярило, а в другом варианте Лад или Олад. Кроме дочери, у Лады было еще три сына: Купала, и близнецы Лель и Полель. Такое вот сложилось прекрасное «солнечное» семейство.

У греков славянский божественный образ Лады интерпретируется, как Богиня Лето и царственная Леда – обе богини любви и красоты. Купала – это солнечный бог Аполлон. А Леля – прекрасная Елена, рожденная Ледой от могущественного Зевса. Позднее Лето превратилась у эллинов и римлян в «пеннорожденную» Афродиту-Венеру.

Старшая рожаница Лада у славян выступала как богиня плодородия, свадеб, брака, семейного счастья и любви. Культ младшей рожаницы Лели неизменно был связан с весной, красотой, юностью и весенним расцветом природы. Культ Рожаниц тесно переплетался с образом и обрядом жертвоприношения оленя. А на старинных русских вышивках обе богини изображались непременно с оленьими рогами. Возможно, именно отсюда и произошел просторечный русский вариант имени Лели – Олена (совр. Алена), Оленушка. Кстати, имя главного гиперборейского жреца в древности было тоже Олень. Что это – просто совпадение или нечто большее?

Леле был посвящен женский языческий праздник Лельник или Ляльник. Отмечался он так: «Девушки выбирали из своей среды самую красивую, и она исполняла роль Ляли. Для Ляли изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Ляля, а по сторонам от нее на скамью укладывались приношения: по одну сторону - хлеб, а по другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Ляли лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Ляля наделяла девушек венками». Добавим ещё несколько штрихов: А.Н. Афанасьев в своих «Поэтических воззрениях славян на природу» пишет, что «Лялю» одевали в белое, и украшали зеленью; зелень и венки, которые она раздавала, сохраняли до следующей весны. Ляльник справлялся 22 цветня (апреля). (Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», - М.: Русское слово, 1997).

Имя славянской богини Лады помимо всего прочего было тесно связано с лебединым культом. А так как наша Лада тождественна греческой царице Леде, то не случайно Зевс явился к той в образе именно белого Лебедя и овладел ею. Древнерусская Лада – это белая лебедушка. Молодые девушки на Руси так и назывались ласково лебедушками. Что значило, красивые и прекрасные, как лебеди. Есть версия, что и земля наша русская в древности называлась не иначе как Лебедией. Этого мнения придерживался писатель и научный исследователь В. Демин. Лебедия. Название-то, какое!

Восточные славяне почитали Ладу особо. В древности, задолго до принятия на Руси христианства на древней Киевской земле, на Подоле, был построен прекрасный храм Лады. В центре деревянного храма стояла величественная статуя красивой женщины с золотыми волосами, украшенными жемчугом и венком из роз. Длинное платье богини с золотым поясом было искусно расшито драгоценным орнаментом. У подножия статуи курились ароматные благовония и лежали охапки свежих цветов. Сам храм был красиво украшен пластинами из чистого серебра, а вокруг повсюду горели зажженные свечи, яркими сполохами освещая богатое храмовое убранство.

Сын Лады, прекрасный златокудрый Аполлон, несомненно, как я уже говорила, тождественен нашему славянскому Ивану Купале. Он символизирует Солнце в летнее солнцестояние. Его имя близко по значению славянскому слову «купава», что значит, белый, светлый и красивый. Образ Аполлона также связан с символом Лебедя.
Греческая богиня-охотница Артемида (римская Диана) в древности отождествлялась с Луной, ее светлой стороной, освещенной Солнцем. А Артемида - Луна - Селена, тождественна прекрасной Елене, дочери Леды, и славянской младшей рожанице Леле.

Откуда же взялось это поразительное сходство? Существует гипотеза, что древние греки переняли свой миф о рождении небесных детей Аполлона и Артемиды с нашего русского севера, а точнее, пришел он к ним из легендарной Гипербореи. Выходит, что более поздним греческим солнцебогам поклонялись еще гиперборейцы. Культ Солнца - таинственный и древний…

В ведических гимнах культ небесной богини любви Урании Афродиты занимал ведущее место. Сама богиня называлась Зарей или Ушас.

