Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Сегодня день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла.

Равноапостольные Мефодий и Кирилл

Равноапостольные Мефодий и Кирилл

 

Кондак на молебне равноапостольного Кирилла
глас 2
Твердаго и Богодохновеннаго учения/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния, вселенную, Кирилле святе,/ разсевая Божие слово на западе, и севере, и юзе,/ мир просвещая учением, святе.
Ин кондак на молебне
глас 2
Пресветло житие возлюби, святе,/ зарями трисолнечными Божества освещаемь,/ прииде, яко молния, во всю вселенную,/ северную и южную земли просвещая,/ западным же свет незаходим явися./ Темже и ныне мрак греховный прогнав, святе,/ свыше испроси благодать духовную,/ имаши бо дерзновение к Богу.
Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла
глас 4
Яко апостолом единонравнии/ и словенских стран учителие,/ Кирилле и Мефодие богомудрии,/ Владыку всех молите,/ вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,// умирити мир и спасти души наша.
Кондак равноапостольных Мефодия и Кирилла
глас 3
Священную двоицу просветителей наших почтим,/ Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших,/ из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе,/ ублажаем вас, Кирилле и Мефодие,/ Престолу Вышняго предстоящих// и тепле молящихся о душах наших

 

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла служба в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия совершается в День Святого Духа (ср. 56-я Храмовая глава Типикона).

Сегодня День Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов

Сошествие Святого Духа на апостолов

 

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Еф. 5, 9-19; Мф. 18, 10-20). Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя - Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин - причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько - есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого - трудолюбная ревность; черта второго - теплота и горение сердца сладкое; черта третьего - чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: "Авва отче"! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

 

 

24.05/11.05
Будь мирен во Христе
 

"Уразуметь превосходящую разумение любовь Христову"
(Ефес. 3, 19)


Не говорите, что вы не можете верить тому, чего вы не понимаете. В нас самих есть свойство, которое превыше всякого ума и которое никакой ум объять не может. Это нечто необъяснимое, нечто возвышающее нас над собственным нашим рассудком, открывающее душе нашей целый мир, недоступный умственному взору. Но более всего нам непонятны мир Божий и любовь Христова. Как может человек быть мирен во Христе, когда его окружают смуты, раздоры, смущения и суета? Как он может в своем ничтожестве, в своей греховности быть предметом Божественной любви? Однако мир и любовь Христова по милости Божией нисходят на нас. Как и каким путем - мы этого не знаем, но чувствуем на себе их благотворное действие.
Мы знаем, что Его мир наполняет нашу душу, когда мы остаемся тверды и спокойны посреди бури жизни. Наше стремление к Нему приближает Его к нам. Мы любим Его, потому что "Он прежде возлюбил нас" (1 Ин. 4, 19), и наша жажда познать Христа, победившего мир, доказывает Его близость к нам. Его любовь, снисходя в нашу грешную душу, преобразует ее, и, согретая лучами этой любви, душа наша созревает для вечности. Тогда смирению и вере нашей будет дано "уразуметь превышающую разумение любовь Христову".

С Днем Святой Троицы!

23 мая 2010



В пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения Церковь празднует еще одно весьма важное событие. Пятидесятница или праздник Святой Троицы — воспоминание об ипостасном явлении, сошествии Святаго Духа на апостолов, рождении Христианской Церкви.

Сошествие Святого Духа создает Церковь. Бог, являясь в Третьей Своей Ипостаси, уже никогда не оставляет мира, присутствует в нем в Ипостаси Духа, всегда действующей в Церкви.

Безусловно, Святой Дух не бездействовал и в ветхозаветные времена. Он звучал в устах великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, побуждая избранный народ оставить заблуждения и вспомнить о своей богоизбранности. Дух Божий водил рукой Моисея, Давида, Соломона, других авторов библейских книг, признанных Церковью боговдохновенными.

В Пятидесятницу Святой Дух является ипостасно в полноте Своего Божественного Бытия, является для того, чтобы никогда уже не покинуть мир, создавая новую реальность Церковь Христову, сущностно соединяющую Небо и землю, Бога и человека.

Церковь, по самому определению своему, всегда едина, как един и единственен Бог, созидающий ее ипостасью Святого Духа. Поэтому все сообщества, оторвавшиеся от единой Церкви, будь то римо-католики или современные протестантские секты, остаются вне ее границ, а стало быть, и вне полноты Божественной благодати.

Церковь занимает локальную область в мире, пораженном грехом. Верующий человек, живет не исключительно в Церкви, но и в миру, где подвергается искушениям, грешит и неизбежно теряет полученную благодать. Но Дух Святой никогда не покидает Церкви. И возвращаясь в свое истинное Отечество, кающийся грешник восполняет потерянное за счет всегда присутствующей в Церкви врачующей и очищающей благодати Духа.

Святость является одним из наиболее ясных признаков Церкви, при помощи которых она определяется в Символе веры. Будучи реальностью, соединяющей небесное и земное, человеческое и Божеское, Церковь не может не быть святой. Источник этой святости находится не в духоносности ее членов, включая иерархию и священство, а в благодати Самого Святого Духа, которым только и держится Церковь.

Человек есть образ Божий, и его любовь есть образ Божественной Любви. И благодатная сила Святаго Духа, превращающая общество единомышленников, в Церковь также есть любовь. "Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога... Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас... Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4:7, 12, 16).

