хочу сюди!
 

Татьяна

56 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 55-58 років

Обзор мировых рынков за 1 -29 сентября 2012 года

"Нагая свобода"

Сергей Егишянц

С наступлением осени президентская кампания в США вступила в горячую фазу – уже в начале ноября состоится голосование, так что времени остаётся мало. Однако республиканцы по-прежнему вялы – и не выглядят как сила, подлинно жаждущая победы; их медиа-политика не блещет умом – зато изобилует провалами. Известие о том, что Ромни заплатил в прошлом году налог по фактической ставке в 14.1%, не добавило кандидату популярности среди небогатых американцев – как и съёмки предвыборной встречи с избирателями, где Митт презрительно обзывает электорат Обамы чем-то вроде нищебродов; наконец, когда Ромни стал требовать открыть иллюминаторы в самолётах, все окончательно развеселились. Рейтинг действующего президента растёт – и аналитики видят его шансы на победу как примерно 75%. Но вот что будет дальше, неясно – и французский пример показывает, что выиграть выборы мало: популярность Олланда стремительно валится и уже снизилась в полтора раза с пиковых уровней момента инаугурации из-за неспособности решить экономические проблемы – а поскольку возможности Обамы в этой области тоже вызывают немалые сомнения, нам думается, что второй его срок станет попросту провальным, и покидать Белый Дом Бараку придётся под вопли проклятий разочарованных избирателей.

Из событий, не относящихся к чистой политике в цивилизованном мире, выделяется массовая буза мусульман по всей планете – их оскорбил фильм "Невинность мусульман", в явно провокационной форме изобразивший Магомета и его последователей: самым громким событием стало убийство посла США в Ливии Стивенса – причём убийство теми самыми людьми, воцарение которых (вместо кровавого тирана Каддафи) ещё недавно так приветствовали Штаты и сам Стивенс. Ответы на происшедшее, как всегда, разнообразны: Норвегия провозгласила усиление политики мультикультурализма, назначив министром культуры молодую мусульманку – а в России власти радостно воспользовались наличием в интернете роликов означенного фильма как поводом для блокирования ведущего видеопортала сети. Постсоветские дикари тоже активны – как выяснили ушлые журналисты, ведьмы из Фемен очень неплохо финансируются (сюрприз, сюрприз!) из глубин цивилизованного мира; сейчас они решили создать себе базу в Париже для тренировки и обучения – а затем усилить свои акции, проводимые под лозунгом "Нагота, борьба, свобода". Пока, впрочем, ведьмы тут непопулярны – для слабо проникшихся ценностями современной цивилизации постсоветских граждан свобода, может, и чается нагая, но всё ж в не столь омерзительном обличье.
Денежные вертолёты

Денежные рынки. В сентябре на кредитных рынках царили центробанки – причём все сразу. ФРС США на своём очередном заседании запустило новую программу количественного смягчения – в её рамках проводятся покупки ипотечных бумаг на 40 млрд. долларов ежемесячно, причём сроки действия этой программы не установлены, а период действия нулевых ставок продлён до середины 2015 года. Бернанке дал понять, что эмиссия будет продолжаться вплоть до снижения официального уровня безработицы под 7% - это при том, что прогнозы самого Фед не чают такого исхода вплоть до 2014 года. Казённая версия: рынок труда (негодяй этакий!) не желает улучшаться – и поэтому надо бы его дополнительно простимулировать, заодно придав импульс рынку недвижимости. Это всё тот же безумный фридманизм: если в экономике спад, то его надо переломить перманентным печатанием денег и разбрасыванием их по всем возможным направлениям – чем Бернанке и занимается. Однако его политика воспринимается всё скептичнее – на пресс-конференции после заседания журналисты заставили главу ФРС оправдываться, что и понятно: если раньше все видели дефляционные угрозы и падение рынков, то сейчас эмиссия запускается на высоте всплеска инфляции и на пиках рынков – ну и как после этого не увериться, что речь идёт всего лишь о предвыборной акции во славу Обамы? Реальной экономике вливания такого масштаба помогут не сильно, рынок недвижимости уже и так оживился (не хочет же Бен раздуть на нём новый пузырь!), а продление "операции Твист" до конца года грозит оставить ФРС без коротких казначеек на балансе – что есть явный абсурд, ибо операции с такими облигациями и составляют основу каждодневных действий любого центробанка. В общем, акция выглядит как бред – но это ещё не всё.

