Не нам судить, насколько сложна и необъяснима бывает тропа любви, на каких невидимых струнах звучит над ней музыка притяжения, насколько сильна в этой мелодии нота страсти и как прочно она переплетена с сердечным порывом.
В разных судьбах это предстает по-своему, и порой внешний взгляд обращается к чувствам влюбленных и любящих с осуждением, а посторонние языки готовы опозорить эти чувства, особенно если они выливаются в длительные отношения.
Так случилось с той женщиной, к которой обращены строки стихотворения из эпиграфа. Елена Александровна Денисьева родилась в Курске в старинной дворянской семье, правда, изрядно обедневшей к моменту ее появления на свет. Девочка рано потеряла мать, а повторный брак отца привел к нарастающим проблемам в отношениях супружеской четы с ребенком.
Елену отправили в Петербург на попечение тетки, старшей инспектрисы Смольного института, которая быстро привязалась к племяннице, баловала покупками дамских туалетов и украшений, рано начала выводить в свет. Юная девушка с хорошими манерами, приятной внешностью и недюжинным умом была замечена и стала пользоваться вниманием мужчин, которое обещало ей возможность удачного брака. Но…
Федор Иванович Тютчев
«О наружности своей, – писал один из близких его знакомых, – он вообще очень мало заботился: волосы его были большею частью всклокочены и, так сказать, брошены по ветру, но лицо было всегда гладко выбрито; в одежде своей он был очень небрежен и даже почти неряшлив; походка была действительно очень ленивая; роста был небольшого; но этот широкий и высокий лоб, эти живые карие глаза, этот тонкий выточенный нос и тонкие губы, часто складывающиеся в пренебрежительную усмешку, придавали его лицу большую выразительность и даже привлекательность. Но чарующую силу сообщал ему его обширный, сильно изощренный и необыкновенно гибкий ум: более приятного, более разнообразного и занимательного, более блестящего и остроумного собеседника трудно себе и представить. В его обществе вы чувствовали сейчас же, что имеете дело не с обыкновенным смертным, а с человеком, отмеченным особым дарованием Божиим, с гением…»
Вместе в Еленой в Смольном воспитывались две старшие дочери Федора Ивановича Тютчева, поэта и дипломата. Он, к тому времени уже женатый вторично, обладал каким-то магическим влиянием на всех встречавшихся в его жизни дам. Не оказалась исключением и наша героиня. Но и Ф.И. Тютчев не устоял перед очарованием прелестной Е.А. Денисьевой. Страсть, вспыхнувшая в обоих, привела их в объятия друг друга. И пока она оставалась тайной для светского общества, ничто не препятствовало встречам. Ей было 24, ему – 47.
По свидетельству родственника Денисьевой Георгиевского, увлечение поэта нарастало постепенно, пока не вызвало наконец со стороны Денисьевой «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником…» «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй! Сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней».
Е. А. ДЕНИСЬЕВА
Однако случился скандал, когда перед самым выпуском и придворными назначениями выяснилось, что воспитанница Смольного ожидает ребенка. Тетушку спешно выпроводили из института, назначив пенсию. От самой же Елены отказались почти все родственники и знакомые, а отец проклял дочь. Но как раз Александра Дмитриевна Денисьева, тетя, потерявшая престижное место службы, не оставила молодую женщину, поселившись вместе с ней, и даже классная дама из Смольного Варвара Арсентьевна Белорукова навещала отвергнутых обществом дам, проявляя заботу о них многие годы.
Е.А.Денисьева с дочерью Еленой Тютчевой
Несмотря ни на что, Леля Денисьева не порвала отношений с любимым мужчиной, и странный любовный треугольник существовал четырнадцать лет, до самой смерти Е.А. Денисьевой. Она родила Ф.И.Тютчеву троих детей, а он дал им свою фамилию с согласия своей законной жены Эрнестины, которая была в курсе отношений мужа с другой женщиной. Отношения же в этой неофициальной паре вовсе не были безоблачными. Измученная Леля могла закатить возлюбленному сцену, но не могла от него отказаться. И он, не взирая на эти сцены, тоже не мыслил жизни без нее.
Поэта она любила страстной, беззаветной и требовательной любовью, внесшей в его жизнь немало счастливых, но и немало тяжелых минут. Федор Иванович писал: «…Не беспокойтесь обо мне, ибо меня охраняет преданность существа, лучшего из когда либо созданных Богом. Это только дань справедливости. Я не буду говорить вам про ее любовь ко мне; даже вы, может статься, нашли бы ее чрезмерной…»
Если Денисьева была отвержена обществом, то Тютчев по-прежнему оставался завсегдатаем петербургских аристократических салонов,постоянно бывал на раутах у великих княгинь Марии Николаевны и Елены Павловны. Тютчев не порывал со своей семьей. Он любил их обеих: свою законную жену Эрнестину Дернберг
Эрнестина - вторая жена поэта
и внебрачную Елену Денисьеву и безмерно страдал от того, что не в состоянии ответить им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему. «Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры, – подтверждали мемуаристы, –было всегдашнею слабостью Федора Ивановича с самой ранней его молодости, – поклонение, которое соединялось с очень серьезным и даже очень скоро проходящим увлечением тою или другою особой».