Сила любви созидает Церковь как таинственное Тело Христово, ибо эта любовь братьев есть действие вечной Благодатной Любви, Которая есть Бог.

Пятидесятницу на Руси предпочитают называть праздником Троицы. Единосущие Отца, Сына и Святого Духа проявляется в Церкви как соборность. Соборное, то есть основанное на духовной свободе и любви, устроение Церкви для русского человека всегда было идеалом общественного устройства. Многочисленные храмы, освященные в честь Пресвятой Троицы были священным напоминанием об этом идеале.

Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая.

"В вечной памяти будет праведник..." (Пс. 111:6).



Сегодня праздник великого праведника и угодника Божия святителя Николая в честь перенесения честных мощей его из города Мира в Бари.

Он — велик в мире. Он — велик в Церкви Христовой! И память его, начиная со дня его кончины 6 декабря 342 года, прошедшая сквозь столетия и достигшая наших дней, лучшее тому свидетельство.

А ведь многие из нас своим религиозным опытом знают о нем не только по свидетельству Церкви, не только по преданию, но по живому его участию в жизни нашей. И в сонме чтимых святых не много таких, кто предстал бы нашему сознанию столь живо.

Не изумительно ли, дорогие мои, что недосягаемая высота жизни святителя Николая и служения его Богу не разделяет нас с ним, но делает его особенно близким и желанным нам. А соприкасаются с ним многие и очень многие: и верующие, и неверные, и православные, и инославные — и раньше, и теперь. В чем причина такой всеобъемлющей власти святителя над людьми? Да в том, что он во всей возможной для человека полноте уподобился Подвигоположнику своему Христу, исполняя заповеди Его. А Господь сказал: "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня" (Притч. 8:17).

От юности полюбил святитель Николай Бога, и Бог полюбил его.

А Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню.

Собственными свойствами святой души святителя Николая стало умение любить, умение снисходить ко всякому человеку, к разным людям и дать каждому именно то, что ему нужно.

О святителе Николае, архиепископе небольшого малоазиатского городка Миры Ликийские, почти нет достоверных письменных свидетельств, но "дивен Бог во святых Своих", и Он наполнил мир великой славой деяний Своего избранника до сего дня. Сказания и предания многое сохранили из жизни святителя, а еще больше хранится известий о его посмертных чудесах.

Православная Церковь празднует память святителя Николая каждый четверг недели наравне с памятью святых двенадцати апостолов. Она празднует торжественно день его рождества 11 августа (29 июля), день его преставления 19 (6) декабря и также бережно хранит праздничную память о перенесении его святых мощей 22 (9) мая из Мир Ликийских в южный итальянский город Бари, где они покоятся и доселе. Дела жизни сохраняют предания, Господь же сохранил для нас неоспоримое доказательство величия жизни святителя Николая в его святых и нетленных мощах, источающих святое миро, как свидетельство о том, что земная наша жизнь, прожитая беспредельно в Боге, бессмертна.

Семьсот с лишним лет после кончины своей почивал угодник Божий в городе, где некогда служил. Но когда Ликийская страна была разрушена сарацинами и храм, и сама гробница святителя пришли в запустение, он явился во сне священнику города Бари в южной Италии и повелел перенести его мощи в этот город. Не захотел святитель Николай — великий ревнитель и поборник веры Христовой — пребывать святыми мощами своими среди врагов Христовых — магометан.

Тайно, без торжества и пышности, но с горячей верой и любовью, с помощью самого угодника мощи были похищены барянами и на корабле доставлены в Бари, где бесценное сокровище встречали многочисленное духовенство и верующий народ. И ожила память святого в тот момент обильным излиянием его бесчисленных благодеяний в чудесах исцеления.

Знаменательно то, что прибыл святитель в город Бари 9 мая 1087 года, в воскресный день, в день памяти святых отец Первого Вселенского Собора, того Собора, на котором святитель Николай дерзновенно воинствовал против ереси безумного Ария, наставляя Святую Церковь в истинной вере.

И опять в эти дни перенесения святых мощей, как и 762 года назад, святитель Николай дает земной воинствующей Церкви неоспоримое доказательство и свидетельство силы Божией, изливаемой в Православной Церкви через верных ее служителей. В первую ночь по перенесении святых мощей было явлено сорок семь исцелений, на следующий день — двадцать два, в среду — двадцать девять, в четверг исцелен слепой и глухонемой юноша, пять лет страдавший болезнями, в субботу исцелилось одиннадцать недужных... Исцеления продолжались. Продолжаются они и поныне. Исцелял святитель Божий Николай тела и души своих современников при жизни своей, врачует он и теперь всех, призывающих на помощь святое имя его.

Уже тысячелетие исповедует Русь веру во Христа, и тысячу лет на Руси почитается имя святителя Божия Николая. К нам он пришел одновременно с Православием, его святая ревность по вере и благочестию воспитывала русский народ. Множество храмов воздвигалось его молитвой и с его именем, каждая церковь, каждый дом хранили как святыню икону святителя, имея его своим помощником и покровителем.

