Елена Кульчицкая Цикламены 1930-е.
Елена Кульчицкая Часовня трех святителей во Львове 1934 г.
Елена Кульчицкая Гуцульская свадьба (фрагмент триптиха) 1935 г.
По инициативе писателя Антона Крушельницкого были выпущены серии книг «Нашим самым маленьким» и «Читаночка (книга для чтения) украинского ребенка» (1915-1920-е годы), которые тоже оформляла художница. Всего Елена проиллюстрировала более семидесяти детских произведений. Кроме того, в 1919-1921 годах она оформляла детский журнал "Мир ребенка". Художница создала также графическую серию украинских писателей (1920), куда вошли портреты Шевченко, Сковороды, Квитки-Основьяненко, Котляревского, Коцюбинского, Леси Украинки и Франко. Каждый портрет Кульчицкая подписала строками из произведения, которые, по ее мнению, наиболее точно характеризовали творчество данного автора. Кроме того, она написала портреты народных героев Украины — Олексы Довбуша (1940) и Богдана Хмельницкого.
Елена Кульчицкая Олекса Довбуш 1940 г. Начиная с 1920-х годов, художница начинает писать серию работ, изображающих церкви Западной Украины. Ее целью было обратить внимание общества на архитектурные сокровища Галиции и предотвратить уничтожение многих церквей, как исторических памятников.
Елена Кульчицкая Деревянная церковь в с. Сквиртне. Лемковщина 1938 г. Многие из церквей, которые изобразила художница, сейчас, действительно, остались только на ее картинах. Интерес к народной архитектуре у Кульчицкой возник еще в начале ХХ века, когда она в 1905 году посетила Гуцульщину.
Елена Кульчицкая Деревянная церковь св. Юра в Дрогобыче. Бойковщина. 1931 г. Религиозная тематика присутствует во всем творчестве художницы. Во второй половине 1930-х годов Кульчицкая создает цикл гравюр на дереве "Святые украинской церкви", в котором изображает святых князей Владимира, Бориса и Глеба, Андрея и княгиню Ольгу.
13 апреля 1933 года на торжественном вечере, посвященном 25-летию творческой деятельности Кульчицкой, художницу от имени митрополита Андрея Шептицкого приветствовал ректор Духовной семинарии Иосиф Слепой.
Елена Кульчицкая Христос воскресе! 1930 г.
Елена Кульчицкая Священная Пасха 1933 г. К годовщине крещения Руси Елена в 1938 году создает гравюры («Богородица — Золотой колос», «Христос — Виноградная лоза», "Распятие", "Крещение Руси" и "Поцелуй Иуды". Кроме того, в начале 1960-х она проиллюстрировала поэму Ивана Франко "Моисей", эту работу искусствоведы считают шедевром ее художественного наследия. Елена Кульчицкая также была убеждена в том, что для художника неисчерпаемым источником вдохновения служит народное искусство. И все ее зрелое творчество – тому подтверждение.
Елена Кульчицкая Натюрморт. Пасхальные яйца (Крашенки) 1957 г. Художница была замечательным исследователем-краеведом, этнографом и собирательницей народного искусства. По ее инициативе в 1931 году в Перемышле создан музей украинской старины "Стривигор". Кульчицкая много путешествовала по селам в поисках ценнейших экспонатов народного творчества. Свои непосредственные впечатления художница зарисовывала на листах блокнотов. Таким образом, на протяжении многих лет создавались страницы летописи народной жизни. Позже, на основе этих материалов Академия наук УССР совместно с Академией строительства и архитектуры УССР издала альбомы акварелей Кульчицкой «Народная архитектура западных областей Украины» и «Народная одежда западных областей Украины» с коллекциями народной одежды и памятников архитектуры западно-украинских областей, которые имеют до сих пор большую художественную и научную ценность. Елена Кульчицкая Женская одежда. Покутье (Прикарпатье) 1930-е г.
Елена Кульчицкая Зимняя одежда молодого крестьянина. Гуцульщина. 1933 г.
Елена Кульчицкая Женская и мужская одежда. Лемковщина. 1938 г.
В 1930-х годах Кульчицкая создала также цикл гравюр «Лихолетье украинского народа», сделала иллюстрации для повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» (1929), сборника новелл Василя Стефаника «Дорога» (1917) и трехтомника Владимира Гнатюка «Украинская народная мифология». Художница - автор серии акварельных иллюстраций к поэме "Слово о полку Игоря" (1930-е), всего она создала более полутора тысяч иллюстраций и книжных украшений.
