Гортензия Манчини - четвертая из пяти знаменитых сестер Манчини - племянниц кардинала Мазарини, любовница двух королей - французского Людовика XIV и английского Карла II, прожившая яркую и полную приключений жизнь, похожую на авантюрный роман.
Она родилась 6 июня 1646 года в Риме в семье барона Лоренцо Манчини и сестры кардинала Джулио Мазарини Джеронимы. У семьи Манчини было много детей - три сына и четыре дочери. К несчастью, барон Манчини скончался в 1650 г, когда дети были еще малы дя самостоятельной жизни. Но к счастью, матушкин брат был всесильным первым министром во Французском королевстве. И баронесса Манчини отправляет своих детей в Париж, в надежде обеспечить всем семерым блестящее будущее. В 1647 году, после смерти своего отца, по вызову дяди во Францию приезжают "первые ласточки" – юные Лаура и Олимпия Манчини вместе с братом Паоло, а в 1653 – остальные девицы Манчини.
Сестры Манчини - Мария, Олимпия и Гортензия
Вскоре, парижская ярмарка невест пополнилась еще двумя племянницами кардинала - кузинами Гортензии Лаурой и Анной Марией Мартиноцци. Дядюшка Джулио давал за племянницами сказочное приданое. Девушки гуськом выходили замуж за самых завидных женихов. Сестрица Лаура вышла замуж за бастарда короля Генриха IV и Габриэль д'Эстре, стала герцогиней де Вандом. Сестрица Олимпия вышла за графа Суассона. А сестрица Мария стала любовницей Луи XIV (хотя, справедливости ради, заметим, что это еще не факт, что она все-таки побывала в постели Людовика. Но точно известно, что она была первой любовью короля). Людовик даже просил её руки у кардинала, но возобладали политические мотивы и кардинал отказал влюбленному королю, Марию срочно выдали замуж за итальянского герцога Лоренцо Колонна. Малышка Мария Анна должна была стать женой герцога Буйон, кузина Лаура Мартиноцци стала герцогиней Модена и матерью будущей королевы Англии Марии Модена. Кузина Анна Мария Мартиноцци вышла замуж за принца Конти. Гортензию же ожидала более беспокойная судьба.
Кардинал Мазарини
Когда Гортензии исполнилось 13 лет, её руки попросил Карл II, тогда еще король-изгнанник. Если бы кардинал Мазарини не проявил бы свою фирменную зловредность характера и не отказал бы Карлу II в нижайшей, но благородной просьбе руки его племянницы, тринадцатилетней Гортензи Манчини история Англии сложилось бы совершенно иначе. На дворе стоял 1659 год, и у Мазарини были все основания сомневаться в том, что эта партия будет удачной. Король без королевства, фактически нищий, живущий на подачки богатых европейских держав, король неудачник, которому совершенно незачем портить жизнь малышке Гортензии. Да и ни Франция, ни лично кардинал ничего не выиграют от этого брака. «Отказать» - вынес свой вердикт кардинал.
Но всего через несколько месяцев после такого поспешного решения политическая картина в Европе изменилась. Карл II был провозглашен королем Англии, Ирландии и Шотландии и готовился вернуться на родную землю, в окружении счастливых и воодушевленных подданных. Теперь этот брак был бы не просто удачным, он был более чем желанным для Мазарини и французского двора. За Гортензией было назначено приданое в размере 5 миллионов ливров, и кардинал умолял Карла сделаться добрым зятем Франции. Но умудренный опытом король отказал. Судьбы Карла и Гортензии, чуть не соединившиеся в одну, разошлись. Разошлись, чтобы вновь пересечься через 16 лет.
А молодой Гортензии пока оставалось ждать решения ее судьбы. Ждать, как ждала она уже долгих 9 лет, с тех самых пор как умер ее отец Лоренцо Манчини и ее мать Джеронима приняла решение отправить своих пятерых дочерей в Париж, на попечение своего влиятельного брата кардинала Мазарини. После красноречивого отказа Карла II породниться с Мазарини, руки Гортензии попросил Карл Эммануил II герцог Савойский – кузен Луи XIV, затем герцог Лотарингский пытался заверить кардинала в искренности своего чувства к его племяннице, но… увы, брак был экономическим предприятием, которое должно было повлечь выгоду для одной или обеих сторон. Славные герцоги проявили, по мнению Мазарини, неуемные аппетиты, они торговались и требовали больше, чем желал дать кардинал, и им было отказано.