Нелегок исторический путь Церкви, трагичен путь и Русской Православной Церкви. Но нельзя нам с вами, дорогие мои, забывать, что начался-то путь Христовой Церкви в Сионской горнице благословением ее основоположника Христа, и почти сразу вместе с Ним вышла она на путь страдания. И не раз уже поднималась она на своем пути на Голгофу. И по тому, сколько пережила Церковь смертей, давно бы ей уже не быть на лице земли.

Но она жива! "...созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей", — сказал Господь (Мф. 16:18). Жива Церковь Господом и молитвами святых своих, которые, пройдя крестный путь жизни и все претерпев, получили силу за верность свою войти в Церковь Торжествующую Небесную и стать столпами Церкви земной.

Святителю отче Николае, помогай нам, ведь ты столп и нашей Церкви! Помогай нам, ведь по-прежнему дух века, дух мира сего дышит на нас, на Церковь своим смрадным дыханием, поражая нас маловерием, малодушным неверием и убийственной холодностью к вере.

Будем же помнить и приводить всегда на память потрясающие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, обращенные к нам: "Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учениям святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отец. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению в вере, к нерадению об исполнении правил и установок веры, к охлаждению христиан друг ко другу".

"... Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (Лк. 22:31). Это он, сатана, и сделал, и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись единой, истинной веры и Церкви: "...один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех" (Еф. 4:5-6). А для этого борись со всяким злом, немедленно гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружием святой веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью. Будем все всегда помнить и сознательно исповедовать Символ святой Православной веры, будем в Боге и с Богом.

Мы с вами, дорогие мои,— чада Святой Православной Церкви не по праву нашему, но по любви Божией к нам. И любовь эта безгранична, она не зависит от времени, но всегда имеет силу. И любовь эта сохранит нас во все дни до скончания века.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.

9 (22) мая 1991 года.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Практическая Гомилетика. Проповеди на Церковные праздники
+

Троицкая Вселенская родительская суббота.



перед Днем Святой
Троицы



 

Троица Ветхозаветная. 1564-1567гг.



 

Троица Ветхозаветная.

Фрагмент иконы. 1564-1567гг.



О ТРОИЦКОЙ СУББОТЕ

По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой
Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в
день первой
Вселенской Родительской Субботы
, бываемой на мясопустной седмице
перед Неделей (Воскресением) о Страшном
Суде
. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также,
как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается
через седмицу и именуется Апостольским.


Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об
установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что
"Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и
о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных
им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая
поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь
к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его,
расторгнув узы смерти
(Деян. 2, 24). А постановления Апостольские
повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в
Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса
Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле
призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от
века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в
день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой
Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно
простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную
субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую,
представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед
раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы,
Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же
праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко
Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и
братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же
и память творим ныне".
В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и
совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и
спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая
Церковь, как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день
мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви
Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День
Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День
Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из эти молитв
говорится "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и
братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же
и память творим ныне".

Сегодня день памяти св.апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов




21 (8) мая — память апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117)
13 июля (30 июня) — собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
9 октября (26 сентября) — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Соломии — дочери святого Обручника Иосифа. Он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке (Зеведей занимался рыболовством), он последовал за Христом вместе со своим братом Иаковом. Апостол Иоанн был особенно любим Господом за совершенное незлобие и девственную чистоту. После своего призвания святой Иоанн не расставался со Спасителем, он был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе.

После Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Во время путешествия поднялась сильная буря, и корабль потонул. Все путешественники были выброшены на сушу, кроме одного только апостола Иоанна. Прохор глубоко переживал потерю своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. Однако, на 14-й день пути он, стоя на берегу моря, увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранил живым, несмотря долговременное пребывание в морской пучине.

Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

Во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Нероном (56-68), апостол Иоанн был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Господа Иисуса Христа апостол был приговорен к смерти, Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Когда он прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова. Апостол просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трехдневный пост и молитву, после чего гора заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый, и Иже бе, и Грядый, Вседержитель" (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где он продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трех своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.



Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом — символом высокого парения его богословской мысли.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна из этого мира, он удалился за пределы Ефеса с семью учениками и повелел ископать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили то, что он сказал. Они закрыли лицо его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному смотрению Божию переселенного в горний мир. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в мае, 8 (21) числа, выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных.

Тропарь апостола Иоанна Богослова
глас 2
Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола Иоанна Богослова
глас 2
Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов

Вопросы Архиерею.

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин


Мы потеряли ребенка в утробе матери по причине, не зависящей от нас. Какую молитву надо читать за неродившегося младенца? Лариса

Уважаемая Лариса, никаких «специальных» молитв за неродившихсяя младенцев не существует. Но женщина, которая потеряла ребенка по причине, от нее не зависящей, может прийти в церковь и попросить священника прочитать над ней молитву, которая обозначена в Требнике как «Молитва жене, егда извержет младенца». В ней мы просим Бога о милости, прощении вольных и невольных прегрешений матери, которые могли привести к несчастью, исцелении недугов ее души и тела.

 *******

Жених объявил, что хочет перейти в старообрядческое вероисповедание, дескать, ему нравятся их идеи (что они хранители более древнего христианства, чем православные, ближе к природе, и так далее). И, так как жена должна следовать за мужем, я должна (если хочу быть с ним) также перейти в одну из церквей старообрядческого толка. Вся моя душа противится этому. Помогите советом, как быть. Ольга.

