Берлиоз, опера «Бенвенуто Челлини...))
- 14.01.19, 01:43
- Мы выбираем - ЖИЗНЬ!
Опера французского композитора Гектора Берлиоза в З действиях. Либретто Л. де Вайи и О. Барбье по автобиографии Бенвенуто Челлини.
Первое представление состоялось 10 сентября 1838 года в Париже.
Действующие лица:
Бенвенуто Челлини, флорентийский скульптор, тенор
Асканио, его ученик, меццо-сопрано
Бальдуччи, папский казначей, бас
Тереза, его дочь, сопрано
Кардинал Сальвиати, бас
Фьерамоска, папский скульптор , баритон
Помпео, баритон
Франческо и Бернардино, художники в мастерской Челлини, тенор и бас
Первое действие
Тереза, дочь папского казначея Бальдуччи, высунувшись из окна отцовского дворца, с интересом следит за тем, что происходит на улице. Там шумит веселый римский карнавал, Тереза не слушает ворчанья старика-отца. Бальдуччи не в духе. Он недоволен тем, что папа пригласил в Рим флорентийца Бенвенуто Челлини и заказал ему отливку статуи Персея. Ведь в Риме есть лучший, по мнению казначея, скульптор — Фьерамоска. Его старик прочит в мужья своей дочери. Рассерженный невниманием Терезы, Бальдуччи уходит из дому. С улицы доносится веселая карнавальная песня. Ее поет Бенвенуто Челлини со своими друзьями. Отзвучала песня, и в окно влетает множество букетов. В одном из них Тереза находит записку от Бенвенуто. Скульптор любит Терезу и любим ею. Они бы давно обвенчались, если б не противодействие ее отца.
Входит Бенвенуто. Страстью и нежностью проникнуты его слова, обращенные к Терезе. Дольше ожидать нельзя. Любимая должна, наконец, решиться бежать из дому и выйти за него замуж. Влюбленные настолько увлеклись планами предстоящего побега, что не заметили, как в комнату тихонько пробрался Фьерамоска и подслушал их сговор.
Неожиданно возвращается домой Бальдуччи. Ловкому Бенвенуто удается незамеченным скрыться, Фьерамоска же попадается на глаза старику. Бальдуччи вне себя от негодования — за его спиной этот бездельник посмел встретиться с Терезой. Взбешенный папский казначей зовет соседок. Только с большим трудом удается Фьерамоске вырваться и убежать.
Второе действие
Первая картина. В таверне художников Челлини пирует со своими учениками и друзьями. Звучат веселые песни, льется вино. Молодежь не собирается скоро покидать таверну, но кошелек скульптора пуст, а хозяин отказывается отпускать вино в долг. Выручает собравшихся друг и ученик Челлини — юный Асканио. Он приносит полученные от папы деньги. Они, правда, выданы при одном жестком условии, — чтобы к завтрашнему дню отливка статуи Персея была окончена, — но беспечного Бенвенуто это не страшит. Хуже другое — папский казначей отсчитал более чем скромную сумму. Возмущенные художники решают сегодня же на карнавальной площади жестоко осмеять скрягу Бальдуччи. Там же Челлини с помощью Асканио похитит у старика Терезу. Как было с ней заранее условлено, друзья оденут монашеское платье, Бенвенуто — белую сутану, Асканио — коричневую. Этот план подслушивает Фьерамоска. Лишь только Челлини и его ученики покидают таверну, он спешит договориться со своим приятелем — пьяницей и буяном Помпео о том, чтобы сорвать замысел флорентийца. Фьерамоска и Помпео переоденутся точно в такие же костюмы, как и Бенвенуто с Асканио, и вместо них похитят Терезу.
Вторая картина. На площади самый разгар карнавального веселья. Скрытые масками, друзья Челлини насмехаются над папским казначеем. Вне себя от злости старик клянется расправиться с обидчиками. Поглощенный ссорой, он не замечает, как толпа разъединяет его с Терезой. А к девушке уже спешат Бенвенуто и Асканио. Но одновременно к ней приближаются и Фьерамоска с Помпео в таких же масках и костюмах. Разгорается спор, переходящий в ожесточенную схватку. Пущено в ход оружие, и Бенвенуто закалывает Помпео. Стражники арестовывают Челлини и собираются вести в тюрьму. Вдруг раздается пушечный выстрел, возвещающий окончание карнавала. Воспользовавшись общей суматохой, Бенвенуто вырывается и убегает. Стражники кидаются в погоню. Натолкнувшись на одетого в такой же костюм Фьерамоску, они схватывают его.
