В этом случае была дважды использована стратагема N3 "Убить чужим ножом". Однако зачастую так просто решить проблему оказывалось невозможно и требовалось разработать план, в котором бы использовалось сочетание нескольких стратагем. Примером реализации такого плана могут служить действия Исэ Сабуро Есимори, начальника разведки в войски
Минамото Есицунэ во время войны между Минамото и Тайра в конце XII века.
Когда Минамото Есицунэ высадился с небольшим отрядом на остров Сикоку, выяснилось, что там находилась сильная вражеская армия во главе с Ава-но Нориёси. Тогда Исэ Сабуро Есимори во главе всего 16 безоружных воинов выехал навстречу и вступил с Нориёси в переговоры. Он сказал, что в битве накануне пали многие родственники Нориёси, а его отец добровольно сдался в плен. По словам Есимори, "всю минувшую ночь он пребывал в великом горе, говоря мне: "Увы, сын мой Нориёси, ни сном ни духом не ведая, что я остался в живых, будет завтра сражаться и падет мертвый! Сколь это скорбно!" И стало мне жаль твоего отца, так жаль, что я прибыл сюда, дабы встретиться с тобой и поведать тебе эти вести. Решай же сам, как тебе поступить - либо принять бой и погибнуть, либо добровольно сдаться нам в плен и вновь свидеться с отцом... От тебя самого зависит твоя дальнейшая участь" (Повесть о доме Тайра. М., 1982, с.517).
По-видимому, помощники Есимори распустили повсюду слух о пленении отца Есимори, и тот, поверив хитрому шпиону, сдался. А вслед за ним перед отрядом Минамото всего в 500 бойцов капитулировала и его трехтысячная армия. "Замысел Есимори увенчался поистине блестящим успехом! - восхищался Есицунэ хитроумной уловкой (боряку) своего вассала" (там же).
Дело на этом не кончилась. В самый разгар битвы при Данноуре, в котором решалась судьба войны между Минамото и Тайра, Ава-но Сигэёси, отец Нориёси, "купленный" на сына, перешел на сторону Минамото, в результате чего Тайра потерпели сокрушительное поражение.
В этом случае Исэ Сабуро использовал комбинацию стратагем "Убить чужим ножом", "извлечь нечто из ничего" (смысл которой заключается в том, чтобы представить выдумку реальностью), "Чтобы обезвредить разбойничью шайку, надо сначала поймать главаря", "Сеяние раздора" и некоторых других.
В своих размышлениях Сунь-цзы исходил исключительно из рациональных соображений. Он отрицал значение всякого рода гаданий и магии в военном деле. Такой подход вообще был характерен для китайских мыслителей, следующих в русле конфуцианской традиции. Однако к моменту появления трактата "Сунь-цзы" в Японии (т.е. в VII веке н.э.) в Китае чрезвычайно
развились многочисленные даосские и буддийские секты, подход которых к проблеме гаданий и магии был диаметрально противоположным.
Поэтому почти одновременно с "Сунь-цзы" в Японии появились и трактаты, описывающие приемы магии, направленные на достижение невидимости. Так, в японской хронике "Нихонги" под 602 годом сообщается: "Зимой, в 10-ю луну, сюда прибыл монах Кванрёк из Пэкче. [Он] преподнес [двору] книги о [составлении] календарей, а также трактаты по астрономии
и географии и вместе с ними трактаты об искусстве прятаться за щиты. В это время отобрали трех-четырех учеников и повелели [им] учиться у Кванрёка. Тамафуру, предок "фубито" Яго, учился законам составления календарей.
Косо, староста деревни Отомо, изучал астрономию и [искусство] прятаться за щиты. Все они учились [до тех пор пока не] постигли дело" (цит. по "Буддизм в Японии". М., 1993, с.368-369).
В этом отрывке речь идет о так называемом "тонко" (букв. "прятаться за щитом") - искусстве становиться невидимым при
помощи особого рода магических заклинаний.