Уважаемая Ольга, если Вы являетесь человеком по-настоящему верующим, принадлежащим к Православной Церкви, переходить в старообрядчество Вам не следует. Вообще это повод задуматься о том, стоит ли связывать свою жизнь с этим человеком, поскольку старообрядчество, хотя кого-то привлекает его стойкость, является заблуждением. Мы знаем много исторических примеров, когда люди упорствовали в своих заблуждениях вплоть до смерти, но подражать им не стоит.

******* 

Вернулся из армии, уверовал за полгода до службы. Жил в монастыре три месяца, теперь работаю грузчиком. Не знаю, что мне дальше делать и кем быть. Учеба? Не знаю, на кого. Еще я полный, думаю, смеяться будут. Монастырь? Отец не рад этому. Женитьба? Куда жениться, если сам ребенок, 20 лет. Идти в семинарию — много согрешил. Подскажите что-нибудь.

Я думаю, что в 20 лет человек — не ребенок, а взрослый, и ему надо постараться определиться, как свой путь управить в дальнейшем. В первую очередь — устроиться на работу, постараться получить образование. Какие-то сторонние причины, которые, как Вам кажется, препятствуют учебе (Ваша полнота), на мой взгляд, препятствием совершенно не являются. И главное — постарайтесь стать христианином, ходите в Церковь, привыкайте к церковной жизни, молитесь. А там будет видно, как жить в дальнейшем, Господь управит. Совсем не обязательно, чтобы все верующие молодые люди становились священниками или уходили в монастырь — к этому необходимо особое призвание. Тем более нельзя поступать в семинарию, если ты еще совершенно не определился в жизни и не знаешь, чего хочешь. Можно быть добрым христианином, живя в миру, имея семью, воспитывая детей и выполняя обычную работу. Помоги Вам Господи.

******* 

Меня мучают навязчивые мысли о продаже души дьяволу. Отрекаюсь в душе, исповедуюсь, но помыслы появляются вновь: что я что-то свое или душу отдаю дьяволу, а что-то получаю от него, и что это реально происходит в тот момент. Что делать, чтобы не погибнуть? Очевидно, что это нервное расстройство, но это ведь и искушение?

Я думаю, да, и единственным способом противостоять этому является только четкое осознание того, что это бесовское искушение. Поскольку я не знаю вас близко, не могу и объяснить, почему это искушение попущено Вам Богом, но, скорее всего, вы допустили какой-то повод для того, чтобы оно вошло в вашу душу. Часто причиной подобных явлений являются неисповеданные грехи.

Ни в коем случае нельзя в эти помыслы вслушиваться. Когда приходят смущающие Вас мысли, надо просто отрекаться от них: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всех дел твоих, и от служения тебе». Надо постараться научиться даже не обращать на них внимания, как мы не обращаем внимания на шум проезжающих за окном автомобилей. И главное — надо жить обычной христианской жизнью, больше молиться, чаще и подробнее исповедоваться, внимательнее относиться к себе. Может быть, Вы найдете в себе причину этого искушения, измените свою жизнь, и оно отступит.

******* 

Может ли курение являться причиной отказа в Причастии? Священник отказался причастить мужчину в Великий Четверг…

Курение действительно является греховной привычкой, и даже если человек не может с ней расстаться, то в день Причастия, с утра, он должен воздерживаться от курения так же, как от еды и питья. Если священник по этой причине не допустил человека к Причастию, то он сделал все абсолютно правильно.

 *******

Мы с моим будущим мужем — из разных городов. Я из Саратова, он из Астрахани. Наша свадьба намечена на сентябрь. Мой будущий супруг настоял, чтобы свадьба состоялась в Астрахани. Но проблема в том, что венчаться мы хотим в Саратове. Можно ли нам обвенчаться до официальной регистрации брака? Любовь

Нет, уважаемая Любовь, нельзя. В Церкви не венчают до регистрации: это хотя бы минимальная проверка серьезности намерений людей. Было много случаев, когда люди настаивали на венчании до регистрации, а потом она по каким-то причинам откладывалась или вообще отменялась.

Поскольку брак — это дело всей Вашей последующей жизни, я думаю, что можно каким-то образом уладить свои дела и приехать венчаться после регистрации.

 *******

Уважаемый Владыка Лонгин! Прошу помочь моей бабушке, прихожанке храма Преображения Господня г. Балашова, и многим другим верующим посещать храм. Настоятель храма отец Анатолий запретил входить в храм женщинам в брюках.

Я обязательно дам об этом указание настоятелю храма отцу Анатолию.

******* 

6 лет тому назад я покрестила дочь, но не знала, что в тот момент крестная мама была беременна. Недавно мне сказали, что беременной женщине нельзя было крестить. Что мне делать, надо ли перекрещивать ребенка? Анна

Уважаемая Анна, пожалуйста, никогда не слушайте никаких народных преданий и примет в отношении церковной жизни. Никакого запрета беременным женщинам участвовать в Таинстве Крещения не существует, это чистейшей воды суеверие. Единственное требование к крестным родителям — чтобы они были людьми верующими, церковными и смогли участвовать в духовном воспитании ребенка. Если это не так, то присутствие крестных на этом таинстве абсолютно бессмысленно. «Перекрещивать» кого бы то ни было нельзя категорически, потому что мы, христиане, веруем, как сказано в нашем Символе веры, «во едино крещение во оставление грехов».