Елена Александровна скончалась от чахотки 4 августа 1864 года в возрасте 37 лет , а вскоре умерли от этой же болезни старшая дочь, тоже Елена, и младший сын Николай, которому было неполных три года. Уцелел лишь сын Федор, проживший затем долгую жизнь. Ф.И. Тютчев, обожавший почти полтора десятка лет двух женщин и потому не сделавший выбора между ними, посвятил безумной страсти к своей Леле самый пронзительный цикл стихотворений, среди которых многим известные «О как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Я очи знал, – о, эти очи!..», «Последняя любовь» и другие.
Смерть любимой была ударом, от которого поэт долго не мог оправиться. «…Только при ней и для нее я был личностью, только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я сознавал себя…»
«Все кончено, — вчера мы ее хоронили... Что это такое? Что случилось? О чем это я вам пишу — не знаю... Во мне все убито: мысль, чувство, память, все... Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти — не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то... Сердце пусто — мозг изнеможен. Даже вспомнить о ней — вызвать ее, живую, в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, и этого не могу. Страшно, невыносимо. Писать более не в силах, да и что писать?.. Ф. Тчв.» ( Из письма Тютчева Георгиевскому от 8 августа 1864 г..
Горе, раскаянье, поздние сожаления, чувство обреченности, надежда на примирение с жизнью, – все вылилось в предельно откровенных стихах, составивших знаменитый «Денисьевский цикл»
Но он не смог вырвать из сердца и святой любви к своей жене,которую, как он сам мучительно осознавал, смертельно оскорбил открытой связью с молодой женщиной. Его страстные, полные любви письма к мудрой и гордой красавице Эрнестине не сохранились: она сама сожгла их на его глазах,когда упорная измена мужа стала приносить любящей женщине невыносимые страдания. И об этом тоже есть горькие стихотворные строки у измученного страстями поэта:Она сидела на полу И груду писем разбирала, И,как остывшую золу, Брала их в руки и бросала.....
Одно из стихотворений описывает предсмертные часы женщины, положившей на алтарь любви всю жизнь свою, а не только благополучие и светское одобрение:
Весь день она лежала в забытьи – И всю её уж тени покрывали – Лил тёплый, летний дождь – его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она – И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала – увлечена, Погружена в сознательную думу... И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила: (Я был при ней, убитый, но живой) «О, как всё это я любила!» Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось –О Господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось... И даже через многие годы после встречи с Еленой Александровной поэт по-прежнему будет обращаться к ней: Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня... Не нам судить историю любви, и язык не поворачивается назвать ее банальным словом «роман». источники ::: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29656/ http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post157889891/ http://feb-web.ru/feb/tyutchev/critics/ln2/ln2-106-.htm?cmd=2
Коментарі
Ириша Лазур
120.06.11, 11:39
интересно! я об этом никогда не читала и не знала
Гість: КняGинЯ
220.06.11, 20:13
Да...Чужая жизнь, как и чужая душа - потемки...И судить о них тоже не всегда надо.
Но и все же...Речь ведь о великом русском поэте Тютчеве, стихами которого восхищаемся по сей день...
Спасибо, Катюша! Как всегда , очень интересно!
niyole
321.06.11, 00:55
Красивые женщины. Очень интересно!
Zemlyachka
421.06.11, 01:21
Даже слов нет....
K-ATRIN
521.06.11, 01:56Відповідь на 1 від Ириша Лазур
K-ATRIN
621.06.11, 02:17Відповідь на 2 від Гість: КняGинЯ
а ведь он совсем не считал себя поэтом и не желал публиковаться. Тургеневу с превеликим трудом удалось уговорить Тютчева напечатать собранные стихи только в 1854 году. И такими смешными становятся притязания на великость сегодняшних многих-многих" поэтов".
Я возможно. не права, но считаю--если не можешь лучше Тютчева, Блока,Есенина, Толстого. Тургенева,Гоголя...., Евтушенко,Ахмадулиной,Вознесенского, ...., то и не нужно засорять эфир. Тренируйся и оттачивай дар и мастерство. А возможно ттакая "поэзия" сейчас потому , что критерии . требования наши снизились?Теперь всего много да дурного ..
Не понимаю--зачем "изобретать велисипед" и притом гораздо худший по качеству? много всяких размышлизмов вертится в голове)))))-- не буду засорять эфир
barnabeo_ua
721.06.11, 10:17
Не знала! Эх... страшная вещь - любовь........
Гість: Моррар
821.06.11, 13:20
я молчу)
Гість: Lina_Che
922.06.11, 12:08
Спасибо, Катрин, очень интересно было почитать!
Гість: КняGинЯ
1023.06.11, 03:03Відповідь на 6 від K-ATRIN
Ты, конечно, права... потому что это твое мнение. Но они ведь не знают, что не могут. Иначе бы не творили, не сочиняли, не пачкали бы холсты и нотную бумагу. Думают, надеются, верят, что вдруг на них снизойдет. И потом, Катюня, смотря какой эфир. Кому то Большой зал Консерватории, а кому то и сельский клуб хорошо. Или я не о том говорю?
Да, если это дар, то надо трудиться, оттачивать мастерство, не в землю же его закапывать, хотя такое часто бывает. Но если это просто способности, даже очень хорошие, навряд ли их можно усовершенствовать до таланта. Это другое...и точно не ремесло...
Знаешь, человек может за всю свою жизнь написать одну картину, роман или снять один фильм и он будет безумно талантливым.Вот в это верю свято.
Кажется, я тоже засоряю эфир, тема бескрайняя.