Часть 4. Саянские зарисовки. Китой.

  • 25.12.10, 23:13
            Ну вот, я и вернулся из Крыма. Люблю зимнюю Алушту. Чисто, малолюдно, не суетно, приветливо, тепло…Но возвращаться домой всегда нужно. Тем более – праздник на носу. А дома все так же пасмурно, серо, холодно…Да и
заботы всякие, суета. Да ну их... А я продолжу.……………………
          
 

            Ночь выдалась довольно холодная. Перемерзли мы не слабо. После этого похода мы с сыном довольно
тщательно пересмотрели свое снаряжение. Хоть и лето, а все-таки - Сибирь. Вернувшись с Китоя - «выбросили»
почти новые (очень похожие на настоящие), купленные накануне похода в киевских спорттоварах разрекламированные
рюкзаки по 80 литров и заказали в спецфирме, в Питере, другие, настоящие,  по 120 литров, которые на сегодня
выдержали уже по шесть серьезных путешествий. И, конечно, спальники поменяли . Мы перед походом купили
списанные НАТОвские спальники и коврики. Коврики – просто находка. Спать на них можно на кочках, камнях, снегу.
Они не горят, не рвутся, не уплотняются.  Спальники то же были очень интересной конструкции и неплохого качества,
но, видимо, предназначенные для теплых ночевок на океанском побережье. В дальнейшем мы к ним приспособились
все-таки, но больше в окрестностях Днепра, а в Саяны -  не брали.
            Наверное, ночью было ниже нуля, а как появилось солнышко – все ожило. Объявились шмели, какие-то
бабочки. Часам к девяти стало так жарко, что ходили уже в плавках. Начался «стапель».



            Для постройки «рамы» катамарана-четверки  нужно десять жердей, толщиной чуть тоньше запястья руки. Их
вырубают из сырых, растущих деревьев. Подходит не всякое дерево. Хороши - лиственница, кедр, похуже - ель.
Совсем плохо – береза. В горах, выше полутора тысяч метров, растет почти только лиственница. Дерево гибкое,
красивое, очень смолистое.  Заготовкой жердей – для «продолин» и «поперечин»  рамы обычно занимается кто-то
«сноровистый» и бывалый из экипажа. Дело ответственное. Сделаешь жерди  тоньше нужного – подведут – лопнут или
переломятся где-нибудь в пороге. Сделаешь с запасом излишним – толще и тяжелее – катамаран станет тяжелым.
Будет труднее управляться. А при обносах или проводке сил потратишь больше. Так что выбирать деревья для «рамы»
приходится тщательно.  Потом, всей командой их «ошкуривают» - снимают кору до древесины, зачищают сучки и
определенным образом подвязывают на раму гондолы катамарана. Гондола состоит из прочной оболочки – «шкуры» и
легкой надувной внутренней части – баллона, вставляемого в шкуру. Конструкция не хитрая, довольно технологичная и
ремонтопригодная. Везти с собой готовую раму громоздко и не удобно. А тут – срубил, сделал – поплыл. Жалко,
конечно молодые лиственницы, но это капля в море для тамошней тайги. Да и в паводок деревьев гибнет много
больше. Закончился поход – тут же «антистапель» - разобрал раму, высушил баллоны и в рюкзак их. А жерди с
удовольствием местное население в хозяйство разберет. Потому как обычно походы заканчиваются где-то около
населенных пунктов внизу на реке.




            Итак – стапель был в самом разгаре, когда выяснилось, что наш руководитель забыл дома, в Днепропетровске, баллоны для своего ката- «двойки». «Картина маслом»- как говорил зам. начальника Одесского угрозыска в
небезызвестном фильме. Баллон – особо ответственная деталь. Должен быть прочным, легким, удобным для быстрого
«поддувания», при необходимости. Его-то и в городе – найти, выбрать материал нужный, выкроить-склеить – проблема
не малая. Командор на глазах стал "каменным" и «серым». И все-таки, общими усилиями нашли выход. Командор
вернулся к дороге, дождался каким-то чудом попутной машины с рудников и уехал в самый большой бурятский
поселок на трассе - Монды. Там, каким-то чудом, купил полиэтиленовый рукав, нашел машину и вернулся в наш
лагерь. На все потратил меньше дня.
            Я же в этот «стапель»,  все утро занимался рыбалкой. Ребята поняли, что «дорвался».  И не потому, что «сачковал». В походе  хороший рыбак – человек не только штатный, но уважаемый и полезный команде. Да вообще, в серьезном походе и команды обычно – серьезные. Там не принято считать, кто - чего больше сделал, кто - меньше.
Каждый, когда нужно спешит подставить плечо и первым взять на себя бОльшую нагрузку.
            За что еще люблю я такие не простые походы, что люди там чаще всего – настоящие. «Гнильца» сразу
«вываливается» наружу и никуда ее не спрятать.  Первый же поход станет последним. Тебя больше никто и никуда не
пригласит. Правильно пел Высоцкий.  «Ты его не брани – гони..».
            Интересное это занятие – рыбалка в самых верховьях. И даже не столько тем, что можно поймать что-то
стОящее. Река тут красивая, чистая, быстрая. Еще маловодная, узкая и не глубокая. Растительность по берегам
интересная. Заросли ревня и  высокого, темно-