 *******


Меня очень интересует вопрос об использовании столовых приборов на поминальном столе. Сама я не однажды задавала этот вопрос священнослужителям, и знаю, что вилками можно пользоваться. Откуда пошло в миру, что это большой грех? Почему Церковь не разъясняет людям, что грех как раз в том, что они верят в предрассудки? С уважением, Ольга

Уважаемая Ольга! Православная Церковь ведет сейчас огромную просветительскую работу. Значительная часть вопросов, которые задаются мне на этом сайте — именно о приметах и предрассудках, и я, так же как и духовенство Саратовской епархии, вынужден постоянно говорить о том, что эти приметы и предрассудки частью церковной жизни ни в коем случае не являются. Есть некие народные обычаи, которые сложились на основе различных суеверий. К сожалению, за многие десятилетия гонений на Церковь в нашей стране они так окрепли, что бороться с ними очень сложно.

Что касается «запрета» на использование на поминальном столе вилок и ножей, то это — один из таких суеверных обычаев. Вы можете ссылаться на мои слова как Архиерея Русской Православной Церкви, а также на слова других священнослужителей о том, что все эти обычаи не имеют ничего общего с Православием и христианством.

О Таинстве Крещения.Вопрос Архиерею.

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин



Что делать человеку, крестившемуся взрослым, если его, одетого, покропили водой, но не погружали, как полагается по канону Таинства? И что делать, если грудного младенца, принесенного на крещение, поставили в почти пустую купель и покропили, но не погружали? Ведь Святое Крещение — это полное троекратное погружение, спогребение Христу. В требнике XIX в. написано, что пренебрежение священником этой основной частью Таинства влечет за собой запрещение в служении или даже извержение из сана. А у нас в храмах уверяют, что если батюшка крестил, то даже и окропление действительно. Раньше таких людей крестили заново со словами «аще еще не крещен есть», а теперь большинство священников в этом отказывают, уверяя, что крещение может быть только одно. Да, но только если оно совершено правильно! Сама я была крещена в конце 1940-х годов полным погружением, но многие мои ближние, подвергнутые окроплению или обливанию, страдают и мучаются, неуверенные в своей принадлежности к Церкви. Что им делать? Наталья Михайловна

То, о чем Вы пишете, Наталья Михайловна, — действительно, большая проблема и свидетельство неблагополучия нашей церковной жизни, нерадивого отношения к Таинству священнослужителей, которые не совершают Таинство Крещения согласно канонам. Вы совершенно правильно пишете о том, что Крещение — это спогребение Христу; о том, что священник должен нести ответственность за неканоническое совершение Таинства. Уже много лет и Святейшие Патриархи, и Правящие Архиереи епархий настоятельно требуют от духовенства соблюдения канонических требований: речь идет и о катехизации взрослых людей, и о совершении Таинства полным погружением. Но, к сожалению, эти призывы дают очень мало результатов.

Надо, конечно, вспомнить, почему возникла практика Крещения окроплением и другие подобные искажения, как например, «заочное отпевание». Эти явления существуют только в Русской Церкви, они возникли в период гонений на Церковь, в 1920–30-е годы — когда большинство храмов было закрыто, когда немногие уцелевшие священники вынуждены были совершать Таинства тайно, на дому, по ночам... О сооружении крещальной купели в храме не могло быть и речи, зачастую на множество населенных пунктов приходился лишь один священник. В то же время огромное количество людей погибло вдалеке от дома, от близких: в лагерях, ссылках, тюрьмах, на войне. Поэтому родственники приходили и просто говорили священнику: «Батюшка, отпойте такого-то раба Божия». И такая практика существовала в течение многих десятилетий. К сожалению, многие — и представители духовенства, и миряне — уже к этому настолько привыкли, что просто уже не хотят ничего менять. То, что считалось исключением, со временем стало правилом. Иногда священники проявляют откровенное нерадение. Но очень часто и те люди, которые приходят в церковь, настаивают на том, чтобы их родственников отпели заочно, не желая осложнять себе жизнь принесением тела в храм, отказываются от катехизаторских бесед со священником перед Крещением или от Крешения полным погружением, ищут храмы, где к ним «не будут приставать» с такими мелочами…

Конечно, если виноват священник, Правящий Архиерей обязан принять меры, и я всегда прошу сообщать мне лично, где, когда, в каком храме нашей епархии произошли нарушения. Мы боремся с этим, пытаемся исправить ситуацию, но, к сожалению, это происходит очень медленно, с трудом.

Что делать людям, которых крестили окроплением? Господь видит сердце человека, и если у него есть готовность воспринять благодать Божию, Бог посылает ему свою благодать. Вспомним, что церковное предание знает разные виды крещения — в ситуации смертельной опасности возможно даже крещение песком. Поэтому я не могу рекомендовать всем, кто был крещен окроплением, «перекрещиваться», и сам не стал бы «крестить заново» в таких случаях. Тем более, что над человеком уже было совершено Миропомазание и, как правило, он приступал уже к тем или иным церковным Таинствам. Поэтому я советую людям, которые были так крещены, уповать на Бога, безусловно верить в то, что их Крещение состоялось и то, что не сделал недостойный иерей, восполнил Господь по Своей милости, Своей благодатью.

