"Геометрию часто называют "холодной" и "сухой". Одна из причин этого состоит в ее
неспособности описать форму облака, горы, береговой линии или дерева. Облака - не сферы, горы - не конусы, береговые линии - не окружности, древесная кора не гладкая, молния распространяется не по прямой. Многие природные объекты настолько иррегулярны и фрагментированы, что по сравнению со стандартной геометрией Евклида природа обладает не просто большей сложностью, а сложностью совершенно иного уровня." Мандельброт Бенуа .
Что такое фракталы ?
Фрактальная геометрия – это теория построения чего-либо на основе одного простого правила – САМОПОДОБИЯ - каждая мельчайшая часть структуры является подобной всей структуре в целом или же какой либо более крупной части структуры.
Основная проблема классической математики перед фракталами - невозможность измерить (длину, высоту и т.д., т.к. фракталы всегда бесконечны)
Линейные фракталы обладают самоподобием в чистом виде – любая часть есть точная копия целого.
Нелинейные фракталы обладают не точным самоподобием – в них часть есть не точная, а деформированная копия целого.
Фрактальная геометрия – это теория построения снежинки, облака и вселенной в целом. С помощью фрактальной геометрии можно даже измерить степень хаоса и описать форму облака.
Остановимся на строении галактики для примера. Все элементы галактики вращаются вокруг центра. По последним научным данным этим центром являются черные дыры. Вращающимися элементами выступают созвездия, элементами созвездий – солнечные системы, в солнечных системах – планеты, в планетах – молекулы, атомы… система
построения атома идентична строению солнечной системы и галактики в целом. Есть ядро и есть двигающийся вокруг него на определенном удалении объект или группа объектов. Фрактально также строятся и листья папоротника, и цветки одуванчика… и много других элементов природы. Посмотрите на отпечатки своих пальцев – они всегда разные,
но строятся на основе одной теории – это фракталы. Ваши легкие – это тоже фрактальная модель.
Фрактальный алгоритм "Лист папоротника"
Удивительно,но в человеческой культуре фракталы массово присутствуют лишь в
Африке! Все остальные древние культуры (строительство и живопись как пример) основаны на прямых линиях и окружностях, и только в Африке ограждения от ветра и модель расположения домов в поселении и множество других деталей носят фрактальную теорию. Никто из местных этих правил не знает, но каким-то необъяснимым образом они живут по этой теории – она заложена в бессознательных традициях. Еще одна удивительная вещь – современные компьютеры берут свое начало именно в африканской культуре. Теория гадания на песке (с виду очень простая) была привезена в Европу, где она превратилась в двоичный код Лейбница, затем на основе двоичного кода была создана Булева алгебра, и уже на ее основе был создан первый цифровой компьютер.
Александр БОЖДАЙ Геометрия безумия
Можно ли однозначно определить бесформенность? Отыскать язык, на котором возможно рассказать о форме облаков или о цвете мерцающего снега? Существует ли наука,
способная вычислить площадь снежинки или степень беспорядка хаоса? Иными словами, возможно ли так сконцентрироваться на объекте окружающего мира, чтобы получить его полную рациональную интерпретацию?
Любая рациональная [деятельность человека опирается на систему абстракций или, иными словами, моделей. Не существует моделей правильных или неправильных - есть лишь I модели удобные или неудобные. Геометрия Евклида является, несомненно, удобной моделью для здравого человеческого смысла, но ее применение к описанию какого-либо явления неизбежно низводит это явление из ранга объективной реальности в ранг абстракции, понятной человеку. Человек мыслит абстракциями, а объективная реальность таковой не является. Геометрия Лобачевского является менее удобной для повседневной жизни, однако способна объяснять некоторые явления, выходящие за пределы плоской видимости. В некотором смысле, она, в свое время, явилась хорошим ударом матрице здравого смысла.
Но природа искусно сочетает простоту с изощренностью, отвергает любые системы, модели и абстракции. И в этом она враждебна человеку рациональному, стремящемуся понять и проникнуть в ее. Для описания мира природы более удобна иррациональная парадигма, "геометрия безумия" аппарат, оперирующий не человеческими терминами, а терминами объекта исследования (внешнего мира).
