Слушала его рассказы об Алтае, по-хорошему завидовала. Творческий диапазон молодого живописца был обширен: она писала портреты, создавала многофигурные композиции, любила пейзажную живопись. Академию закончила с отличием в 1963 году. Профессор Калныньш причислил ее к своим лучшим ученикам, предсказал большую будущность. В это время решилась и ее личная судьба. Она вышла замуж за своего коллегу, тоже одаренного живописца Леопольда Цесулевича. Профессор Калныньш рекомендовал ее мужа на должность преподавателя Академии художеств, но у проректора было другое мнение: «Всех, только не его». Причиной была репрессия родителей супруги.
Илзе с устройством на работу не повезло. В спецчасти находились ее документы со штампом "дочь репрессированных". За таких никто не заступался. Это был политический изъян в ее биографии. На вид ставились и ее поездки в Москву, интерес к восточной философии, встречи-беседы с Юрием Николаевичем Рерихом. Для нее не оказалось места ни в Академии, ни в комбинате "Максла", ни в музеях... Разве что писать афиши для кино. По совету Юрия Николаевича Илзе с мужем уехала на Алтай в Барнаул. И никогда не жалела об этом. Она встретила там прекрасных людей, беззаветно любящих свой край. Ее очаровала могучая, величественная природа. "Поезжайте на Алтай, - вспомнились ей слова Юрия Рериха, - там свободно дышится, люди обретают крылья..."
- Я читала книгу Н.К.Рериха "Алтай-Гималаи", - говорит Илзе Рудзите, - ко мне пришло высокое понятие Живой Этики, которое я назвала Большой Совестью. Это неподкупное чувство, не приходящее извне, оно рождается в сердце...
Я встретила в жизни такого человека, который болел за свою Родину, за свой народ. Это писатель нашей эпохи Василий Шукшин. И знаю, что на его Родине есть гора Совести. Это символично. Для многих из нас она служит испытанием воли и душевной ясности. Поднимитесь на эту гору и ваш дух очистится от земной обывательщины. Он возродится."
«Портрет Шукшина». 1999 год. ... «Выпускница Латвийской академии художеств, Илзе Рудзите привнесла в алтайскую живопись особую декоративную манеру, высокое художественное мастерство и философскую глубину образов. Приехав в 1963 году на Алтай, она обрела здесь вторую родину. Унаследовав от отца любовь к русской культуре, Илзе полюбила и алтайскую природу, и красивых душой сибиряков, и историю, и фольклор алтайских народов. Судьба приближает её к Катуни, к заветной Белухе. Она с большой теплотой рассказывает о том, как встретили их жители Уймонской долины, как приглашали в гости, рассказывали, угощали...
"Илзе пишет многочисленные пейзажи, воплощая в них величественную природу Алтайских гор: «Звонкое утро», «Северо Чуйский хребет», картины посвящённые Белухе. Среди них есть работы, которые на фоне природы несут философское осмысление культурных и духовных ценностей. Например, есть среди этих пейзажных зарисовок одно монументальное произведение — триптих «Камни знают». *Жаль, изображение с этой картины я не нашёл, - пишет Ю.Виноградов. - Но описание изображения вам предлагаю: «В центральной части триптиха художница изображает горную гряду с заснеженными вершинами: синий массив горы и белая вершина. Этот реалистически выполненный пейзаж просматривается на полотне как бы сквозь серые каменные нагромождения, которые, заполняя собой почти всю центральную часть, перекидываются на обе боковые части, покрывая их целиком. Илзе Рудзите применяет здесь особый изобразительный прием, который, по сути дела, воспроизводит не столько внешний облик камня, сколько внутреннюю фактуру его строения. На полотне словно возникает внутренняя сущность камня, его душа. Камень превращается, в своего рода, живое существо, живущее своей особой духовной жизнью. И, как следы этой духовной жизни, на каменной поверхности отпечатываются древние петроглифы, нанесённые когда-то на камень рукой человека. Это и есть тайное знание камня. Камни бережно хранят свои знания как величайшую мудрость, как предание веков и передают их следующим поколениям. Так обыкновенный пейзаж превращается на полотне художницы в возвышенную философско — мифологическую поэму».
"Раздумье" (1999)
Картина «Раздумье» имеет свой подзаголовок – «Салум Акчинов из села Бельтир». 1999 год. «В портрете конкретного человека художница заключает переосмысление в плане обобщенного символического образа, перерастающего в образ алтайского народа. Пейзаж на картине - это действительный пейзаж Кош – Агачского района, где есть и такое озеро посреди высокогорной степи, и цепь гор вдали. Чётко разделённые цветовые пласты напоминают Гималайские пейзажи Н. К. Рериха».
"Целинница (Автопортрет)" 1975 год
«…Картина написана в несколько иронической манере и отображает тот простой быт, с которым Илзе пришлось вновь столкнуться на Алтае…». "Телогрейка и брюки, заправленные в сапоги, косынка… Так каждый день. Это Алтай. В руках вёдра с водой. Вода отражает всю голубизну алтайского неба. Это тоже Алтай."
