Просьба не путать этот вид туризма с гребным спортом или рафтингом.
Нижеприведенные правила пригодятся в любом путешествии и даже простой
жизни и никак не претендуют на истину. Это - попытка поделиться опытом.
Если перед тобой стоит выбор - идти в поход или не идти, всегда выбирай - грести!
Не выбирай маршрут только по
карте, выбирай ещё и по отчётам и, желательно, свежим. Нельзя отправляться в путешествие по неизвестному маршруту без подробной
карты, особенно в отдалённые и труднодоступные регионы.
Бери в поход всегда всё самое лучшее из того, чем располагаешь - и
снаряжение, и одежду и питание. В экстремальных условиях это может спасти жизнь и всегда будет доставлять удовольствие.
Не бывает плохих маршрутов, бывает плохая команда.
Чем больше туристская группа, тем больше «головной боли» и,
следовательно, риска для жизни. Оптимальный состав - два-три экипажа.
Женщина в составе туристской группы - это хорошо, две - должны быть
подругами или «мужчинами», три - плохо, более половины группы -
неприемлемо. На каждого ребёнка должно приходиться не меннее двух
взрослых участников путешествия.
Страх - плохой попутчик. Не преодолевай порог, если не уверен в себе.
Никто и никогда не упрекнёт тебя за обнос препятствия потому, что
главное - это сохранить жизнь.
Заранее продумывай экстремальные ситуации, особенно те, которые «не могут возникнуть никогда».
Никогда не рискуй жизнью ради чепухи. В путешествии, особенно на воде,
окружающая человека дикая природа является неестественной для
городского жителя средой обитания, а поэтому - опасной. Не забывай об
этом никогда!
Не отрывайся от коллектива! Чтобы не заблудиться все экипажи на воде
всегда должны быть в зоне видимости, а в плавнях и тумане - в зоне
слышимости. В лесу нельзя отходить от берега, а от лагеря - за зону
слышимостии, тем более поодиночке.
Средняя корость движения судна зависит не от силы и частоты гребков, а от непрерывности гребли.
Груженое судно на воде труднее перевернуть. По этой причине экипажу
рекомендуется устраивать посадочное место как можно ниже (не сидеть на
рюкзаке).
При встрече на маршруте с местным населением или туристами всегда
здоровайся - подними руку в качестве приветствия. В малонаселённых и
труднодоступных регионах при встрече с людьми необходимо обязательно
подойти, поздороваться и спросить - не нужна ли помощь.
На маршруте целесообразнее каждый вечер выливать воду из дырявого судна, чем каждый вечер клеить днище.
Береги пророду, ибо ты - её органическая часть. Природа - это не только
деревья, вода, рыба и т. д., это ещё и люди с их обычаями и историей.
Никогда не плюй и не мочись в костёр.
Место стоянки всегда убирай от мусора (и своего, и чужого): то, что
горит - сожги, металл - пережги и со стеклом и пищевыми отходами -
закопай. Пластмассовые отходы сжигать можно, но дышать этим дымом -
нельзя. Такой мусор (тару) лучше или не брать в поход, или после
использования забирать с собой и выбрасывать в мусорники населённых
пунктов.
Загрузить на берегу (обрыве) и спустить на воду груженую
байдарку легче, чем загружать её на воде. Это касается и разгрузки. Иногда обнести по берегу препятствие легче не разгружая
байдарку. Шесть человек легко несут груженую
байдарку, держа её за фальшборт, нос и корму.
Направление отхожего места (туалета) на стоянках определяется по легко
запоминающемуся принципу относительно течения реки: «девочки - внизу,
мальчики - вверху».
Не превращай тропу и водоём в отхожее место.
Туалетную бумагу туристу-воднику целесообразнее заменить проточной или морской водой.
Подмываться в походных условиях лучше всего чаем (без сахара) в тамбуре
палатки с накомарником.
После похода (желательно, на следующий день)
палатку, оболочку
байдарки, баллоны
катамарана,
резиновый плот, гидрокостюмы и др. тканевые элементы сныряжения и
одежды необходимо хорошо просушить в течении 3-4 дней (например, на
балконе), особенно части из брезента. В противном случае к следующей
весне всё это может сгнить. После морского путешествия металлический
каркас судна необходимо промыть в пресной воде, иначе соль за год его
изрядно «поест». После просушки необходимо упаковывать судно всегда в
полном комплекте (!), иначе на следующий год за тысячи км от дома можно
обнаружить, что весла или, что хуже, шпангоута не хватает. Если судно
упаковывается на зиму некомплектно, необходимо прикрепить на упаковку
записку со списком недостающих деталей. И последнее - нужно поверить,
что эти «мелочи» очень важны.
В отличии от женщины, природа дала мужчине две головы и один рот для
того, чтобы он всегда думал вдвое больше, чем говорил (мужская
мудрость).
Подслушал у костра, записал и выложил на сайт - Поездник Сергей,
[email protected], Киев, июль 2008 года.
источник - http://www.poezdnik.kiev.ua/pamyatka/nepisano.html
Подписался, Джин.