хочу сюди!
 

Ксюша

44 роки, овен, познайомиться з хлопцем у віці 43-50 років

История общественно-госсударственного управления образованием

  • 18.10.17, 19:30

Во времена правления императора Николая I образование в империи окончательно стала сословной и полностью подконтрольной центральной власти. Государство регламентировало типы учебных заведений в соответствии с гражданского состояния лиц, обучающихся, содержание образования, формы и методы обучения, его средства, контролировала учебный процесс, поведение его участников, их внешний вид (введение обязательного униформы) и др. Государство, кроме прямого влияния на определение соответствия типа учреждения и гражданского состояния ученика, с 1845 начала осуществлять и косвенное влияние через дифференциацию платы за обучение в гимназиях. В том же году издано распоряжение о запрете принятия в гимназии детей купцов и мещан.

С 1835 было окончательно ликвидировано коллегиальное управление образованием. Все управленческие функции университетов отошли попечителям образовательных округов, которые руководили ими единолично. Усилились также требования к надзору за учебными заведениями, предусматривало их ревизии.

Такая ситуация в управлении образованием соответствовала форме тогдашней российского государства и политической ситуации - как внутренний, так и внешний.

Первый период в становлении феномена государственно-общественного управления образованием можно охарактеризовать как подготовительный (пропедевтический), поскольку общество в широком смысле, не было готово к взаимодействию с государством, а правительство предлагало такие формы призрения и благотворительности в образовании, которые могли контролироваться и регулироваться гоcсударством . Постепенное снижение интереса активной и зажиточной части общества к участию в развитии образовательных учреждений можно считать реакцией на авторитарную политику государства в сфере общественной жизни. Учительство в этот период еще не стало значимой силой, им не были выработаны общие позиции в отношениях с государством в деле образования и управления учебными заведениями, обусловлено рядом объективных причин: его малочисленностью, разобщенностью, наличием разного уровня образования и бюрократической подчиненности .

Н. Федорова отмечает, что на первом этапе было подготовлено социальную базу в форме образованной части общества, которое продемонстрировало пример организации попечительского, благотворительной деятельности в сфере образования.

Второй период - середина 50-х гг. - начало 90-х гг. XIX в. исследовательница делит на несколько этапов: 1 этап - 50-е - семидесятых годов. XIX в .; 2 этап - восьмидесятых гг. XIX .. Первый этап характеризовался подготовкой и проведением наиболее демократической реформы в системе образования России, ее широким всенародным обсуждением, публикацией замечаний и предложений по проекту нового Устава. Знаковым явлением стала публикация статьи Н. Пирогова «Вопросы жизни» (1856 г.), положившая начало широкой общественной дискуссии по проблемам организации образования в России, приоритетов и направлений реформы. Полем, на котором разворачивалась дискуссия, была отечественная литература, журналистика, в которой четко прослеживалось педагогическое направление.

В 1864 г.. Создаются земства, постепенно взяли на себя основные заботы о начальном образовании. К этому же периоду можно отнести появление первых признаков организованного общественно-педагогического движения, оформление которого в общественные и педагогические съезды, объединения и союзы произойдет на следующем этапе. С 1854 Ведомство Императрицы Марии Федоровны становится частью государственной структуры управления - IV Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, для управления Ведомством создается штат управленцев, а именно Ведомство первым начинает реализацию социально значимого образовательного проекта - создание женских Мариинских гимназий, которые во второй половине XIX в. были признаны лучшимив Европе.

Этот этап характеризовался широким дискуссии в обществе по поводу идеалов воспитания и образования, определение социальных приоритетов. Яркие примеры развития педагогических идей в этот период находим в публикациях Л. Толстого. Условия для развертывания государственно-общественного управления в образовании в этот период были благоприятными: политическая ситуация и правовые документы допускали определенную степень свободы; сформировался значительный слой образованного общества; вопросы педагогики и образования широко обсуждались в прессе; изменилось представление о миссии школы и учителя в обществе. Земские учительские школы и учительские семинарии подготовили значительное число профессиональных педагогов, создало основу для организации педагогических сообществ и проведение съездов для согласования позиций.

Как отмечает Н. Федорова, этап характеризовался небывалой ранее вниманием общества к проблемам образования на уровне частной и общественной инициативы. Активность представителей всех сословий русского общества в помощи школе и образовании была в это время в значительной, роль дворянства в этом процессе в первое десятилетие была основной. Новой формой благотворительности стало установление именных стипендий, которые с 1857 по 1877 год было более 2800, и общих пожертвований на народное образование около 10000000 рублей.

