Равноапостольные Мефодий и Кирилл
Кондак на молебне равноапостольного Кирилла глас 2 Твердаго и Богодохновеннаго учения/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния, вселенную, Кирилле святе,/ разсевая Божие слово на западе, и севере, и юзе,/ мир просвещая учением, святе. | Ин кондак на молебне глас 2 Пресветло житие возлюби, святе,/ зарями трисолнечными Божества освещаемь,/ прииде, яко молния, во всю вселенную,/ северную и южную земли просвещая,/ западным же свет незаходим явися./ Темже и ныне мрак греховный прогнав, святе,/ свыше испроси благодать духовную,/ имаши бо дерзновение к Богу. | Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла глас 4 Яко апостолом единонравнии/ и словенских стран учителие,/ Кирилле и Мефодие богомудрии,/ Владыку всех молите,/ вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии,// умирити мир и спасти души наша. | Кондак равноапостольных Мефодия и Кирилла глас 3 Священную двоицу просветителей наших почтим,/ Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших,/ из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе,/ ублажаем вас, Кирилле и Мефодие,/ Престолу Вышняго предстоящих// и тепле молящихся о душах наших |
День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла служба в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия совершается в День Святого Духа (ср. 56-я Храмовая глава Типикона).
Сошествие Святого Духа на апостолов
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Еф. 5, 9-19; Мф. 18, 10-20). Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя - Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин - причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько - есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого - трудолюбная ревность; черта второго - теплота и горение сердца сладкое; черта третьего - чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: "Авва отче"! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.
24.05/11.05
Будь мирен во Христе
"Уразуметь превосходящую разумение любовь Христову" (Ефес. 3, 19) |
О ТРОИЦКОЙ СУББОТЕ
По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой
Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в
день первой
Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице
перед Неделей (Воскресением) о Страшном
Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также,
как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается
через седмицу и именуется Апостольским.
Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об
установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что
"Божественные отцы прияли ее от священных апостолов", так можно сказать и
о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных
им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая
поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь
к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его,
расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские
повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в
Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса
Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле
призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от
века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в
день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой
Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно
простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную
субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую,
представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед
раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы,
Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же
праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко
Господу: "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и
братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же
и память творим ныне".
В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и
совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и
спасительно простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая
Церковь, как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день
мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви
Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой в День
Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях, а в самый День
Пятидесятницы возносит о них молитвы Господу. В одной из эти молитв
говорится "Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и
братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же
и память творим ныне".
На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Мы потеряли ребенка в утробе матери по причине, не зависящей от нас. Какую молитву надо читать за неродившегося младенца? Лариса
Уважаемая Лариса, никаких «специальных» молитв за неродившихсяя младенцев не существует. Но женщина, которая потеряла ребенка по причине, от нее не зависящей, может прийти в церковь и попросить священника прочитать над ней молитву, которая обозначена в Требнике как «Молитва жене, егда извержет младенца». В ней мы просим Бога о милости, прощении вольных и невольных прегрешений матери, которые могли привести к несчастью, исцелении недугов ее души и тела.
*******
Жених объявил, что хочет перейти в старообрядческое вероисповедание, дескать, ему нравятся их идеи (что они хранители более древнего христианства, чем православные, ближе к природе, и так далее). И, так как жена должна следовать за мужем, я должна (если хочу быть с ним) также перейти в одну из церквей старообрядческого толка. Вся моя душа противится этому. Помогите советом, как быть. Ольга.
Уважаемая Ольга, если Вы являетесь человеком по-настоящему верующим, принадлежащим к Православной Церкви, переходить в старообрядчество Вам не следует. Вообще это повод задуматься о том, стоит ли связывать свою жизнь с этим человеком, поскольку старообрядчество, хотя кого-то привлекает его стойкость, является заблуждением. Мы знаем много исторических примеров, когда люди упорствовали в своих заблуждениях вплоть до смерти, но подражать им не стоит.
*******
Вернулся из армии, уверовал за полгода до службы. Жил в монастыре три месяца, теперь работаю грузчиком. Не знаю, что мне дальше делать и кем быть. Учеба? Не знаю, на кого. Еще я полный, думаю, смеяться будут. Монастырь? Отец не рад этому. Женитьба? Куда жениться, если сам ребенок, 20 лет. Идти в семинарию — много согрешил. Подскажите что-нибудь.
Я думаю, что в 20 лет человек — не ребенок, а взрослый, и ему надо постараться определиться, как свой путь управить в дальнейшем. В первую очередь — устроиться на работу, постараться получить образование. Какие-то сторонние причины, которые, как Вам кажется, препятствуют учебе (Ваша полнота), на мой взгляд, препятствием совершенно не являются. И главное — постарайтесь стать христианином, ходите в Церковь, привыкайте к церковной жизни, молитесь. А там будет видно, как жить в дальнейшем, Господь управит. Совсем не обязательно, чтобы все верующие молодые люди становились священниками или уходили в монастырь — к этому необходимо особое призвание. Тем более нельзя поступать в семинарию, если ты еще совершенно не определился в жизни и не знаешь, чего хочешь. Можно быть добрым христианином, живя в миру, имея семью, воспитывая детей и выполняя обычную работу. Помоги Вам Господи.
