В самом факте существования семей, бережно хранивших традицмм шпионажа, для Японии ничего особенно странного нет, ведь недаром у японцев существовала пословица: "Сын кузнеца становится кузнецом, а сын самурая - самураем". Странно другое: откуда смогли госи из Ига и Кога поднабраться таких специфичных знаний?
Центральным объектом исследования здесь должна стать семья Хаттори, поскольку именно от нее расходятся щупальца шпионской науки. Итак, кто же такие Хаттори?
Иероглифы, которыми записывается фамилия Хаттори, могут быть прочитаны также как "Фуку-бэ", что означает "Платяная
корпорация". Элемент "бэ" свидетельствует об иностранном, скорее всего китайском, происхождении этого рода, а все слово показывает, что он, поселившись в Японии, занимался изготовлением тканей. Известно также, что кроме ткачества Хаттори обладали неплохими познаниями в области театральных представлений "саругаку", включавшими в себя пение, танцы,
акробатику, фокусы и т.д.
Пришельцев из Китая в стране Восходящего солнца ценили очень высоко, поскольку они обладали обширными знаниями в науках и ремеслах. Поэтому предки Хаттори исстари занимали привилегированное положение. Глава этой семьи уже к X веку превратился в мурадзи - "губернатора" - провинции Ига, а члены его семьи стали служить в охране самого императора.
Но во второй половине XII века в период войн между самурайскими группировками Тайра и Минамото Хаттори сделали роковую ошибку: они поддержали Тайра, которые потерпели сокрушительное поражение в войне с Минамото. В результате Хаттори потеряли весьма поестижное и доходное положение губернаторов провинции, однако удержали за собой небольшие территории в горах Судзука в провинции Ига. Судя по всему, именно потребность защиты своих владений от посягательств врагов и вынудила Хаттори заняться партизанской войной, оживить в памяти наставления китайских классиков по военному искусству, в том числе трактат "Сунь-цзы". Пригодились тут и знания в области саругаку, и опыт службы в охране дворца.
Кроме того, развитию особых шпионско-диверсионных навыков способствовал целый ряд других факторов: труднодоступность горных районов Кога и Ига, их важное стратегическое расположение на удалении всего лишь в 80км от
тогдашней столицы Японии города Киото, отсутствие в Ига и Кога крупных феодалов-даймё, влияние располагавшихся по соседству крупнейших буддийских храмов и группировок отшелников-ямабуси. К тому же эти труднодоступные районы с
древних времен становились прибежищем для тех, кто по какой-то причине не ладил с власть имущими - для разорившихся крестьян, воинов разгромленных политических группировок, горных мистиков-ямабуси и просто разбойников, из которых можно было легко набрать хорошую дружину суровых молодцев.
Однако госи из Ига и Кога были озабочены не только проблемами обеспечения безопасности от внешнего врага. С конца XII века окрепшие госи повели ожесточенные войны друг против друга в целях захвата новых земель и богатств. В этот период были построены десятки крепостей и замков, окруженных рвами, накоплены большие запасы оружия, созданы мощные дружины. До наших дней во многих поселках уезда Кога и в Ига сохранились развалины крепостей, которые свидетельствуют о битвах тех дней. В огне этих сражений рождалось и совершенствовалось тайное искусство партизанской войны и шпионажа, которое позже получило название "нин-дзюцу".
Ко второй половине XV века Япония вступила в период феодальной раздробленности и беспрерывных войн. В условиях постоянной войны всех против всех важнейшим условием успеха стала хорошая осведомленность о положении в стане врага и его замыслах. Все военные феодалы-даймё испытывали острейшую нужду в профессионально подготовленных шпионах и разведчиках, а как известно спрос рождает предложение. Госи из Ига и Кога, обладавшие богатым опытом ведения мелкомасштабных партизанских боев в сложных горных условиях, имевшие "под ружьем" сильные, прекрасно натренированные в методах диверсий и убийств дружины, решили сделать свой бизнес путем "сдачи в аренду" врофессиональных киллеров. В "Сказании о замке Одавара" ("Одавара-ки") говорится : "С наступлением эпохи Сэнгоку-дзидай [даймё] различных провинций, начиная с [властителей] замка Одавара, стали нанимать по 50-30 [воинов], именовавшихся "Ига-сю" - "Люди из Ига" - и использовать их для организации засад и других акций" (цит. по: Сасама Есихиса. Нихон будо дзитэн. Токио, 1982, с.544). Подобные услуги весьма хорошо оплачивались, о чем свидетельствует, например, гонорар знаменитого дзёнина Хаттори Хандзо, полученный им за обеспечение безопасности князя Токугавы Иэясу во время путешествия последнего по провинции Ига - 300 коку (1 коку - около 150кг риса - норма потребления человеком в течении года) - 45 тонн!
