Сестры милосердия
- 27.01.11, 21:47
Сестры милосердия рассказали сайту «Православие и мир» об опыте помощи после катастрофы.
Руководитель направления по реагированию Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в ЧС Полина Юферева:
Информацию о произошедшем теракте мы получили около 5 часов вечера, ближе к 7-ми сестры милосердия и священнослужители уже прибыли на место происшествия. Были направлены сестры милосердия, которые прошли обучение на курсах МЧС. Они изначально были подготовлены встретиться с трагической ситуацией. Но были и те, кто пока не был внутренне к этому готов, они честно сказали об этом, мы к их помощи не прибегали.
По пути мы в оперативном режиме получали последнюю информацию от дежурного диспетчера, и знали, в какие больницы доставлены пострадавшие. Сначала, чтобы оценить обстановку, мы приехали в аэропорт. Здание было оцеплено. К 12-ти ночи наши священники навестили пострадавших в больницах. На следующее утро по списку Минздрава поступила информация о других больницах, где размещались раненые. Священники и сестры были направлены туда.
Сначала мы направились в Центральную Домодедовскую больницу. Узнали, кого транспортировали в Москву. Нам предоставляли полную информацию по каждому больному: об их состоянии и месте госпитализации. Основная группа священников побывала в больницах у больных, некоторых причастили. Причастия проводились и на следующий день, но чаще требовалось просто поговорить, в том числе и с родственниками. Мы оставляли свои контакты, чтобы люди в дальнейшем могли с нами связаться. Священники проводили таинства елеосвящения, оставляли крестики, иконочки, просфоры, люди с радостью принимали подарки.
Сестры милосердия также были направили в больницы и на следующий день. Их помощь очень пригодилась, потому что не везде пускают в реанимацию священников. Больше боятся за эмоциональное состояние пострадавших, врачи думают, что больные будут пугаться: у некоторых причастие и само присутствие батюшки, к сожалению, ассоциируется со смертью. Они предполагали, что больные посчитают свое состояние совсем тяжелым: «Зачем звать священника, я умираю?». А вот просто поговорить, утешиться они были рады.
Мне кажется, что люди в таком состоянии начинают задумываться о серьезных вещах и о своем отношении к вере, о своих взаимоотношениях с Богом. Именно в таких ситуациях они больше вспоминают об этом. Состояние людей, конечно, тяжелое, стрессовое, но в духовном плане, может, более здоровое, потому что все духовное они острее сейчас воспринимают. Многие говорят, что произошло чудо, потому что они выжили. Звучали примерно такие фразы: «Я был буквально в пяти метрах от взрыва и остался жив, благодарю Господа». Некоторые откровенно говорят, что молились, и, слава Богу, ранения не сильные. Такая ситуация – с одной стороны страшная, а с другой – духовно укрепляющая. Даже если люди неверующие, не церковные, они все равно ощущают тепло, внимание, небезразличие со стороны Церкви. Они понимают, что любовь все равно сильнее зла. И здесь, может быть, не нужны какие-то особенные богословские познания и большой опыт. Просто сестра милосердия пришла и подержала за руку страждущего, и он этого не забудет. А я не забуду пострадавшую девушку из Словении, которая плохо понимала и говорила по-русски, но она просто крепко держала меня за руку и долго плакала. Ей становилось легче. Она оказалась одна, ее мама скоро должна приехать. Здесь не нужны были слова, это была поддержка, которая ей была необходима, она оказалась в чужой стране, в чужом городе и пострадала в теракте.
Некоторых сестер пропускали к самым тяжелым. А иногда говорили: «Не надо, людей постоянно терзают сотрудники ФСБ и пресса». Мы не навязывались, просто спрашивали, хотят ли видеть священника? Если хотят, мы проходили. Чаще всего удавалось повидаться. Много разговаривали с родственниками. Те, кто воцерковлены, кто имеет желание и понятие, исповедовались и причащались. А в большей степени люди искали просто поддержки в беседе, утешения.
Было организовано дежурство в гостинице «Орехово», где размещаются родственники пострадавших. Люди возвращаются после опознания своих родственников в тяжелом состоянии, им необходима психологическая и духовная помощь. Священники говорят, что даже в те часы, когда родственники уезжали в больницы и никого из них не было в гостинице, у многих из сотрудников бригады МЧС и даже психологов тоже было много вопросов к священнослужителям. Им очень нужна консультация по духовным темам.
Это наш первый опыт на местах ЧС. Нам надо было оценить обстановку, к тому же есть такое понятие как помощь во времени. То есть люди, которые не пострадали, но находились в эпицентре, потом могут ощутить, что им необходима помощь. Сначала они разбегаются, а потом подходят к информационному столу с просьбой о психологической помощи и духовной поддержке. Стресс, шок, дают о себе знать иногда далеко не сразу. Стресс проходит – начинается реакция. Мы поняли, что кто-то обязательно должен быть на месте происшествия.
