Репин Илья Ефимович (1844-1930) - русский живописец. К семидесятилетию Ильи Репина Корней Чуковский готовил целый номер "Нивы", для которого Сергей Городецкий написал своеобразный поэтический портрет художника: Выйдет в курточке зеленой, Поглядит на водомет, Зачерпнет воды студеной И с улыбкою испьет. Светлый весь, глаза сияют, Голубую седину Ветер утренний ласкает, Будто легкую волну. Не устал он, не измаян, Полон силы и борьбы, Сада яркого хозяин, Богатырь своей судьбы...
В те годы каждый день Илья Репин делал гимнастику, купался в студеной воде. И только потом поднимался к себе в мастерскую. Недаром Корней Чуковский называл его не только "мастером замечательной живописи, но и мастером замечательной жизни".
Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков. Для одной только картины "Садко" им было сделано более 150 эскизов и рисунков.
КРАСКИ В РАЮ.
Художником Илья знал себя с самого детства. Попалась ему в руки кисточка, макнул он ее в вязкое масло – и все. До самого конца не выпускал. Мальчиком интересовался, предусмотрены ли в раю краски, 80-летним стариком умирал, сложив пальцы так, будто удерживал ими невидимую кисть.
Автопортрет 2. 1878, Репин Илья Ефимович (1844-1930) клик
Земная слава обласкала его сполна. Репин был восхваляем, почитаем. И осуждаем – не без этого. За то, например, что пишет совершенно разнородные вещи: за былинным полотном следует народная сцена, а после картины из Евангелия вдруг появляется легкомысленный кафе-шантан в Париже… Как-то это странно… Никакой последовательности… Поверхностность и пестрота вкусов.
На все претензии критиков Репин лишь разводил руками: "Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие".
Разнообразие жизни – вот его главная страсть.
Он был удивительно подвижный, живой, энергичный, эмоциональный, на первый взгляд казался не совсем естественным. Совершенно детская восторженность вызывала сомнения в его искренности. Но после более близкого знакомства эти сомнения исчезали.
В Италии, впервые приехав в Венецию, он увязался за какой-то женщиной, очаровавшей его своей «в высшей степени восхитительной» походкой. Пройдя за ней почти полгорода и наконец потеряв ее в толпе, он только тогда вдруг вспомнил, что забыл место и название гостиницы, в которой остановился. До полуночи метался по городу в поисках знакомого здания. Едва нашел. Войдя в номер и устало плюхнувшись на кровать, он, раскинув руки и устремив мечтательный взгляд в потолок, выдохнул: «Да-а-а...» Затем повернул лицо в сторону ошеломленного Стасова (они вместе путешествовали по Италии и снимали один номер) и сказал: «Вы и представить себе не можете, Владимир Васильевич, какую красотищу я наблюдал сегодня!»
И с таким же восторгом Илья Репин писал и портреты своих современниц. Изображения женщин, в основном, лишены вычурной красивости, но наполнены трагическим внутреннем огнем, открытостью и обаянием.
ИЛЬЯ РЕПИН. ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ..Подборка.
Илья Ефимович натурой был восторженной, запальчивой и увлекающейся. И так же, как с налету ударялся во всякий поразивший его сюжет, влюблялся в женщин – в одночасье, со всем пылом. Да и выбор его был всегда непредсказуемым.
ДЕВУШКА С КОСОЙ.
Жену свою, Веру Шевцову, он встретил в доме архитектора Алексея Шевцова. Вере пока было девять лет, а юноша Илья только подавал надежды и устраивался под крылышком Крамского, который и водил его по домам творческой интеллигенции.
Известно, что Вера влюбилась в Репина будучи еще студенткой Мариинского института. Когда в 1872 году ей исполнилось 16 лет, Илья и серьезная Вера с толстой косой, молчаливым нравом и несомненным талантом внимательной слушательницы вышла за художника замуж. И сразу заняла место в его рисунках и этюдах.
Будучи на 10 лет младше Репина, юная Шевцова едва ли соответствовала интеллектуальному уровню своего гениального супруга, однако была девушкой участливой, дружелюбной и по-детски непосредственной.
Портрет Веры Репиной (1878) клик
Репин писал жену самозабвенно. А она рожала ему детей, одного за другим.
1873-1876 годы они провели за границей .Репин успел побывать в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Альбано, Париже и Лондоне. Написал множество этюдов, пейзажей, портрет Тургенева. Именно эта поездка помогла ему овладеть пленэрной живописью.
