Если
бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я
избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, будут
гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.19–20).
Эти
слова Господа Иисуса Христа были сказаны не только Его святым
апостолам, а всем тем, кого называл Он так часто малым стадом Своим.
Малое
стадо – это все те, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, приняли в
сердце свое закон Его, закон любви, Его заповеди блаженства, а они все –
заповеди любви, которые исполняют заповеди Его.
А
в этом малом стаде Его, как звезды первой величины, сияют святые
мученики, которые служат для нас величайшим примером и самой глубокой
веры в Господа Иисуса Христа, и беспредельной любви к Нему, и
самоотверженности в страданиях, в непредставляемых мучениях и пытках.
А
среди огромного сонма святых мучеников, число которых, вероятно,
превышает десятки тысяч, сияют святые великомученики, те, которые
претерпели за Христа особенно ужасные страдания, и подвиги которых имеют
самое великое значение для всего мира христианского. И даже среди
великих выдается, как один из самых великих, ныне чествуемый нами
великий Георгий Победоносец.
Почему придаю я такое огромное значение подвигу святых мучеников?
Прежде
всего потому, что своей кровью, своей безмерной любовью к Господу
Иисусу Христу они в огромной мере содействовали проповеди апостолов
Христовых.
Подумайте,
если бы не было десятков тысяч святых мучеников, то разве проповедь о
воскресении Христовом, о воскресении распятого Господа нашего могла бы
иметь такую силу – всепокоряющую силу?
Разве
могли бы все народы в течение немногих веков уверовать в распятого
еврейского Учителя, как Истинного Сына Божия, как Спасителя всего рода
человеческого?
Язычники
смеялись бы над верой в Распятого, если бы вера не была утверждена Его
воскресением из мертвых, если бы апостолы не имели права проповедовать о
Нем, как о Распятом и Воскресшем, как об умершем и Воскресшем, как о
Победителе смерти, Победителе диавола.
А
в этом великом деле святые мученики имели самое глубокое, самое
действенное участие, ибо знаете вы, какое потрясающее впечатление на
зрителей-язычников и даже на самих палачей их имели их страдания, когда
бесстрашно и молчаливо, а иногда даже с благодарением на устах
претерпевали они ужасающие истязания.
Празднуем
ныне вместе с памятью св. Георгия Победоносца и память Александры, жены
того окаянного Диоклетиана, который более всех римских императоров
истязал и мучил христиан.
Знаете
вы, что зрелище страданий великомученика Георгия внезапно обратило к
вере во Христа и эту чистую сердцем женщину, и бесстрашно объявила она
себя христианкой пред своим страшным супругом, и потерпела смерть за
Христа Господа нашего вместе с великомучеником Георгием.
Почему
так огромно значение для всего мира христианского крови мучеников?
Потому, что эта кровь окропляет и освящает землю; потому, что этой крови
более всего боятся и трепещут и сам диавол и темные ангелы его.
И
еще в другом отношении имеют глубочайшее значение подвиги святых
мучеников. Они служат для нас самих ярким примером ничем непоколебимой
веры во Христа и любви к Нему. И должны мы стыдиться, если проявляем
малодушие, боясь страха там, «иде же не бе страх».
Сами мученики не боялись никого и ничего, не соблазнялись никем и ничем.
Император
Диоклетиан, замучивший св. Георгия, очень любил его и глубоко ценил,
как самого храброго, самого нужного воина. Когда увидел он, что самые
тяжкие мучения не могли сломить веры его во Христа, он дошел даже до
того, что предложил Георгию, если он принесет жертву богам, сделать его
вторым в своем великом Римском царстве.
Но
в ответ на это обещание св. Георгий только посмеялся над ним и,
конечно, отверг даже первую по римском императоре славу и честь, ибо
верность его Христу была тверже адаманта, и любовь к Нему безгранична.
От
пастырей ваших не раз слышали вы о страшных мучениях, перенесенных
святым Победоносцем Георгием за Христа. Не буду распространяться о них.
Помните вы сами хорошо, как промучился он целые сутки с ногами, забитыми
в колодки, с огромным камнем на груди, который едва не раздавил его;
помните, как колесовали его, привязав к огромному колесу, под которым
вделано было в доску множество гвоздей и ножей, которые резали и терзали
его святое тело; как надели на него железные сапоги с острыми гвоздями
внутри, и в этих сапогах гнали, бегом гнали по улицам города, как
бросили в яму, наполненную негашеной известью, сверху засыпали известью –
ведь он должен был сгореть в извести, а когда через три дня Диоклетиан
повелел доложить, как сожжен св. Георгий, то пришли к нему посланные и
доложили, что Георгий невредим. Когда предстал великомученик живым пред
Диоклетианом, тот не поверил глазам своим.