Одновременно с ФРС свою программу эмиссии запустил ЕЦБ – но поскольку в ЕС более актуален долговой кризис периферийных стран, здесь предполагается покупать краткосрочные казначейки (сроком обращения до 3 лет) при условии формального соблюдения странами-эмитентами некоторых требований. Как и в США, в Европе нашёлся один диссидент в управляющем совете центробанка – и если в Штатах это был привычный Лэкер, то в еврозоне отличился глава Бундесбанка Вайдман. Эйфория от нового плана длилась недолго – очень скоро эксперты заговорили скептически, а агентство Moody's и вовсе не нашло ничего нового, что могло бы способствовать выходу из долгового кризиса в регионе. Дальше – больше: Банк Японии расширил программу покупку облигаций на рынке ещё на 10 трлн. йен (около 130 млрд. долларов) под тем же предлогом, что и коллеги – мог, восстановление экономики застопорилось, так что надо бы его подхлестнуть. Добавим к этому недавнее усиление эмиссии Банка Англии (и его готовность повторить этот трюк ещё раз до конца сего года), а также не чисто монетарные, но схожие по сути акции властей КНР (они уже одобрили инфраструктурных проектов на сумму свыше 1 трлн. юаней, и, по слухам, готовят свежих ещё на 8 трлн., о чём объявят где-то в начале октября) – и выйдет фантасмагорическая картина: все ведущие мировые державы снова принялись усердно печатать деньги и расшвыривать их во все стороны, стремясь во что бы то ни стало возобновить "нормальный" (а не "замедленный") экономический рост – и это на фоне пиковых значений рынков, включая сюда дорогие топливо и продовольствие, а также казённой болтовни о закончившемся кризисе. Да и сама посылка абсурдна: можно подумать, экономика чем-то обязаны политикам, что те обижаются, если рост вдруг прекращается или хотя бы замедляется – на редкость бредовый инфантилизм!

Но странности исчезнут, если не поддаваться пропаганде – как мы уже не раз отмечали, казённая статистика подвержена изрядным махинациям (особенно в сфере инфляции), искажающим картину во всех сферах экономики. В частности, очищенные от манипуляций данные ясно показывают, что экономика США вовсе не растёт, а очень даже валится – хотя и не быстро: основной причиной тут является продолжающееся падение частного спроса – его, в свою очередь, порождает перманентное снижение зарплат (в реальном выражении последние уже достигли низов с начала 1960-х годов). В Европе и Японии всё и того хуже – ибо у Америки есть ряд преимуществ, о которых мы поговорим ниже; таким образом, явно наметившееся ослабление экономики КНР грозило вызвать новую волну обвала во всём мире – вот центробанки и пытаются сработать на упреждение. Разумеется, фундаментальные дисбалансы экономик нельзя вылечить эмиссией – однако можно хотя бы не допустить катастрофического сценария: на фоне непрерывного притока наличности падение спроса протекает куда более плавно – да и фальсифицировать статистические данные явно сподручнее при заметной инфляции, а не в условиях брутальной дефляции. Вот теперь всё становится на свои места – речь идёт не о поиске лучшего, а о недопущении худшего, причём каждый делает то, что ему более всего актуально: американцы стимулируют наконец-то подающий признаки жизни рынок жилья, а европейцы утихомиривают долговой кризис периферии (грозящий похоронить всю еврозону как цельный проект) – ну и т.д. Вот только пиковые значения рынков, в том числе и товарных, мешают порадоваться прозорливости начальств – спекулянты не дураки и заранее подготовились к новой волне эмиссии: это грозит усилить инфляцию издержек, нивелировав весь эффект от программ стимулирования – поэтому сильные мира сего, похоже, решили использовать заодно и внеэкономические меры, на что намекает недавнее "внезапное" падение цен на нефть.

Прочие центробанки по всему миру в целом идут в русле ведущих учреждений такого рода – в основном они сохраняют насторожённость и не меняют главных параметров своих монетарных политик, хотя и подчёркивают готовность сделать это при необходимости: так поступили Банки Канады, Мексики и Южной Кореи, Резервные банки Австралии и Новой Зеландии (последний не исключает будущего ужесточения, но только если всё будет хорошо), а также Швейцарский национальный банк – причём последнему активно не нравится дефляция, но особых средств борьбы с ней уже по сути нет (ставки давно на нуле, эмиссия идёт неограниченная). Ряд центробанков уже смягчает денежную политику: Банк Индии уменьшил норму резервирования для своих коммерческих банков, а шведский Риксбанк, Банки Венгрии и Чехии срезали ставки на 0.25% (пусть в первом случае решение не было единогласным); Банк Англии продолжает намекать на дополнительное стимулирование – вероятное уже в ноябре или декабре. На этом фоне единственным исключением стал наш с вами любимый Банк России – которому в самый неподходящий момент (денежные агрегаты на почти 3-летнем минимуме 12-месячного роста, мультипликатор падает) приспичило возобновить "борьбу с инфляцией": он повысил ставку рефинансирования на 0.25% до 8.25% годовых – остаётся лишь надеяться, что созданная в России ведомством Игнатьева идиотская финансовая система окажется слишком невосприимчивой к глупостям её творцов, поэтому и эта бестолковая акция останется без последствий для и без того стагнирующего реального сектора.