зеленого колючего, то ли кустарника, то ли кактуса. Высокие, до двух
метров, слабо ветвистые стебли, укрытые маленькими продолговатыми листочками. Снизу стебель древовидный,
покрытый как пальма каким-то волокнистым ворсом и утыканный огромными, с палец длиной, твердыми  и острыми
иголками. Как у огромного кактуса. Верх растения – посветлее и травянистый. Уже вечером бывалые ребята рассказали
мне, что это так называемый «верблюжий хвост» или «бурятский жень-шень».
            В таком изобилии, как в верховьях Китоя  я больше нигде и никогда не встречал это растение. Вечером же мы
заварили из зелененьких молодых верхушек этого «хвоста» замечательный чаек. Говорят – исключительно полезный
напиток. Да еще под огромным звездным небом, у костра в кругу друзей.



(продолжение следует).

Часть 3. Саянские зарисовки. Китой.

  • 14.12.10, 22:02
           Недели две не будет меня в Инете. Потому решил еще одну страничку запостить тут. Ну а вернусь - продолжу . ................            Постепенно долина сужалась, забираясь вверх и уступая место тайге. Потом вошла в предгорье. Остановились. Какой-то пропускной пункт со шлагбаумом и двумя бурятами в камуфляже. Ребята не злые, хотя и слегка выпившие. Что-то охраняют и куда-то не пускают. Пять минут переговоров и килограмм экзотики (сарделек из Иркутска) дело решили. Через какое-то время - снова остановка. Въехали в маленькую бурятскую деревню. Время обеда. Наш шофер проголодался. Решил поесть. Ну и мы с ним.  У дороги изба с навесом. Придорожное кафе. Над дверью самодельная надпись «Позы, соки». Сок - как и у нас - из пакетов. А «позы», как оказалось - национальное бурятское блюдо. Нечто среднее между пельменями, мантами и хинкали. Сочная рубленная говядина с луком и сливочным маслом в тонком тесте в виде таких небольших мешочков. То ли отваренная как пельмени, то ли на пару приготов- ленная.  А может еще как-то. Готовят позы  в деревнях весьма вкусно. Продукты натуральные, порции большие. Нам всем очень понравилось. Кстати пришелся и копченый омуль. В общем – пообедали на славу.             И снова в путь. Дорога круче стала забираться в горы. Виды – как в Крыму. Только все много мощнее, грандиознее, масштабнее. Вдоль дороги, глубоко в ущелье шумит Иркут. Горные склоны сплошь покрыты лесом. Кедр, лиственница, иногда елка. Редко – береза. Остановились у водопадика. Отдохнуть, попить водички. Традиционная остановка всех проезжающих. Не мощный. И метров 40 всего, водопадик.  Уступами падает откуда- то сверху. Тут же место ритуального поклонения бурят. «Бурхан» называется. Нужно спрыснуть водкой землю около камня, оставить что-то возле него, иначе, говорят, дальнейший путь не сложится нормально. Традиция такая бурятская. Благо – водка у них всегда с собой.             Буряты традиционно считаются буддистами. Но буддизм у них (по-крайней мере в глубинке ) несколько особый. Очень велик «налет» шаманизма. На горных  и таежных «летниках» и «заимках» – вообще традиционный шаманизм. Про шаманов буряты, да и тувинцы, рассказывают немало интересного. Нечто, сродни народным сказкам. И утверждали, что сами были свидетелями чудес. Но нам шаманы как-то не встречались. Потому  просто послушали, да культурно по улыбались в ответ.             Мы оставили у бурхана по конфетке и мелочь кое-какую. Что бы бурят не обидеть.