Труден
был подвиг великомученика Георгия, и благоволение к нему Господа Иисуса
Христа за совершенный великий подвиг явилось в том, что Сам Господь
Иисус Христос пришел к нему в темницу, ободрил и благословил его на
окончание мучений.
Георгий
Победоносец не боялся ничего. А мы, слабые, мы, негодные христиане, так
ли относимся к тому, что хоть в малой мере, хоть издали грозит
чем-нибудь тяжелым?
Разве
не было в недавнее время среди нас сотен тысяч людей, которые легко
отреклись от веры в Господа Иисуса Христа, и в анкетах объявили себя
неверующими, боясь того, что ни в какой мере не грозило им? Им никто
ничем не угрожал, требовалось только написать в анкете: веруют или
неверуют. И этого было достаточно для них, чтобы совершить тягчайший грех отречений от Господа Иисуса Христа, забывши Его страшные слова: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.10,33).
Разве
не предпочитаем мы ничего не стоящие и быстро преходящие блага мира
сего благам вечным? Разве ставим целью жизни своей шествие по пути,
который указал Он нам? Разве помним всегда слова Христовы: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь»?
Для
святого мученика и Победоносца Георгия Он был истинным Путем и Жизнью,
никаким другим путем он не шел, другого пути знать не хотел. Никаких
угроз и страхов он не боялся, и смело пошел по Христову пути.
Потому
и преклоняемся мы пред всеми мучениками, а в особенности пред такими
великими, как Георгий Победоносец, и воздаем им горячую любовь свою.
Они
укрепляют веру нашу и любовь своими чудесами, ибо большинство из них
творят чудеса. Знаете от пастырей своих о чуде, три раза совершенном
великомучеником Георгием, освобождения от плена юношей, томившихся и
страдавших в неволе. Помните, как внезапно, когда, помышляя о родном
доме, о празднике великомученика, должны были они подавать яства или
вино господам своим, совершенно внезапно восхитил их Георгий Победоносец
на белом коне и в одно мгновение перенес в дом родителей их,
совершавших в это время память великомученика.
Такие
чудеса разве не служат великим и могущественным укреплением вашей веры в
то, что говорил Господь Иисус Христос? Ведь Он говорил, что верующие в
Него совершат не только такие чудеса, какие Он творил, но и больше их
совершат. И творили мученики величайшие дела и утвердили истинность этих
слов Христовых.
Постыдимся же малодушия нашего, малодушия пред малейшим страхом, который представлялся нам в воображении нашем.
Возлюбим
всем сердцем Господа нашего Иисуса Христа и мучеников Его, наипаче же
святого великомученика Георгия Победоносца, память которого празднуем мы
ныне.
Аминь.
6 мая 1954 г.
***
Тропарь великомученику Георгию Победоносцу
глас 4
Яко пленных
свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих вpач,/ православных
поборниче/ победоносче великомучениче Геоpгие,// моли Хpиста
Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь великомученику Георгию Победоносцу
глас 4
Подвигом добрым
подвизался еси, страстотерпче Христов,/ верою, и мучителей
обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся
еси,/ темже и венец приял еси победы,// и молитвами, святе,
твоими всем подаеши прегрешений прощение.
Тропарь великомученику Георгию, ради освящения храма его
глас 4
Днесь блажат тя
мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется,
напившися крове твоея./ Христоименитии же людие града Киева/
освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/
страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче
Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой
храм/ дати очищение грехов,// умирити мир и спасти души наша.
Кондак великомученику Георгию Победоносцу
глас 4
Возделан от Бога
показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей
рукояти собрав себе,/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/
страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,// и молитвами,
святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.
Ин кондак великомученику Георгию Победоносцу
глас 8
К возбранному и
скорому заступлению твоему прибегше вернии,/ молим избавитися,
страстотерпче Христов, от соблазн вражиих,/ воспевающим тя, и
всяких бед и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.
Кондак великомученику Георгию, ради освящения храма его
глас 2
Божественнаго и
венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу
вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм,
восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,// Един во
святых почиваяй.
Молитва первая великомученику Георгию Победоносцу Святый,
славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме
твоем и пред иконою твоею святою поклоняющиися людие, молим тя,
известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго
от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих
Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная
прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки,
припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе
благодатию во бранех православное воинство, разруши силы
востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да
сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем,
в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление.
Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от
вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и
твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков.
Аминь.
Молитва вторая великомученику Георгию Победоносцу О,
всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри
на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не
осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами
по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси
нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же
душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не
во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но
во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего
заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому
воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и
благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих
ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего,
от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и
неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши ны,
страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно
Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и
человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость,
со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии
стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
***
День памяти совершается в воскресенье.
Богослужебное чествование дня или события у нас начинается накануне с 18 (или даже 17) часов, но день перед праздником недаром же называется «параскевэ» («приуготовление»), или просто «канун»: понятие не требует особого комментирования