Формулы "тонко" заняли прочное место в японских будзюцу. Например, они вошли в программу двух крупнейших школ, соперничающих за право называться древнейшей кодифицированной школой японского боевого искусства, - Нэн-рю и Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. До наших дней сохранился трактат "Невидимое бегство в восемь ворот при помощи тонко"
("Хатимон тонко"), принадлежащий кисти безымянного ниндзя из Ига. Упоминается учение о тонко и в знаменитой энциклопедии ниндзюцу XVII века "Десять тысяч рек собираются в море" ("Бансэнсюкай").
Включение тонко в подготовку ниндзя было не случайным. Дело в том, что в отличие от доктрины использования шпионов Сунь-цзы, японское нин-дзюцу испытало на себе сильное влияние со стороны различных религиозно-мистических учений, в первую очередь - со стороны синкретической концепции сюгэндо. О роли последователей сюгэндо - горных отшельников ямабуси - в истории нин-дзюцу писано немало, но писано неспециалистами, абсолютно не разбираюющимися в этой области.
Во многих популярных изданиях рассказывается о гонениях на горных отшельников (ямабуси) - последователей сюгэндо. Эти гонения были вызваны тем, что значительную часть ямабуси составляли самозванные монахи, проповедовавшие в народе совсем иную доктрину буддизма, нежели ту, которую подделживало правительство. Считается, что эти преследования и послужили толчком к развитию в среде горных отшельников тайных методов партизанской войны, маскировки и рукопашного боя, из которых впоследствии выросло нин-дзюцу.
Однако при внимательном знакомстве с историей сюгэндо вскрываются многие слабые места данной версии. Так, преследования ямабуси продолжались очень недолгое по историческим меркам время, всего около двадцати лет, и быстро прекратились. Уже сразу после смещения монаха-министра Докё, главного противника горных отшельников, почти все ограничения деятельности ямабуси были сняты. Правительство потерпело решительное поражение в борьбе против сюгэндо, к которому примкнули даже некоторые представители аристократии и высшего буддийского духовенства. Поэтому особой нужды у горных аскетов в занятиях военным искусством не было.
Вообще в источниках очень трудно отыскать какие-дибо сведения об участии ямабуси в военных столкновениях и тем более о практике ими
воинских искусств или ниндзюцу. Нет такой информации и в "Истории всех
гор" ("Сёдзан энги"), одном из важнейших сочинений по сюгэндо,
написанному в конце XII века, которое довелось переводить автору статьи при
работе над диссертацией, посвященной влиянию "Пути достижения
сверхъестественного могущества" и культа гор на мировоззрение
средневековых японцев.
Тем не менее, некоторые намеки на участие ямабуси в военных действиях все же существуют. Относятся они ко второй половине XII века, когда сложились довольно крупные организации горных отшельников, контролировавшие большие территории и располагавшие значительными армиями монахов-воинов.
Столетием позже многие военачальники стали использовать ямабуси в роли шпионов, что хафиксировано в источниках той поры, например в "Повести о великом мире" ("Тайхэйки"). Объясняется это довлоьно просто: ямабуси, как и другие монахи, имели право прохождения через многочисленные границы без досмотра и документов, для этого им было достаточно продемонстрировать какие-либо профессиональные навыки, к тому же группы ямабуси, идущие к очередному святому месту, были оычным явлением и ни у кого не вызывали подозрений. Этим стали пользоваться и обычные шпионы, мало-мальски знакомые с ритуалами и молитвами горных отшельников.
Как видим, роль ямабуси в истории нин-дзюцу была гораздо скромнее, нежели об этом говорят многочисленные "историки". Но тогда встает закономерный вопрос, почему же даже японские историки нин-дзюцу подчеркивают большое влияние сюгэндо на это искусство?
