Пока Язык Русов веками превращали в современный русский язык поя
- 05.03.12, 13:32
Пока Язык Русов веками превращали в современный русский язык появилась пословица «Язык мой – враг мой!».
Пока Язык Русов веками превращали в современный русский язык появилась пословица «Язык мой – враг мой!».
Олесь Бузина: – Она начинается битвой при Берестечке, потому что с этой даты – 1651 года – Малороссия, собственно говоря, и началась. И заканчивается 1917 годом. Это книжка о забытой сказочной стране. Это книжка вообще об украинском Рае – о том времени, когда Украина лежала как младенец в колыбели и наслаждалась Гоголевским покоем и счастьем.
*** Предисловие автора «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» – так начинается «Сорочинская ярмарка» Гоголя. В основном мы знаем эту страну благодаря Ивану Васильевичу. И как же прекрасна она! Как идиллична! В ней вечно «полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул весь потонувший в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях»... Чувствуете, сколько эротики? Гоголевская повесть – первая в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» – начинается, как античный миф, в котором Бог Неба оплодотворяет Землю. Все здесь цветёт. Всё пахнет. Тут удивительные баштаны, храбрые казаки и девушки невообразимой красоты. Тут Иван Иванович потешно судится с Иваном Никифоровичем. Зато Пульхерия Ивановна живёт в вечном мире со своим Афанасием Ивановичем. Тут даже башмачки любимым Оксанам привозят от самой царицы из Петербурга! Не от Версаче, а именно от Царицы! Тем не менее, именно эту прекрасную Малороссию ненавидит всё то, оккупировавшее её, что называет себя «незалежным» и «национально-свидомым». Ненавидит какой-то лютой, почти животной ненавистью! Словно именно Малороссия не даёт ей слопать лишнюю порцию вареников. Но я никогда не стыдился своих малороссийских корней. Мои предки тоже с Полтавщины, как и предки Гоголя. Малороссия – достойная, корневая часть Украины, сердце Руси – её основа. Те самые десять левобережных казачьих полков, которые не поддались ляхам и унии, не предали душу и присягнули на верность православному царю. И присягу эту хранили, пока быль царь! Из Малороссии началась украинская литература – «Энеидой» Котляревского и «Малороссийскими повестями» Квитки-Основьяненко. Отсюда вышли те знаменитые генералы, философы и политические деятели Российской империи, которые до сих пор составляют славу Украины – Феофан Прокопович, Григорий Сковорода, Разумовские, Кочубеи, Трощинские и фельдмаршал Паскевич, взявший штурмом Варшаву. Тут корни композитора Чайковского и великого юмориста Зощенко, написавшего в автобиографии: «Я родился в Полтаве в 1895 году. Мой отец – художник. Из дворян». Именно из Малороссии пошло наше дворянство – национальная аристократия, оставившая стране свои родовые усадьбы и коллекции предметов старины, до сих пор остающиеся гордостью украинских музеев. Киев, между прочим, это тоже Малороссия – её западная граница, малороссийский плацдарм, героически выброшенный на правый берег Днепра. Ещё в 18 веке граница с Польшей начиналась под Киевом по речке Ирпень. И пусть столицей Малороссии был Петербург, но Киев оставался её святым городом. Как и всей России. Давно пора вернуть Малороссии историческую память, самосознание и, не побоюсь этого слова, автономию, которой она исторически обладала. В будущей украинской федерации Малороссия наряду с Новороссией, Крымом, Галичиной, Волынью, Донецко-Криворожской республикой и Подкарпатской Русью должна занять своё достойное место как равная среди равных. [...] Враги Украины-Малороссии любят изображать представителей нашего народа бедными и забитыми, вечными крепостными и злыднями. Это делается, чтобы подорвать у малороссов веру в конечное торжество малороссийского дела. Но мы не дадим обвести себя вокруг пальца. Слово «малоросс» или «малороссиянин» более древнее, чем «украинец». Малороссами называли себя Гоголь и Шевченко, Паустовский и Нарбут, Костомаров и Максимович. В нём нет ничего унизительного. Мал, да удал! Всё зависит от самооценки. Человек, который не любит себя, рано или поздно будет считать уничижительным любое определение – назови его хоть «великоамериканцем». В украинцах такие ущербные личности видят, прежде всего, людей с окраины, забывая, что окраина – синоним