Русский же шансон соединяет несколько жанров: городской романс, французский шансон, бардовскую песню, ЕРЖовский клезмер и тупо блатняк, порождая ублюдка. Исполнение примитивное, вокала никакого — нарочито-хриплый, пропитой голос, аранжировки убогие — типичное следование культурному уровню потребителя. Содержание песен русского блатняка сводится к одной-единственной теме: я был фартовый пацанчик воровал/ебал/убивал, за что меня жизнь наказала?! Данная тема в песнях раскрывается, как правило, следующими мыслями — прокурор сука, а на суде я брал все на себя, и голуби над зоной пролетали. При этом не считается зазорным, что взрослый человек с мордой, которую и за неделю хуй обсерешь, «поёт» о страданиях, изливая гнилое содержание своей души в уши слушателя.
Плаксивость и жалобливость исполнения не мешает артистам и потребителям этого жанра считать себя крутыми пацанами. По патетике слезливости с шансоном может сравниться только русский рэп , певцы которого вырыгивают такие же тонны слёз и соплей на слушателя, только ещё и без музыки вообще. Бравые песни о жиганах, крутых разборках с ментами, шлюхами и бюрократами и между собой не разбавляют общего потока соплей о хуёвой жизни под ментом, бюрократом, шлюхой, начальством и т. п. Высморкав очередную жалобу, герой песни не выходит на ожидаемый финал «Ну и хуй с вами всеми». Просто затихает, всхлипывая под традиционное умца-умца-умца-ца.
Впрочем, есть в жанре немало исключений, когда песни поются нормальным голосом под нормальную аранжировку и не делаются с расчётом на быдло или преступников. Это связано не только с тем, что к шансону у нас относят чуть ли не всё, что не является в чистом виде попсой , КСП или русским роком , но и с многогранностью самих исполнителей. Есть среди них и хриплые жлобы с синтезатором, и профессиональные музыканты, и любители петь о тюрьмах, и таксисты с ментами, и предпочитающие просто песни про жизнь, а также те, кто всё это успешно смешивают. За счёт этого жанр уже давно вышел за рамки привычных стереотипов «песни с параши» и «ой, как мне хуёво». К примеру, у Александра Новикова есть альбом на стихи Сергея Есенина, у Михаила Шуфутинского — целая куча эстрадных и даже откровенно попсовых песен, а завсегдатай концертов на день милиции Розенбаум — так вообще унылый бард с уклоном в акынство. Но, в любом случае, все это полнейшая рыготня, от которой делается дурно после первых пяти секунд.
Параллельно шансону, в котором поётся о различных представителях быдла , существует блатняк — сугубо тюремная лирика с обильным использованием фени — который коммерциализировался и оказался в магазине под названием «русский» шансон. Блатняк изначально происходит от «жестоких романсов», ресторанных и «одесских уличных» песен 1920-х годов; именно в те годы появились первые образцы жанра, «Мурка» и «С одесского кичмана сорвались два уркана». Потом до жанра дотянулся проклятый Сталин , и на протяжении двух-трех поколений блатная песня исполнялась исключительно в ГУЛаге, в результате чего и сформировалась в своем уже более-менее современном позднесоветском виде: феня, зона, тоска зелёная. Последний штрих в жанр внес Высоцкий , у которого было немало песен блатной направленности и которому стали подражать некоторые из самих блатных.
Самое старое из известных упоминаний этого термина-эвфемизма относится к 1991 году, когда в Питере прошёл один из первых блатных фестивалей под названием «Русский шансон. Лиговка-91». Однако вся та мура, которую мы привыкли так называть, возникла раньше — ближе к концу восьмидесятых, когда к большим переменам в стране начала адаптироваться и преступность. На смену старым воровским «понятиям», своеобразной морали и «кодексу чести», пришли молодые отморозки в спортивных костюмах, да только-только проявившиеся вне своих нацреспублик кавказцы. Годы перестройки практически подчистую сломали всю старую воровскую «культуру», в том числе, и вместе с её музыкой. Ушли почти в небытие почти все музыканты, которые играли из колонок во времена позднего совка и которые были для старой «элиты» своеобразными символами их эпохи. Те же Высоцкий и Северный с их не лишёнными смысла произведениями стали почти забытыми, а на смену им пришла доска синтезатора с двумя нотами, на которые наложено несколько спетых хриплым голосом куплетов про зону, феню, лагеря… Первый этап деградации музыки прошёл удачно.
Все девяностые, на фоне засилья русской и модной в те годы иностранной попсы , блатняк был почти незаметен. Звучал во всяких зарыгаловках с шаурмой или на оптовых рынках , никем особо не любимый, однако проблемы своим существованием не создававший. Востребован он был, в основном, всякими жлобами вроде таксистов , не шибко умного криминалитета и… милиционеров . Никто больше такую музыку почти не слушал. Неприязнь небыдла к шансону, конечно, была, однако от интеллигентского отвращения ко всему остальному дерьму не отличалась. Конечно, изредка шансонные исполнители попадали в СМИ, а на нескольких радиостанциях (включая даже «Русское радио»!) в эфир выходили постоянные передачи, но дальше этого дело не шло.
