НИКОЛА ТЕСЛА УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ
- 28.02.12, 20:01
НИКОЛА ТЕСЛА УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ
НИКОЛА ТЕСЛА СТАТЬИ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ НИКОЛЫ ТЕСЛЫ
Мои способности ограничены, и иногда случается так, что
усилия, направленные на решение стоящей передо мной задачи,
оказываются тщетными. Далее она становится для меня буквально
вопросом жизни и смерти, потому что жгучее желание найти решение
постепенно обретает такую силу, что я совершенно не в состоянии
справиться с ним, с какой бы твердостью и постоянством ни
направлял свою волю на это. Мало-помалу я прихожу в состояние
максимально напряженного сосредоточения, рискуя заполучить тромб или
атрофию какого-либо отдела головного мозга. Мне представляется,
что я предвижу свою погибель, но, как человек, которого неотвратимо
несет к пропасти водопада, безропотно смиряюсь.
В процессе такого сосредоточения предельное напряжение
способно вызвать из памяти былые образы, которые после каждого
ментального погружения выныривают подобно пробкам на поверхность
воды и не тонут. Но после долгих дней, недель и месяцев отчаянной
работы мозга я наконец преуспеваю: рождается новый сюжет,
заполняя всё мыслительное пространство, и когда дохожу до такого
состояния, то чувствую, что цель близка. Мои идеи всегда
рациональны, потому что мое тело — исключительно точный инструмент
восприятия. Все его действия — лишь реакции на внешние
раздражители, и правильные интерпретации этих внешних воздействий
неизменно приводят к истине. Но я всегда счастлив, когда этот момент
остается позади, так как сверхнапряжение мозга чревато огромной
опасностью для жизни. Чтобы проиллюстрировать это, остановлюсь
на удивительном случае такого рода, который может представлять
интерес для ученых-психологов.
Несколько лет тому назад, когда была разработана моя система
беспроводной передачи энергии, я пришел к заключению, что для
придания ей прочного инженерного обоснования должен разгадать
тайны земного электричества. На первый взгляд, эта задача,
казалось, требовала сверхчеловеческих способностей, но я набросился на
ее решение с дерзостью неведения и провел несколько месяцев в
напряженнейшей концентрации мысли, дойдя в итоге до
отчетливого интуитивного ощущения, что нахожусь в состоянии полного
изнеможения. После медленного возвращения к нормальному состоянию
сознания я испытывал мучительно острую тягу к чему-то, не
поддающемуся определению. Днем я работал как всегда, и это чувство, хотя
и не исчезало, заявляло о себе намного меньше, но когда отходил ко
сну, ночные чудовищно увеличенные видения заставляли
нестерпимо страдать до тех пор, пока меня не осенило, что мои муки были
вызваны снедающим меня желанием увидеть мать. Мысли о ней
заставили меня критически пересмотреть прожитые годы, начиная
с самых ранних впечатлений детства. Я всегда так явственно
представлял ее в бесчисленных ситуациях и положениях, как это бывает
в реальной жизни, а теперь меня обескуражило открытие, что я
совсем не могу вызвать ее образ; исключение составляли лишь сцены
незабываемого страдания. Была мрачная ночь, потоки дождя
заливали землю, небо, казалось, разверзлось. Всем своим существом я
чувствовал, что должно произойти что-то ужасное, и мой страх
усиливался потому, что дом наш стоял отдельно от других; ближе всего к
нему находились церковь и кладбище у подножия гряды холмов,
кишевших волками. Старинные часы показывали полночь, когда моя
мать вошла в комнату, обняла меня и сказала: «Пойди, поцелуй
Даниэля!». Мой единственный брат, восемнадцатилетний юноша
выдающихся интеллектуальных способностей, умер. Я прижался ртом к
его холодным, как лед, губам, понимая лишь то, что наихудшее
свершилось. Моя мать снова уложила меня в постель, укрыла одеялом,
немного помолчала и со струящимися по лицу слезами сказала:
«Господь дал мне одного сына в полночь и в полночь забрал
другого». Это воспоминание было подобно оазису в пустыне,
сохранившемуся в море забвения по странному капризу мозга.
Память о минувшем возвращалась медленно, и после
длившихся долгие недели размышлений я оказался в состоянии ясно
представить себе события далекого прошлого и увидеть их в ярком свете,
что приводило меня в изумление. Вспоминая всё больше и больше
событий ушедших лет, я добрался до обзора американского периода.
Тем временем страстное желание увидеть мать, с каждым днем
становившееся всё более острым, доводило меня до отчаяния. Каждую
ночь моя подушка намокала от слез, и не в силах вынести это я
решил покончить с работой и поехать домой.
Так и сделал, и пережив массу цеплявшихся одна за другую
случайностей, оказался во Франции, в Париже, куда я бежал из
Лондона, спасаясь от шума, поднятого вокруг меня в Англии. Я
вынужден был на полуслове прервать одну из своих лекций, не дочитав
последних доказательств, и уехал, и пока был занят
утомительными приготовлениями, курьер вручил мне телеграмму от дяди,
сановного служителя церкви, в которой говорилось: «Твоя мать умирает,
поспеши, если хочешь застать ее живой». Я помчался на поезд, а
потом сломя голову ехал долгие день и ночь на перекладных,
спешно подготовленных моим дядей, по горным дорогам и, в конце
концов, добрался, весь в ушибах, усталый до изнеможения, до постели
матери. Она была в предсмертной агонии, но радость встречи со мной
сотворила чудо временного улучшения состояния. Я больше не
отходил от нее, пока мое собственное состояние не стало таким, что меня
доставили в другое здание поблизости — немного отдохнуть.