Европейский кризис развивается в прежнем русле – хотя в нём и прослушиваются свежие нотки. В первой половине сентября все напряжённо ждали решения Конституционного суда Германии, который рассматривал законность всего механизма межгосударственного стабфонда – и вздохнули с облегчением, когда суд милостиво разрешил участие страны в означенном механизме; впрочем, он сопроводил это разрешение рядом условий – например, расширение вклада Германии теперь потребует дозволения Бундестага, чем не сильно довольны активисты, жаждущие усиления роли ведущей экономики ЕС в спасении отстающих стран региона. Настроения немцев ещё консервативнее – согласно опросу Die Welt, уже половина немцев уверена, что ЕС мешает им жить, а добрых 2/3 народонаселения Германии выступают за дойчемарку вместо опостылевшего евро. В других частях ЕС тенденции, однако, вовсе иные: французы резко добреют к еврозоне; последние решения ЕЦБ резко уронили доходности 10-летних облигаций Италии и Испании (впервые с весны они падали под 5.0% и 5.5% соответственно) – и даже греческие бумаги оказались ниже 20% годовых. Борьба с кризисом продолжается: в Италии госдолг немного уменьшился, в Греции дефицит бюджета наконец упал ниже целевого уровня (впрочем, есть вопросы к достоверности таких данных), в Испании намечается новый пакет мер "жёсткой экономии" – ну и т.д. Итоги такого рода мер, однако, в общем весьма плачевны: фонды соцобеспечения Греции активно сдуваются, а стране, видимо, понадобится ещё один пакет помощи; испанские банки всё активнее кредитуются в ЕЦБ, а их плохие долги достигли рекордного масштаба; главные регионы Испании на грани банкротства – агентства активно срезают им рейтинги (а заодно банкам и всей стране); в общем, весёлого мало.

Источник: Trading Economics

На этом фоне особенно занятно смотрятся очередные дрязги в верхах ЕС – особенно относительно Испании. Вопрос заключается в том, обратится ли она к структурам Евросоюза за формальной помощью – или обойдётся уже обещанными деньгами в рамках пакета спасения банков. Момент, казалось бы, сугубо технический – нужна помощь, обращайтесь, а если нет, то зачем? Но у политиков иная логика: мол, если Испании обратится, то рынки вздохнут с облегчением, ибо они сомневаются в способности страны спастись самостоятельно – что негативно отражается на всём долговом рынке региона. Именно под таким соусом власти Франции настоятельно просят своих испанских коллег всё же запросить помощь – но им жёстко оппонирует Минфин Германии, почитающий такой сценарий "неблагоразумным": бедные испанцы теперь не знают, что им делать – и приходится колебаться вместе с переменчивой генеральной линией. Кстати, у лидеров ЕС дела не так и хороши: бюджеты Франции и Британии не радуют, Германия со скрипом размещает облигации под чаемую её властями доходность – ну и т.д. Подобные неприятности и у США, где казна слаба, так что все боятся любых мер экономии (а как без них, если госдолг стремительно пухнет?) – но Moody's уже грозит срезать рейтинг, если означенных мер не появится после выборов. Более того, запуск новой программы количественного смягчения ФРС вызвал гнев агентства Egan-Jones, тут же сократившего рейтинг Штатов; другие учреждения пока за ним не последовали – но и они настроены негативно. Fitch угрожает рейтингу Японии – короче, сильнейшим странам тоже придётся что-то делать со своими долгами: в сценарий "как-то само рассосётся" уже никто не верит.

Валютные рынки. Новый вертолёт, поднятый в воздух Беном Бернанке, перевесил аналогичные девайсы конкурентов – просто потому, что ФРС сильнее других, а её программа бессрочна и конкретна. В итоге бакс хорошенько ослабел ко всему вокруг: к евро он упал до 1.32, а к йене – до 77; впрочем, на этих отметках курсы не удержались и немного откатились от достигнутых экстремумов. Рубль тоже возрадовался – раздача слонов придала новый импульс сырьевым ценам (хотя и тоже не слишком сильно и не очень надолго): в итоге российская валюта за сентябрь отвоевала у американской добрых 5%. Швейцарский нацбанк подтвердил готовность защищать уровень 1.20 в кросс-курсе против евро – но это не понадобилось: мероприятия ЕЦБ, в свою очередь, порадовали евро, которое сумело вырасти самостоятельно – и тем позволило центробанку Швейцарии вздохнуть с облегчением. Надолго ли? – не факт: исчерпание позитивных новостей вернёт спрос на активы-убежища, к которым относится и швейцарский франк – вопрос лишь, когда это случится.