Елена Кульчицкая Материнство. В 20-30-е годы ХХ века оживилось движение за возрождение народных украинских промыслов. Возникли творческие кооперативы "Украинское народное искусство", "Гуцульское искусство" и "Кружок сторонников украинского искусства", которые устраивали выставки и привлекали к работе ведущих украинских художников. В области декоративно-прикладного искусства творчество Кульчицкой основывалось на глубоком знании традиций народного творчества. Очень ярко талант Елены Кульчицкой проявился в вышивке и ковроткачестве. И верной помощницей в этом ей была сестра. Ольга продолжала работать учительницей ручного труда в женском институте в Перемышле. Она активно занималась общественной работой: создавала детские сады, библиотеки в селах, вела просветительскую работу среди женщин, позже организовала профессиональную швейную школу для девушек. Елена создала уникальные орнаменты на основе национальных украинских мотивов. А Ольга, освоив секреты ткачества косовских мастериц и приобретя в Косово ткацкий станок, творчески интерпретировала художественные замыслы сестры. Елена придумывала рисунки ковров, а Ольга эти сложные композиции воплощала. Сестры активно возрождали забытые образцы орнаментов Киевской, Полтавской областей и Подолья, древние технологии изготовления шерсти и ее окраски. За 14 лет совместной работы они создали около 80 ковров, которые экспонировались на выставках народных промыслов и современного искусства в Кракове, Праге, Киеве и Львове.
Елена Львовна Кульчицкая В журнале «Нова хата» (Новый дом), который начал выходить во Львове в 1925 году, печатались оригинальные вышивки Ольги и Елены Кульчицких для интерьеров квартир. По инициативе сестер несколько раз проводились выставки народного интерьера, на которых Елена и Ольга оформляли собственную квартиру, как различные интерьеры украинской хаты. В Перемышле был проведен также вечер-показ "Народная одежда", для которого сестры сначала воссоздали старинную одежду украинских боярынь из окрестностей Перемышля, а затем сами продемонстрировали наряды. Кроме того, Елена создавала произведения из эмали, бронзы и майолики. Львовский период В конце 1938 года Елена Кульчицкая с сестрой и матерью переехала во Львов и поселилась в доме у горы Святого Юра. С этим городом были связаны новые планы и надежды художницы, и именно во Львове Елена пережила самые большие личные потери - в 1939-м году умирает мать, а ровно через год — сестра. Начиная с 1930-х годов, художница стала вести дневник, записывая туда свои воспоминания, впечатления, раздумья и планы. После смерти старшей сестры Елена еще 27 лет будет обращаться к ней в записях дневника. В дневнике есть такая запись: «Если бы кто-то понимал нашу совместную жизнь, наши общие мысли, нашу любовь и работу во имя народа, тот согласился бы со мной, что нужны какие-нибудь особые, чудесные и выразительные слова, чтобы все это выразить…» Утешение художница искала в творчестве и работе.
Одной из первых Кульчицкая была принята в 1940 году в члены Союза советских художников Украины. Ее картины и гравюры экспонируются на выставках во Львове, Киеве, Харькове, им отводится почетное место на большой ретроспективной выставке искусства западных областей Украины и народного творчества гуцулов в Москве. В 1940 году Кульчицкая становится научным сотрудником Музея Научного общества им. Т. Шевченко (НТШ), основанного еще в 1895 году. В 1951 году путем объединения НТШ и городского промышленного музея был образован Музей этнографии и художественного промысла.А в следующем, 1941 году вновь грянула война - Вторая мировая. Историки пишут, что творчество Кульчицкой в период немецкой оккупации Львова мало изучено. В статьях о художнице указано, что она продолжала работать в музее НТШ, обучала способную сельскую молодежь в Институте народного творчества. В 1942 - 43 годах Кульчицкая создает акварели с изображением памятников архитектуры. Есть информация, что в 1943 году Украинский ЦК совместно с Союзом труда украинских художников устроил юбилейную выставку художницы, посвященную 35-летию ее творчества. При этом, общеизвестно, что город Львов был освобожден от немецко-фашистских оккупантов только 27 июля 1944 года.
Елена Кульчицкая И вновь весна 1944 г.
Елена Кульчицкая Гуси. В июле 1944 года Львов был освобожден. И снова наступил подъем творческой энергии. Непременный участник всех областных, республиканских, многих всесоюзных и зарубежных выставок, один из руководителей Львовской организации Союза художников, профессор Украинского полиграфического института им. И. Федорова, депутат Верховного Совета УССР двух созывов — это лишь некоторые вехи деятельности Е. Л. Кульчицкой в первые послевоенные десятилетия. В 1945 году ей первой из львовских художников было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств республики, в 1956 - народного художника УССР. Елена Кульчицкая В 1948 году по рекомендации народного художника СССР (1944) и действительного члена Академии художеств СССР (1947) Василия Ильича Касияна Кульчицкая была избрана профессором , а в 1954 году ушла на заслуженный отдых.В 1954 году искусствовед и старший научный сотрудник Национального музея имени Андрея Шептицкого Николай Кнут был организатором большой ретроспективной выставки художницы. Елена Львовна впервые увидела свое творчество оформленным в экспозицию. Тогда же она решила подарить все свое наследство Музею украинского искусства, и в 1957-м году составила завещание. Последние годы
Художнице было за семьдесят лет, когда она продолжала работать в Музее этнографии и художественного промысла во Львове (1951-59), занимаясь исследованием истории украинского орнамента. Кульчицкая выполнила множество зарисовок народной керамики, вышивки и ткани, написала работу о народном рисовании на стекле. К 700-летию Львова, в 1956 году Кульчицкая создала цикл офортов с изображением памятников архитектуры древнего города. В этом же, 1956 году, Елене Львовне было присвоено звание народного художника Украинской ССР. А еще Кульчицкая была избрана членом-корреспондентом Академии архитектуры Украины.