пограничья, а пограничник – высокое предназначение, выпадающее только настоящим героям! Но так как малоросс и украинец – это одно и то же, то любые нападки на малороссов следует считать проявлением пещерной украинофобии. Убивая в себе малоросса, такой человек убивает украинца. Эта книга – дань памяти Малороссии – удивительной забытой стране. *** Богдан Хмельницкий и казаки под Берестечком Нет ничего хуже, чем подгонять историю под красивые псевдопатриотические схемы, чем любят грешить украинские официозные историки. Они лгут, не краснея, пересказывая с новыми вариациями ещё советский миф о «национально-освободительной войне украинского народа». Но в 1651 году ещё не существовало никакого «украинского народа». И Хмельницкий, и его казаки называли себя «русинами» и «православными». Что, впрочем, для них тоже было не очень важно. Удивительный исторический факт – на месте битвы под Берестечком найдено множество казачьих останков. В болотистом грунте прекрасно сохранились детали обуви, пуговицы, мушкеты, пороховницы, кожаные пояса с пряжками, ложки, люльки, казаны, даже кошельки с монетами. Нет только одного – нательных крестов! Эти кресты не могли снять с убитых. Трупы казаков сохранились в трясине, которая высохла за триста лет, в том виде, как их застала смерть. Ни один победитель не рискнул полезть за ними в топь, зная, что там его ждёт смерть. Если в кошельках остались монеты, значит, остались бы и на шеях кресты, если бы они были... Но их – не было! Слухи о воинствующей религиозности казачьего воинства сильно преувеличены. [...] По двум свинцовым крестикам под Берестечком определили тела донских казаков. Обычай носить нательные крестики пришёл в Украину из России – только во второй половине 18 века, во время совместного проживания в православной империи. Зато воинство гетмана Хмельницкого таскало с собой бесчисленное количество ведьм и ворожек, с которыми гадало об исходе будущего сражения. Одну из таких ведьм во время битвы поймали поляки и торжественно зажарили со всем её ведьмовским инструментом. [...] Хмельницкий выполнил условия заключённого в 1649 году Зборовского договора с польским королём Яном Казимиром, потому что, подобно нашим нынешним олигархам и политикам, очень хотел интегрироваться в европейскую цивилизацию. Настолько хотел, что, будем же честны, после всех побед над поляками в 1648-1649 годах чуть ли не лизал сапоги Яну Казимиру. По условиям Зборовского договора, Хмельницкий был обязан на коленях просить у короля прощения за все свои «злодеяния», что и проделал лично, заливаясь слезами и обещая «исправить своё поведение в будущем». Различные независимые друг от друга источники описывают, как это выглядело. По словам современника Хмельницкого, автора «Истории войны казаков против Польши» Пьера Шевалье, «гетман казаков прибыл к королю и, упав на колени, произнёс со слезами на глазах большую речь». А «Черниговская летопись» гласит, что Хмельницкий, явившись к Яну Казимиру, «пал перед ним на землю» со словами: «Я на короля пана моего милостивого руки не подношу!». И «плакал король сам, сенаторы и Хмельницкий вельми час немалый, потом Хмельницкий снова пал перед королём плачучи, просил прощения и лежал, облапивши ноги королевские, а король приказал его поднять и дал ему руку поцеловать». Хмельницкий жаждал именно интегрироваться! И готов был пойти ради этого на любые унижения. Но Польша не хотела никакой интеграции. Она была готова Хмельницкого только съесть. Это Богдану нравилось быть гетманом Его Королевской Милости. Но Речь Посполитая не желала такого гетмана. Она не могла содержать 40-тысячную казачью армию, соблазнявшую простонародье своими привилегиями. Ей было некуда деть князя Вишневецкого, утратившего из-за восстания всю свою Вишневеччину на левобережье Днепра. Ей было не по силам успокоить коронного хорунжего Александра Конецпольского, чей город Чигирин теперь стал столицей Хмельницкого, а также Корецких, Збаражских, Потоцких и бесчисленную шляхту – как католическую, так и православную вроде киевского воеводы Адама Киселя, чьё место на Украине теперь занимали казаки. *** Хмельниччина и Малороссия Начавшись в 1648 году на экономическом подъёме, восстание Богдана Хмельницкого завершилось экономической катастрофой. Первоначальные успехи переросли в бесконечную казачью