Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке Е.Э. Мусатова.
В.Э. Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех -
и поэтов, и художников былого. Не принимая существующего настоящего России, он обратился к образам прошлого, но прошлого без четких исторических границ и признаков.
Он не был певцом какой-то одной эпохи, исторический элемент почти отсутствует в его произведениях.
Две сидящие дамы. 1899
В творчестве В.Э. Борисова-Мусатова сплелись и перепутались различные моменты бытия, разные люди и разные мечты. Прошлое явилось на полотнах художника плодом его собственной фантазии, особой формой его своеобразной мечты. Он создавал мир красоты и поэзии, считая, что именно они могут сделать человека счастливым.
Весна 1901г.
В.Э. Борисова-Мусатова и воспринимали как "живописца прошлого", в его картинах прежде всего видели меланхолию и тоску о былом. О любви художника к миру грез и мечтаний писали, что она (любовь) "горит, как лампада перед святыней, тихо и ровно".
Осенний мотив. 1901
Осенний мотив, 1899. Холст, масло, 143x98,5 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография. Начало 1900-х годов
Некоторые даже утверждали, что, когда смотришь на полотна В.Э. Борисова-Мусатова, "начинаешь верить в мир потусторонних существ с их призрачной радостью и призрачной, примиренной печалью".
Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.
Призраки, 1903. Холст, темпера, 177х216 см. Государственная Третьяковская Галерея.
Жажда грез, мечты и поэзии появилась у художника еще в годы его учебы в Париже. Здесь В.Э. Борисов-Мусатов знакомился с произведениями великих французов, и ему очень импонировало желание П. Гогена стать естественным человеком, уйти в "нетронутую цивилизацией природу". Он искренне писал ту эпоху, в которой были возможны естественные взаимоотношения между человеком и природой, и находил ее в садах и парках Романтизма.
Весенняя сказка. 1904-1905
Сон божества. 1904-1905
Осенний вечер. 1904-1905
Для самого В.Э. Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка - поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова. Летом 1902 года художник жил в Зубриловке, много работал, писал этюды сада, дома, роз, листвы, травы.
Окно. 1886
Натюрморт. 1902
"Водоем" произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. Кисть В.Э. Борисова-Мусатова, когда он работал над этим полотном, словно помолодела, обогатилась от наступившей душевной гармонии: осенью 1902 года он женился на горячо любимой девушке. Любимая жена изображена сидящей у водоема, рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, хрупкая и печальная - это сестра художника.
Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография. Начало 1900-х годов.
Водоем, 1902. Холст, темпера, 177x215 см. Государственная Третьяковская Галерея.
Для самого В.Э. Борисова-Мусатова эта картина тоже стала главной, наполненной тонким лирическим чувством, одновременно монументально-декоративной и поэтически-реальной.Впоследствии он признавался ей: "Эту картину я напишу или сейчас, или никогда... Ведь после начнется другая жизнь. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. И я хочу, чтобы слава этой картины... была твоим свадебным подарком".
Гобелен. 1901
Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Глядя на их полотна, зритель видит их самих участниками тех сказочных грез, которые они воплотили в своем искусстве, выразили свои сокровенные мечты и рассказали только о себе.
Изумрудное ожерелье, 1903. Холст, масло, темпера, 125x214,3 см. Государственная Третьяковская галерея.
Фотоэтюд. На снимке М. Ягодская.
За вышиванием. 1901
Фотоэтюд. На снимке Н.Ю. Станюкович. нач. 1900.
Портрет Н.Ю. Станюкович. 1903. Холст, масло. Государственный Русский Музей.
Сидящая женщина. 1899
Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке Ю.Ю. Домбровская. Начало 1900-х годов.
Спящая девушка, 1901. Бумага цветная, пастель, 58x43 см. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.
Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?). Фотография. Начало 1900-х годов.
Портрет неизвестной, 1902. Бумага, пастель. Холст, акварель, пастель, гуашь. Частное собрание.
Другие, наоборот, стараются скрыть свое "я", никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. Они как бы стараются забыться, уйти от действительности, сделаться маленькими или вообще спрятаться под шапку-невидимку. Они порой бывают так обижены судьбой, что кажутся себе недостойными той красоты, о которой мечтают и которую воплощают в своих произведениях.
Дама в голубом. 1902
Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.
Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке Ю.Ю. Домбровская.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Последний луч. Эскиз. 1901. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь, 62.8x47.2 см. Государственная Третьяковская галерея.
Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке Е.Э. Мусатова. Дама на веранде.
Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке Е.Э. Мусатова.
Портрет сестры. Девушка с розами. 1902. Холст, масло. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко.
Именно таким затаившимся художником был некрасивый Виктор Борисов-Мусатов - фанатичный поклонник женщин, любивший все красивое, стройное, изысканное. Отличительной чертой его произведений и является исключительное очарование женственностью
Реквием. 1905
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография.
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография.
Дама у гобелена. Портрет Н.Ю. Станюкович. 1903. Бумага, пастель, 56,5x41см. Государственная Третьяковская Галерея.
Праздник зеленого маскарада. Фотография.
Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография.
Натурщицы в старинных костюмах. Фотография.
Летний день. Акварель.
Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.
Прогулка на закате, 1903. Холст, темпера. Государственный Русский Музей.
Отблеск заката, 1904.
Усадьба, 1902. Холст, масло, 65x59 см. Краснодарский краевой художественный музей.
Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру "Кодак", которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые "переросли" рамки "пособия", превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова - это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых - цельное произведение, заслуживающее внимания и интереса. (С)
Коментарі
анонім
115.07.11, 17:36
K-ATRIN
215.07.11, 18:07Відповідь на 1 від анонім
Спасибо !!!!твой любимый художник,Саша? я рада. что угодила!
удалось найти интересные вещи--не знала. насколько сильно он увлекался фотографией и что он использовал их . когда писал
Гість: we-lych
316.07.11, 03:48
K-ATRIN
416.07.11, 06:44Відповідь на 3 від Гість: we-lych
Гість: we-lych
516.07.11, 07:14Відповідь на 4 від K-ATRIN
; что хорошо,то хорошо.очень иньересно получилось.
спасибо!
Гість: Рус с kija
616.07.11, 08:01
K-ATRIN
716.07.11, 08:31Відповідь на 6 від Гість: Рус с kija
K-ATRIN
816.07.11, 08:33Відповідь на 5 від Гість: we-lych
я рада, что понравилось!
Гість: we-lych
916.07.11, 08:38Відповідь на 8 від K-ATRIN
во как понравилось.
я люблю "нормальные " художества-где можно понять кто и что.
а тут красота и стиль конечно особый,как почерк у каждого.
но ярко ты сделала.
(люблю натюрморды,сады ,море,леса...)
удачи тебе.
K-ATRIN
1016.07.11, 08:43Відповідь на 9 від Гість: we-lych
--стараюсь стараться
Тоже удачи и хороших тебе выходных!