Поскольку сражения в то время вели гораздо более крупные хищники, госи из Ига и Кога, осознав бесплодность попыток разобраться друг с другом и найдя другие возможности для заработка, поняли, что для них выгоднее совместными усилиями защищать свои владения от посягательств извне. и они объединились в довольно крупные военно-политические соэюзы.
Конец XVI века принес конец союзам госи Ига и Кога. Сначала госи из Кога после разгрома их покровителя князя Сасаки, правившего провинцией Оми, были вынуждены изъявить покорность первому объединителю Японии Ода Нобунага. А несколькими годами позже Ода выступил в поход и против союза госи, контролировавшего "бесхозную" провинцию Ига, откуда был изгнан местный князь. События тех лет получили название "Тэнсё Ига-но Ран" - "Мятеж в Ига годов Тэнсё". В это время четырехтысячная армия коалиции госи, в состав которой входило около 600-700 профессиональных лазутчиков-диверсантов, была наголову разбита сороокавосьмитысячной армией диктатора Японии, после чего провинция Ига перешла в его владение, а оставшиеся в живых ниндзя разбежались по разным частям Японии в поисках спасения и заработка. В результате в разных районах Японии почти одновременно возникло несколько новых школ нин-дзюцу, продолжавших традицию Ига-рю.
С приходом к власти сёгунов династии Токугава и установлением мира на японских островах начался медленный процесс умирания искусства ниндзя, поскольку применить им свои диковинные таланты было почти негде. однако никакой пресловутой резни "кланов отверженных" никогда не было. Часть ниндзя поступила на службу сёгунату в качестве тайных
полицейских агентов мэцукэ, часть вошла в особые разведывательные группы, которые по "Уложению о военной службе" ("Гунъяку ситэй", см. Сасама Психиса. Нихон будо дзитэн. Токио, 1982, с.180), принятому в 1651 году, предписывалось иметь всем удельным князьям-даймё на случай войны.
Вот так видятся автору основные моменты истории нин-дзюцу. Конечно, в столь кратком очерке невозможно дать ответы на все вопросы, рассеять все мифы и иллюзии, окружающие это искусство. Но хочется надеяться, что статья поможет серьёзным поклонникам ниндзя сориентироваться и разобраться в потоке информации на эту тему, станет отправной точкой для самостоятельных увлекательных исследований по истории японских невидимок.
THE END
Коментарі
Prophet
127.07.09, 12:35
skaramys
227.07.09, 18:31
Holodochek
328.07.09, 00:48Відповідь на 1 від Prophet
Holodochek
428.07.09, 00:49Відповідь на 2 від skaramys
Вы вдвоем единственные, кто это осилил
Спасиб
Prophet
528.07.09, 01:02Відповідь на 4 від Holodochek
Джентльмены не все вымерли А Самурай не заходил,он то фанат японии
Holodochek
628.07.09, 01:07Відповідь на 5 від Prophet
На сайте он был, но статью не читал
Prophet
728.07.09, 01:20Відповідь на 6 від Holodochek
А ты отправляла
Holodochek
828.07.09, 02:06Відповідь на 7 від Prophet
ему на почту в ленте друзей и так должно было приходить
skaramys
928.07.09, 09:51Відповідь на 4 від Holodochek
Тебе спасибо Было интересно и поучительно
Prophet
1028.07.09, 10:54Відповідь на 8 від Holodochek
Точно,мне же так пришло