Фрактальная геометрия изъясняется на языке природы и смысл языка этого зачастую просто отказывается доходить до разума, погруженного в бытовую логику. Однако синтаксис такого языка может быть раскрыт довольно легко и понятно:
1. В мире природы не существует статических состояний. Не существует точек, линий, плоскостей и других объектов фиксированных размерностей. Размерность объекта является, скорее, величиной дробной и нестабильной, изменяющейся в соответствии с законами прогрессий. Она подобна вечно ускользающей величине с течением вечно ускользающего мига настоящего времени. Измерить ее можно лишь гипотетически, представив, например, остановку времени в момент измерения. В этом смысле, размерность объекта - величина, непосредственно связанная с течением времени и в
какой-то мере вообще эквивалентна безмерности.
Долина морских коньков
2. Любая форма естественного происхождения является самоподобной, т.е. любая часть целого подобна самому целому и этим обеспечивается его единство. Уместно привести слова Изумрудной скрижали, приписываемые легендарному Гермесу Трисмегисту: "То, что находится внизу соответствует тому, что пребывает вверху, и то, что пребывает вверху соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единства". То есть, согласно данной аксиоме фрактальной модели - структурное существование любой вещи обусловлено ее самоподобием или самоорганизацией.
3. Любой процесс или движение в природе имеет прерывистый (скачкообразный) характер, при котором область разрыва стремится к минимуму, а число разрывов к максимуму. В силу этого, человеческий мозг, склонный по своей природе к абстрагированию, видит во всем плавность и непрерывность.
Таким образом, фрактальная геометрия ("менее человеческая", но, несомненно, все же
человеческая модель) удобная для постижения таких принципов как гармония, устойчивость, хаос. Вещи рассматриваются не с точки зрения констатации того, какими они являются, а с точки зрения - почему они такие, с точки зрения законов, по которым материя "прядется" из идей. Морозный узор на стекле, сверкающая молния, форма снежинки,
прожилки на листке дерева, отпечаток пальца человека, характер трепетания огня - все это настолько разнообразно и разнопланово…
Однако, несомненно сходство внутреннее, некое общее их начало и закон, по которому соткана структура и форма этих явлений, независимо от их физики и химии. Это некая грандиозная "игра в бисер", где одна общая 'идея выражается всеми возможными способами: цветом, звуком, формой, запахом и т.п.
Фрактальная геометрия является моделью, позволяющая избавиться от привычки смотреть на вещи с точки зрения их размера и продолжительности. В данном контексте, смысл имеет только масштаб, в котором рассматривается явление. Эта модель убедительно объясняет, как удается эволюционировать столь сложным природным фракталам как, например, человеческий организм, ибо сложными они являются лишь с позиции Евклидовой геометрии. С [точки зрения фрактальной [геометрии закон их существования и развития может быть описан с помощью небольшого объема информации. Явления описываются не с точки зрения последовательности состояний, а с точки зрения переходных процессов из одного состояния в другое. Так, например, источник цвета есть состояние границы света и тени и ее особенности. Что бы чему не противостояло: быстрое - медленному, теплое — холодному, плотное - разряженному, кислотное - щелочному и т.п. - на границе различий расцветает жизнь.
Применительно к человеческому мышлению, фрактальная модель является интуитивно понятной, но рационально неприемлемой. Здравый рассудок весьма болезненно
воспринимает напрямую всякого рода рекурсию, самоподобие и фрактальность (что, кстати, может явиться аргументом в пользу чуждости рассудочной стороны человека его духовной природе). Кибернетический подход к обработке информации лишен такого "недостатка" и компьютер "смело" выстраивает сложнейшие структуры и цветовую динамику из простого
ядра, опираясь на заданный фрактальный закон развития. Получаемые результаты одновременно шокируют, удивляют и притягивают какой-то внутренней гармонией. Изображения, полученные таким образом, принято называть фракталами. Компьютерное моделирование самоподобных образований может быть произведено в звуковой форме, однако такой фрактал тяжел для человеческого восприятия, т.к. он воспринимается
не весь целиком, а последовательной цепочкой звуков.