Наконец, судьба Гортензии была решена. 1-го марта 1661 года пятнадцатилетнюю Гортензию выдали замуж за Арманд-Шарля де ла Порта, герцога де ла Мейере – одного из самых богатых людей Европы. Вместе с красавицей женой Арманд-Шарль получил титул герцога Мазарен, а после смерти его высокопреосвященства, последовавшей всего через 8 дней после свадьбы, стал обладателем огромного наследства, которое включало роскошный дворец Мазарен в Париже, в которой находилась поистине королевская коллекция произведений искусства.
Однако Арманд-Шарль весьма оригинально распорядился своим достоянием. В первую очередь он занялся своим окружением. Пытаясь избавить мир от порока он запрещал дояркам выполнять их работу – уж слишком сексуальным казался герцогу их труд. Все служанки в доме не имели передних зубов – их просто выбивали при приеме на работу, дабы своим внешним видом они не пленяли мужчин. Герцог также занялся "оцеломудриванием" богатейшей коллекции произведений искусства, собранной покойным кардиналом во дворце Мазарен, и однажды набросился с молотком на скульптуры, лишая их самых, что ни на есть, «срамных мест».
Жену участь быть изуродованной миновала. Все же ее красота и популярность не позволяли заниматься членовредительством, но спрятать ее от мира герцог мог. Гортензии сначала запрещалось общаться с мужчинами. Особенно садиться с ними за один стол. Особенно с королем. Супруг постоянно устраивал сцены ревности. Среди ночи устраивал у нее в спальне обыски, ища любовников жены. К тому же Арманд-Шарль был скуп, мелочен, черезчур набожен, настоящий ханжа. В конце концов герцог отослал молодую жену из Парижа в Бретань – подальше от похотливых мужских взоров.
Несмотря на все разногласия, у герцога и его жены было четверо детей:
Мари-Шарлотт де Ла Порт Мазарен (28 марта 1662 - 13 мая 1729), вышла замуж за Луи Арман де Виньеро дю Плесси, графа д'Эжене, герцога Эгийона Мари-Анн де Ла Порт Мазарен (1663 - октябрь 1720), стала настоятельница монастыря, Мари Олимпия де Ла Порт Мазарен (1665 - 24 января 1754), вышла замуж за Луи Кристоф Гико, маркиза де Ришелье Поль Жюль де Ла Порт, герцог Мазарен и де ла Мейере (25 января 1666 - 7 сентября 1731), женился на Фелиции Арманде Шарлотте де Дюрфор. Четыре из пяти его дочерей стали любовницами короля Людовика XV. А что же Гортензия? Меньше всего она была похожа на загнанную овечку. Очутившись в Бретани Гортензия закрутила бурный роман с шестнадцатилетней Сидони де Крусель. Когда вести о проделках жены достигли слуха герцога он недолго думая отправил девиц в монастырь на исправительные работы. Настоятельнице монастыря надолго запомнились эти послушницы и еще долго монахини перешептывались о шутках, проделанных ими. Святую воду они разбавили чернилами, в дортуары послушниц запустили мышей, устроили потоп в кельях монахинь, а затем сбежали из монастыря через дымоход. Но эту крепкую женскую дружбу разбил, как водится, мужчина - маркиз де Кавуа, в которого влюбились обе красавицы.
Вернувшись в Париж Гортензия обнаружила, что ее муж уже успел отсудить большую часть ее состояния в свою пользу. Она засыпала министра Кольбера письмами с жалобами на мужа. А тот, в свою очередь, жаловался королю, и вел бесконечные судебные тяжбы против жены. Но после того как Арманд-Шарль де ла Порте де ла Мейере, герцог Мазарен возомнил себя тюльпаном, нуждавшимся в ежедневной поливке, а потом еще и вздумал читать проповеди самому королю по поводу греха прелюбодеяния, Людовик XIV объявил себя официальным покровителем Гортензии Манчини и назначил ей королевскую пенсию в размере 24 тысяч ливров ежегодно.