Сочиняли друзьям (точнее, сочинял только Репин – замкнутая Вера на дух не переносила эпистолярный жанр), что счастливы, что совсем-совсем родные люди. А вернулись в Петербург большим семейством – и никто не увидел между ними расписанного на бумаге счастья.
Репин в кругу семьи. 1883. В кресле - Вера Алексеевна, Юра и Надя. У кресла - Вера Ильинична
Автопортрет. 1887, Репин Илья Ефимович клик
Те, кто бывал в то время у Репиных, вспоминали, что отношения между супругами были не просто драматическими, но порой трагичными. Открытый, обаятельный Илья Ефимович распахнул перед гостями двери своего дома – всякий вечер в его гостиной было шумно.Репин начал часто принимать гостей - знаменитых писателей, ученых, художников. Приходили к нему, позировали для портретов и знатные дамы: Вера же занималась только четверыми детьми, развлекать богему виртуозной беседой не умела, да и не старалась. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени.
Репин написал несколько портретов своей жены, которую знал еще девочкой, но все они несколько холодноваты. Одним из лучших считается "Отдых".
Отдых. Портрет жены художника.1882. Третьяковская галерея, Москва.
Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. А они, к сожалению, не всегда понимали его. Как позже вспоминала одна из дочерей, в их доме атмосфера была настолько накалена, что "за обедом иногда тарелки летали".
Портрет В. И. Репиной, дочери художника в детстве. 1874 клик
Портрет Нади Репиной. 1881, клик
Портрет Ю. И. Репина, сына художника, в детстве. 1882 клик
Стрекоза. 1884 клик
Осенний букет. 1892 Портрет дочери Веры Репиной. клик
ХУДОЖНИК СЛОВА
А находящийся на пике популярности художник блистал и вовсю флиртовал с дамами. И не только, разумеется, флиртовал. О чем жена, хоть и молчала, была прекрасно осведомлена: страсть полыхала на лице Репина алым огнем. Он отдавался чувству полностью.
Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Долгое время дружил он с дочерью Льва Толстого Татьяной, был увлечен одной из талантливейших своих учениц Верой Веревкиной. Долго и мучительно любил он еще одну девушку - молодую художницу Е. Званцеву. Ее портрет висел у него на даче в "Пенатах". В порывах вдохновения не только картины мог писать – письма сочинял истинно поэтические!
Портрет художницы В. В. Веревкиной. 1916
Портрет Е. Н. Званцевой. 1889 клик
Портрет Званцевой 1889
Влюбился, скажем, в юную художницу Званцеву, и начал спорить в мастерстве с писателями:
"Как я вас люблю! Боже мой, боже, я никогда не воображал, что чувство мое к вам вырастет до такой страсти. Я начинаю бояться за себя... Право, еще никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением... Даже искусство отошло куда-то и Вы, Вы – всякую секунду у меня на уме и в сердце. Везде Ваш образ. Ваш чудный, восхитительный облик, Ваша дивная фигура с божественно-тонкими, грациозными линиями и изящнейшими движениями! Как я прежде не видел всего этого? Удивляюсь, не понимаю! Как не мог видеть раньше Ваших душевных особенностей, Вашей нравственной красоты. Ваша душа так неподражаема, так изящна, в ней столько простоты, и правды, и глубины ума..."
Когда-то он подобные вирши и Вере Шевцовой сочинял, и не думал, что останутся от их брака только летающие за завтраком тарелки…
В конце концов, Вера потребовала развода. И напоследок отомстила супругу чисто по-женски: настроила всех четверых детей против отца. Репин до конца жизни вкушал горькие плоды этой мести – с детьми у него так и не сложилось близких или хотя бы ровных отношений.
Репин среди своих учеников, 1890-е годы
ГРОМКАЯ ЖЕНЩИНА.
Вторая жена Репина вызвала недоумение тех, кто с ним общался, еще более, нежели первая. "Вот-то чудеса: уж подлинно ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке", – не церемонясь, высказался критик Стасов о ней, о Наталье Нордман, дочери адмирала шведских кровей и совершенно оригинальной девице.
Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903,
Она была на 19 лет младше Репина. Совершенно некрасива, но, говорят, в определенный момент начинала очаровывать всех присутствующих. А быть в центре внимания Наталья обожала – не в пример Вере Шевцовой. К тому же ее смело можно было относить к богеме, то есть, к "своей": Нордман пописывала незатейливые пьесы, говорила на шести языках и сносно фотографировала – по тем временах это хобби было редкостью. Но Наталья вообще слыла женщиной уникальной.