*******
Меня мучают навязчивые мысли о продаже души дьяволу. Отрекаюсь в душе, исповедуюсь, но помыслы появляются вновь: что я что-то свое или душу отдаю дьяволу, а что-то получаю от него, и что это реально происходит в тот момент. Что делать, чтобы не погибнуть? Очевидно, что это нервное расстройство, но это ведь и искушение?
Я думаю, да, и единственным способом противостоять этому является только четкое осознание того, что это бесовское искушение. Поскольку я не знаю вас близко, не могу и объяснить, почему это искушение попущено Вам Богом, но, скорее всего, вы допустили какой-то повод для того, чтобы оно вошло в вашу душу. Часто причиной подобных явлений являются неисповеданные грехи.
Ни в коем случае нельзя в эти помыслы вслушиваться. Когда приходят смущающие Вас мысли, надо просто отрекаться от них: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всех дел твоих, и от служения тебе». Надо постараться научиться даже не обращать на них внимания, как мы не обращаем внимания на шум проезжающих за окном автомобилей. И главное — надо жить обычной христианской жизнью, больше молиться, чаще и подробнее исповедоваться, внимательнее относиться к себе. Может быть, Вы найдете в себе причину этого искушения, измените свою жизнь, и оно отступит.
*******
Может ли курение являться причиной отказа в Причастии? Священник отказался причастить мужчину в Великий Четверг…
Курение действительно является греховной привычкой, и даже если человек не может с ней расстаться, то в день Причастия, с утра, он должен воздерживаться от курения так же, как от еды и питья. Если священник по этой причине не допустил человека к Причастию, то он сделал все абсолютно правильно.
*******
Мы с моим будущим мужем — из разных городов. Я из Саратова, он из Астрахани. Наша свадьба намечена на сентябрь. Мой будущий супруг настоял, чтобы свадьба состоялась в Астрахани. Но проблема в том, что венчаться мы хотим в Саратове. Можно ли нам обвенчаться до официальной регистрации брака? Любовь
Нет, уважаемая Любовь, нельзя. В Церкви не венчают до регистрации: это хотя бы минимальная проверка серьезности намерений людей. Было много случаев, когда люди настаивали на венчании до регистрации, а потом она по каким-то причинам откладывалась или вообще отменялась.
Поскольку брак — это дело всей Вашей последующей жизни, я думаю, что можно каким-то образом уладить свои дела и приехать венчаться после регистрации.
*******
Уважаемый Владыка Лонгин! Прошу помочь моей бабушке, прихожанке храма Преображения Господня г. Балашова, и многим другим верующим посещать храм. Настоятель храма отец Анатолий запретил входить в храм женщинам в брюках.
Я обязательно дам об этом указание настоятелю храма отцу Анатолию.
*******
6 лет тому назад я покрестила дочь, но не знала, что в тот момент крестная мама была беременна. Недавно мне сказали, что беременной женщине нельзя было крестить. Что мне делать, надо ли перекрещивать ребенка? Анна
Уважаемая Анна, пожалуйста, никогда не слушайте никаких народных преданий и примет в отношении церковной жизни. Никакого запрета беременным женщинам участвовать в Таинстве Крещения не существует, это чистейшей воды суеверие. Единственное требование к крестным родителям — чтобы они были людьми верующими, церковными и смогли участвовать в духовном воспитании ребенка. Если это не так, то присутствие крестных на этом таинстве абсолютно бессмысленно. «Перекрещивать» кого бы то ни было нельзя категорически, потому что мы, христиане, веруем, как сказано в нашем Символе веры, «во едино крещение во оставление грехов».
*******
Меня очень интересует вопрос об использовании столовых приборов на поминальном столе. Сама я не однажды задавала этот вопрос священнослужителям, и знаю, что вилками можно пользоваться. Откуда пошло в миру, что это большой грех? Почему Церковь не разъясняет людям, что грех как раз в том, что они верят в предрассудки? С уважением, Ольга
Уважаемая Ольга! Православная Церковь ведет сейчас огромную просветительскую работу. Значительная часть вопросов, которые задаются мне на этом сайте — именно о приметах и предрассудках, и я, так же как и духовенство Саратовской епархии, вынужден постоянно говорить о том, что эти приметы и предрассудки частью церковной жизни ни в коем случае не являются. Есть некие народные обычаи, которые сложились на основе различных суеверий. К сожалению, за многие десятилетия гонений на Церковь в нашей стране они так окрепли, что бороться с ними очень сложно.
Что касается «запрета» на использование на поминальном столе вилок и ножей, то это — один из таких суеверных обычаев. Вы можете ссылаться на мои слова как Архиерея Русской Православной Церкви, а также на слова других священнослужителей о том, что все эти обычаи не имеют ничего общего с Православием и христианством.