Король Людовик XIV
Но Гортензия не могла жить спокойно. В Париже из-за нее произошла дуэль между маркизами Кавуа и Курсель. Это был скандал. Вся тяжесть королевского гнева легла на нее, как на женщину, слывшую легкомысленной, да к тому же и интриганкой. Тогда Гортензия, оставив детей в Париже, приняла помощь своего брата Филиппа, герцога де Невер и бежала из Парижа. Брат обеспечил ей экипаж и охрану и Гортензия 13 июня 1668 года сбежала в Рим под защиту своей сестры Марии, принцессы Колонна. В Риме Гортензия вела веселую и беззаботную жизнь в доме богатого зятя, пока проблемы в семейной жизни сестры не вынудили её искать другое пристанище.
В 1672 сестра Мария, влюбившись в шевалье де Лоррена, отказалась делить с мужем семейное ложе, ведь супружеский долг по рождению детей ею выполнен неоднократно. Князь, тоже жуткий ревнивец, как и герцог Мейере, естественно, сперва сердился, а потом впал в ярость, да такую, что Мария начала всерьёз опасаться за свою жизнь. Всего супруги Колонна прожили вместе одиннадцать лет, и вот, сестры вместе, переодевшись в мужские платья, бегут из Рима. Гортензия уже втайне беспокоилась о собственной судьбе, т.к. легкомысленным образом жизни вызвала неудовольствие могущественного зятя. И, возможно, она подбила сестру на побег, т.к. сама неоднократно бегала от мужа.
Гортензия и Мария Манчини
Мария и Гортензия добрались до Экса, где их приютил граф де Гриньян, друг их брата Филиппа Невэрского. Графиня де Гриньян приняла их очень радушно, и все описала в письме к своей матушке, маркизе де Севинье,благодаря чему об этой истории узнал весь Париж. Про Марию скажем, что в Рим она больше не вернулась. Супруг её преследовал по всей Европе, но это уже другая история...
А что Гортензия? Во Францию она вернуться не могла, т.к. супруг имел постановление парламента о её аресте. И она вспомнила о бывшем соискателе её руки - герцоге Савойском, который тоже был обеспокоен ее судьбой. Она отправилась к нему в Турин. Герцог, не устояв против красоты герцогини, объявив себя заступником "несчастной", предоставил ей дом в Шанбери, в Верхней Савойе. Именно здесь Гортензия организовала нечто вроде салона, в котором собирались философы, поэты, интеллектуальная элита того края. Ведь все сестры Манчини получили прекрасное образование, а Гортензия еще и прекрасно стреляла, владела шпагой и разъезжала верхом в мужском седле. Гортензия жила как истиная правительница этого края, ни в чем себе не отказывая. И своим поведением восстановила против себя всю семью Манчини.
Карл Эммануил II герцог Савойский
В Савойи Гортензия написала и обнародовала мемуары, в пику своему мужу, распространявшему против неё сплетни, сделавшие ее европейской знаменитостью. Но идилия в Шанбери продолжалась не так долго, как хотелось, всего 3 года. Герцог Савойский умер в 1675 году и Гортензию просто изгнала из пределов Савойи вдова герцога, дав 10 дней на сборы. Гортензия отправилась в Анесси, где в это время был лорд Монтегю.
Он был посол Англии в Париже. Как-то, проездом в её замке Шанбери, заронил Гортензии мысль стать фавориткой не герцога, а короля. Видно, сам лорд решил, что Гортензия относится к особам не обремененным высокой моралью, что она способна отвлечь короля Карла II от его метрессы Луизы де Керуаль, герцогини Портсмут, которая по совместительству была еще и французской шпионкой и успешно проигрывала в карты королевское содержание.