Третье действие
На одной из тихих улиц Рима, перед мастерской Челлини поджидает Тереза любимого. Она встревожена и озабочена его судьбой. Девушка немного успокаивается, узнав от Асканио, что Бенвенуто удалось спастись от преследователей. Мимо проходит группа одетых в белое монахов. От них отделяется Челлини. Он счастлив — Тереза вновь с ним. Теперь ничто их не разлучит, с наступлением темноты они покинут город. Асканио спешит подготовить все необходимое для побега. Но поздно. На улице появляется Бальдуччи. Он осыпает непослушную дочь упреками и изъявляет свою отцовскую волю: сегодня же она обвенчается с Фьерамоской, который доказал свою непричастность к убийству Помпео и освобожден из-под стражи. Перебранку, возникшую между папским казначеем и Бенвенуто Челлини, прерывает приход кардинала Сальвиати. Кардинал прибыл для осмотра статуи Персея. Узнав, что скульптор даже не приступал к ее отливке, кардинал приходит в ярость. Но кто, кроме гениального Челлини может создать Персея? Сальвиати обещает забыть об убийстве Помпео, если Бенвенуто сейчас же закончит статую. Челлини требует в награду руку Терезы. Кардинал согласен и на это. Скульптор лихорадочно принимается за дело. Наконец, работа закончена. Скульптор разбивает форму, и перед восхищенными зрителями предстает великое, неповторимо прекрасное произведение искусства.
Премьера этой ранней оперы Берлиоза окончилась провалом. Лишь спустя много лет, в 1852 опера была с успехом поставлена в Веймаре (п/у Листа) в новой редакции, получившей название «веймарской». В России поставлена в театре оперы и балета им. Мусоргского (бывший Малый театр оперы и балета) в 1969. В 1966 в Ковент-Гардене была осуществлена (впервые после 1838) постановка оперы в ее первоначальном (с диалогами) виде (дир. Притчард, реж. Декстер).
Дискография: CD — Philips. Дир. Дейвис, Бенвенуто Челлини (Гедда), Тереза (Эда-Пьер), Фьерамоска (Массар), Бальдуччи (Бастен).
Е. Цодоков
=========
даю ссылку - https://youtu.be/a82dmk0p5Rc
и всем желаю приятно встретить СТАРЫЙ Новый Год!!!....))
Первое представление состоялось 10 сентября 1838 года в Париже.
Действующие лица:
Бенвенуто Челлини, флорентийский скульптор, тенор
Асканио, его ученик, меццо-сопрано
Бальдуччи, папский казначей, бас
Тереза, его дочь, сопрано
Кардинал Сальвиати, бас
Фьерамоска, папский скульптор , баритон
Помпео, баритон
Франческо и Бернардино, художники в мастерской Челлини, тенор и бас
Первое действие
Тереза, дочь папского казначея Бальдуччи, высунувшись из окна отцовского дворца, с интересом следит за тем, что происходит на улице. Там шумит веселый римский карнавал, Тереза не слушает ворчанья старика-отца. Бальдуччи не в духе. Он недоволен тем, что папа пригласил в Рим флорентийца Бенвенуто Челлини и заказал ему отливку статуи Персея. Ведь в Риме есть лучший, по мнению казначея, скульптор — Фьерамоска. Его старик прочит в мужья своей дочери. Рассерженный невниманием Терезы, Бальдуччи уходит из дому. С улицы доносится веселая карнавальная песня. Ее поет Бенвенуто Челлини со своими друзьями. Отзвучала песня, и в окно влетает множество букетов. В одном из них Тереза находит записку от Бенвенуто. Скульптор любит Терезу и любим ею. Они бы давно обвенчались, если б не противодействие ее отца.
Входит Бенвенуто. Страстью и нежностью проникнуты его слова, обращенные к Терезе. Дольше ожидать нельзя. Любимая должна, наконец, решиться бежать из дому и выйти за него замуж. Влюбленные настолько увлеклись планами предстоящего побега, что не заметили, как в комнату тихонько пробрался Фьерамоска и подслушал их сговор.
Неожиданно возвращается домой Бальдуччи. Ловкому Бенвенуто удается незамеченным скрыться, Фьерамоска же попадается на глаза старику. Бальдуччи вне себя от негодования — за его спиной этот бездельник посмел встретиться с Терезой. Взбешенный папский казначей зовет соседок. Только с большим трудом удается Фьерамоске вырваться и убежать.