В конце 60-х и в 70-е годы активность достигает наивысшего уровня по всем направлениям благотворительной деятельности, было обусловлено стремлением Александра II в сотрудничестве с обществом по развитию образования и понимания большей частью общества значение образования как инструмента решения государственных социальных и экономических проблем. До конца

70-х годов наблюдается снижение числа частных учебных заведений за счет активной государственной деятельности по открытию государственных образовательных учреждений и ужесточения требований к деятельности негосударственных учреждений с целью повышения качества обучения и искоренения нарушений.

Такие трансформации расцениваются как результат взаимодействия государства и общества в сфере образования, поскольку происходит учета запроса общества на определенную форму образования и адекватное ситуации реагирования на это государственных структур.

Второй этап указанного периода связан с изменением внутриполитической ситуации и образовательных контрреформ.

С марта 1881 произошло стремительное падение активности общества в деле помощи образовании, которое продлилось до начала следующего десятилетия,

к новому подъему социальной активности, вызванного другими социально-политическими обстоятельствами.

Третий период, по классификации Н. Федоровой - начало 90-х гг. XIX в. - 1917 гг., Характеризовался обострением противостояния государственных структур и общественных организаций в плоскости: государственный контроль - общественная инициатива. Изменения в конце XIX - начале XX в.

в сфере школьного образования, как в наиболее значимой для общества звене образования, привели к активизации общественных структур, появления новых субъектов - родительских комитетов, элементов ученического самоуправления, «новых» школ, педагогических съездов и Всероссийского педагогического общества (1915 ), что обусловило затем появление Всероссийского учительского союза (УС). Министерство народного образования на этом этапе создавало различные комиссии по вопросам реформирования школы, трансформировало стиль и методы управления (что происходило с изменением министров), но структура управления системой отечественного образования оставалась постоянной, начиная с 1803 года. Это противоречие вызвало лишнюю бюрократизацию управленческого аппарата и тормозило процессы самообновления системы, не позволяя своевременно реагировать на образовательные запросы общества.

Учет этих запросов реализовали частные учебные заведения с использованием идей «новых школ». В начале 90-х годов XIX века общество постепенно нарастил финансовую поддержку школы, хотя этому процессу мешал экономическое положение страны, обнищание населения, голод

и эпидемии. Большое значение для либерализации общественной жизни, создания политических партий и союзов, которые также выдвигали образовательные цели, имел опыт первой русской революции. Обсуждение проблем образования перешло в плоскость политической борьбы, поляризуя общество. Профессионально-педагогическое сообщество, в начале третьего этапа заявило о себе как об общественной силу, в дальнейшем в логике политической борьбы распалось на узкие группы, на педагогических съездах выступали с разными по содержанию требованиями к правительству относительно школьного образования. Консолидирующим фактором в то время было общее понимание миссии учителя и активной участию в деле просвещения народа. Родительские комитеты, появились в 1905 году, в дальнейшем превратились в мощную силу, которая стимулировала разработку и продвижение реформ.

По проекту реформ министра народного просвещения России П. Игнатьева (в 1915 г..) Планировалось увеличить роль педагогических советов школ, создать органы школьного самоуправления и привлечь представителей родителей и общественности к управлению школой. В масштабной работе П. Каптерева «История русской педагогии», в которой впервые предложена периодизация процесса развития российской педагогики, говорится о церковном и государственном периоды, характеризующиеся прогрессивными достижениями в этой области благодаря активному участию общественности.

В период его деятельности на посту министра (1915-1916 гг.) Были значительно увеличены ассигнования на школьное образование, созванное два совещания попечителей учебных округов, на которых обсуждались вопросы реформирования образования. Февральская революция привела к созданию новых органов управления образованием, усиление внимания к высшей школы, к планированию кардинальных изменений в системе школьного образования, но ощутимых практических результатов в этом направлении в период феврале-октябре 1917 достигнуто не было. Отсутствие эффективного государственного управления в этот период не позволила реализовать в образовании положительный потенциал демократической общественности и профессионального педагогического сообщества.

Поскольку слом ХIХ и ХХ вв. в контексте исследуемой проблемы был насыщен важными событиями и ознаменовался выходом многих известных педагогических трудов, то считаем целесообразным обратиться к дополнительной периодизации этого этапа, предложенной в работах украинского ученого Л. Гаевский. Этот временной промежуток в соответствии с развитием феномена государственно-общественного управления образованием в диссертации «Развитие государственно-общественного управления общим средним образованием в Украине (вторая половина XIX - начало ХХ века)» исследовательница разделила на следующие периоды: I (1860-1865 гг.) - зарождения элементов государственно-общественного управления образованием; ИИ (1866-80-е гг.) - проведение контрреформы в образовании, централизация управления ею; ИИИ (конец XIX - 1904) - период усиления государственных элементов в управлении школьным образованием; IV (1905-1917 гг.) - волнообразное движение от жесткой централизации к невиданной активности общественности в управлении образованием; V (1917-1920 гг.) - период поиска оптимальной модели государственно-общественного управления общим средним образованием.

1

Коментарі