Этика деловых отношений
- 06.08.07, 12:14
- Деловая Этика
- этические принципы (императивы), доминирующие во внешней для корпорации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;
- нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников корпорации
- коллективы сотрудников корпорации, чья деятельность определяется моральным климатом организации
- индивидуальные мотивы сотрудников корпорации, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.
Припостроении системы кадрового менеджмента следует учитывать, что этические принципы и общепризнанные моральные нормы, как правило, фиксируются в официальных документах корпорации - миссия корпорации, корпоративный этический кодекс. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства
В известной книге А.Печчеи "Человеческие качества" намечены шесть целей для человечества, по которым можно сверять цели деятельности организации: - "внешние пределы" - уяснение проблемы биофизических пределов существования человека на Земле, гармонизация взаимоотношений человека с природой; -"внутренние пределы" - исследование физических и психологических возможностей человека; - защита и сохранение культурных особенностей народов и наций; -"мировое сообщество" - выявление путей постепенного преобразования системы эгоцентрических государств в систему скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений; - среда обитания, генеральный всемирный план человеческих поселений; - производственная система.
Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические требования : утилитаристский принцип - предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
Индивидуалистический принцип - направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключают отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наёмных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества. Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и её основными целями - достижением успеха и прибыли Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Иногда от всей административной деловой этики остаётся только этикет. Слово "этикет" означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере, в сфере предпринимательства и управления - деловой этикет. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости. Правила делового этикета являются общепринятыми в международном деловом общении, хотя имеют и некоторые национальные и корпоративные особенности. В организации деловой этикет зависит от того, какой стиль делового общения и руководства(авторитарный, демократический, либеральный или попустительский)характерен для делового общения в организации в целом, а также от деятельности организации, от вкусов её руководства и от традиций Американская исследовательница,социолог Джен Ягер приводит шесть основных заповедей делового этикета:
- Делайте всё вовремя!
- Не болтайте лишнего!
- Будьте любезны, доброжелательны и приветливы!
- Думайте о других, а не только о себе!
- Одевайтесь,как положено!
- Говорите и пишите правильно!
- органическая, этические принципы которой построены на основах коллективизма, предполагают максимальное достижение равенства каждого из членов коллектива, равные права и обязанности.
- предпринимательская
- этическая доктрина должна быть построена на принципах эгоизма, который преследует извлечение максимальной прибыли для каждого члена организации.
- бюрократическая организационная культура по своей природе двойственна, поскольку имеет иерархическую организацию, для которой характерно максимальное делегирование ответственности вверх, т.е. безответственное поведение членов организации и максимальное сосредоточение властных функций и ответственности у тех людей, которые находятся на верху пирамиды власти.
- партиципативная
- организационная культура построена на принципах максимального саморазвития каждого члена коллектива.
- Каждой организационной культуре, таким образом, соответствуют базовые морально-психологические стереотипы: органической - коллективизм;предпринимательской - индивидуализм;бюрократической - конформизм; партиципативной - гуманизм. Неформальные механизмы определяются и авторитетом морального лидера.
- Шесть этических моделей лидерства: -лидер-защитник; лидер "конфуцианский мудрец"; выразитель идеи социального равенства; лидер - суперпрофессионал; харизматический лидер.
Коментарі