Водки с собой не брали, потому обошлись без вспрыскивания. Ну, а на память, и по примете я бросил в ущелье, в воду Иркута монетку. С тех пор каждый год, проезжая мимо этого места,  всегда, по глупой традиции,  бросаю в ущелье монетку. Пытаясь докинуть до воды. Что бы вернуться сюда опять. И всегда возвращался. Уже много лет.  В 2008-м наш путь не лежал по этой дороге. И монетки не было. Ну и с того же года я не видел Саяны.             Еще несколько часов езды и летнее солнышко начало спешно прятаться за тучи. Пошел дождичек. Да и вечерело. Пора было и об ужине подумать и о ночлеге. К этому времени истоки Иркута остались позади и мы уже ехали вдоль какой-то другой реки. Свернули в сторону берега. Быстро, под дождем развели костер. Поставили палатки Дежурные  что-то там оперативно приготовили. Поели – и спать. А с утра – снова в дорогу. Ехали не быстро. Не асфальт. Потому – долго.             Мы поднялись довольно высоко, выше 1000м  и уже ехали по горному плато, изобилующему живописнейшими озерами и поросшему какой-то низкой, на вид – травянистой, растительностью.  Таких пейзажей мне еще видеть не приходилось.  Нечто нетронутое, грандиозное и вечное. Время куда-то провалилось. Осталось лишь ощущение причастности к этому «космосу».              Время же шло своей чередой и притащило за собой быстрый в горах вечер. Мы свернули с дороги куда-то вправо и, проехав несколько сот метров, остановились. Совсем рядом, за деревьями  слышен был шум воды.  Где-то тут, вытекая из россыпи горных озерков, струясь вниз по камням и берет начало Китой.              Автомобильная часть путешествия закончена. Дорога же потянулась дальше в горы – на золотые рудники или россыпи – уж и не знаю что там. Наверное, все-таки россыпи. Как-то в тайне все держится. «Золотари» следят за дорогой, подсыпают, где обвалилась ли размыло,  убирают остатки камнепадов. Видать стОит того их работа. Если бы не они  – не забраться было бы так далеко на машине. Так что тут нам повезло с «заброской». Не часто бывает такое везение, когда хочешь попасть в верховья интересной реки.              Пока окончательно не стемнело,  успели разгрузить наш ГАЗик. Палатки ставили уже по темному. Насобирали каких-то дров - приготовили ужин. Поели. Водитель с нами. Залезли в свои спальники и на нас обрушилась всеми своими огромными и колючими звездами первая в моей жизни походная Саянская ночь. Сказка продолжала сбываться.               Утром и весь следующий день предстоял "стапель" - постройка наших судов для сплава – катамаранов. Ну а пока – спать…

(продолжение следует)

Часть 2. Саянские зарисовки. Китой.

  • 12.12.10, 18:55
        

         Сегодня выходной. Есть время еще страничку написать. Хочу еще заметить,  что я иногда буду несколько

"углубляться" в разные аспекты походов. Именно в  те, что интересны мне. В том числе и из-за этого я езжу так далеко.

Среди них и рыбалка.  Если кому рыбацкие "тонкости" не интересны - просто пропускайте  такие абзацы. Итак,

продолжим...

          Перед тем, пока наше «руководство» искало машину и долго торговалось с  водителем об условиях доставки, мне удалось совсем рядом с вокзальной  площадью, на замусоренном, заросшем бурьяном и буйной зеленой порослью клочке земли, обжитом и обихоженом постоянными вокзальными обитателями,  накопать банку весьма приличных земляных червей для будущей рыбалки.

           Эту-то рыбалку я и ждал как свершения некоего чуда. Сибирский  хариус,  ленок, таймень… Одни названия этих

рыб завораживали и вызывали внутренний  трепет. Столько было перечитано,  передумано, «перемечтано».