Панихида, молитва – особенная помощь. Во время панихиды я особенно ощущала, что нахожусь в месте, где совершается наиболее важное для этих людей.
Сестра милосердия, окончившая курсы МЧС, Ирина Сечина:
Такая ситуация, конечно, трагична, но она стала показательной для сестер милосердия и священников, окончивших курсы МЧС. Для нас это была первая не учебная, а боевая тревога. Сначала было не ясно, как мы можем там пригодиться. Но не ехать туда было совершенно невозможно. Лично для меня, например, совершенно невозможно просто сидеть и смотреть телевизор в этот момент. Либо быть там – либо молиться. Я человек деятельный, поэтому для меня было важно поехать.
Нужно понимать каким образом Церковь может себя являть в моменты, когда всем плохо, когда кругом страдание: и психологическое, и физическое. Церковь же должна не просто участвовать, а быть рядом. Мы должны быть опорой в форме деятельного участия, на уровне живой любви, которая выражается в каждой, казалось бы, мелочи. Нужно позвонить? Вот тебе телефон. А кому-то просто принести тапочки, и …беседа, улыбка, успокаивающие слова. Я здесь, я рядом.
Сегодня была встреча со священниками и сестрами – выявились проблемные моменты, которые надо решать, прозвучала мысль, что даже когда все как бы благополучно, священник и сестра милосердия необходимы на месте происшествия.
Люди в шоке, но с радостью отзываются на любую поддержку. Они не могут осознать что-то серьезное, но многое чувствуют с особой остротой. И эти чувства и можно сейчас затронуть особенно глубоко. В такие моменты необходимо проявлять любовь, она сейчас нужна, как бальзам, для этих людей. Такое отношение способствует облегчению их состояния.
–
Я думаю, конечно, правильно. А как же еще быть? Во всем мире люди борются с разными вещами экономического порядка, происходят забастовки, митинги. Конечно, надо бороться, бороться законными средствами. Нам говорят, что у нас отберут детей, а мы должны сидеть смиренно и говорить: «Ну отбирайте»? Те, кто это внушают, знают, какие взрывы могут быть, до чего можно довести народ. Знают, прекрасно знают и делают. Их надо спросить: «Разве вы не понимаете? Понимаете. Тогда зачем вы это делаете? Хотите разрушить наш народ? Хотите, чтобы прекратилось существование нашего государства?». Вся эта ювенальная юстиция идет с Запада, и все идеологи, которые это продвигают, связаны с Западом. Наверняка оттуда эти жуткие сатанинские идеи.
–
Продолжим детскую тему. Детей нередко привлекают в роли алтарников в храме. Не испортит ли это взгляд детей на службу? Не уничтожит ли благоговение, то есть не будут ли они относиться к этому как к рабочему моменту, а не как к богослужению?
Беседовал Сергей Кириллов
Расшифровка аудиозаписи – Елена Повышева
– Дорогие друзья, после первого эфира с Алексеем Ильичом, который состоялся 9 июня, долгое время мы получали и продолжаем получать ваши
вопросы, адресованные профессору. В общей сложности их несколько сотен. Задать их Алексею Ильичу все просто физически невозможно, поэтому для сегодняшней встречи мы выбрали из них наиболее актуальные для многих наших зрителей.
– Мы попадаем сейчас в шахматную ситуацию, которая называется патом: когда королю уже некуда ходить. Научно-технический прогресс сейчас
развивается именно в том направлении, которое должно привести к абсолютно тоталитарному режиму во всемирном масштабе. И избежать его совершенно невозможно. Потому что таков общий принцип развития. Такова, в конечном счете, и та невидимая цель, к которой ведет научно-технический
прогресс наше человечество. Поэтому глобализация – это естественный процесс. Как его можно оценить с христианской точки зрения? Поскольку логика научно-технического развития именно такова, как я сказал, в этом
нет никаких сомнений, то христианское отношение к нему может быть только одно: духовное и нравственное неприятие всех отрицательных моментов, которые сопрягаются с этим развитием. Вы сейчас указали на то достижение техники, когда человека можно найти в любой точке мира, узнать многие подробности, можно все прослушать, можно и увидеть. Может быть, скоро дойдут до того, что научатся мысли читать... Это тем более делает христиан более внимательными к себе. Наша задача какая? Не погрешать против совести, той, которая наполнена заповедями Божиими. Меня несколько удивляют эти страхи, что обо мне будут все знать. Хорошо, знайте. А чего я, интересно, боюсь? К тому же (об этом сейчас много говорят) спецорганы всю историю следили за людьми. Сейчас эти наблюдения спецорганов за каждым гражданином дошли до очень высоких степеней. Поэтому стоит вопрос: а что лучше нам? Чтобы за нами наблюдали открыто и мы знали, что каждый наш шаг просматривается? Или чтобы мы этого не знали, но каждый наш шаг так же бы просматривался и каждое наше слово так же бы прослушивалось? Конечно, лучше знать, чем в незнании наделать таких глупостей, которым впоследствии сам буду не рад.