Получается, что славянские и греческие образы восходят к богам арийского пантеона.

Позднее древнеиндийская Ушас, по одной из версий, трансформируется в Венеру – Лакшми - тоже богиню любви и красоты. Прекрасная Лакшми подобно древнегреческой Афродите рождается из морских вод, появляясь из цветка лотоса. Афродита рождается из морской пены, но это не слишком существенное отличие от индоарийской красавицы. В большинстве случаев эта богиня связана с водной стихией и идеей зарождения жизни из первичных вод мироздания. В древнеиндийской мифологии Лакшми выступает божественной супругой верховного бога Вишну. А Афродита эллинов иногда называется Уранией, что связывает ее с небесным богом Ураном или Варуной. По одной из версий, Лакшми-Афродита тождественна славянской богине Ладе, а по другой, ее дочери Леле. Давайте с вами разберемся в этой несколько запутанной классификации.

Итак, нашей древнерусской Ладе соответствует в греческой традиции, как мы уже выяснили, Лето или Леда, Латона. У друидов и кельтов она отождествлялась с богиней Воды Дану, а наши русские предки поклонялись Матери-Сырой-Земле, аналогу греческой Геи, супруги Урана, или Деметры. У иранцев Лада известна под именем Ардвисуры Анахиты. У Шумеров она – Инанна, у малоазиатских племен – Кибела или Цибелла, в латинском языке ее имя звучит, как Церера, Юнона и т.д. и т.п. Следовательно, Лада – это и есть Богородица, старшая Рожаница, великое женское божество, вероятно, аналогичное Матери Мира или Ее заместительнице, представительнице богини на земном плане. Лада является также женской ипостасью Рода – Верховного Божества и создателя мира. Она же жена Сварога – «отца богов» и богиня земного плодородия.

Леля, согласно наиболее широко распространенной версии, это и есть древнегреческая Афродита, она же индийская Лакшми, она же скифская Артимаспа – богиня любви, красоты и счастья, и, наконец, героиня русских народных сказок сестрица Аленушка или Елена Прекрасная. Муж Лели – Огневик, Семаргл – бог Огня. Тотемные символы – воробей и лебедь. Так же Леля имеет сходство с другой славянской богиней – Дивой или Дивией, Девой. А та, в свою очередь, тождественна лунной богине Диане, древнеисландской Skadi, Артемиде эллинов – богине лесной охоты. Дива у славян – дочь Додолы и Перуна и супруга Змия-Волхова. Ее воплощение – светлая сторона луны.

Наконец, Елена олицетворяет Луну или Селену, Солнцеву сестру. От греческого имени Елена произошло впоследствии просторечное исконно русское имя Олена или Алена. Известно также, что имя Олена-Алена происходит от имени славянского божества утренней зори - Оленихи. А культ Лели, насколько мы помним, был непосредственно связан с культом оленя. Отсюда и происхождение имени – Олена-Олениха.
Имя Алёна в переводе со старославянского языка значит – алая, огненная, солнечная.

В переводе с греческого Елена (Е) означает «огонь, светоносная, огненная, "факел". Именно таким «огненным факелом» была на нашей Земле Елена Ивановна Рерих и ее великая предшественница Елена Блаватская.

В арийском пантеоне Елена является солнцедевой-Сурьей. Греческое имя Елена тождественно Солнцу-Гелиосу. Таким образом, прослеживается общность происхождения этого имени, непосредственно связанного с солнечным культом.

Не случайно особой любовью на Руси пользовался в сказках образ молодой княжны Елены Прекрасной.

В русских сказках Елена не одинока. Рядом с ней неизменно фигурирует ее сказочный жених Иван-царевич или братец Иванушка. Все мы хорошо помним сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку.

Аленушка и Иванушка, излюбленные герои русских сказок, ни кто иные как небесные дети Леды-Лады – Аполлон-Купала и Елена-Леля.

Такое вот неожиданное толкование получают эти знакомые всем нам с детства сказочные имена.

(С)

Рекомендуем почитать
Сторінки:
1
2
попередня
наступна