            По правде сказать – хариуса ловить мне приходилось уже. И даже не мало.В своих скитаниях по «северам» (Северный Урал, Архангельская и Вологодская области). Ловил в основном, в проводку, на поплавочную удочку, на земляного красного червя, немного -  на «кораблик» и совсем мало – на блесну. Потому и «упор» в сибирской ловле хотел сделать именно на испытанную  ловлю удочкой. Червей, по той же причине, накопал с запасом.             Путь наш пролегал от Иркутска, через широко известный в кругах туристов  поселок Слюдянка на Байкале, по Тункинской  долине до последнего перед  границей с Монголией, бурятского поселка Монды. От него, по дороге, построенной  золотодобытчиками, нас должны были завезти в самые истоки Китоя. Водитель, иногда промышлявший тем, что возил туристов, дорогу  знал, и тут проблем не ожидалось.              К Слюдянке доехали довольно скоро. Да и не далеко это от Иркутска. Придорожный базарчик встретил обилием легендарного байкальского омуля. Вяленый, соленый, копченый. Особенно хорош и аппетитен был горячего копчения. Тут же было съедено по паре рыбок и закуплено около трех десятков впрок, на будущий обед. Омуль – рыбка не крупная. Самая товарная – 200-250 граммов весом. Аналогов в нашем европейском ихтиологическом мире я не знаю,  однако по вкусу и виду очень напоминает хариуса. Правда, хариус бывает крупнее. Мне пришлось, уже много позже, на реках Дотот и Билин ловить экземпляры до 2 кг весом. Судя по обилию омуля на рынке, недостатка в нем местное население не испытывает и ловится он не плохо. Тут же, в Байкале.                              Дальше дорога медленно заползла на какой-то лесистый перевал и так же медленно спустилась в красивейшую и живописную зеленую Тункинскую долину.                 Саянские горы – это массив хребтов, разделенный долинами рек. Некоторые из этих хребтов иногда называют еще "гольцами" из-за отсутствия на них леса. Так вот – Тункинская долина лежит между двумя грядами гор – Тункинскими и Китойскими гольцами.Ширина ее, по моим прикидкам, достигает километров до двух-трех, а то и более,  длина же – километров двести, наверное. Гольцы местами покрыты снегом. За ними, в туманной дымке, видны вершины других каких-то хребтов. Всюду вокруг, куда ни взгляни – горы. По долине же, довольно сильно петляя, течет река – Иркут. Долина покрыта изумрудной, сочной  зеленью, жаждущей успеть порадоваться короткому  и разножанровому сибирскому лету. Летом - влаги и солнца тут в изобилии. Множество маленьких рек и речушек, пополняющихся талыми снегами и частыми тут дождями.           Летняя погода в долине может меняться несколько раз в течение часа. То низкие тучи с холодным дождем и даже снегом, то теплое солнышко. Необычайно красивое, с разными оттенками синевы небо. Редкие деревья или островки леса. На всю долину – несколько небольших бурятских поселения. Низкие, темно-серые рубленые избы разбросаны по устьям притоков Иркута.              Аборигены-буряты промышляют скотоводством. Коровы пасутся почти по всей долине. Похоже, что они предоставлены сами себе -  почти круглый год. Это, видимо, мясной скот и «ловят» их по необходимости, хозяева. Потому как не очень понимаю, как можно их собрать хотя бы за неделю с такой огромной территории. Хотя, сам видел, есть отдельные молочные стада, которых пасут и содержат традиционно. Потому и рацион  у бурят главным образом состоит из того, что дает корова, плюс еще хлеб да чай. Про чай рассказ особый. Ну и водка, разумеется.  Куда ж без нее? (продолжение следует)

Часть1. Саянские зарисовки. Китой.

  • 11.12.10, 20:41
           Сегодня меня пригласили (точнее, я сам напросился) в сообщество "Водный туризм для всех". Этому увлечению мною отдано много и времени и сил и желаний. Да почти с тех пор, как себя помню. Не мало пришлось проехать, пройти, проплыть. И не только по Украине. Карелия и Кавказ, Северный Урал и Беломорье. Ну и конечно, Саяны.            Время проходит и многие, даже самые яркие и интересные события стираются из памяти, уступают место  новым впечатлениям и эмоциям. И потому хотелось бы оставить в строчках то, что удалось когда-то увидеть, пережить, пройти. Тем более, что такие путешествия выпадают весьма не часто и не очень многим людям.            Я пишу специально для тех, кому подобные увлечения близки и интересны. Потому, наверное излишне подробно. Буду выкладывать тут свои воспоминания понемногу. Если рассказанное мною покажется кому-то интересным - буду рад. Ну а нет - заранее прошу у Вас прощения за то, что занял Ваше время тем, что Вам не интересно.            Наверное, следовало бы для начала рассказать, что же это за место такое – Саяны. Что там вообще есть и для чего мы туда ездим. Скорее всего, такой общий экскурс был бы не безынтересен и мог бы стать темой отдельного очерка. Однако, я,  все-таки,  не стану углубляться сразу в  эту тему, а, постепенно, в ходе изложения буду иногда, фрагментиками, ее касаться.

