Фаермарк Сергей: «прихватизатор», «смотрящий» и «слуга народа».
- 31.05.19, 13:34
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО: Сергей Фаермарк: «прихватизатор», «смотрящий» и «слуга народа». ЧАСТЬ 1
В 2004 году Фаермарк стал и.о директора харцызского ОАО «Силур» (второй украинский производитель канатов), которое объединили с ООО «Стальканатом» в ЧАО ПО «Стальканат-Силур». Ставшим монопольным производителем канатной продукции в Украине, под полным контролем Фаермарка, Немировского, Родина и Беккера. Все территории и здания одесского завода, оцененные в 10 миллионов гривен (при реальной стоимости не менее 100 миллионов, по ценам 2001 года) перешли в собственность «Стальканат-Силур», который затем объединили с предприятием «Стальметиз» Родина и Беккера. Большая их часть использовалась для производства, а остальные сдали в аренду коммерческим структурам, а том числе и собственным фирмам: ООО «Экология», ООО «Парус», ПКФ «Мост-мет», ЧП «Алимар», ЧП «Дис», ООО «Манар», ОАО «Одеснефтепродукт», ЗАО «Эвармет», ЗАО «Резон».
Известно, что в 2004 году ОАО «Силур» в Харцызске великодушно уступил Фаермарку и Немировскому главный олигарх Донбасса Ринат Ахметов, который счел это предприятие не слишком важным для себя. Но потом, спустя несколько лет, то ли сам Ахметов, то ли Юрий Иванющенко положили глаз и на Харцызский, и на Одесский канатные заводы. По крайней мере, так Фаермарк и Немировский объясняли внезапный «наезд» прокуратуры на их предприятие, происшедший в феврале 2012 года.
Тогда сотрудники прокуратуры, с поддержкой силовиков УБОП, провели обыски на самом заводе (в офисе управления), а также на квартирах его руководителей. Фаермарку, Немировскому и Шемякину «шили» статьи 191-5 (присвоение имущества в особо крупных размерах) и 218 (фиктивное банкротство) УК Украины. Кроме того, прокуратура получила данные из НГУ, позволившие ей начать расследование по подозрению в сокрытии прибыли и укрывательстве от выплаты налогов. Дело пахло жареным: Шемякина арестовали сразу, однако Фаермарк и Немировский получили предупреждение от знакомых силовиков, так что в день обысков они уже находились в Тель-Авиве. Немировский снял номер в гостинице «Sheraton», Фаермарк поселился на соседней улице. Более того, они вывезли с собою и свои семьи! Подчеркнем: это был уже второй раз, когда Фаермарк и Немировский бежали вместе со своими семьями (первый раз – из Кривого Рога), и на этот раз причина была уже совершенно очевидной. Кстати, это бегство в Тель-Авив раскрыло факт наличия у них второго гражданства (израильского).
Благодаря тому, что оба они были депутатами Одесского областного совета от оппозиционного «Фронта перемен», а Немировский даже являлся председателем его областной организации, то они сразу же обратились за поддержкой к лидеру блока Арсению Яценюку. И немедленно её получили, поскольку у Немировского уже тогда была репутация «кошелька Яценюка». Тут нужно отметить, что, по данным SKELET-info, Фаермарк, как бизнес-партнер и соратник Немировского, тоже являлся таким же кошельком – просто он обычно держался в тени своего компаньона.
Немировский, Яценюк и Фаермарк
на пресс-конференции по делу «Стальканата»
К защите Фаермарка и Немировского подключился всё руководство «Фронта перемен», включая лично Арсения Яценюка, также в деле принимал активное участие Геннадий Москаль. Делу сразу же придали политическую окраску. Сначала Немировский заявил, что «Стальканат» пытается отобрать у него Иван Аврамов, известный как «смотрящий по Одессе» от Юрия Иванющенко. Одновременно с этим, весь «Фронт перемен» настаивал, что это политическая атака на блок в преддверии выборов. Кроме того, Немировский обратился за защитой к неизвестным покровителям вне Украины, и тут имеется информация, что вопрос решался через «Хабад» и его связи в США. В общем, через два месяца все обвинения с них сняли, и Фаермарк с Немировским победоносно вернулись в Одессу.
«Смотрящий» за портами и янтарные схемы
За свою защиту в деле «Стальканата», Фаермарк и Немировский хорошо «отвалили» в партийную кассу Яценюка, так что он предоставил им проходное место №39 в списке объединенного блока «Батькивщина». Счастливый билет Немировский уступил своему компаньону, а сам остался в Одессе «на хозяйстве». Скучал он недолго: повторим, что весной 2014 года Турчинов назначил его губернатором, и если бы Немировский не засветился так на событиях 2 мая (к которым он имел прямое отношение), то он мог бы управлять регионом и подольше. Фаермарк же в Раде пристроился первым замом Комитета по вопросам промышленной и инвестиционной комиссии, а также вошел в комиссию по вопросам приватизации – что позволило ему впредь контролировать «проблемные приватизации», и не только защищать своё, но и участвовать в рейдерском захвате чужого. Но в самой Раде он появлялся редко, только по личным делам, а запомнился там своими часами «Franck Muller Long Island 1000SC» стоимостью 15 тысяч долларов.
Пока парламентская оппозиция боролась с режимом Януковича, Фаермарк занимался более важным для себя делом – брал под свой контроль одесские порты. По-настоящему это дело у него задалось после второго Майдана, поскольку окружение нового премьера Яценюка получило, в числе прочего, контроль над Министерством инфраструктуры и транспорта. На этот пост тогда назначили Максима Бурбака, близкого к Яценюку настолько же, насколько Игорь Кононенкоблизок к Петру Порошенко. Бурбак всего за полгода развел такую чудовищную коррупцию, что искоренить её полностью не удалось до сих пор. Помимо назначения своих людей на ключевые посты, Бурбак расставлял повсюду своих «смотрящих» — и одним из них стал Сергей Фаермарк, получивший на откуп порты Одессы.