«Уймонская мастерица бабушка Агашевна» и «Варфоломей из Верх – Уймона. Знаток горных трав».
"Для Илзе Рудзите понятие «Алтай» всегда выходило за рамки только национального алтайского фольклора. В её творчестве «алтайский Алтай» соседствует с «русским Алтаем». И если она обращается к фольклорно-мифологическим образам в алтайской национальной тематике, то русская тема у неё связана с образами и стилем русской иконы, c русской православной религией. Пример тому картины с русскими образами. «Уймонская мастерица бабушка Агашевна» и «Варфоломей из Верх-Уймона. Знаток горных трав». «Русская мастерица, живущая в алтайском селе Уймон, расписывает стены своего жилища русскими национальными узорами. За спиной икона Казанской Божьей Матери, а в окно видны расстилающиеся алтайские просторы, гора Белуха. Охапка трав в руках Варфоломея, одного из русских, живущих в селе Верх-Уймон, имеют форму горящих свечек с устремлённым ввысь пламенем. Этот образ, передающий духовное горение людей, живущих на Алтае, ещё один удачный образ, найденный Илзе здесь, на Алтае».
***
Талант и высокое живописное мастерство художницы позволили ей сказать новое слово в шукшинской теме. Ощущая духовное родство с Шукшиным–художником, Илзе давно мечтала выразить своё сердечное понимание его личности, творчества, не просто отразить, а выразить своё понимание его творчества. Но найти нужные образы удалось не сразу. Требовался долгий период поисков, раздумий, осмыслений. Она перечитывала книги Шукшина, смотрела его фильмы, знакомилась с материалами биографии, часто приезжала в Сростки, встречалась с людьми, близко знавшими Василия Макаровича.
Эта напряжённая работа продолжалась в течение 15 лет. Образное решение темы пришло только в 1988 году, в разгар экологической битвы в борьбе за спасение реки Катуни, в которой Илзе принимала активное участие. По словам художницы, в один из вечеров перед её внутренним взором возникли радугой семь картин будущего шукшинского цикла. В нём органично переплетались темы «Шукшин» и «Катунь». Так появился на свет цикл «Большая совесть», состоящий из 8 работ: «Истоки», «О, Господи!», «Совесть», «Растерзанная земля», «Прощание», «Иван–дурак», «Невестушки, родные мои…», «Распятие».
«Истоки». 1989 год.
«В этой картине воплощена неразрывная связь Шукшина с окружающей природой. Просторы могучей Катуни занимают всё пространство картины. Река со всех сторон окружена горами. Слева возвышаются снежные вершины Белухи, а справа – тёмные горные склоны с расположенным на них православным храмом. Осевой линией всей композиции является льющийся с небес поток света. Шукшин, стоя в зврослях прибрежной осоки, ловит сложенными руками эти небесные лучи, и они, смешиваясь с водами Катуни, текут сквозь его ладони».
"О, господи!"
«Это полотно переводит образ Шукшина в ракурс его взаимоотношений с гибнущим культурным наследием. Фигура писателя изображена лежащей на земле с судорожно вцепившимися в землю руками. Голова абсолютно белая, седая, а сквозь его тело проступают громады православных соборов. Рядом на земле книги, икона Божьей Матери, сорванный колокол. Всё это, включая тело писателя, охвачено красными языками пламени. А вдали расстилаются голубые просторы Катуни, как далёкое царство незамутнённой чистоты, красоты и подлинной духовности. Основная мысль этого произведения: гибель культуры – это гибель её лучших представителей».
«Растерзанная земля». 1989 год.
«Картина возвращает нас к теме вечной, величественной природы. Человек постоянно губит её своей цивилизацией. Поэтому здесь воды Катуни текут уже не через пальцы писателя, а через его сердце. Художница изображает чёрную бездну космоса, в которой на одном из обломков распавшейся планеты, возникает пейзаж с протекающей вдали Катунью и сияющей в небе радугой. Шукшин в центре картины, косит луговую траву, а излучина далёкой реки пронзает его грудь. Картина – призыв хранить свой Дом, свою планету и её природу».
«Прощание». 1989 год.
"На почти монохромном полотне, выдержанном в серо-коричневых тонах, изображён Шукшин сидящим в лодке. Его фигура оказывается как бы зажатой между двумя скалистыми массивами гор, и очертания лодки словно проходят сквозь эти массивы и покрываются извилистой дымкой миража. На обеих скалах видны петроглифы, такие же древние, как сама природа. Становится ясно, что это не настоящая лодка. Это её видение, призрак, мечта о ней. Мечта писателя уйти, скрыться от скверны мира, слившись с вечной природой. Сам Шукшин так описал свою мечту: «…Вот уж чего не понимали деревенские в городе – это хамства. Это уж чёрт знает что, этому и объяснения-то как-то нету. Кричат друг на друга, злятся…». И отчётливо ясно было, что это не жизнь, пропади она пропадом такая жизнь и двухкомнатная секция, лучше купить избу в деревне и дожить спокойно свои дни, дожить их достойно, по-человечески. Не хочется же «оскотинеть здесь со всеми вместе, нельзя просто, мы же люди!»