Источник: SmartTrade

Фондовые рынки. Разумеется, мощный впрыск ликвидности, сделанный почти на самых пиках ведущих индексов, заставил последние взлететь ещё выше и показать значимые максимумы: Доу и S&P-500 оказались на уровнях, которых мы не видели уже 5 лет, а NASDAQ и вовсе очутился там, где он в последний раз был только в 2000 году. Тут, правда, надо отметить, что это номинальные величины – в текущих долларах, которые (благодаря всё той же эмиссии) в последние годы ударным темпом обесценивались: например, по нашим прикидкам, в ценах 2007 года нынешний Доу "весит" не более 10500 пунктов – а значит, до пиковых 14200 ему очень далеко; у S&P-500 дела и того хуже (он болтается в середине полуторавекового восходящего канала), а NASDAQ Composite, если привести нынешний доллар к покупательной способности 2000 года, окажется в районе 1600 пунктов (максимум начала 2000 года был около 5200). Впрочем, это ещё неплохо – китайский индекс даже в номинале гораздо ближе к дну 2005 года, чем к вершине 2007: в реальном выражении Shanghai Composite уже почти достиг дна 7-летней давности. Из корпоративных новостей отметим отчёт и прогноз AdobeSystems, которые вышли хуже ожиданий; не порадовало рынки известие о намерении BankofAmericaсократить 16000 рабочих мест до конца года в рамках программы ускоренного урезания издержек; несколько тысяч человек хочет уволить и DeutscheBank– остающимся сотрудникам урежут зарплаты и премии. S&Pсрезало рейтинг Sony; согласно Barron's,акции Facebook ещё переоценены (после двукратного падения!); продажи пятого айфона плохи, а на китайских заводах эппловских девайсов (Foxconn) опять проблемы; Caterpillar ухудшил прогнозы – и т.д. в подобном невесёлом духе. Как видно, в реальной жизни поводов для радости немного – а значит, когда эйфория от вертолётов Бена пройдёт, рынки смогут хорошенько скорректироваться.

Источник: NYSE, RobertJ. Shiller, Бюро трудовой статистики США, альтернативные оценки

Товарные рынки. На волне общей эйфории нефть сорта Brent взлетела к 118 долларов за баррель, а WTI – к 101; однако затем их оттуда быстро отбили (в 107 и 89 соответственно), причём самое мощное падение случилось за день до погашения очередных фьючерсов и опционов, когда цена за считанные минуты потеряла 4 бакса за бочку. Разумеется, тому есть фундаментальные причины: Саудовская Аравия намерена увеличить предложение нефти, дабы не подорвать восстановление мировой экономики слишком дорогим топливом; согласно Американскому институту нефти, в августе в США спрос на нефтепродукты был на 4.3% ниже, чем год назад, причём покупки бензина упали на 0.4%, а дистиллятов – на 8.5% (всему виной слабый спрос и дешёвый газ). Однако резкое падение цен говорит о том, что дело не только в реальных факторах – просто было очевидно, что главным (для предвыборной кампании Обамы) минусом новой волны эмиссии будет вздорожание бензина: судя по всему, Бернанке понял это и хорошенько подготовился – он и ему подобные, напоказ рассуждающие о невидимой руке рынка, в решающие моменты на оную руку полагаться не желают и обычно предпочитают куда более циничные методы воздействия на котировки.

Источник: SmartTrade

Между тем, природный газ в США оказался глух даже к локальным радостям окружающих – и не желает дорожать, продолжая торговаться на крайне низких уровнях (около 100 долларов за тысячу кубометров). Промышленные и драгоценные металлы, предвкушая богатую поживу, взлетели на 10-15% в первой половине сентября – но затем они стали смотреть на жизнь более реалистично, хотя, конечно, при таком монетарном разгуле золото должно ну очень постараться, чтобы просто задуматься о подешевении: куда вероятнее выглядит дальнейший поход на север – пусть и не сразу. Иная картина на рынках сельхозтоваров – тут эйфория, если и была, то закончилась почти сразу: летний взлёт происходил по внутренним причинам (скверная погода заметно сократила урожаи важнейших культур) – но теперь участники всё больше задумываются о мрачном фундаментале и замедлении роста азиатских экономик. В итоге зерновые, бобовые, корма и растительное масло в сентябре скорее падали, чем росли – местами снижение от пиков августа достигало уже 10%. Напротив, основные продукты животноводства (мясо и молоко) после летней коррекции принялись дорожать – хотя пока и не очень сильно. Кофе, какао и фрукты сначала выросли, а затем упали обратно; сахар, хлопок и древесина торгуются без особой динамики – а в целом выглядят слабо.

0

Коментарі