И было так вплоть до августа 2000 года, когда в эфире появилось радио «Шансон», за считаные месяцы сделавшее почти состоявшуюся попытку перевести одиозный блатняк в разряд «музыки для нормальных»…
Гей-шансон
Александр Залупин (сидел, петушили) — первый и пока единственный открытый гей-шансонье этой страны. Является проектом двух неустановленных личностей из Ростова-на-Дону. Его тексты — традиционные жизненные истории, написанные в большинстве случаев от первого лица. Эдакие описания нелёгкой судьбы. Только в пику «нормальным пацанам», которые поют о тяготах «зоны», Александр вещает от лица тех, кто занимает там низшую ступень в иерархии , да ещё с явным закосом под Аркадия Северного и Борю Моисеева . Интересно, что музыка в песнях являет собой очень качественную электронику, которую не стыдно было бы поиметь любому уважающему себя певцу из нормального мира. Залупин является объектом лютой ненависти «честных урок», которые не раз пытались набить ему лицо. Ознакомиться с творчеством этого несовместимого с жизнью персонажа можно, скачав его альбом здесь . Песни можно невозбранно использовать как тему для троллинга любителей блатняка, кинув им альбомчик для прослушивания. Странное совпадение, но модераторы Рутрекера убрали альбом сабжа из шансона . Музыкальный критик о сабже . Подробное интервью . Бoрис Сиделый (он же Серж Сакенов (не сидел) — гомофоб и педераст одновременно, кстати, стартовал проект раньше Саши Залупы. [3] Фёдор Яичный (проект известного «североведа» Миши Лоова (не сидел) . Примечательно то, что Серж стартовал с двух пидориных переделок песен Круга «Жиган-лимон» и «Владимирский централ», а Федя с пидорского посвящения Кругу «Как-то мы на зоне ебали пидараса». [4] , [5] Виктор Королёв (не сидел) , звезда радио Шансон, широко известный педераст в околомузыкальной тусовке — и за это объект насмешек коллег по цеху. Основные ценители творчества Виктора — немолодые, провинциальные, жирные домохозяйки. Известен исполнением плаксивых дворовых песен голосом Аллы Пугачёвой, а также тем, что никто и никогда не видел его без головного убора. То, что у Витюнчика под шапкой, и сексуальная ориентация — две самые большие его тайны, страстно им оберегаемые. Для публики всячески старается продемонстрировать любовь к противоположному полу, однако в реальности — пидар махровый. К примеру, автор этих строк по долгу службы вынужден был работать с означеным персонажем и имел несчастье ощутить на своей шкуре шквал ухаживаний, домоганий и приглашений провести с ним незабываемый вечер. Стекловата (не сидели) — изначально попса, но к концу карьеры переквалифицировались на гей-шансон. Особенно альбом «спецшкола» — чистейший сабж. http://b23.ru/hjs2
Коментарі
Гість: р1768
120.12.12, 23:01
Чесно i справедливо.Дякую.
Paradizmo_Jr
220.12.12, 23:06Відповідь на 1 від Гість: р1768
Garmyder
320.12.12, 23:19
Местами познавательно, спасибо. Несколько не к месту приплетен Розенбаум - он, конечно, конъюнктурщик еще тот, но талантом далеко не обделен. Творчество последних десяти лет слушать довольно скучно, но поинтересуюсь - слышал ли ре-постер вещи более ранние, когда стремление быть в мейн-стриме не превалировало? Как к примеру "Старый портной", "Придет пора и золотым дождем осыплет Петербург...", "Голубица"... Это без всяких кавычек весьма достойные песни. Только за них ему можно простить все остальное.
Paradizmo_Jr
420.12.12, 23:29Відповідь на 3 від Garmyder
Да,я прослушал много песен Александра Яковлевича и полностью согласен,что авторы статьи несколько предвзяты.
Garmyder
520.12.12, 23:32Відповідь на 4 від Paradizmo_Jr
Хоть здесь, в отдельно взятом блоге справедливость восстановлена Спасибо
БілаКоролева
621.12.12, 08:39
Интересно.......*hypnosis *
eksi
721.12.12, 09:37
Жестко. Но верно. Пожалуй, с Розенбаумом и Высоцким перебор.
mestor-ша
821.12.12, 09:42
вот читаю я подобные статьи с опредлением в эпиграфе и задаюсь вопросом.
если творчество в направлении "шансон" есть отображение немудрёной действительности в лирическом ключе, то чем не довольны громители жанра? какая действительность, какая лиричность -- такой и шансон получается. глупо ведь рассчитывать, что русский шансонье станет петь о фиалках на Елисейских полях и крышах Монмартра.
mestor-ша
921.12.12, 09:43Відповідь на 7 від eksi
а они никогда и не были шансонье. они не сочиняли на потребу и развлечение. это уже совсем другой жанр.
eksi
1021.12.12, 09:49Відповідь на 9 від mestor-ша
Согласен. Их песни больше смысловые. Даже так - это стих под музыку.