В Анесси лорд Монтегю передал госпоже герцогине приглашение посетить Лондон, куда она незамедлительно отправилась повидать свою маленькую кузину Марию Моденскую (дочь кузины Лауры Мартиноцци), герцогиню Йоркскую, жену младшего брата короля. Гортензия сняла дом в Коветн-Гардене, где блистал весь свет Лондона - все спешили засвидетельствовать ей свое почтение. Тридцатилетняя Гортензия была прекрасна и обворожительна. Де Ровеньи писал о ней: «Никогда не видел, чтобы люди так побеждали время и так прекрасно сохранялись… Когда ей исполнится пятьдесят, она остановится перед зеркалом и с удовлетворением обнаружит, что ничуть не изменилась».
Расчет Гортензии оказался верным. Король Англии Карл II был совершенно очарован. Гортензия потеснила Луизу де Керуаль в сердце короля. Ежедневно в 8 утра король и герцогиня совершали заплыв по Темзе, а после играли в теннис. А неугомонный супруг герцог Мейере всё ещё не оставляет надежды вернуть её... Он обращается за помощью во французский суд, и, хотя тот признал его права, Гортензия не обращает на это ни малейшего внимания. Она остаётся в Лондоне, и попробуйте вернуть её в Париж! Карл II назначил Гортензии пособие в размере 4 тысячи фунтов в год и лично занялся ее финансовыми делами, в частности возвращением драгоценностей, оставленных во Франции.
Король Карл II
И все могло так и продолжаться, если бы не страсть Гортензии к приключениям. Она сблизилась графиней Энн Сассекс, незаконной дочерью самого Карла II. Однажды дамы в одних пеньюарах фехтовали в Сент-Джеймском парке! Граф Сассекс был скандализирован и отослал свою жену в деревню, где несчастная Энни целыми днями лежала в постели, отказываясь что-либо делать и поминутно целовала миниатюрный портрет Гортензии.
Но герцогине показалось мало этой скандальной связи. Вскоре после этих событий Карл II узнал, что Гортензия завела интрижку с Людовиком I де Гримальди, принцем Монако, прибывшим с визитом в Лондон. И тут, обычно достаточно спокойно относившийся к изменам своих подруг, король вспылил и даже велел перестать выплачивать Гортензии пенсию, но через несколько дней он остыл и отменил свое решение на счет содержания Гортензии. Она поняла, что совершила ошибку, но было поздно, король вернулся к своей любовнице Луизе де Керуаль. Гортензия сохранила все те льготы, какие король ей предоставил, свой дом и прежний образ жизни. Она утешалась тем, что вела очень веселую жизнь... В сущности, она была богата, свободна, распоряжалась собой и своим сердцем, по-прежнему оставаясь одной из тех женщин, что пользовались самым большим спросом во всем английском королевстве.Карл II и Гортензия остались друзьями, насколько вообще была возможна подобная дружба между бывшими нареченными и любовниками. Всего за шесть дней до смерти Карла Джон Ивлин с удивлением отметил в своем дневнике: «.. Король проводит время играя со своими любовницами: Портсмут, Кливленд и Мазарен».
Смерть Карла II, последовавшая 16 февраля 1685 года, не нарушила течения этой приятной жизни. Новым королем стал не кто иной, как Яков II, бывший герцог Йоркский; он и Мария Моденская, племяянница Гортензии, ставшая королевой, продолжали оказывать высокое покровительство.
Однако приближались черные дни. Спустя четыре года высадившийся в Англии Вильгельм Оранский низвергнул Якова II с трона; у нового короля не было повода относиться с уважением к герцогине Мазарен. Вильгельм был человеком строгих нравов, а Гортензия всего лишь нераскаявшейся грешницей. Пансиона ее лишили; она была вынуждена покинуть малый дворец Сент-Джеймс; перед Гортензией, обремененной долгами, внезапно потерявшей все прелести беззаботной жизни, замаячил призрак близкой нищеты.
В Париже супруг по-прежнему требовал ее высылки, но на сей раз она находилась под защитой английского закона: должник не мог покинуть территорию Англии, не выплатив всех своих долгов. Этот закон охранял Гортензию от преследований герцога де Ла Мейере, но заменял ей тюрьму, ибо не позволял уехать в Рим.
Она была вынуждена перебраться в скромный домик в Челси и ограничиваться в жизни самым необходимым; герцогине остались верны только её преданные слуги, а также поэт Сент-Эвремон, который навещал Гортензию каждый день.