Тем же, кто только собирается креститься в том или ином храме, советую обязательно поинтересоваться, каким образом это Таинство там совершается. Если неправильно, то нужно искать другой храм и священника, который покрестит так, как это полагается по канонам.

Во время гонений бывали случаи совершения священниками и архиереями Евхаристии на соке и простом хлебе. Вопрос: совершалось ли действенно Таинство или нет?

Я не могу брать на себя ответственность ответить на такой вопрос. Могу только напомнить, как он решался на протяжении церковной истории.

Священное Предание и некоторые документы (как например «Известие учительное», которое печатается в Служебнике) решительно утверждают, что хлеб для совершения Евхаристии должен быть непременно чистый пшеничный, квасной, а вино — исключительно виноградное, «от плода лозного». В Канонах также говорится, что по примеру и заповеди Христа из всех напитков для совершения Евхаристии может употребляться только виноградное вино. Так, например, 3-е Апостольское правило гласит: «Если епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина напиток, приготовленный из чего-либо другого, или птиц, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина».

Вопрос о том, возможно ли при совершении Таинства использовать какие-то другие продукты (плодовые настойки, фруктовый сок, ржаную или ячменную муку), стал актуальным вскоре после революции и обсуждался на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Это было связано с тем, что в условиях разрухи и начавшегося голода просто невозможно было порой находить хлеб и вино для богослужения, и стоял вопрос о полной невозможности служения Божественной литургии.

На Соборе предлагались разные варианты решения проблемы, указывалось на пример священномученика патриарха Ермогена, разрешившего в Смутное время совершение Евхаристии на вишневом соке. На основе решений Священного Собора и Совещания епископов было подготовлено циркулярное распоряжение Высшего Управления Русской Православной Церкви о том, что по нужде Евхаристия может совершаться «на ржаном хлебе за неимением пшеничного и на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Циркуляр этот распространялся секретно, известно, что не все представители духовенства были с ним согласны.

Повторю: речь шла о времени совершенно исключительном в истории Церкви, о времени жесточайших гонений, когда служение литургии было подвигом исповедничества, а жизнь верующих людей в лагерях, тюрьмах и ссылках — мученичеством.

Поэтому мне кажется, что мы не должны особо задаваться вопросом о том, совершалось ли действенно Таинство в тех условиях, или нет: ответ принадлежит одному Богу.

19 мая (6 мая) — память святого праведногоИова многострадального




Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Аврамова. Жил он в Аравии, местом пребывания его была земля Хус, которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына первенца Нахора, брата Авраамова (Быт 22: 20-21). Иов был человеком истины (Иов 6: 24-30; ср. 27: 2-4), он отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности своего сердца и удалением от всего злого не только в делах своих, но и во внутренних помышлениях. У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и множество слуг.

Принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, так как по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность (Иов. 30: 5-10; ср. 1-3). Сыновья Иова, хотя и проживали каждый отдельно, в своем шатре — доме, но питали в себе столь крепкую взаимную любовь и жили в таком согласии между собою, что никогда не дозволяли себе есть и пить раздельно, помимо своего родственного содружества. Каждый день, по очереди они делали у себя пиры и проводили время в братском кругу, вместе со своими сестрами, среди невинных увеселений, свободных от всяких неумеренностей, чуждых пьянства и бесчиний. Собраний неблагочинных не допустил бы и добрый и праведный отец их. Но так как пиры детей Иова были выражением их братской любви и тихого благонравия, то праведный муж не только не запрещал их, но даже поощрял, утешаясь семейным миром.

Каждый раз, по прошествии семи дней, по окончании очередных братских собраний, Иов предлагал своим детям тщательно, по искренней совести проверять свое поведение: не погрешил ли кто-либо из них против Бога словом или помыслом. Поскольку он весьма боялся Бога, но боялся не страхом раба, а опасением сыновней любви, и внимательно наблюдал и за самим собою и за домом своим, чтобы не случилось у них чего-либо такого, что прогневляет Господа Бога.

Впрочем, богобоязненный праведник не ограничивался только наблюдениями за своими домочадцами и увещаниями к ним, чтобы проводили они жизнь непорочную, чтобы никто из них и в мыслях не погрешал пред Создателем своим, — но всякий раз, когда оканчивался круг пиршественных дней, Иов в присутствии всей семьи ранним утром приносил жертвы всесожжения по числу всех детей своих и одного тельца за грех о душах их, ибо, говорил он, может быть сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем; так делал Иов во все такие нарочитые дни (Иов 1: 5).

В одно время, когда на небе ангелы Божии, хранители рода человеческого, собрались пред престолом Вседержителя Бога, чтобы предстательствовать пред Ним своим ходатайством за людей и принести Ему человеческие моления о всяческих жизненных нуждах, пришел между ними и диавол, клеветник и искуситель рода человеческого. Сатана, низверженный с неба, попущением Божиим явился там, среди ангелов, не изменив своей падшей природе, не по доброму желанию ходатайствовать о благе, а для того, чтобы изрыгнуть свое озлобление и похулить добро.

Сатанинская гордыня в своем внутреннем ослеплении никогда не мирится с истиною, не усматривает радостного мира в смирении и покорной преданности воле Всеблагого Бога; она смело вносит переоценку существующего, по своему мрачному взгляду и в чуждую ей, светозарную область жизни Божественной, дерзко измеряя все мерою своего самомнения!