Во-первых, потому что ямабуси разработали немалое количество эффективных методик тренировки человеческой психики и управления ею. Нельзя недооценивать значение этого факта, особенно, когда речь идет о боевом искусстве, где цена победе - жизнь. Во-вторых, учение ямабуси, живших бок о бок с семейными кланами, которые из поколения в поколение практиковали нин-дзюцу, во многом определило мировоззрение последних. Свидетельством тому являются различные приемы магии (включая знаменитые пальцовки и заклинания кудзи-ин), типичные для ямабуси амулеты-обереги, которыми пользовались ниндзя, а также поклонение особым богам из пантеона сюгэндо.
Однако дело здесь не только в реальном влиянии ямабуси на нин-дзюцу. Средневековое сознание вообще всегда стремилось придать ценность тому или иному явлению, связывая его с каким-нибудь божеством, героем, мудрецом, религиозным святым. Именно в этой роли и выступили в данном случае ямабуси, жизнь которых для японцев была неразрывно соединена со святостью, общением с потусторонним миром, с обладанием сверхъестественными силами. Кстати
говоря, если покопаться в японской исторической литературе, можно найти и другие версии происхождения нин-дзюцу, так или иначе лежащие в том же русле, что и теория ямабуси. Так, некоторые легенды приписывают создание нин-дзюцу
Абэ-но Сэймэю, который стал первым японским последователем учения об Инь и Ян и гадателем по этим двум первоначалам вселенной (онмё-дзюцу), а в преданиях ниндзя из провинции Кии основателем искусства шпионажа назван китайский даос Сюй Фу, якобы припывший в Япони. в III веке до н.э. в поиске плода бессмертия по приказанию императора Цинь Шихуан-ди.
В развитии нин-дзюцу гораздо более значимой чем ямабуси была роль японского военного сословия самураев. Об этом практически все авторы работ по истории нин-дзюцу вообще не упоминают, словно не самураи вели абсолютно все войны в феодальной Японии. Подобный подход опирается на идею противостояния культуры самураев и культуры ниндзя. Так, по утверждениям многих "историков", кодекс чести бысидо якобы не позволял им использовать шпионаж и военные хитрости, которые по этой причине стали уделом париев-ниндзя. Например, В.В.Момот в своей книге "Рожденные во тьме" (Харьков, 1992) пишет: "Он (самурай) никогда не ставит под сомнение поступки своего начальника и господина. Он может только воевать. Такой кодекс поведения приводит иногда к гротескным ситуациям. Так, порой самурай может заметить, что, например, его господин сошел с ума, тем не менее, он должен, так требует честь его звания, рисковать своей жизнью ради исполнения капризов этого монстра".
Однако на поверку оказывается, что подобная картина весьма далека от истины. Нельзя забывать, что бусидо (оформившееся, кстати, в единую систему не ранее XVII века), строилось на взаимных обязательствах господина и вассала, и если вассал считал себя неоцененным, невостребованным, он был вправе покинуть своего сюзерена. Одной из важнейших концепций бусидо была концепция "макото" - высшей истины и искренности. Сущность макото в том, что истинный самурай должен сочетать в себе высшую искренность своих намерений с верой в чистоту и правоту своей миссии. Поэтому бусидо не имеет ничего общего с теми глупыми предрассудками, которые зачастую приписывают самураям.
В реальности самураи прекрасно понимали значение шпионажа и военных хитростей в военном деле. Поэтому не приходится удивляться, что добрую половину всех школ нин-дзюцу создали именно самураи. Кстати, самая ранняя, согласно письменным источникам, школа нин-дзюцу носит имя Есицунэ, великого полководца из самурайского рода Минамото - Есицунэ-рю.