Приближалась старость, и с годами постепенно увядала красота. Она искала забвения в вине.
Хотя сердце Гортензии продолжало биться не менее страстно, чем в юности. Она влюбилась в молодого красавца герцога д'Альбмарля. Но на этот раз судьба была жестока к ней. Её соперницей стала её собственная дочь, Мария-Олимпия де Мазарен, ставшая маркизой де Ришелье. Гортензия просила короля Вильгельма выслать дочь из Англии, на что король, не зная истинных причин, согласился. Но герцог д'Альбмарль последовал за Марией-Олимпией.... Вот почему, когда Гортензия вскоре умерла, ходили упорные слухи о её самоубийстве. Нет, не из-за неразделенной любви, а из-за бесславного окончания блестящей жизни блестящей женщины.... Её было 53 года....
Как только Гортензия скончалась, кредиторы наложили лапу на ее скромное имущество. Они дошли до того, что «арестовали» ее труп, и неисправимому сутяге герцогу де ла Мейере пришлось начать новый процесс, чтобы вызволить тело жены из рук кредиторов, оплатив все долги супруги. Вступив во владение бренными останками Гортензии, он перевез их во Францию…
Ну а дальше происходит совсем безумная история, в стиле Хуаны Безумной и Филиппа Красивого. Целый год из одной провинции в другую герцог возил с собой гроб с телом жены, которая столь упорно его избегала целых 30 лет, но которую он, вероятно, не переставал любить в глубине своего омраченного безумием сердца. Потребовался приказ короля, чтобы герцог позволил похоронить Гортензию в часовне коллежа Четырех наций в Париже. После погребения герцог удалился в свое владение Ла Мейере, где и умер 25 ноября 1713 года в возрасте 82 лет.
отсюда
Коментарі
inesska
116.06.11, 08:41
Жизнь, достойная пера А.Дюма. Удивительно, что он не писал и Гортензии.
все_буде_так
216.06.11, 09:20
гарненька була італійка
K-ATRIN
317.06.11, 01:56Відповідь на 2 від все_буде_так
и очень энергичная--везде поспевалаK-ATRIN
417.06.11, 01:59Відповідь на 1 від inesska
возможно. что писал--у него много интересных дам. Где-то среди них наверняка Гортензия притаиласьГість: Рус с kija
517.06.11, 08:14
Гість: Моррар
617.06.11, 08:33
странная история о "бегущей женщине"
Арманд-Шарль де ла Порте де ла Мейере, а вот его бы я четвертовала, потом убила, колесовала и пристрелила) еще пару раз.Лечиться вовремя нужно было или жену клушную выбирать. а не служанкам зубы выбивать - урод.
извините)
K-ATRIN
717.06.11, 11:48Відповідь на 6 від Гість: Моррар
не нужно извиняться, моя солнышка.))) Я недалеко от тебя ушла по части зверствов в отношении этого Арманда-Шарля Но с другой стороны--в служанки он к себе никого за волосы не волок - шли добровольно к нему работать и знали девчата на что шли. И ещё --что лучше-- быть изнасилованной и постоянно использованной для забав неизвестно кем или остаться без пары зубов?. И жену он всё-таки не изуродовал--любил до помешательства-- уму непостижимо !!!- возить её гроб за собой в течении года . пока не заставили похоронить?
А Гортензия . была отнюдь не подарком. Никто из мужчин во все времена такое поведение своей половины и близко не стал бы терпеть --сам бы ей и зубья пересчитал и всё остальные части тела. .((
K-ATRIN
817.06.11, 11:49Відповідь на 5 від Гість: Рус с kija
Ириша Лазур
917.06.11, 20:21
ну и страсти! и как они все это выдерживали?!
Гість: Моррар
1017.06.11, 21:21Відповідь на 7 від K-ATRIN
а не проще было взять себе в жены того, кто более соответствовал его высоким требованиям, а не ребенка, по сравнению с собой, а потом излишне волноваться всю оставшуюся жизнь. Что хотел, то и получил, собственно. А жизнь служанок печальна в любом случае.
тебе как всегда