Фаермарк продолжал контролировать порты и после парламентских выборов осени 2014-го, при новом министре инфраструктуры Пивоварове. Это объяснялось тем, что свою коррупционную деятельность Фаермарк осуществлял через Юрия Васькова, в 2013 году назначенного председателем ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ). По имеющейся у SKELET-info информации, после второго Майдана Фаермарк и Бурбак помогли Васькову остаться на этой должности в качестве и.о., а марте 2015-го выбили для него должность заместителя министра инфраструктуры, отвечающего за порты. Взамен Васьков должен был исполнять «просьбы», которые до него доносил Фаермарк.
О том, что Фаермарк «решает вопросы» в портах и берет за это взятки, потом прямо заявил другой заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, поведавший, что с Фаермарком его лично свел Максим Бурбак.
Интересно, что теперь Шульмейстер пристроился к команде Зеленского, куда намылился и Фаермарк, в то время как Бурбак является яростным противником нового президента Украины. Но это объяснимо: «Народный Фронт» раскололся, группировка Авакова, в которую входит Фаермарк, поддержала Зеленского, в то время как группа Яценюка остается за бортом.
Но вернемся к Одесскому порту «Южный». В конце 2016 года вокруг него разгорелся крупный коррупционный скандал, едва погашенный общими усилиями «Народного Фронта», но не забытый журналистами. Что произошло? Был объявлен тендер на проведение дноугубительных работ, размер фонда – миллиард гривен! И вот на них и позарился Сергей Фаермарк. Для осуществления схемы он привлек свою «команду» в составе: Юрия Наконечного (и.о. председателя АМПУ), Виктора Мигалатюка (зампред АМПУ по безопасности), Максима Широкова (начальника порта «Южный») и своего личного помощника по финансам Александра Лазанюка. Эти люди поспособствовали тому, чтобы тендер на проведение работа выиграла фирма «Jan De Nul». И вот тут с разоблачениями на трибуну вылез «правдоруб» Сергей Лещенко, который на самом деле лишь лоббировал интересы проигравшей конкурс компании «Van Oord», но, тем не менее, выложил скандальную правду.
Во-первых, оказалось, что «Jan De Nul» выиграл конкурс с нарушениями, поскольку предложила большую цену (989 миллионов гривен), чем другой участник (901 миллион). А во-вторых, победителем конкурса оказалась не знаменитая бельгийская компания, а её одноименная дочерняя фирма, открытая в Украине специально под этот тендер, и имеющая любопытный состав акционеров — в число которых входили кипрские оффшорные фирмы «Медит Консорциум» и «Хаворет Инвестментс» (второе нарушение закона), а также… Сергей Фаермарк! Который, видимо, получил свою долю в качестве «отката» за лоббирование интересов фирмы. Ему даже удалось назначить директором украинского представительства фирмы своего бывшего помощника Андрея Розова.
Скандал вышел громким, тендер отменили (в итоге новый тендер выиграла из Китая), в украинском офисе «Jan De Nul» провели обыск и изъяли подтверждающие документы. Фаермарк из-за этого потерял свой статус «смотрящего» за одесскими портами, поскольку своих должностей лишились люди, в свое время расставленные Бурбаком и Васьковым. Но зато сам Фаермарк отделался легким испугом – его вновь защищали соратники по партии, причем больше всех старался Антон Геращенко, который в запале «отчебучил», что мол, Кипр не является оффшорной зоной, а значит, закон не нарушался! Странно, что такую чушь «сморозил» советник министра МВД. Отметим также, что Геращенко – доверенный человек Авакова, а это значит, что уже тогда Фаермарк был членом его группы.
Но за поддержку группы Авакова нужно было чем-то платить (и что-то отчислять на синагоги тоже), и в поисках новых источников дохода Фаермарк обратился к добыче янтаря. В этом ему помогали нардепы из группы «Депутатский контроль» Максим Поляков и Виталий Куприй, которых Фаермарк использовал также в своей последней атаке в войне за контроль над портами. В частности, они организовали шумную компанию против нового министра инфраструктуры Владимира Омеляна, пытаясь переложить на него ответственность за коррупцию в порту «Южный». А когда Омелян назначил главой АМПУ латыша Райвиса Вецкаганса (с этого началась зачистка АМПУ от людей Факрмарка-Бурбака), то Поляков обвинил его в сотрудничестве с российской компанией. В общем, борьба была грязная и жесткая.
Однако затем Поляков сам стал объектом криминального расследования по т.н. делу «янтарных депутатов», вместе со скандальным Бориславом Розенблатом. Обоих лишили депутатской неприкосновенности и арестовали летом 2017 года, и тогда этот скандал еще питал слабеющую надежду украинцев на то, что борьба с коррупцией в Украине это не пустой звук. Надежда не оправдалась: Розенблат и Поляков в итоге вышли под залог, а их дело заглохло. Но что самое интересное, они так и не дали показания против еще одного фигуранта дела «янтарных депутатов» — Сергея Фаермарка, которого называли автором схем, по которым за «откаты» распределяли доступ к добыче янтаря. И не только схем: в феврале 2017 года группа нардепов из Одессы (Фаермарк, Чекита, Дейдей, Голубов, Фурсин, Пресман, Кивалов и др.) дружно не стали голосовать за законопроект о добыче янтаря, тем самым провалив его и сохранив царящий в этой сфере коррупционный хаос.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Коментарі
анонім
131.05.19, 16:30
Сейчас просто начнется передел, Беня с Корбаном знатные рейдеры.