Оставшись один, лежа в постели, я раздумывал о том, что может
случиться, если моя мать умрет. Возникнет ли возмущение в эфире? Смогу
ли я обнаружить его? В то время мои восприятия были обострены
до невероятной степени. Я слышал тиканье часов на расстоянии
пятьдесят футов. Муха, садившаяся на стол в середине комнаты,
производила в моем ухе глухой стук как от забивания свай, и я явственно
слышал «топот» ее ног, когда она сновала по столу. Будучи
опытным, умелым наблюдателем, я умел объективно записать все свои
ощущения. Моя мать, являвшаяся гениальной женщиной редкого
самообладания, с полным хладнокровием смотрела в лицо судьбе, и я
был уверен, что при последнем вздохе она подумает обо мне. Если
бы ее смерть произвела возмущение в пространстве, сложившиеся
условия стали бы наилучшими для его обнаружения на расстоянии.
Памятуя об огромном научном значении такого открытия, я
отчаянно боролся со сном. Мои восприятия были обострены темнотой и
тишиной ночи, и я пристально всматривался и прислушивался.
Прошло пять или шесть часов, показавшихся вечностью, но знамения не
было. Затем природа взяла свое, и я впал то ли в сон, то ли в
забытье. Когда же пришел в себя, в ушах звучало неописуемо
прекрасное пение, и я увидел белое плывущее облако, в середине которого
находилась моя мать и, склонившись, смотрела на меня полными
любви глазами; ее улыбающееся лицо излучало какое-то странное
сияние, не похожее на обычный свет; вокруг нее были напоминающие
серафимов фигуры. Завороженный, я смотрел, как видение медленно
проплыло через всю комнату и исчезло из вида. В этот момент меня
охватило чувство абсолютной уверенности, что моя мать только что
умерла, и тут действительно прибежала плачущая горничная и
принесла эту скорбную весть. Это сообщение повергло меня в ужасный
шок, сотрясавший всё мое тело подобно землетрясению, и вдруг я
осознал, что терзаюсь в жестоких муках... в своей нью-йоркской
постели. Так я понял, что моя мать умерла годы назад, но я забыл об
этом! Как могло самое дорогое из моих воспоминаний оказаться
стертым в моем мозгу? Охваченный ужасом, я задавал себе этот вопрос,
и горечь, боль и стыд переполняли меня. Мои страдания были
реальными, хотя описанные события являлись не чем иным, как
воображаемыми отражениями того, что произошло раньше. То, что я
испытал, оказалось не пробуждением от сна, а восстановлением
определенной области моего сознания.
В то время когда произошли описываемые события, я
пребывал в состоянии истерии, вызванной отчаянием от смерти матери, и
склонялся к тому, чтобы поверить, что действительно имело место
проявление психической энергии, посмертное послание от моей
матери, но вскоре отказался от этой мысли, посчитав ее совершенно
абсурдной. Каждая моя мысль, каждое мое действие постоянно
убеждают меня, что я автоматический механизм, отвечающий на внешние
раздражения, которые воздействуют на мои органы чувств, механизм,
способный развиваться и проживающий бесконечное множество
жизненных различных ситуаций от колыбели до могилы.
Психические состояния и феномены, описанные мной,
объясняются, несмотря ни на что, очень просто. По причине длительной
концентрации на одном предмете определенные ткани моего мозга
из-за недостаточного кровоснабжения и упражнения были
парализованы и не могли больше реагировать должным образом на
внешние воздействия. С переключением мыслей от моего основного
объекта они постепенно ожили и восстановились до своего
нормального состояния... Сильное желание увидеть мать было вызвано
тем, что незадолго до моего погружения в состояние
сосредоточенности я рассматривал сотканное ею художественное полотно, которое
она дала мне за много лет до этого, когда я покидал дом, и
пробудившее во мне нежные воспоминания. И услышал пение, потому что
моя мать умерла утром в день Пасхи, когда шла утренняя месса, и в
церкви неподалеку от нашего дома пел хор. Но мне трудно было
найти источник внешнего впечатления, которое вызвало появление
видения, пока я не вспомнил, что во время одного посещения
Европы, находясь проездом в Баварии, в Мюнхене, среди множества
полотен увидел картину Арнольда Бёклина — прославленного
швейцарского живописца, изобразившего одно из времен года в виде группы
аллегорических фигур на облаке. В своем творении художник был
так удивительно искусен, что облако с фигурами, казалось,
действительно плыло по воздуху, как будто ему помогала какая-то
невидимая сила. Это произвело на меня глубокое впечатление, и это
объясняет феномен.
Многие из тех, кто твердо верит в сверхъестественные явления,
вероятно, скажут, что я получил послание от матери, но поскольку я
как грубый материалист «испорчен», то не способен к такого рода
тонким восприятиям. Возможно, они правы, но я не отступлю ни на
шаг от своей механистической теории жизни до тех пор, пока она не
будет опровергнута. Прозаический урок, извлеченный мной из этого
и подобных опасных, состоит в том, что мне следует остерегаться
концентрации сознания и довольствоваться заурядными
достижениями.
9