Елена Кульчицкая Итальянский дворик (Львовский исторический музей) 1948 г. Художник Дмитрий Кравич вспоминал, что «к прославленной художнице было двойственное отношение — она получила звание профессора, народного художника Украины, но ее произведения на выставки принимали неохотно: они якобы не несли «советской идеи»». Впрочем, насчет отсутствия «советской идеи» не совсем верно – жизнь Советской Украины была воспета художницей в графических сериях «Красота Советской Украины» (1951-52), «Богатство родного края» (1950-51), «Гуцульщина в труде» (1945) и «Народная жизнь и природа Гуцульщины».
Елена Кульчицкая Встреча советского воина-освободителя на Гуцульщине 1939 г
.
Елена Кульчицкая Женсовет 1948 г. Художнице ставили в вину то, что она разговаривала на украинском языке с галицким диалектом, одевалась изысканно и была независима в суждениях. Николай Кнут вспоминал, что в середине 1940-х годов во Львовском горкоме партии произошел неприятный инцидент. На общем собрании, в присутствии представителя из Киева, некий Холенков, работник изокомбината, преуспевший в написании лозунгов, назвал Кульчицкую «бездарной старухой, которая совершенно не умеет рисовать», но «имеет наглость выставлять свои работы на художественных выставках». В зале стояла гробовая тишина, никто не вступился за Елену Львовну. После этого она сказала, что не желает иметь ничего общего с Союзом художников. Елена Львовна была общительной и благосклонной к людям, многим помогала, имела веселый нрав и чувство юмора. Когда скульптор Эммануил Мисько делал ее бюст, она внимательно следила за работой и часто говорила: «А нельзя ли морщины пригладить?»
Эммануил Мисько / Бюст Елены Кульчицкой. Но главным для художницы всегда оставалась работа. «Работаю, потому что не работать не могу,— говорила Елена Львовна. — Художник должен писать. Мне 78 лет...» . После длительного перерыва Кульчицкая вновь вернулась к живописи. Последнее десятилетие жизни художницы было омрачено тяжким недугом. Прикованная к постели, она была лишена самого драгоценного — возможности работать. Пришел час итогов, и художница сама определила судьбу своего творческого наследия - более четырех тысяч работ - живопись, графика, прикладное и декоративное искусство «Руководствуясь безграничными чувствами преданности своему родному Отечеству, — говорится в ее завещании, — и любовью к своему народу, для которого я с воодушевлением работала все время, делаю такое завещательное распоряжение — все, созданное мною ... завещаю в собственность украинскому народу в лице Львовского государственного музея украинского искусства». Елена Львовна Кульчицкая скончалась 8 марта 1967 года, на 90-м году жизни. Едва ли не в последний ее день пришла весть о присуждении ей Государственной премии УССР им. Т. Шевченко.
Произведения художницы с успехом экспонировались во многих городах мира - на художественных выставках в Берлине, Брюсселе, Париже, Варшаве, Кракове, Познани, Праге, Вене, Торонто, Риме, Хельсинки и Чикаго. По решению ЮНЕСКО, 110-летний юбилей художницы в 1987 году отмечался на международном уровне.
Послесловие В дневнике Елена Львовна написала: «Хотела б я, когда умру, чтоб по мне заплакала трембита и передала моим дорогим Карпатам: меня уже не ждите, я уже больше к вам не приду» . В 1971 году в квартире Кульчицкой во Львове был открыт мемориальный музей её имени. Могила художницы.
Данная заметка составлена из трёх авторских заметок Оригиналы здесь::: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post154036334 http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post156345884 http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post156349968/
Коментарі
fontain
110.03.13, 11:17
В житті, як на довгий ниві!..Долгая ёё жизнь была наполнена любовью к своей Родине, к своему народу, им она и посвятила своё творчество .."все, созданное мною ... завещаю в собственность украинскому народу в лице Львовского государственного музея украинского искусства».
Hrab
210.03.13, 12:21
Із шкільних років запам'ятався підручник малювання з ілюстраціями Кульчицької, все хотілося побільше дізнатися про неї. Ще раз спасибі за підбірку!*ro se*
Гість: Народоволець
310.03.13, 16:48
Гість: Светля4ок
411.03.13, 05:18
*br avo*
aleksandrinna
511.03.13, 09:37
Замечательная заметка!!! Спасибо, Катюша!
Гість: ridik07
611.03.13, 10:41
Гість: Bar_sik
711.03.13, 12:24
Интересные, разноплановые работы.*rose *
Гість: Margery
811.03.13, 12:55
Спасибі за таку об'ємну замітку!
Zemlyachka
911.03.13, 16:52
Люблю эту художницу Спасибо, посмотрела и почитала с волнением.
Гість: Gold62
1011.03.13, 20:26
Очень интересно.