Мраморное надгробие прекрасного рыцаря в Кастелло Сфорцеско я увидела впервые пять лет назад. Оно сразу же запало в душу. Поэтому среди тех старых знакомых, которых надо было непременно навестить жарким днем этого лета, значился рядом с юной дамой из Польди-Пеццоли и Гастон де Фуа из Кастелло Сфорцеско. Перед отъездом в отпуск я купила книгу Аркадия Ипполитова «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI». В ней я нашла две странички об этом надгробии. Проиллюстрирую их своими фотографиями.
«Даже среди замечательных ломбардских памятников надгробие Гастона де Фуа выделяется особо. На мраморных подушках с мраморной же вышивкой покоится голова молодого придворного рыцаря, совсем юноши. Его лицо украшено легкой курчавящейся бородкой, видно, только что отросшей, первой, руки скрещены ниже пояса и держат мраморный меч, чей конец по-фрейдистски обломан временем. Лицо юноши, с полными губами и закрывающими глаза округлыми веками, очень красиво многообещающей юношеской красотой, ведь красота, по Стендалю, - это обещание счастья. Гастон де Фуа, воссозданный резцом Бамбайи, воплощает собой обещание счастья, и от его мраморной смерти веет таким покоем, что она совсем не страшна, а благостна, - чего ж бояться, если, умерев пятьсот лет тому назад, можно оставаться таким красивым и обещать так много счастья. Благоуханный покой ломбардской смерти. Юный принц Гастон де Фуа, сын Жана де Фуа и Марии Орлеанской, был внуком Элеоноры Арагонской, королевы Наварры. Любимец короля Людовика XII, он погиб в битве против испанцев при Равенне в 1512 году, в возрасте двадцати трех лет; это была большая потеря для французского рыцарства, так как, несмотря на свою юность, Гастон де Фуа уже заслужил прозвище Молния Италии за свои подвиги. Французы, тогда контролировавшие Милан, устроили ему пышные похороны и заказали гробницу лучшему из миланских скульпторов, Агостино Бамбайе. Гробница была готова только в 1517 году, спустя пять лет после смерти Гастона, и представляла собой большую и сложную конструкцию, включавшую множество мраморных скульптур святых и рельефов с изображениями событий из жизни юного герцога Немурского. Впоследствии гробницу размонтировали, некоторые ее фрагменты попали в различные музеи, в том числе в лондонский Музей Виктории и Альберта и туринскую Галерею Сабауда, но большая часть осталась в Милане, в том числе и само изображение Гастона де Фуа, перейдя в музей Кастелло Сфорцеско, где ему посвящен целый зал. Скульптуры святых и рельефы тончайшей работы, окружающие молодого воина, покоящегося на вышитом мраморном ложе, как-то удивительно хрупки, и мраморная хрупкость ансамбля гробницы замечательно соответствует образу юного рыцаря, умершего в двадцать три года: смерть столь же сильно любила Гастона де Фуа, как и король Людовик XII. Вырвав его юность из-под власти времени, смерть наделила Гастона способностью вечно обещать счастье. Мраморы Бамбайи изъедены временем: многие головы на рельефах отбиты, в скульптурах и в самом надгробии есть многочисленные утраты, так что они производят впечатление кусков сахара, тающих в воде, или тающего снега. Сияние тающего мрамора ореолом окружает спящего Гастона де Фуа, вечное таяние во времени, и что-то истомленное, истаявшее висит в воздухе вокруг лица юноши с округлыми веками и только-только пробившейся бородкой, что-то легкое, нежное и опасное, как знаменитый ломбардский туман, описанный всеми, но сегодня из Милана практически исчезнувший, так как его изгнала из города современность. В творениях Бамбайи есть эта особая ломбардская туманность, смягчающая очертания предметов, и поэтому, быть может, готика и ренессанс в них не то чтобы смешиваются, но сливаются, и это слияние - особая черта все того же lo stile visconteo. Хотя впрямую Агостино Бамбайя с фамилией Висконти никак не был связан, его произведения, его мраморные вышитые подушки, его тающие рельефы, его Мадонны, наделенные грацией фарфоровых статуэток, очень близки изощренной роскоши вкуса первых герцогов. Надгробие Гастона де Фуа, наверное, лучшее произведение Бамбайи из дошедших до нас и самое впечатляющее, но когда-то его мраморные фасады, составленные из скульптур и рельефов, обильно украшали Милан, создавая ему славу одного из красивейших городов Италии, - мраморы исчезли, как и туманы, - сегодня впечатление о них можно составить лишь в зале Гастона де Фуа в Кастелло Сфорцеско и перед фасадом Павийской Чертозы»./А. Ипполитов. Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI. М., 2012, с.48-50/
Коментарі
inesska
18.11.12, 08:03
Хороший парень видать был, этот Молния Италии...
Гість: Рус с kija
28.11.12, 09:13
вам
K-ATRIN
38.11.12, 17:55Відповідь на 1 від inesska
Красивый очень , молодой совсем и эта бородочка юношеская растрогала окончательно.....Восхитила работа скульптора-- неимоверной , ювелирной красоты работа
K-ATRIN
48.11.12, 17:58Відповідь на 2 від Гість: Рус с kija
совсем не понравилась работа мастера??Я так долго вчера фото разглядывала--- какая гениальная , филигранная , тонкая работа и как только удавалось мастерам того времени такое вытворять с камнем??
aleksandrinna
58.11.12, 18:05
У мастера золотые руки, какую красоту сотворил.. Интересно написано, спасибо, Катюшенька за заметку!* rose*
Lazorevka
68.11.12, 18:33
Очень интересно1
Гість: Gold62
78.11.12, 19:04
Как всегда-*rose *
K-ATRIN
88.11.12, 19:47Відповідь на 7 від Гість: Gold62
просто ошеломила работа мастера!! и рыцарь не оставил равнодушной)
K-ATRIN
98.11.12, 19:48Відповідь на 6 від Lazorevka
и мне--спасибо за внимание и отклик.Любаша!!!
Zemlyachka
108.11.12, 19:48
Очень здорово сказано - умерев 500 лет назад, можно оставаться таким же красивым и всё это благодаря работе талантливейшего мастера. Воистину ювелирная работа