Вообще ниндзя решали далеко не все проблемы обеспечения своих хозяев разведданными. Как правило, они выполняли разовые поручения особого рода или действовали в глубоком вражеском тылу, а насущные проблемы армейской разведки решались совсем другими органами. Во всяком случае к концу XVI века японские феодальные армии располагали четкой системой организации войсковой разведки. Представления об этой системе дают такие классические сочинения конца XVI века, как "Памятные записки Хосокавы Юсая" ("Хосокава Юсай обоэгаки"), "Книга о разведке на войне" ("Гунтю сэкко-сё"), "Дневник войны в Корее" ("Корай-никки") и другие. (Отрывки из этих текстов опубликованы в "Кодзи руйэн" в т.34).
Поскольку основным методом войсковой разведки является наблюдение, то и разведчиков японцы называли "наблюдателями" - "мономи". По функциям различались тика-мономи - "ближние наблюдатели", располагавшиеся на переднем крае своих войск, тоо-мономи - "дальние наблюдатели", высылавшиеся вперед, поближе к противнику, и синоби-мономи - "невидимые наблюдатели", действовавшие во вражеском ближнем тылу. "Легконогие наблюдатели" - асигару-мономи - занимались разведкой местности, а сутэ-камари - "выбрасываемые (вперед) и пригибающиеся" - снайперским уничтожением командиров противника. Для осуществления налетов, засад, поисков и рейдов создавались специальные
разведывательные отряды, различавшиеся численностью. Согласно "Дневнику войны в Корее", оо-мономи - "большой отряд наблюдателей" - отбирался в числе ста воинов от каждой тысячи солдат, нака-мономи - "средний отряд наблюдателей" - в числе пятидесяти бойцов от каждой тысячи, сё-мономи - "малый отряд наблюдателей" - в числе от одного до сорока пяти воинов от каждой тысячи. Для контроля за настроениями своих войск использовались "видящие" - мэцукэ, часть из которых действовала тайно - синоби-мэцукэ. Вопросами контрразведки ведали "прочищающие глаза" - "мэакаси", специализировавшиеся на раскрытии и захвате вражеских шпионов.
Таким образом, японские феодальные армии располагали весьма разветвленной разведывательной организацией, но в наиболее сложных случаях и для осуществления особых операций военачальники и феодалы предпочитали обращаться к настоящим профессионалам, то есть к представителям тех семей, которые традиционно занимались изучением и практикой методов шпионажа.
Такими специалистами в средневековой Японии были, прежде всего, несколько десятков семей из провинции Ига и уезда Кога провинции Оми. Однако речь идет совсем не о каких-то непонятных "тайных кланах", а о вполне понятных мелкофеодальных родах, избравших своей профессией военный шпионаж. Большинство из них принадлежали к категории госи. Госи представляли собой особый класс японского феодального общества. Обычно их определяют как низший слой самурайства, однако госи отличались от самураев, подчинявшихся тому или иному крупному феодалу, тем, что они владели собственными поместьями и не подчинялись никаким князьям-даймё. В уезде Кога было 53 клана госи, которые к XV веку образовали объединение "53 семьи из Кога", а в провинции Ига, где почти вся земля принадлежала буддийским монастырям, поначалу господствовали два крупных клана госи - Хаттори и Оэ, но позже род Хаттори поглотил Оэ, а затем сам разделился на три семьи - Хаттори, Момоти и Фудзибаяси.
(Продолжение следует)
Коментарі
Prophet
127.07.09, 12:35
Во ты нарыла
skaramys
227.07.09, 18:32
Holodochek
328.07.09, 00:47Відповідь на 1 від Prophet
А то
Самой же интересно
Holodochek
428.07.09, 00:48Відповідь на 2 від skaramys
Спасиб Стараюсь
Prophet
528.07.09, 00:54Відповідь на 3 від Holodochek
Особенно оружие нинзя
Holodochek
628.07.09, 00:59Відповідь на 5 від Prophet
И насколько у нас неправильное общественное мнение/представление о нинзя..
Prophet
728.07.09, 01:09Відповідь на 6 від Holodochek
Merovingian
813.08.09, 20:25
...излишняя романтичность ниндзя...а про рэнгси что-то напишешь? ..тоже очень противоречивые версии в сети находятся...