И сказал Господь сатане, представшему вместе с ангелами:

— Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

— Я ходил по земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

— Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Не найти на земле другого человека, который бы, как он, был так непорочен, справедлив, богобоязнен, чужд всякого порока!

На это сатана отвечал Господу:

— Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли бережешь его? Не Ты ли кругом оградил и дом его, и все, что у него? Ты благословил дела рук его, и стада его умножил и распространил по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, отними то у него, тогда увидишь, станет ли он благословлять Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

— Все, что есть у него, Я предаю в твои руки, делай по воле твоей, только его самого не касайся.

Сатана отошел от лица Господня (Иов 1: 6-12). Был день, в который сыновья и дочери Иова пировали в доме старшего брата. И вот приходит вестник к Иову и говорит:

— Волы твои в поле попарно под ярмом пахали, и ослицы паслись подле них; вдруг напали савеяне и угнали их, а слуг перебили; спасся только я и прибежал донести тебе.

Пока говорил этот, приходит другой вестник к Иову, и рассказывает:

— Огонь упал с небес и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и пришел сказать тебе.

Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит:

— Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе.

Еще этот говорил, вот приходит иной вестник и сказывает Иову:

— Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли, спасся только я один и пришел известить тебя.

Выслушав одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби своей разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал на землю и, преклонившись пред Господом, сказал:

— Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! Как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!

Так во всем этом Иов не согрешил пред Богом ни одним безрассудным словом (Иов 1: 13-22).

Был день, когда ангелы Божии опять предстали пред Господом; между ними пришел опять и сатана.

И сказал Господь сатане:

— Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

— Я был на земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

— Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который бы был подобен ему: так он добр, правдив и благочестив, так он далек от всего злого! И при постигших его несчастиях, он и доселе остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!

И отвечал сатана Господу и сказал:

— Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, то есть: в чужой коже человеку страдать можно; в чужой коже удары не так чувствительны, даже снятие этой кожи сносно, не болезненно для него и он может оставаться спокойным; а вот попробуй коснуться его собственного тела, простри руку Твою и коснись кости его и плоти его и увидишь — благословит ли он Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

— Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь; только душу его сбереги, не посягай на основу его существа, свободное изволение (Иов 2: 1-6).

Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшною проказою от подошвы ног его по самое темя головы. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, так как был нетерпим между ними по заразительности охватившей его болезни. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями; по всем суставам разливался жгучий внутренний огонь. Сидя, вне селения, в пепле, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились, оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.

Спустя многое время, она, в состоянии отчаяния, сказала однажды Иову: "Доколе ты будешь терпеть? Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего; ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Не упорствуй, не отстаивай неуклонно свою непорочность; но скажи некое слово к Богу, похули Его и умри, — в смерти ты найдешь освобождение от своих страданий, она избавит и меня от мучений".

Так просто и естественно, по-видимому, даже и удовлетворительно, разрешала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни, не простираясь далее земного понимания ее значения и назначения, по внушению сатаны — "кожу за кожу". Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний светоч истинной жизни: "похули Бога и — умри".

Не так, однако, рассуждал о своем состоянии сам страдалец Иов, смотря на свою человеческую природу не с точки зрения узкого себялюбия. С сожалением взглянув на жену, он сказал ей:

— Зачем ты говоришь так, как одна из безумных жен? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого мы нестерпим, не будем принимать!

И в этот раз, таким образом, Иов не согрешил пред Богом, уста его не произнесли ничего хульного на Бога (Иов 2: 7-10).

Слух о несчастии, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. Три друга его: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, осведомленные о злополучии его, собрались вместе, чтобы идти утешать страдальца, разделив его скорбь. Но, приближаясь к нему и не узнавая его, потому что лицо его представляло сплошной гнойный струп, они еще издалека от ужаса вскричали и зарыдали, разодрали каждый верхнюю одежду свою и в сильной горести бросали пыль кверху над головами своими.

Семь дней и семь ночей провели они потом, сидя на земле насупротив своего друга и не промолвив ни одного слова, ибо видели они, что страдание его весьма велико и не находили средств утешить его в таком состоянии (Иов 2: 11-13). Томительное молчание это было прервано самим Иовом. Он первый открыл уста свои: проклял день своего рождения и выразил глубокую скорбь о том, зачем ему дано было увидеть свет, который теперь покрыт для него мраком? Зачем дана ему жизнь, когда она для него является безотрадным мучением?

— Ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, — говорил страдалец, — и страшное, чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады! (Иов 3:1-26).

Тогда в разговор с ним вступили и друзья его, хотя своими рассуждениями, которыми они хотели утешить его, только еще более отравляли исстрадавшееся сердце его (Иов 21: 34; 16: 2 и далее). По своему искреннему убеждению, по своей вере, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они почитали за неоспоримое и несомненное, что если кто подвергается несчастию, тот — грешник, и чем больше это несчастие, тем мрачнее его греховное состояние.

Потому и об Иове они думали, что у него существуют какие-либо тайные грехи, которые он умел искусно скрывать (Иов. 32-33 и др.) от людей и за которые Всевидящий Бог и наказывает их друга. Это они дали почувствовать страдальцу с самого начала своих разговоров и потом, в продолжение длинных своих рассуждений, убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях. Иов, в сознании своей непорочности, при всей, по-видимому, убедительности речей, почитал себя внутренне далеким от того, чтобы признать их рассуждения справедливыми (Иов. 27: 1-7; ср. 10: 17). Со всей силой невинности защищал он свое доброе имя.

— Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами своими? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь терзать меня! Жалкие утешители! Будет ли конец ветреным словам вашим? (Иов 19: 2-3; ср. 16: 2).

Иов разъяснял своим друзьям и уверял их, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей, непостижимой для человека, воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Друзья Иова, полагавшие, что и Бог поступает с людьми по тем же законам возмездия, по которым произносит Свой суд и человеческое правосудие, не убеждались его оправдательными словами, хотя и прекратили свои обличения, направленные против него и перестали отвечать на слова его (Иов. 32: 1-15).

В это время принял горячее участие в общем разговоре молодой летами некто Елиуй, сын Варахиилов, из племени Рамова, вузитянин; с пламенным дерзновением он ополчился на почтенного возрастом страдальца "за то, что тот оправдывал себя, свою невинность, больше, нежели Бога" (Иов. 32: 2 и далее). Воздавая Создателю справедливость, недоступную человеку, и этот собеседник усматривал причину страданий Иова в его порочности, хотя бы и не заметной для взоров людских.

— Бог могуществен и не презирает сердца сильного крепостью. Он не поддерживает нечестивых и не отвращает очей Своих от праведников; но ты, — говорил Елиуй Иову, — ты преисполнен суждениями нечестивых, ибо, по твоему суждению, наказание, посланное тебе от Бога, незаслуженно, "но ведь суждения и осуждение близки", так близко соприкасаются между тобою (Иов. 36: 5-17).

Наконец страдалец обратился с молитвою к Богу, чтобы Он Сам засвидетельствовал о его невинности.

Действительно Бог явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета в делах мироправления. Вседержитель указал Иову, что для человека весьма много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой, окружающей его природы; а после этого — желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснять, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, — такое желание представляет собою уже дерзкую самонадеянность.

— Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? — вопрошал Господь Иова из бурного вихря. — Препояшь ныне чресла твои, как муж и отвечай: где был ты, когда Я полагал основания земли? — скажи, если знаешь. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее при общем ликовании светил небесных и радостных хвалебных восклицаниях сынов Божиих? Давал ли ты когда-нибудь в жизни своей приказание утру и указывал ли место заре? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли возвысить голос твой к облакам, можешь ли посылать молнии?..

Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя: такая ли у тебя мышца как у Меня? Укрась себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и высокомерное и смири его, сокруши сильных нечестивых на местах их. Тогда и Я признаю, что десница твоя сильна, чтобы защитить тебя. Состязающийся с Вседержителем, обличающий Бога пусть отвечает Ему.

И отвечал Иов Господу и сказал:

— Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое неизменно.

— Кто сей, помрачающий провидение, ничего не разумея?

— Это я, говоривший о том, чего не понимал, — о чудных для меня делах, которых я не знал. Я слышал о Тебе прежде только краем уха своего, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прах и пепел; я ничтожен и что я буду отвечать Тебе? — Полагаю руку мою на уста мои (Иов. 38-40).

И было после того повеление от Господа друзьям Иова, чтобы они обратились к нему и просили его принести за них жертву, "ибо только лицо Иова, — сказал Господь Елифазу Феманитянину, — Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов" (Иов. 42: 7-9). Друзья исполнили это Господне повеление и привели к Иову для жертвы семь тельцов и семь овнов. Иов принес жертву Богу и помолился за друзей своих.

Бог принял его ходатайство за них, возвратил ему самому телесное здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Родные и все прежние знакомые Иова, услыхав об его исцелении, пришли навестить его и соутешиться и порадоваться с ним, и каждый из них принес ему дар и золотое кольцо. Господь же ущедрил Иова Своим благословением: у него было после того четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. Родились у Иова, вместо умерших, и семь сыновей и три дочери; и на всей земле не было таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их (Иов. 42: 10-15).

Господь не удвоил количества детей Иова, как Он удвоил его пастушеские богатства: это потому, чтобы не подумал кто-либо, что его первые дети умершие погибли совсем, — нет, они хотя и умерли, но не погибли, — они восстанут в общее воскресение праведных.

Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний прожил сто сорок лет (всего же он жил на земле двести сорок восемь лет), и видел он потомство свое до четвертого рода; умер он насыщенный днями в глубокой старости (Иов. 42: 16-17); ныне же он живет жизнью не стареющейся и не болезненною в царствии Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице славимого Бога, ибо еще среди понесенных им на земле несчастий он уже видел, как и Авраам, великий день Господень, видел его и радовался (Ин. 8: 56).

— Я знаю, — говорил он, пораженный смрадною язвой, — знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Чаянием сего истаевает сердце мое в груди моей! (Иов. 19: 25-27).

Это исповедал праведный Иов пред своими друзьями, внушая им "бояться" не телесных страданий и лишения благ земных, а "меча Господня", гнева Вседержителя, "Который есть отмститель неправды".

— Знайте, что есть суд (Иов. 19: 29), — вещает он в наставление нам, — суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость — страх Господень и — истинный разум — удаление от зла" (Иов. 28: 28).

Изложено по Житиям святых святителя Димитрия Ростовского