Цветокоррекция и памятные цвета
- 13.09.11, 14:12
- Дизайн.UA
Был у меня такой случай. Принесла барышня на печать макет журнала. Журнал цветной, фотки политиков огроменные и много еще всякого-разного. Заказ как заказ . Приняли, отправили на растрирование, сделали спуски полос, вывели формы и в печать.
На следующий день — скандал! Прибегает вчерашняя барышня и кричит благим матом: мол сволочи, уроды, все испортили. Оказывается рожи у мужиков все сплошь красные. Открываем файлы, тыкаем пипеткой — везде пурпура от 65 до 85%. Другого и быть не может, говорим, это ваши файлы такие. Баба не здается и выдвигает убийственный по ее мнению аргумент: эти фотографии делал мегамогучий профессионал фотограф, из агентства УНИАН, у него фотоаппарат с во-о-от такой вот елдой-объективом и сделать говеные фотки он не может. А цветокоррекцию ваш фотограф тоже делает? Бабенка офигевает слегка и спрашивает, что это, мол такое. А то, что фотоаппарат, при прочих равных, "видит" картинку не так как человеческий глаз. Фотоаппарат "рисует" картинку объективно со всеми цветовыми искажениями возникающими от условий освещения в момент съемки. А глаз постоянно корректирует изображение, поэтому цветовых сдвигов человек не замечает. Именно поэтому белую скатерть освещенную лампой накаливания человек видит как белую скатерть, а фотоаппарат с неправильно настроеным баллансом белого "видит" как желтоватую. Поэтому задачей цветокоррекции в общем случае является приведение картинки снятой аппаратом к тому виду, в котором ее увидел бы человеческий глаз. Барышня послушала и успокоилась. Мы же поговорим сегодня о цветах в полиграфии вообще и о телесных в частности.
Вообще, принято считать, что ясности в этом вопросе как бы и не существует. Если обратится с вопросами о цветокоррекции к типографским дизайнерам (как советуют американские книжки), то четкого и вразумительного ответа вы скорее всего не получите. Одни будут бубнить что-то о калибровке мониторов, сканеров, рассказывать басни о каких-то профилях и безумно дорогих присосках "позволяющих контролировать цвет от ввода до вывода". Другие посоветуют читать талмуды Дена Моргулиса и что-то невнятное проблеют насчет цветокоррекции "как искусства". Человек пообщавшийся с такими типами справедливо решит, что имеет дело некой сектой, члены которой очень слабо понимают то, чем они на самом деле занимаются, но объединенной тем не менеее неким негласным договором, предписывающим отторгать чужаков.
Но работу тем не менее делать надо. И чтобы не загружать голову дурацкими советами, попробую коротко и ясно прояснить сущность цветокоррекции.
Если сказать коротко, то сутью цветокоррекции является приведение цветов в предсказуемое состояние. Иными словами, имеется цвет про который мы не можем сказать, каким он будет выглядеть на бумаге после печати. И тогда мы заменяем этот цвет на другой, про который нам все уже известно. Заменять, конечно, нужно не произвольно, вроде красный на синий, а неопределенный красный на конкретно известный нам красный цвет. Такие цвета называются памятными.
Вопрос вроде бы простой — берем и заменяем. Но вся проблема в том, что никто вам о значении этих самы х цветов вам скорее всего не скажет. Ка вам такой, например пассаж:
Любой зритель конечно узнает траву, но ответить на вопрос правильный ли цвет имеет трава невозможно пока не узнаем контекст, для этого делается анализ всего изображения. Я наглядно показал, что даже лёгкий в плане "памятности" цвет - цвет травы в одиночку не может помочь в определении проблем с цветом изображения. Нужно, что бы изображение содержало ещё объекты с "памятными" цветами, чем больше есть информации о снимке и объектах съёмки, тем точней анализ. И анализ их ведётся по принципу возможно - не возможно, пипетка здесь вспомогательный инструмент. Я устал уже разбивать миф о том, что профессионалы помнят все цифровые значения наизусть - это бессмысленно, а если учесть множество вариантов технологий вывода - просто невозможно. В уме цветокорректор держит только цифры балланса серого и то, только на время конкретной работы для конкретных условий печати (перед началом работы изучается профиль). Конечно соотношения красок (а профи оперируют красками - изображдение на мониторе лишь промежуточный этап) знать хорошо, но это приходит само, по мере накопления опыта. С травой проще всего - цвет скорей в желтизну, чем в синеву (даже вечером в грозу на большом удалении) и если не в тропиках - средней насыщенности. С небом сложнее: цвет зависит от времени суток - но небо не может быть фиолетовым и зеленоватым, а уличные фонари не в состоянии окрасить всё небо в охру.
Сказанно в общем-то правильно. Только целью было не внести ясность в проблему, а окончательно сбить с толку. А между тем, цветная печать существует уже не один век и как-то люди без присосок и профилей неплохо обходились. Обойдутся и сейчас.
