Будо Сэнсэя Тэцутака Сугавара
- 29.09.10, 11:40
Тетсутака Сугавара родился на Хоккайдо 8 января 1941.
Во время учебы в колледже он занимался изучением дзюдо и получил черный пояс.В 1960 году он отправился в столицу и начал изучать айкидо у Морихэя Уэсибы. В Токио ему было негде жить и он становится учи-деши О-Сэнсэя.С 1961 года в доме Учителя Уэсибы в Ибараки Додзё он выращивал рис, тренировался и постигал образ жизни Основателя айкидо. Сугавара Сэнсэй считает, что изучение будо – не только практика в додзе, но еще и погружение в жизнь своего учителя, постижение вариантов реагирования на жизненные ситуации – ведь важно не само происшествие, но реакция человека на него.
В 1964 году Тэцутака Сугавара поступил в университет. После окончания он основал компанию Минато (ныне Институт боевых искусств Сугавары), целью которой было исследование и развитие традиционных боевых искусств.
В 1975 году Сугавара Сэнсэй вступил в Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Лицензия "кёси" (старшего наставника) была присвоена ему в 1986 году во время празднования 600-летнего юбилея школы.
В 1995 году Досю Кисёмару Уэсиба вручил ему 7 дан айкидо айкикай.
Тэцутака Сугавара изучал также Годзю Рю Каратэдо. Ясуичи Мияги, сын О-Сэнсэя Мияги Тёдзюна, с которым у Сугавары сложились глубокие личные отношения, сам обучал его стилю школы. В 1996 году Сугавара получил лицензию "кёси" Годзю Рю Каратэдо.
В поисках корней восточных единоборств Сугавара Сэнсэй едет в Китай. Он изучает внутренние стили у-шу – тайцзи-цуань, син-и-цуань. Эти стили позволяют своему адепту развивать внутреннюю силу. Сейчас Сугавара Сэнсэй всем своим ученикам советует изучать разные стили. У человека расширяется кругозор, он начинает понимать сходство и отличия в приемах разных стилей и школ. Для того, чтобы айкидокам было проще изучать технику оружия, Сугавара Сэнсэй создает парные ката куми-дзе, и дзе-ай. Техника, использующаяся в этих ката, взята Сэнсэем их Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю, а так же из техники айкидо владения палкой.
Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю - одна из древнейших существующих на настоящий момент школ японских боевых искусств и древнейшая из комплексных систем боевых искусств. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба). Сама школа называет датой своего основания 1447 год, но некоторые исследователи утверждают, что 1480 - более точная дата.
Иидзаса Тёисай Иэнаобыл выдающимся воином, мастерски владевшим копьем и мечом. После падения семьи Тиба, которой он служил, Иидзаса Иэнао стал отшельником. По легенде, в возрасте шестидесяти лет Иидзаса Иэнао принял решение провести беспрерывную тысячедневную службу в храме Катори, посвящая себя тренировкам в воинских искусствах. В ходе этой службы ему явился покровитель храма, Фуцунуси-но Микото (), и вручил свиток Хэйхо-но синсё (божественное писание о хэйхо). Иидзаса Тёисай Иэнао умер в 1488 году в возрасте 102 лет.
Главой школы на настоящий момент (2007 год) является наследник основателя в 20-м поколении, Иидзаса Сюриносуке Ясусада (). Представитель школы и официальный технический директор - Отакэ Рисукэ (додзё в Нарите, Префектура Чиба).
Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю явилось первоисточником для многих школ боевых искусств Японии, и является первым боевым искусством, которое было признано правительством страны как Национальное Достояние Японии (это произошло в 1960 году). На протяжении своей истории школа никогда не примыкала ни к каким политическим силам, всегда оставаясь независимой. Это позволило школе сохранить свою целостность на протяжении своей более чем пятисотлетней истории. В отличие от многих традиций боевых искусств, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю никогда не была привилегированной, включая в свои ряды представителей всех сословий, как воинов, так и торговцев или крестьян. Политика школы в этом аспекте звучит как "преследовать не тех, кто пришел учиться, но тех, кто не тренируется".
В наши дни, так же, как 6 веков назад, для вступления в школу требуется совершить кэппан - написать клятву о согласии:
*соблюдать политику школы,
*не демонстрировать технику не членам школы,
*не вступать в поединки соревновательного характера,
*не подвергать себя риску быть вовлеченным в таковые,
*усердно тренироваться в течение всей жизни.
Членам школы запрещается обучать других людей до тех пор, пока на это не будет разрешение школы (т.е. пока человек не овладеет техникой школы в совершенстве и не достигнет правильного состояния духа). Благодаря этому Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю сумела сохранить изначальные дух и технику на протяжении 6-ти веков.
Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю не имеет никакой системы экзаменов для своих последователей - от учителей и учеников требуется только посвящать себя тренировкам и помогать друг другу.
Помимо разрешения на вступление в школу ученику может быть присвоен сертификат - Мокуроку, подтверждающий его технические достижения. Данный сертификат не даёт права на обучение технике школы, это сертификат ассистента учителя.
Если ученик достигнет определенной степени духовного
совершенства, ему может быть вручена лицензия учителя - Кёси Мэнкё.
Далее в Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю имеется Гокуи Кайдэн,
высший сертификат школы.
В настоящее время прямой наследник основателя школы не является мастером пути меча, но лишь хранителем традиций семьи - преданий и реликвий. Сейчас в мире существует 3 крупных ветви школы: Отаке сэнсэя,Сугавара сэнсэя и Сугино сэнсэя.
Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю - всеобъемлющая система боевых
искусств. Это значит, что в отличие от многих современных будо, таких как кэндо или иайдо, которые фокусируются на одном аспекте боевых искусств, школа предоставляет знания о многих боевых искусствах.
Основной упор в обучении делается на кэндзюцу (техники
фехтования мечом). Изучаются и многие другие виды оружия, но все они служат как вспомогательные для изучения методов владения мечом.
Список изучаемых техник включает в себя:
Тати-дзюцу
Кэндзюцу (; техники фехтования мечом)
Омотэ-но тати - (техника фехтования в доспехах, 4 ката)
Гогё-но тати - (техника фехтования мечом без доспехов, 5 ката)
Гокуи Ситидзё-но тати - (закрытый раздел фехтования мечом, 3 ката)
Иайдзюцу (; искусство обнажения меча с одновременным ударом, изучаются техники в положении сидя и стоя)Омотэ-но иай - (открытый раздел, техники исполняются сидя, 6 ката)
Тати иай батто-дзюцу - (открытый раздел, техники исполняются стоя, 5 ката)
Гокуи-но иай (Окудэн иай) - (закрытый раздел, техники исполняются сидя, 5 ката)
Рёто (; техники фехтования
двумя мечами одновременно)
Кодати (; фехтование маленьким мечом)
Гокуи-но кодати - (закрытый раздел, 3 ката)
Бодзюцу (; техники ведения боя шестом)
Нагината-дзюцу (техники ведения боя нагинатой)
Содзюцу (; техники ведения боя японским копьем)
Омотэ-но яри - (6 ката)
Сюрикэн-дзюцу (метание лезвий)
Другие аспекты школы включают в себя:
Дзюдзюцу/Явари-дзюцу (техники без оружия)
Ниндзюцу (разведка и шпионаж)
Тикудзёдзюцу (искусство фортификации)
Гунбай-хэйхо (стратегия и тактика)
Тэммон тиригаку (астрономия и предсказания)
Онмё (филосовские и мистические аспекты, наследованные из эзотерического буддизма).
Годзю-рю каратэ. Основатель Гичин Мияги (188cS-1963) изучал
каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917гг. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава). В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годжю-рю, что означает "мягкий-твердый". Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения джи (мягкие) совершаются по окружности. Основные стопки: "Санчин" и "Неко аши".
Годзю-рю не нацелена на соревновательную, спортивную сторону, но ее япоская разновидность Годжю-кай, которая восприняла многое от япоских стилей, нацелена на спарринг.
Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т. к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов. Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа. Из всех стилей Годжю-рю наименее затронут спортивным, соревновательным аспектом и поэтому не очень популярен в своем первоначальном, чистом виде. В США, например, много школ, базирующихся на Годжю-рю, но он сильно видоизменен в угоду спортивным соревнованиям.
Стиль Чень Тайцзицюань Боевое искусство семьиЧэнь. . Этот стиль подразделяется на два подвида - старый и новый. За более чем трехсотлетнюю историю развития этот стиль непрерывно оттачивался и шлифовался, и до наших дней дошли комплексы первая и вторая цепочки лу. Первая дорожка стиля чень содержит восемьдесят три формы. Ниже приведены ее основные особенности.
1. Движения совершаются по спирали, при этом как бы накручивается пружина. Все действия берут начало в пояснице. Во время движения воля и энергия аккумулируются в четырех конечностях с соблюдением принципа: "Каждое движение есть прообраз внутренней и внешней работы всего комплекса в целом".
2. За внешней податливостью скрывается внутренняя прочность. Твердость и мягкость переливаются друг в друга, в движении кулака твердость - не твердость, мягкость - не мягкость, внутренняя сила сокрушительна - и в тоже время гибка.
3. Все действия и дыхание направлены на возбуждение энергии ци, движения неразрывны. Во время работы энергию ци необходимо погрузить в дань-тянь - область, находящуюся на один-два сантиметра ниже пупка - и одновременно производить накручивание внутренней энергии вокруг данъ-тяня. Перемещаясь, производить выкрики с выдохом и другие устрашающие возгласы, тем самым увеличивая силу ли.
4. Чередование большой и малой скорости, молниеносные изменения действий, движения кулака медленные.
5. Старый стиль чень имеет высшую, среднюю и низшую категорию. Занимающиеся этим стилем выбирают себе подходящую категорию в зависимости от возраста и состояния здоровья.
Вторая цепочка лу первоначально именовалась пао-чуй (пушечный удар), имеет сейчас 71 форму. Ее основные особенности следующие:
1) большое количество сокрушительных ударов ногой;2) движения по сравнению с первой цепочкой быстрее и жестче, удары сильнее;
3) изобилие ударов в прыжках, большое количество наскоков, уворачиваиий, молниеносных разворотов и перемещений - во всем ощущается могучая сила.
Тао-лу нового направления также имеет два подвида. Первый по основным положениям напоминает стиль чень, созданный учителем Чень, порядок движений аналогичен старому направлению, только опущены некоторые наиболее трудные элементы, Его также называют сяо цюань цюань (кулак малого круга).
Старое направление называют соответственно да цюань цюань (кулак большого круга). Второй подвид нового направления - это прообраз стиля, созданного учеником Чэня Чень Цинпином. Его визитная карточка - изящность, сжатость, медленность. По мере усвоения упражнений круг постепенно увеличивается, достигая высшей степени сложности. Так как этот комплекс первоначально распространился в селении Чжаобао уезда Вэнь провинции Хэнань, он получил название чжао-бао-цзя.