Что мы знаем о гейшах? У многих слово "гейша" ассоциируется с
женщинами легкого поведения. Но это далеко не так. А все началось с
неправильного перевода этого слова с японского языка на русский.
Слово «гейша» в русском языке появилось в результате неправильной транскрипции английского написания слова «гэйся».
Гэйся
можно перевести как «человек искусства» или «человек, обладающий
мастерством». Так или иначе, но все говорит о творческом характере этой
профессии.
В этом легко убедиться, просто посмотрев на гейш
вблизи. Весь их внешний вид, по сути, является маской, которая
определена им традиционным положением в обществе. Нарядные, с высокими
старинными прическами (сегодня это парики), они далеки от реальной
действительности и напоминают скорее красавиц со знаменитых японских
гравюр XVIII–XIX вв.
Однако
при более близком рассмотрении красавицами их назвать трудно —
невероятно толстый слой пудры превращает даже молодые, хорошенькие лица в
неестественно белые маски с вычерненными по старинной моде зубами.
Мало
того, нередко можно встретить гейш среднего и даже почтенного возраста.
Хорошему вину время прибавляет крепости и аромата, гейшам — мастерства и
умудренности. В Киото сохранился целый квартал — Гион, где гейши живут
уже более двухсот лет.
Традиционные
двухэтажные дома с четкой геометрией наружных решеток сегодня, в
отличие от прежних времен, выглядят загадочно скрытными. Раньше этот
квартал наряду с гейшами населяло множество мастеров художественных
ремесел, которые обслуживали их.
Они создавали кимоно, украшения,
обувь, различные аксессуары, музыкальные инструменты, веера, предметы
быта. Потомки некоторых из них продолжают здесь жить и работать для
гейш, усиливая тем самым атмосферу заповедности этого района. Гейши
Киото — самые известные в стране. Они стали частью традиционной
культуры, которая делает этот город столь привлекательным.
Их
можно увидеть на разных празднествах — они проводят чайные церемонии,
дают небольшие представления и одним своим присутствием привносят аромат
старины. Каждый год в мае со всей страны в Киото съезжаются желающие
полюбоваться танцами майко — учениц гейш.
Внешне
они выглядят как взрослые гейши — в таких же замечательных кимоно,
только концы парчовых поясов оби не завязаны, а распущены сзади. Это
красивое зрелище стало одним из фестивалей национальных традиций. Только
в Киото существует школа, где девочек с семи-восьми лет начинают
обучать искусству гейш — умению петь, танцевать, гримироваться, надевать
и носить кимоно, играть на сямисэне — трехструнном инструменте с
длинным грифом, проводить чайную церемонию, различным развлекательным
играм и, конечно, особому мастерству беседы с мужчинами.
Считается,
что одной из основных причин притягательности гейш для японских мужчин
является их раскрепощенный разговор, естественное общение с ними и
умение польстить мужскому самолюбию, что никогда не могли себе позволить
женщины других социальных слоев, связанные традиционными условностями,
которые сформировали, точнее, сковали женский национальный характер. В
наше время, когда в Японии действует закон об обязательном девятилетнем
образовании, майко может перейти в разряд гейш только после окончания
второй ступени средней школы, т. е. не ранее 15–16 лет.
Из Киото
молодые гейши разъезжаются по всей стране. Сегодня профессия гейши
является такой же, как и любая другая творческая деятельность, но
времени она отнимает очень много.
В
1995 году гейши Киото позволили себе коллективное возмущение своими
условиями работы, которые почти не оставляют им личной свободы. Этот
фактор вместе с конкуренцией со стороны хостес — девушек в европейских
ресторанах и барах, в чьи обязанности также входит развлечение гостей,
приводит к сокращению числа гейш.
В конце 1920-х гг. их было
около 80 тысяч, в конце 1980-х — уже около 10 тысяч, и эта цифра
уменьшается. Нынешние гейши — своеобразный осколок старого феодального
уклада жизни. Оказавшись в совершенно иной социальной и культурной
среде, они как явление безусловно претерпели определенные изменения, но
сохранили основное свое назначение — утонченно развлекать гостей.
Известно,
что сегодня вечер с гейшами стоит немалых денег, само их присутствие,
даже весьма краткосрочное, означает высокий уровень банкета. Развлекая
гостей, гейши создают для них особую атмосферу комфортности, игровой
занимательности и по мере потребности интеллектуального общения.
Последнее требует от гейш еще и образованности, особенно в области
классической восточной литературы и поэзии.
Но все-таки вряд ли
стоит идеализировать мир гейш. В нем, как и в среде актеров, всегда
существовали разные уровни — соответственно таланту и мастерству. Если
гейши высокого ранга появляются на банкете ненадолго и мало общаются с
гостями, демонстрируя главным образом свое искусство, то их «коллеги»
попроще весь вечер могут провести, непринужденно общаясь с клиентами,
иногда не отказываясь принять от гостя и чашечку сакэ. Сегодня высшую
ступень в иерархии занимают таю-сан, своего рода гейши-аристократки.
Они
ангажированы почти исключительно на официальные правительственные и
полуофициальные приемы в чайных домах, на которых японские
государственные деятели и бизнесмены решают порой весьма важные
политические и экономические вопросы.
И поныне у гейш существуют
разные варианты взаимоотношений с мужчинами, среди которых у них могут
быть и искренние привязанности, и постоянные покровители, в том числе
очень влиятельные, но гейша сегодня может быть и абсолютно свободной,
ибо ее заработки позволяют быть независимой. К тому же гейши часто
подрабатывают как исполнительницы на радио и телевидении.ссылка
Коментарі
Гість: Жорж Санд
130.04.11, 22:01
Гість: NoTaRь
230.04.11, 23:32
ще хороший пост
http://www.liveinternet.ru/users/zina_zabaeva/post102568035/
Гість: ЗаюшкО
31.05.11, 03:56
Как не называй. суть остается той же..
Zemlyachka
41.05.11, 15:24
замечательно изложено