Вот список некоторых памятных цветов
Цвет | RGB | CMYK |
Белый | 247 247 247 | 4 3 3 0 |
Серый | 132 132 132 | 54 41 41 7 |
Черный | 17 17 17 | 84 70 70 80 |
|
|
|
Телесные тона |
|
|
Ребенок | 239 201 184 | 5 25 25 0 |
Белая раса | 234 178 146 | 7 35 40 0 |
Желтая раса | 235 188 150 | 7 30 40 0 |
Афро-американец | 91 45 16 | 60 80 100 40 |
|
|
|
Природа |
|
|
Зелень весной | 196 201 98 | 30 10 70 0 |
Зелень летом | 126 166 60 | 60 15 90 0 |
Хвоя | 70 134 55 | 75 15 90 20 |
Небо днем | 0 200 255 | 70 0 0 0 |
Небо ранним утром / вечером | 0 160 255 | 70 15 0 0 |
Небо поздним вечером | 0 52 180 | 100 75 0 40 |
|
|
|
Продукты |
|
|
Лимон (кожура) | 255 239 42 | 0 0 85 0 |
Лайм | 100 164 33 | 70 10 100 0 |
Клубника | 232 51 0 | 0 90 100 0 |
Малина | 231 51 99 | 0 90 40 0 |
Вишня | 159 2 69 | 30 100 50 20 |
Киви (мякоть) | 113 157 82 | 113 157 82 |
Апельсин (кожура) | 240 132 0 | 0 55 100 0 |
Помидор | 231 51 44 | 0 90 80 0 |
Черный шоколад | 70 19 10 | 50 85 90 65 |
Красное вино | 117 0 36 | 25 100 60 50 |
Возвращаясь к приведенному выше примеру про красномордых мужиков видим, что цвет кожи белого человека должен быть в нормальном состоянии с=7, м=35, у=40, к=0, и если мы видим м=65-80%, то неизбежно получим красные морды. Надо также понимать, что если означенные мужики сняты после приема водки или бега, то рожи у них действительно будут красные в силу естественных причин.
Еще одно замечание. Следует понимать, что оттенок цвета в палитре СМУК задается парами основных цветов: СМ, МУ, СУ. Третий цвет делает данный оттенок темнее и в идеале может, вообще говоря, заменяться чистым черным. Но поскольку краски неидеальны (далее пассаж о спектрах отражений и прочей технической туфте), то к третьему цвету триады, подмешивается еще и черный. Так оттенок затемняется лучше. Но это уже совсем другая история.
Приведенная таблица вполне годный маячек как для качественной цветокоррекции, так и для рисования, например, в иллюстраторе — всегда известно в ккакой цвет покрасить стильной векторной малинке.
Коментарі
Conejito_
114.09.11, 02:43
Мэрси, интересно было прочитать, хотя я завязала с ретушью и фотошопленьем фоток.
А вот с чем я столкнулась - я рисую сейчас цветные иллюстрации для серьезной книги, и сходила в типографию (где будут печатать) спросить цветовые профили печатного оборудования. А их нет! Вот ну совсем нет. И что делать, блин... Картинки у меня в коричневых оттенках, деликатный такой цвет)))
А еще ищу калибратор-паук для монитора, в радиусе 100км ни у кого нет((((
Ну что за дела, блин...
Уж простите, поплакалась
S_LUCAS
214.09.11, 09:57Відповідь на 1 від Conejito_
отвечу згодом
DrEgor
314.09.11, 10:26Відповідь на 1 від Conejito_
1. цветовые профили печатного оборудования вам мало чем помогут.
2. я бы рекомендовал отдвать либо коллект, либо (что быстрее и удобнее) PDF
например с пресетом pdf-x:3-2002 либо версии 1.6
впрочем, это можно как раз уточнить в типографии... что им больше нравится.
DrEgor
414.09.11, 10:28Відповідь на 1 від Conejito_
а какой у вас монитор?
flomaster
514.09.11, 12:51
ок, полезно
с ргб для веба тоже не все просто (ргб на мониторе и есть «на выходе»), поскольку нету идеального монитора у идеального дизайнера с идеальным цветовосприятием в идеально освещенной комнате
хотя и нету искажения от преобразования одной модели в другую, что проще
S_LUCAS
614.09.11, 14:32Відповідь на 5 від flomaster
по моему опыту, заказчиков разлагольствующих об идеальных цветах лучше сразу посылать на йух. Денег от них в 95% не дождешься, а намотать нервов моток они могут.
С другой стороны конкретные западные конторы, требующие соответсвия фирменным цветам обычно без лишних разговоров свой гемморой оплачивают - и цветопробы делают (и не одну иногда), и в теме как правило шарят.
S_LUCAS
714.09.11, 14:33Відповідь на 5 від flomaster
кстати, для Веба тоже существуют таблицы рекомендуемых цветов, которые б/м одинаково передаются на всех мониторах. Что-то такое я у Лебедева видел на сайте
flomaster
814.09.11, 14:41Відповідь на 7 від S_LUCAS
ага, называется WEB safe colors, созданная во времена, когда мониторы показывали 256 цветов, при чем только 216 из них отображались идентично на разных платформах.
Восьмибитные цвета канули в лету вместе с теми мониторами.
Гість: Мастерская
914.09.11, 15:29