Екатеринослав.


ХРАМЫ ЕКАТЕРИНОСЛАВА: 
ВОЗНЕСЕНСКАЯ (КАЗАНСКАЯ) ЦЕРКОВЬ 



Вознесенская (Казанская) церковь.
Фотография 1910-х годов. 
Находилась на пересечении улиц Михаила Грушевского (бывш. К. Либкнехта) и Игоря Сикорского (бывш. Тельмана). Район нынешнего тупика трамвая №4.


В конце XIX века на одном из главных холмов Екатеринослава, в районе улицы Старогородной (нынешняя Светлова), были распланированы новые кварталы. В новом районе, получившем название «Новые планы», начали интенсивно продавать землю под небольшие усадьбы. За десять лет внедрения «Новых планов» город разросся до вершины холма, в то время самой высокой точки в Екатеринославе (сейчас район тупика трамвая №4). Небольшие домовладения и усадьбы появились по обе стороны Казанской улицы (ныне ул. Михаила Грушевского (бывш. К. Либкнехта), получившей свое название от деревянной церкви Казанской Божией Матери. В 1840-х годах эту церковь из-за ветхости снесли, а на ее месте возвели каменную Троицкую церковь. 

Добираться до Троицкой церкви прихожанам живущим на холме было неудобно. И тогда в конце Казанской улицы, на тогдашней окраине Екатеринослава, было решено возвести храм Вознесения Господня, который в народе нарекли Казанским. В 1906 году губернский архитектор Алексей Миклашевский создал весьма оригинальный проект будущего храма. А уже на следующий год начали строительство одного из последних, и наверное, самого красивого из всех дореволюционных культовых сооружений нашего города. 

Первым внес пожертвования на строительство сам император Николай II. В числе меценатов были так же купец Мина Копылов, губернское и поветовое земства, и множество мелких благотворителей. Жертвовали на храм и обычные горожане. К 1912 году церковь уже возвышалась над городом. Сравнительно небольшой по размеру храм был достаточно высоким и имел сложный византийский силуэт. Крест над Вознесенской церковью оказался выше всех других зданий города. Еще через год в храме установили керамический иконостас сделанный в Московской мастерской Кузнецова. Однако, из-за хронического недостатка средств, заказать художникам настенную иконопись не смогли. Потому фрески заменили полотнами с изображениями святых и ангелов. Завершить все работы в храме так и не удалось, и церковь Вознесения Господня навсегда осталась недостроенной. 

По воспоминаниям долгожительницы, ученого, педагога, поэта и писательницы Галины Анненковой, Казанская церковь была очень красивая. Ступени храма были сделаны из розового мрамора, купола были голубыми, а отделка - позолоченной. Церковь любили не только местные жители, но и приезжавшие в наши края никопольские казаки. Рядом с храмом были ярмарка и скотный рынок, а в километре - ипподром. В дни больших православных праздников, особенно в празднование Казанской иконе Божией Матери, возле церкви проводились народные гулянья. Выставленные на улице столы накрывали белыми простынями, сервировали самоварами и вазами с фруктами и выпечкой. В такие дни у храма собиралось чуть ли не полгорода. 

В 1920-х годах Вознесенскую церковь закрыли. При этом большевики понятия не имели что с ней дальше делать. Из-за особенностей строения, для очередного пролетарского клуба она не годилась, а лишние склады в данном районе были ни к чему. Как оказалось храм не только не нужен, но даже мешает. Причина - первое в области асфальтированное шоссе, которое начали строить в 1935-м и закончили в 1936 году. Речь идет об участке Днепропетровск-Запорожье стратегической трассы Москва-Симферополь. Дорога из города на юг тогда начиналась от улицы Красной и проходила через улицу Карла Либкнехта, которая упиралась в Казанскую церковь.

Советские правители не стали делать дорогу вокруг храма, к тому же они были зомбированы изречением «Религия - опиум для народа», и считали, что даже лишенная креста церковь своим характерным силуэтом портит вид города, строящего социализм. Потому в 1935 году городская власть решила храм взорвать, а полученный кирпич использовать для строительства других объектов. 

Крепкое здание не сразу поддалось разрушению. Казалось, само небо встало на его защиту. По воспоминаниям Галины Анненковой, церковь взрывали в течение трех дней, но и это не дало желаемого результата. Прочные стены храма распадались не на отдельные кирпичи или небольшие фрагменты, а на большие куски. Некоторые непригодные к использованию обломки фундамента, обрастая травой и мхом, оставались в тупике трамвая №4 до 1960-х годов. И возможно, часть из них была использована при строительстве ремонтной ямы для трамваев, которые ходили от вокзала до конца Казанской улицы с 1907 года. 

Так в угоду социалистической индустриализации, большевики уничтожили Казанскую церковь. А наш город утратил оригинальное и эффектное сооружение. 

по материалам: 
eparhia.dp.ua

Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
9
предыдущая
следующая