междоусобицу. Гетманы расплачивались собственным народом за военную помощь татар. Польские карательные отряды выжигали местечки. Так продолжалось ни много ни мало три десятилетия! Южная граница христианского мира, проходившая по Украине, оказалась открытой – сюда хлынули турки, захватившие Каменец-Подольский и Чигирин. Правобережная Украина на полвека запустела до самого Львова. Даже через несколько поколений тут можно было наглядно увидеть плоды эпохи, начавшейся после смерти гетмана Богдана и названной современниками Руиной. Казачий историк Самуил Величко, побывавший в этих местах уже на заре 18 века, оставил описание страшной картины разрушения: «Проехал я Волынь и княжество Русское [так официально называли тогда Галичину, – автор.] до Львова, Замостья, Бродов и дальше, и перед моими глазами предстали многочисленные обезлюдившие города и замки, пустые валы, когда-то насыпанные человеческим трудом... Все они служили тогда за пристанище дикому зверью. Я заметил, что крепости, попадавшиеся нам на пути в военном походе (в Челганском, в Константинове, Бердичеве, Збараже и Сокале), одни стоят малолюдные, другие совсем опустели – разрушенные, заросшие землёй, заплесневевшие и полные только червей и змеев, что там гнездились. Присмотревшись, увидел я покрытые мхом, камышом и зельем просторые тамошние украино-малороссийские поля и просторые долины, леса и большие сады, красивые дубравы и реки, пруды и запущенные озёра. И это был край, который воистину когда-то, уже жалея за утратой его, называли поляки раем мирским – был он перед войной Хмельницкого словно другая земля обетованная, что кипела молоком и мёдом. Видел я, кроме того, в разных местах много человеческих костей сухих и голых – их покрывало одно только небо. Я спрашивал тогда себя: «Кто они?». Насмотрелся я всего этого – пустого и мёртвого, переболел сердцем и душой – ибо сделалась пустыней эта прекрасная когда-то и переполненная всякими благами земля, часть отчизны нашей украино-малороссийской». Нормальная жизнь сохранилась только на Левобережной Украине – в Малороссии, которая оказалась под властью московского царя. Десять казачьих полков, составлявших Гетманщину, процветали. «Богат и славен Кочубей, его поля необозримы», – напишет об экономическом могуществе «новых украинцев» того времени Пушкин. Его слова – не преувеличение. Гетманская Украина не платила налогов в царскую казну. Земельные наделы после того, как Хмельниччина смела польскую шляхту, разделили с помощью очень нехитрого приёма – так называемой «займанщины». Кто первым прибежал и огородил участок – того и земля. Естественно, что больше всех огораживала старшина. Царское правительство заботилось о своих новых подданных. Вместо дырявых пикетов запорожцев на границе с Крымским ханством оно построило Украинскую линию. Под её защитой можно было богатеть и разлагаться, сколько душа пожелает. От сытной жизни сразу же расцвёл алкоголизм. [...] Полунезависимая гетманская держава очень напоминала нынешнюю Украину. Везде процветало взяточничество и кумовство. Очередной обладатель булавы растыкивал по хлебным местам своих близких и родичей. Образование пребывало в упадке. Армия разложилась. Казачьи полки не представляли никакой реальной боевой силы. Для поддержания хоть какого-то порядка гетманы нанимали два-три сердюцких полках из полууголовного сброда. Это была тогдашняя «прохвесийна» армия. Но ни с кем воевать она не могла – только с собственными обывателями. [...] При Богдане Хмельницком население Украины насчитывало меньше одного миллиона человек – всего 700 тысяч, как считает большинство историков. А по переписи 1897 года, малороссов в пределах империи уже 22,5 миллиона – причём от низов общества до царского двора и буржуазии! Эта цифра демонстрирует подлинную, а не выдуманную картину «царского гнёта». http://revizor.ua/news/culture/20120304_malorussiaПрезидент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что в республике русский язык должен всего оставаться в статусе официального языка страны.
«Понижать статус нельзя. Русский язык у нас официальный. Он у нас практически везде. Большинство (телевизионных) каналов на русском языке», - сказал он в интервью радиостанции «Голос России». Он напомнил о том, что для трудовых мигрантов в РФ теперь знание русского языка является обязательным.