Интуитивное стремление к гармонии лежит в основе творческого импульса. Поэтому во многих продуктах творческой деятельности человека наблюдается ярко выраженная фрактальная структура, как результат осмысленного или неосмысленного повторения механизмов вселенского творчества. Естественно-природные фракталы: периодический самоподобный шум морского прибоя, звон насекомых и птиц в лесу, дробь дождя, очертания форм облаков, шум ветра, сочетание ферментов, образующих аромат цветов - являются носителями гармонии, отображаемой человеком в своем творчестве и в моделях своего духовного совершенствования. Посредством семантических образов фрактальность наиболее ярко проявляется в этнической словесности: мантры, гимны, молитвы, заклинания, сказания. Издревле считалось, что просто регулярно повторяя или концентрируясь на этих образах, человек способен поломать обыденный рациональный угол зрения на вещи и взамен обрести душевную гармонию. Фрактальность может проявляться в образе поведения
или траектории движения человека: ритуальные танцы, марши, "ушу-подобные" гимнастики, пассы психоэнергетических практик - суть обучения тела и ума мировоззрению всеобщей взаимосвязанности и самоподобия. Мандала - один из древнейших дошедших до нас способов изображения фрактальной структуры. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.
Мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса».
Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса.Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд.Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.
Окружающий мир не нуждается в измерении, наименованиях и статичных формах, поэтом он и не имеет всего этого. Особенности его формообразование совсем в другом, где
каждая точка является центром общей картины, где все зависит от малейшей волны, вызванной взмахом крыла бабочки. Изображение, звук, слово, движение, мысль, эмоция, ощущение - все это разные языки, говорящие об одном и том же и благодаря одному и тому же. Фрактальные модели, геометрия безумия - инструмент, облегчающий осознание и
восприятие этого единства.
ССЫЛКА ОТ СЕБЯ ХОЧУ ДОБАВИТЬ: БЫТЬ МОЖЕТ ВЫ СПРОСИТЕ - А КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВСЕ ЭТО ИМЕЕТ К СООБЩЕСТВУ "ХУДОЖНИКИ"? МНЕ КАЖЕТСЯ, САМОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ. ПОТОМУ ЧТО САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК - ЭТО ГОСПОДЬ БОГ, ВЫСШИЙ РАЗУМ, ВСЕВЫШНИЙ- ТОТ, КТО СОЗДАЛ НАШ МИР- ПРЕКРАСНЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ И СОВЕРШЕННЫЙ. ПРОСТО ЗАХВАТЫВАЕТ ДУХ. КОГДА ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ! ПОСМОТРИТЕ, КАК ЭТО ГРАНДИОЗНО, КАК ЭТО НЕПОСТИЖИМО. КАКИЕ ЛИНИИ, КАКАЯ ГЕОМЕТРИЯ, КАКИЕ КРАСКИ, КАК ВСЕ ПРОДУМАНО: УТОНЧЕННО, КРАСИВО И СОВЕРШЕННО!
Коментарі
Гість: ebn
124.05.11, 11:39
чьи это уродливые ручки Ириша?
Ириша Лазур
224.05.11, 11:40Відповідь на 1 від Гість: ebn
там суть показана,чтоб понятно было красота или уродливость этих ручек в данном случае не имеет значения
Гість: HomoHomini
324.05.11, 11:48
а вьі первую картинку переверните и инвертируйте, и скажите мне как художник художнику что ето.
K-ATRIN
424.05.11, 13:41
согласна с тобой,Ириша!!! Мне было интересно почитать !! У нас в сообществе есть пара заметок с фракталами. А теперь будут знать что? откуда? куда?
Ириша Лазур
524.05.11, 13:58Відповідь на 4 від K-ATRIN
я поняла,что людям непонятно .почитай комменты.у меня много книг о фракталах. меня это просто завораживает
Zemlyachka
624.05.11, 14:23
завораживает взгляд
fontain
724.05.11, 14:24
-это по-поводу фракталов и мандал А от комментов, по поводу уместности размещения такой статьи в сообществе, воздержусь
Гість: Lina_Che
824.05.11, 17:03
Согласна с твоим комментом в конце заметки! С новой авкой тебя - поменялась, красавица!!!
Ириша Лазур
924.05.11, 17:08Відповідь на 8 від Гість: Lina_Che
Ириша Лазур
1024.05.11, 17:11Відповідь на 8 від Гість: Lina_Che
у меня эта фотка в альбоме нормального размера,скинула а то все не знаешь кто. а так интересно,кто какой.привыкаешь к людям на сайте и не знаешЬ, какие они. внешне