Тем и сложно искусство создания бонсай, что из обыкновенного растения мастер делает его маленькую копию.
Конечно же, перед тем, как начать формировать карликовое дерево, тщательно отбирается подходящий экземпляр, как правило, используются виды и сорта деревьев с уже имеющимися задатками миниатюрности: мелкими листьями или
хвоинками, цветками или плодами, с обильным ветвлением.
Так что же такое бонсай?
Это миниатюрное растение, как правило, не выше 1 м, в точности по своей структуре повторяющее облик взрослого дерева. Если добавить к этому различные атрибуты, сопровождающие любой бонсай (мох, камни и т. д.), то мы получим еще и имитацию кусочка природного ландшафта.
Существует также неправильное представление, будто для того, чтобы удержать растение в определенном размере, его подвергают разнообразным лишениям. На самом деле, если растение слабое и медленно растет, создать из него
бонсай практически невозможно. Что же касается обрезок, то практически все садовые растения в них нуждаются, и при этом никому в голову не приходит их жалеть. Недоумение у непосвященных вызывают также слишком маленькие контейнеры, в которых растет бонсай. Но если сравнить соотношения корневой системы и надземной части бонсай с пропорциями дерева в природе, то сравнение будет явно в пользу первого, так как очень редко дикому растению предоставляется "отдельная квартира", к тому же ему постоянно приходится конкурировать со своими соседями за
площадь питания.
Среди распространенных заблуждений есть и такое: чтобы не дать растению вырасти, ему периодически надо подрезать
корни. Еще раз подчеркиваем, что мастер работает только с надземной частью, не давая ей сильно вытянуться, рост же корней ограничен размерами плошки. Таким образом, сохраняется постоянный оптимальный баланс между размером и формой дерева, плошкой и корневой системой.
Итак, бонсай - это миниатюрное дерево в специальной плошке, подвергающееся в течение всей своей жизни формированию, то есть поддержанию определенной формы и размера различными приемами.
Истоки древнего искусства
Предположительно еще 2000 лет назад в Древнем Китае и даже еще раньше, в Древнем Египте, во времена фараонов, люди выращивали растения в горшках. Листья, цветы и корни растений применялись в кулинарных или медицинских целях, поэтому они должны были расти в непосредственной близости от жилья. Но что для нас не менее важно, многие растения в
горшках использовались уже в те далекие времена просто как живые украшения, исключительно в эстетических целях.
Без соответствующего, правильно подобранного по форме и цвету сосуда бонсаи выглядит как картина без рамы. Вот почему во всех больших коллекциях бонсаи каждый сосуд, как и само растение, уникальны, отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету глазури и форме ножек.
По торжественным поводам любители бонсаи в Восточной Азии выставляют одно или несколько своих самых лучших растений на самое видное место в доме как предмет Для любования и созерцания. Для этого обычно используется деревянный столик или подставка, художественно изготовленная из дерева. Ошибочно полагают, что страной происхождения бонсай является Япония.Япония, конечно, внесла большой вклад в развитие и совершенствование бонсаи, но она была лишь связующим звеном при распространении бонсаи между Китаем и остальным миром.
Первое упоминание о бонсаи появляется в хрониках храма Касуга в камакурский период (1192 -1333 гг.) .
Изображения бонсаи мы можем увидеть на знаменитых иллюстрированных свитках настоятеля Хонена. На иллюстрациях деревья естественных форм, растущие в ванночках и расставленные на полке. Бонсаи уже в то время служил целям познания. Хотя иллюстрированный свиток был создан в период Камакура, изображает он главным образом жизнь хэйанского периода (794-1191 гг.).
Это означает, что бонсаи существовал и раньше. В знаменитой пьесе "Хатино ки" (дерево в горшке) театра Но говорится о
сливе, вишне, сосне как о горшечных растениях. После победы Японии в японо-китайской войне в 1895 г в этой стране пробудился огромный интерес к бонсаи .
У него появились многочисленные влиятельные поклонники: ценителями и коллекционерами бонсай стали гиганты политического и делового мира. Это благотворно сказалось на развитии уникального искусства .
Стволы и ветви форми- ровались в манере художественных образцов модных в те годы южнокитайских школ живописи: "горчичный сад", "альбом бамбука", с присущей им напряженной дина- микой. Массовым увлечением стали прогулки на природе, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей и на этой основе - создание деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсаи: "прямой ствол", "склоненный ствол", "скрученный ствол", "каллиграфическое дерево", "обрыв", "полу обрыв", "пень", "бамбук и камни" и др. Настоящим открытием в истории бонсаи стало применение проволочной обвязки. Ранее в процессе культивирования применялись прививки, черенкование, прищипывание лишних почек и обрезание ветвей, но интенсивного
формирования дерева достичь не удавалось. Примерно в 1896 г. один любитель бонсаи из Осаки послал своему товарищу в Токио деревце сосны, ветви которого во избежание поломки были зафиксированы проволокой. Благодаря этому случаю открылась возможность свободно формировать ствол и ветви с помощью проволоки.