                                                           Китой.

            Итак, год 2000-й. Июль. Сбылось. Загадочная, фантастическая, почти нереальная, манящая  со школьных лет, неизвестная «страна» – Саяны, похоже, совсем скоро станет реальностью. Уже куплены билеты на поезд до Иркутска. И такие приятные и хлопотные сборы занимают все свободное время этих последних дней ожидания отъезда.             Мы едем на Китой. Об этой реке я читал и знал не много. Разве, что слышал про легендарные среди туристов бывшего Союза «Моткины Щеки». Каньон со сложными порогами в среднем течении Китоя. Да и то, пожалуй, знал лишь это название. И совершенно не представлял, что это такое. Маршрут пятой категории сложности. Выше только шестая, где, собственно, о сложности и говорить не приходится. В шестой все просто: пронесет – не пронесет. Да и «шестерочных» рек, даже на территории бывшего Союза – очень не много. Одним словом – началось! Группа – восемь человек. Туристы из Днепропетровска. Шестеро мужчин и две женщины - Тоня - жена Валика (нашего командора) и Ира – жена Андрея – правого рулевого нашего экипажа. Из судов – у нас один катамарн – «четверка» и два катамарана – «двойки». В группе и я со своим, тогда еще 16-ти летним сыном – Санькой. Нас взяли так называемыми «процентниками». Точнее даже не меня, а моего Саньку. У него-то вообще не было никаких знаний и опыта, ну, а я хоть представлял себе, на что мы идем. Ребята в группе, в большинстве своем,  были достаточно опытные в технике сплава. Мой же технический опыт – существенно слабее. Из более-менее серьезных рек была разве что только весенняя, майская Кура, в ее верховьях в далеком семьдесят четвертом году. Да и то – на байдарке. Все же остальное, хотя и давало определенные туристические навыки, и даже не плохой опыт таежных похождений, практически не имело отношения к технике водного сплава и прохождению серьезных препятствий. Китой «окунул» нас в этот опыт «с головой».             Четверо суток в плацкарте от Москвы в веселой компании и с Бориной гитарой пролетели легко,  и в погожее летнее утро нас уже встречал старинный вокзал Иркутска. Кованые фонари, имперский стиль.                Навеяло…Декабристы,генерал-губернаторы, фельдъегеря, столыпинские вагоны. Давно ушедшая страна и эпоха. Немного грусти о прошлом и радости за то, что все же удалось увидеть воочию малюсенький кусочек Великой истории. Что тут поделать? Где-то очень глубоко в подсознании во мне живет монархист и имперский подданный.             Дальше предстоял долгий путь на машине, которую, в свою очередь, нужно было где-то раздобыть. Для восьми человек с нашим грузом подходил только грузовик. И, по причине четырех сотен километров пути, желательно, крытый. Этот вопрос, вскоре,  был решен и мы, погрузив свой внушительный багаж и самих себя в обитую изнутри алюминиевыми листами будку ГАЗа, где-то к обеду тронулись в дорогу.

(продолжение следует)


0%, 0 голосов

100%, 15 голосов
Авторизируйтесь, чтобы проголосовать.

Просили слово замолвить о Копернике. Попробую.

  • 04.12.10, 17:20

Сразу перейду к главному. Коперник – мыслитель, начавший ПЕРВУЮ ВЕЛИКУЮ революцию в астрономии,

в корне изменившую и всю физическую картину мира. Т.е. плавно перешедшую в универсальную революцию

в мировоззрении .  Он не гипотезер- фантазер, как пишет уважаемый Крик. А именно УЧЕНЫЙ.  Тому масса

доказательств. Не стану углубляться в то, что Коперник не на пустом месте возник.

ПЕРВОЕ. Он, как и водится, «стоял на плечах гигантов». Птолемей, Аристарх Самосский, пифагорейцы. Последние то же «заикались» о подвижности Земли. Их  труды, если верить исследователям,  Коперник изучал.  И даже в подлинниках.

ВТОРОЕ. Свои исследования и расчеты он проводил, следуя ПРАКТИЧЕСКОЙ целесообразности оных.