«Для меня это было поводом сказать, что отныне русский язык нужно преподавать в Киргизии даже там, где нет ни одного русского», - отметил Алмазбек Атамбаев.
http://echo.msk.ru/programs/beseda/861541-echo/#video
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Господин президент, маленькая страна, маленькое население, и среди этого населения есть население русскоговорящее. Хотелось бы поговорить о положении русскоговорящих в Кыргызстане, о статусе русского языка. Как с этим? Насколько остро стоит эта проблема? Или вам сейчас не до того? А. ВЕНЕДИКТОВ: Дискуссия по языку у вас развернулась сейчас. А. АТАМБАЕВ: Русский язык у нас официальный. На самом деле, как бы мы ни поливали Карла Маркса, бытие определяет сознание. Возьмите ту же Латвию, страна благополучна, даже неграждане не собираются уезжать. У нас официальный русский язык. У нас большинство каналов только на русском. Может быть, 2-3 на киргизском. Другое дело, что последние 20 лет, особенно первые годы был всплеск национализма. И сейчас есть люди, которые хотели бы, как в России говорят – Россия для русских… Есть люди, которым больше нечего сказать, они могут только показать себя ура-патриотами. Это беда любой страны. Но русский язык, конечно, он будет сохранен в Кыргызстане. Я горжусь тем, что в Кыргызстане практически каждый гражданин Кыргызстана киргиз, он знает два языка как минимум – киргизский и русский. Это здорово. Потому что когда ты знаешь несколько языков, у тебя компьютер в голове лучше работает – сразу несколько дисководов. Когда сказали, что для тех, кто хочет работать в России, будет проверяться знание русского языка, для меня это повод, чтобы сказать, что отныне русский язык надо преподавать даже там, где ни одного русского нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ: В Киргизии вы имеете в виду? А. АТАМБАЕВ: Да. Это богатейший язык. Это такая литература! Не в обиду другим народам, но сравнить что-либо с русской литературой трудно. Поэтому мы должны сохранить русский язык. А. ВЕНЕДИКТОВ: Владимир из Сочи пишет: «Сейчас у нас работают десятки тысяч молодых киргизов. Я разговаривал со многими, хорошие ребята. Плохо говорят по-русски и выполняют самую простую работу. Многие хотят остаться в России работать, говорят, что в Киргизии делать нечего. Но Киргизию они любят и надеются вернуться в свои села и города». Вот наблюдение парня из Сочи. В этой связи – плохо говорят по-русски. Вы сами затронули эту тему. Вы, наверное, обсуждали это с президентом или с премьером, как эти потоки наладить. Я знаю, что в последние месяцы своего правления Роза Отунбаева говорила о том, что, может быть, изменить статус русского языка. Вы собираетесь менять статус русского языка, понижать его?
А. АТАМБАЕВ: Я думаю, понижать статус нельзя. Во-вторых, в прошлом году мы начали очень активно развивать отношения с регионами России. Мы несколько раз собирали и в Бишкеке, и в Оше представителей, губернаторов, зам. губернаторов России, мы уже налаживаем прямые связи. И самое главное – мы объясняем людям, что на национализме жить нельзя. Надо понимать, что мир другой стал. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок где-то мог в будущем пробиться, чему-то научиться, надо знать языки. А легче всего в Кыргызстане второй язык выучить русский. Поэтому, я думаю, эту проблему мы решим. Я сам очень люблю русский язык. Я люблю, конечно, и родной язык. Даже сами языки у нас переплетены...
То есть, что получается. Реально на референдуме за русский язык проголосовали ВСЕ русскоязычные граждане – 273 тысячи. ВСЕ ДО ЕДИНОГО! Единодушие русскоязычных граждан в этом вопросе было такое, что я предполагаю -- Лоскутов и Юдин тоже поставили крестики «PAR», пока их никто не видел в кабинке. Если предположить, что все-таки не все русскоязычные проголосовали «за», то надо будет признать, что за русский голосовала еще и часть латышей.