В эпоху Мэйдзи (1868 -1911 гг.) наиболее подходящими для бонсаи считались китайские плошки, антикварные и новые. Они импортировались из Китая. Одновременно было налажено их производство и обжиг по китайским образцам в Японии.
Экземпляры бонсаи отбирались из числа старых карликовых деревьев. Их разыскивали в горах по всей стране. Наряду с
этим развивалось и искусственное культивирование - высадка черенков, отводки, деление, прививки. Численность культивируемых видов достигла 300.
По размеру бонсаи стабилизировался в основном на уровне 54 см высоты ствола. В те годы бонсаи был главным образом украшением ниши в японском доме и он должен был гармонировать с комнатой.
Развивались методы любования бонсаи. Помимо украшения домашней ниши их стали экспонировать при проведении чайных церемоний.
Тогда же началась публикация исследований о бонсаи, создание ассоциации, выпуск "Новостей искусства бонсаи".
Великое землетрясение в сентябре 1923 г. в районе Канто нанесло сокрушительный удар по токийскому клубу бонсаи. Тем не менее с 1933 -1934 гг. бонсаи вновь переживает популярность по всей стране. В ответ на растущий интерес в Токийском муниципальном музее искусства проходит годовая выставка, посвященная творческим тенденциям бонсаи.
Некогда бонсаи рассматривался исключительно как забавы богатых людей. В настоящее время он стал восприниматься как искусство и увлечение широкой общественности, особо популярный у людей, проживающих в густонаселенных городских районах Стремление к гармонии с природой - одна из характерных черт японского народа. Нужно увидеть японские острова, чтобы понять, почему японцы считают природу мерилом своих представлений о прекрасном.
Япония - это страна зеленых гор и морских заливов, край живописнейших панорам. Японцы стремятся жить в согласии с природой. Архи- тектор возводит свои постройки так, чтобы они сочетались с ландшафтом, садовник вое- создает естественную природу в миниатюре.
В Европу первый бонсаи привезли на Всемирную выставку во Францию в 1878 г., но там его не оценили по достоинству.
А в 1909 г. экспозиция бонсаи была продемонстрирована в Англии, где встретила очень теплый прием. С этого времени у бонсаи появились многочисленные поклонники по всему миру, стали появляться клубы любителей этого искусства.
В нашу страну бонсаи попал лишь в 1974 г, когда госпожа Сигимицу (супруга посла Японии в Москве) подарила Главному ботаническому саду часть своей коллекции. С 1989 г. при ГБС работает Московский клуб любителей бонсаи.
Бонсаи - это не просто искусство выращивания дерева в горшке , это - сохранение вида для будущих поколений. Если ребенок с детства сам принимает участие в выращивании зеленого друга то любовь к природе останется с ним на всю жизнь. В 1997 г. колхоз "Красная Нива" подарил постоянную экспозицию "Бонсаи в России" Московскому зоопарку.
Дерево с узловатым и гнутым стволом создает впечатление глубокого возраста. Панорама леса может быть создана посадкой нескольких деревьев на одном подносе. Два дерева символизируют семейную пару, а три дерева - родителей и ребенка. Настроение, передаваемое бонсаи, может намекать на драматические сцены театра Но или танцев Кабуки, на комические, глуповатые и даже гротескные характеры. Но в любом случае бонсаи должен выглядеть естественно, не обнаруживая каким-либо образом вмешательство человеческих рук.
Через искусство бонсаи человек имеет возможность проникнуться огромной любовью и уважением к природе, приобщиться к вечным духовным истинам. Примечательно, что дерево бонсаи помещается, как правило, вне центра контейнера. Дело не в том что асимметрия важна для зрительного впечатления, а в том, что центр - это место, где встречаются и взаимодействуют земля и небо, человек и божество. Ничто и никогда не должно занимать это место.
Другой эстетический принцип бонсаи заключается в трехсторонней взаимосвязи, необходимой для достижения зрительного равновесия. Традиция гласит, что для создания бонсаи необходимы три основополагающие добродетели: истина, добро и красота. Говорят, что для достижения успеха творец бонсаи должен обладать благожелательностью, чувством справедливости, деликатностью, мудростью, последовательностью.
На протяжении веков бонсаи был эффективным средством достижения человеком гармонии его интеллектуальных, моральных и эстетических начал.
Еще фото бонсай можно посмотреть здесь: http://photo.i.ua/user/2121312/130262/ Взято: http://www.bonsay.info/
Коментарі
Гість: BredFM
14.08.09, 12:35
сама нибось не пробовала такое подвырастить
Holodochek
24.08.09, 18:06Відповідь на 1 від Гість: BredFM
Пока желания нет Если появится, почему бы нет?