"Иван – дурак. До третьих петухов"
«Распятие»
Алтай, его люди и природа, народная мудрость и духовная сила – истоки творчества Шукшина. Отсюда, впитав из недр народных духовную силу, он понёс всю правду людям, пробуждая их спящие души. Художественной интуицией, инстинктом Илзе чувствует в Шукшине религиозные истоки его исканий, чем соединяет Шукшина с русской культурной традицией религиозного понимания жизни. Поэтому используемые ею в картинах цикла символы имеют, прежде всего, православную иконописную традицию.
Тема Христа в творчестве Илзе Рудзите
В своих картинах Илзе рисует образ Христа как символ общечеловеческой духовности,
как наивысшее проявление единого религиозного чувства.
"Единение. Мать и сын"
"Пустыня"
"Вера"
"Христос изображён пламенным и вдохновенным. Обе его руки подняты вверх и напоминают древнеегипетский знак. Как знак духовного двойника. Глаза широко раскрыты, пристальный взгляд излучает мощную энергию. Разговор Христа, стоящего на водах, с коленопреклонённым учеником, как бы происходит между этими поднятыми вертикально руками, которые олицетворяют два столпа Веры. Повышенная эмоциональность сцены передаётся через развевающиеся одежды и волосы Христа, вздыбленные линии символически изображённых морских волн".
"Одиночество"
"Другим мы видим Христоса в картине: «Одиночество». 1994 год. Евангелие от Матфея 8, 20 – гласит: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову». Он сдержан и сосредоточен. Закрытые глаза, тень на лице говорят об уходе в себя, в свои мысли. Руки обращены к зрителю раскрытыми, опущенными пальцами вниз и сведёнными вместе ладонями. Они раскрыты, что всегда служило знаком доверчивости и душевной открытости. Здесь Рудзите показывает их как символ беззащитности, ранимости души, её исповедальности. Текущая вода, среди потоков которых стоит одиноко Христос, олицетворяет вечный, бесприютный путь его."
"Искушение"
"Магдалина. Освобождение."
"Звёздные знаки"
«Воскресение». 1991 год.
Тема женщины-матери
"Голубая Мадонна. Вечная мать"
"Латышская мать" (по мотивам латышской песни о Солнце и Матери)
"Письма матери к усопшему сыну" (1999)
Тема Победы в войне 1941 - 1945 гг.
Триптих "Неопалимая"
"Небесный бой"
"Явление Богородицы"
http://youtu.be/QEkwjeQhkq4
Коментарі
Григорівна
13.02.14, 22:12
Дорогие "сообщники"! нижайше прошу такие длиннючие посты скрывать под кат. невозможно же ленту просматривать.
По сему прошу прощения за офтоп. и спасибо за понимание.
K-ATRIN
23.02.14, 22:28Відповідь на 1 від Григорівна
сейчас исправим --
Иривика
33.02.14, 22:37
Прошу прощения... почему-то не получилось отправить под кат...
K-ATRIN
43.02.14, 22:54Відповідь на 3 від Иривика
А теперь --Здравствуйте!!! Я модератор сообщества Художники..
Поздравляю с дебютом !! Мы рады видеть вас в нашем сообществе. Такая серьёзная и фундаментальная заметка -- очень сильная текстово и особенно живопись. У нас давненько таких не было.
Впечатляет и трогает душу !! Энергетически очень сильно -- видно. что художница много душевных сил вложила в свой труд. Мне особенно понравился портрет Шукшина "Прощание" и Одиночество Христа
Спасибо большое за знакомство с художницей и за заметку!!
Иривика
53.02.14, 23:20Відповідь на 4 від K-ATRIN
Большое спасибо!
Да, её творчество, действительно, впечатляет. Очень бы хотелось увидеть картины "вживую". Те, кто был на её выставках, рассказывают, что от картин исходит такая сильная энергетика, и, несмотря на тёмные краски на её картинах, они воспринимаются светлыми и омывающими душу.
Спасибо, что "закатали" статью, я весь вечер промучилась
K-ATRIN
63.02.14, 23:38Відповідь на 5 від Иривика
работа у меня такая Я пользовалась браузером Мозилла -- он позволяет "закатывать" то. что другие не могут..
Иривика
73.02.14, 23:43Відповідь на 6 від K-ATRIN
Да здравствует Мозилла
K-ATRIN
84.02.14, 10:46Відповідь на 7 від Иривика
fontain
94.02.14, 12:30
Мне её работы не глянулись, во всяком случае в художественном смысле. В пейзажах чувствуется влияние Рериха и смотрятся они органично Символизм икон вполне приемлем и понятен. А нагромождение символов в портретных работах, их подтекст, эмоциональная наполненность,на мой взгляд слабо раскрываются несколько схематической, плоский манерой письма. "Целинница" и "Прощание" наиболее удачные, своей естественностью
Иривика
104.02.14, 15:37Відповідь на 9 від fontain
Спасибо за мнение