Портрет Наталии Борисовны Нордман. 1900 клик
Поселившись в имении Пенаты, супруги открыли "репинские среды", на которые неизменно съезжалась масса гостей… плотно перед этим покушавших у себя в столовых. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято… сеном. Ну, или, в лучшем случае, какими-нибудь корешками да овощами – Нордман увлекалась вегетарианством. Незамысловатые кушанья ставились на вращающийся стол, и каждый гость занимался самообслуживанием – это была еще одна прихоть интересной женщины Натальи. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
Ей могла вступить в голову любая блажь: например, не носить меховую шубу, а утеплять зимнее пальто сосновыми опилками. Результаты таких экспериментов были предсказуемыми: пневмония и все-таки адекватная русским морозам одежда.
Репин был очарован своей женой. Писал ее, конечно, лепил скульптурный профиль. А она читала ему зарубежные газеты, приобщала к помощи сиротам да обездоленным и создавала семейный уют вперемежку с громкими выходками и эпатажем перед гостями.
Горький, Стасов, Репин, Нордман-Северова в Пенатах 18 августа 1904 г
И. Е. Репин и его жена Н. Б. Нордман-Северова в "Пенатах". Фото 1905.
Почему они расстались? Наверное, устали друг от друга. Стареющий Репин, которому и в молодые годы не слишком удавалось сдерживать свои бурные порывы, и громкая яркая женщина с трудом уживались под одной крышей.
Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Нордман, как говорят современники, была довольно самовлюбленной женщиной и не очень хорошо повлияла на творчество Репина. Однажды она, исполняя танец босоножки на снегу, простудилась, позже, под воздействием алкоголизма, у нее развился туберкулез. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.
Автор : Елена Горбунова, etoya.ru
Лев Толстой и Илья Репин в Ясной поляне, 1907
Репин в своей мастерской, 1909 год
Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин и В.И.Репина в мастерской художника в Пенатах, 1914
Репин умирал, а его старшая дочь просила его подписывать холсты и рисунки, чтобы повысить их ценность. Только с приездом младшей дочери Татьяны Репин ощутил настоящую заботу. Говорят, что перед смертью он сложил пальцы так, будто держит кисть. Это было 29 сентября 1930 года. Когда Советская Армия в 1939 году перешла финскую границу, дочь Вера сбежала, оставив усадьбу в полном беспорядке. Во время Второй мировой войны фашисты сожгли "Пенаты". Хорошо, что еще в 1941 году все документы и картины были вывезены на родину.
За несколько лет до смерти Репин писал: "Да, я чувствую, что успех мой был чрезмерен, и я должен быть наказан забвением".
Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории,- картин "Царевна Софья" (1879), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), его изумительных женских портретов? У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний "Далекое близкое". Илья Репин дал потомкам неподражаемый пример огромной работоспособности и умения преодолевать многие невзгоды. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. (С)
И.Е.Репин, 1930, Последняя фотография, снятая в Пенатах в 1930 году
Коментарі
Гість: Ульяна20
123.08.11, 12:54
K-ATRIN
223.08.11, 14:07Відповідь на 1 від Гість: Ульяна20
что-то такое видел он в своих женщинах---красотой видимой ни одна из них не обладала.И портреты женские у него отнюдь не с красавиц писаны--но до чего ж они хороши!!--искристые,умные глаза!,Внутренний свет в другом человеке умел Репин увидеть и поймать и написать !
А сам красавец --и в молодости и в старости. И гениален--щедрой рукой боги отсыпали ему богатств
Гість: Ульяна20
323.08.11, 15:06Відповідь на 2 від K-ATRIN
Вот то то и поражает натуральность ,искренность и КРАСОТА!!!!!
K-ATRIN
423.08.11, 15:15Відповідь на 3 від Гість: Ульяна20
ДА!!!!!!!!!!!!!
анонім
524.08.11, 04:48
Гість: Gold62
624.08.11, 08:02
K-ATRIN
724.08.11, 12:08Відповідь на 5 від анонім
спасибо Саша !!!!
K-ATRIN
824.08.11, 12:09Відповідь на 6 від Гість: Gold62
спасибо !!!
Гість: Скоробуду
924.08.11, 12:40
+
K-ATRIN
1024.08.11, 13:08Відповідь на 9 від Гість: Скоробуду
спасибо !!