Второе действие
Первая картина. В таверне художников Челлини пирует со своими учениками и друзьями. Звучат веселые песни, льется вино. Молодежь не собирается скоро покидать таверну, но кошелек скульптора пуст, а хозяин отказывается отпускать вино в долг. Выручает собравшихся друг и ученик Челлини — юный Асканио. Он приносит полученные от папы деньги. Они, правда, выданы при одном жестком условии, — чтобы к завтрашнему дню отливка статуи Персея была окончена, — но беспечного Бенвенуто это не страшит. Хуже другое — папский казначей отсчитал более чем скромную сумму. Возмущенные художники решают сегодня же на карнавальной площади жестоко осмеять скрягу Бальдуччи. Там же Челлини с помощью Асканио похитит у старика Терезу. Как было с ней заранее условлено, друзья оденут монашеское платье, Бенвенуто — белую сутану, Асканио — коричневую. Этот план подслушивает Фьерамоска. Лишь только Челлини и его ученики покидают таверну, он спешит договориться со своим приятелем — пьяницей и буяном Помпео о том, чтобы сорвать замысел флорентийца. Фьерамоска и Помпео переоденутся точно в такие же костюмы, как и Бенвенуто с Асканио, и вместо них похитят Терезу.
Вторая картина. На площади самый разгар карнавального веселья. Скрытые масками, друзья Челлини насмехаются над папским казначеем. Вне себя от злости старик клянется расправиться с обидчиками. Поглощенный ссорой, он не замечает, как толпа разъединяет его с Терезой. А к девушке уже спешат Бенвенуто и Асканио. Но одновременно к ней приближаются и Фьерамоска с Помпео в таких же масках и костюмах. Разгорается спор, переходящий в ожесточенную схватку. Пущено в ход оружие, и Бенвенуто закалывает Помпео. Стражники арестовывают Челлини и собираются вести в тюрьму. Вдруг раздается пушечный выстрел, возвещающий окончание карнавала. Воспользовавшись общей суматохой, Бенвенуто вырывается и убегает. Стражники кидаются в погоню. Натолкнувшись на одетого в такой же костюм Фьерамоску, они схватывают его.
Третье действие
На одной из тихих улиц Рима, перед мастерской Челлини поджидает Тереза любимого. Она встревожена и озабочена его судьбой. Девушка немного успокаивается, узнав от Асканио, что Бенвенуто удалось спастись от преследователей. Мимо проходит группа одетых в белое монахов. От них отделяется Челлини. Он счастлив — Тереза вновь с ним. Теперь ничто их не разлучит, с наступлением темноты они покинут город. Асканио спешит подготовить все необходимое для побега. Но поздно. На улице появляется Бальдуччи. Он осыпает непослушную дочь упреками и изъявляет свою отцовскую волю: сегодня же она обвенчается с Фьерамоской, который доказал свою непричастность к убийству Помпео и освобожден из-под стражи. Перебранку, возникшую между папским казначеем и Бенвенуто Челлини, прерывает приход кардинала Сальвиати. Кардинал прибыл для осмотра статуи Персея. Узнав, что скульптор даже не приступал к ее отливке, кардинал приходит в ярость. Но кто, кроме гениального Челлини может создать Персея? Сальвиати обещает забыть об убийстве Помпео, если Бенвенуто сейчас же закончит статую. Челлини требует в награду руку Терезы. Кардинал согласен и на это. Скульптор лихорадочно принимается за дело. Наконец, работа закончена. Скульптор разбивает форму, и перед восхищенными зрителями предстает великое, неповторимо прекрасное произведение искусства.
Премьера этой ранней оперы Берлиоза окончилась провалом. Лишь спустя много лет, в 1852 опера была с успехом поставлена в Веймаре (п/у Листа) в новой редакции, получившей название «веймарской». В России поставлена в театре оперы и балета им. Мусоргского (бывший Малый театр оперы и балета) в 1969. В 1966 в Ковент-Гардене была осуществлена (впервые после 1838) постановка оперы в ее первоначальном (с диалогами) виде (дир. Притчард, реж. Декстер).
Дискография: CD — Philips. Дир. Дейвис, Бенвенуто Челлини (Гедда), Тереза (Эда-Пьер), Фьерамоска (Массар), Бальдуччи (Бастен).
Е. Цодоков
=========
даю ссылку - https://youtu.be/a82dmk0p5Rc
и всем желаю приятно встретить СТАРЫЙ Новый Год!!!....))
ссылка на либретто - https://www.belcanto.ru/benvenuto.html
0
Коментарі