Втроем на одного
Сейчас латышские политики хлопают в ладоши, обнимаются и радуются, что латыши пришли рекордной явкой и проголосовали против русского языка. Премьер Домбровский в своем блоге поблагодарил граждан Латвии, которые голосовали «против раскола общества, против двуязычия». И добавил: «политические маргиналы потерпели поражение»…
Ну, конечно, сам референдум за русский язык изначально был проигрышным. Чтобы его выиграть, надо было, чтобы «за» проголосовало не менее 771 тысяч граждан Латвии. Столько сторонников русского здесь в принципе быть не может – их почти в 3 раза меньше.
Вы думаете, русские этого не знали и не понимали? Русские всерьез надеялись, что на референдуме 771 тысяча проголосует за русский государственный язык? Конечно, знали и понимали. Зачем же тогда был затеян этот заведомо проигрышный референдум? А таким образом русские хотели вам показать, что они протестуют против национальной политики вашего государства. И показали.
И теперь политики радуются: «Мы победили!» Конечно, победили, не могли не победить. Русскоязычных граждан в Латвии в 3 раза меньше, чем латышей. И потому эта ваша радость победы сейчас сильно напоминает радость мелких хулиганов, которые втроем побили одного и хвастаются – какие мы крутые! Втроем на одного – конечно, крутые. Но это – не победа. А в национальном вопросе побед вообще не бывает.
А вот поражения бывают. И еще какие!
21 год назад 3 марта 1991 года в Латвии тоже проходил референдум. Решался вопрос о латвийской независимости. Тогда тоже была высокая активность - 88 % избирателей пришли голосовать. Из них 74 % высказались ЗА независимость и 25 % - ПРОТИВ. Почти, как сейчас за русский язык.
С одной лишь разницей. Тогда право голоса имели ВСЕ, неграждан в Латвии не было, все были -- граждане. И русских здесь тогда было 45%. То есть, за латвийскую независимость проголосовала как минимум ПОЛОВИНА этих самых русских. Если считать, что латыши проголосовали ЗА независимость все до единого. В чем я сомневаюсь. Были у вас свои коммунистические «рубиксы» -- сторонники СССР.
И еще я напомню: тогда в Латвии жили сотни тысяч недавно приехавших «гастарбайтеров» из всего СССР, которые ни слова не понимали по-латышски. И они тоже голосовали на референдуме.
И тогда были еще сильны традиции и идеи СССР, работали райкомы и горкомы КПСС, пресса и телевидение были еще советскими коммунистическими… И все равно: русские проголосовали ЗА ваше независимое государство.
Будем «побеждать» и дальше?
Прошел 21 год…Выросло новое поколение, которое и не знает, что такое СССР, давно нет коммунистов, пресса – свободна, русские выучили латышский язык. Миллионы латов потрачены на дело интеграции, на образование. Сотни тысяч русских сдали экзамены по языку и истории, принесли клятву и стали гражданами свободной Латвии.
И вот теперь, через 21 год эти самые граждане свободой Латвии пришли на избирательные участки и проголосовали ПРОТИВ национальной политики вашего государства. Проголосовали ЕДИНОГЛАСНО!
Вы хоть понимаете, ЧТО случилось? И ЧТО это значит? А значит это только одно: за 21 год независимости вы построили глубоко и безнадежно расколотое общество. Вы его раскололи намного больше, чем оно было разобщено 21 год назад. Против вас на референдуме голосовали не только русские, но и белорусы, украинцы, евреи, армяне, грузины, татары, литовцы, поляки…
Вы думаете, это только русские (испорченный народ) голосовали за свой язык на референдуме? Да нас столько здесь давно уже нет. Даже латгальцы голосовали против вас – посмотрите результаты референдума по Латгалии. Это – полный крах и вашей интеграции, и вообще национальной политики вашего государства.
Ну что, вы еще радуетесь своей победе 75/25? Тогда вспомните, что у вас в стране есть еще 300 тысяч совсем уж «неинтегрированных» - неграждан. И реально нас, протестующих против национальной политики – 40%. Будем «побеждать» друг друга и дальше или все-таки стоит начать договариваться?
Я не к политикам вашим обращаюсь. Они за последние полгода доказали, что мозгов у них нет совсем. И их нисколько не интересует построение в нашей маленькой и красивой стране дружного и сплоченного общества. Им надо, чтобы мы – русские и латыши постоянно грызлись. Тогда они смогут спокойно воровать дальше.
Но может быть, в этой стране есть разумные латыши, которые сейчас молчат? Скажите свое слово!
Юрий Алексеев