В тот период была ОСТРАЯ потребность в более точных таблицах движения небесных тел. Поскольку это,

во- первых, был единственный способ нахождения долготы в длительных морских путешествиях. А во-вторых

– этого требовали даже чисто церковные проблемы уточнения календаря. Никейский собор еще в IV веке закрепил

календарную дату весеннего равноденствия (тогда это было 21 марта) за христианским праздником Пасхи.

К XVI веку эта дата отставала от действительной даты уже на ДЕСЯТЬ дней.

 ТРЕТЬЕ. Как настоящий ученый, Коперник сумел преодолеть тогдашнюю косность и догматизм гомоцентрического  мировоззрения (поддерживаемого церковью) и предложил новую «гелиоцентрическую» теорию. Причем теорию  математическую. Т.е. формальную. Истинно научную. Что и нашло отражение в одном из ВЕЛИЧАЙШИХ ТВОРЕНИЙ  человеческой мысли – «Николая Коперника Торунского. О вращениях небесных сфер. Шесть книг».  Суть работы в том, что в нее был положен принцип, обратный гомоцентризму. Коперник, как и водится настоящему ученому, а не околонаучному религиозному «романтику», сумел  обоснованно и корректно ограничить предметную область своих исследований. Это на долгие годы вперед позволило людям, используя теорию Коперника, получать  УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЕ НА  ПРАКТИКЕ  результаты  в тех или иных видах деятельности (например, в мореплавании).  О сути теории говорить не стану. Не в ней дело. ЧЕТВЕРТОЕ. Опять же, как и принято в науке,  были попытки истолковать революционную теорию ее собственной  целесообразностью. В результате появилось и  распространилось мнение, что и для самого Коперника главной целью  была замена геоцентризма на гелиоцентризм. Такое бывает не редко. ПЯТОЕ. И снова, как и надлежит быть в настоящей науке, новые исследования существенно упростили то, что ранее было и казалось сложным. Система Коперника была проще системы Птолемея. И это очень повысило ее ПРАКТИЧЕСКУЮ ценность. На ее основе и простоте были созданы т.н. «Прусские таблицы» Рейнгольда. Это, в свою очередь, позволило уточнить длину тропического года и провести в 1582 году РЕФОРМУ КАЛЕНДАРЯ.  Был введен НОВЫЙ ГРИГОРИАНСКИЙ СТИЛЬ. Да-да. И это то же благодаря Копернику, а не папе римскому. И теперь уже преимущества теории Коперника, как и водится в науке, стали рассматривать с практических,  утилитарных позиций. Но и собственная целесообразность,  и исключительная практичность – оказались иллюзорными. Копернику удалось, намного опередив свое время, воссоздать логическую простоту и стройность планетной теории (у Птолемея число гомоцентрических сфер доходило до восьми десятков, движение планет представлялось с помощью нескольких равноправных независимых математических моделей – «во, блин, загадка для детей…»). Прежде отсутствовал единый принцип, позволяющий объяснить, по крайней мере, основные закономерности в  движениях планет. Прежде нарушался один из главных принципов природы: «природа не терпит лишнего». Коперник впервые за всю историю изучения неба сделал обоснованный вывод о действительном расположении планет в Солнечной системе и получил весьма точные относительные расстояния планет от Солнца (в расстояниях Земля — Солнце, т. е. в астрономических единицах, выражаясь современным языком). Не стану углубляться в скучную теории далее. Ежели кому-то нужны будут более конкретные, точные и даже фактографические фрагменты теории – попробую нарыть.          Не хочу сказать, что за Коперником была какая-то главная и незыблемая истина.  Нет. В науке такое не принято. Но серьезный шаг вперед  – налицо. А «поднявшись на его плечи» далее взглянули и Бруно и Галлилей.

И замечу , что тут и не «пахнет» никакими фантазиями или не научностью, за что, по Крику, церковь "мягко

сетовала" Копернику. И всякие "эксперименты", которые, по Крику. проводила церковь в подтверждение или

опровержение теории Коперника - это опять же околонаучная религиозная возня. Церковь просто 

не понимала ничего, но была начальником. И как следует для недалекого начальственного самодура – преследовала

все то, что не понимала. Разными методами. Хотя и не без приятности осознавания себя "начальником" всей науки.

имело, конечно, место.  Но это то же НЕ нонсенс.Так всегда было. И так есть. 

            В свою молодую бытность в науке мне пришлось побывать под началом похожего начальника.  Вовне – это большой руководитель серьезного научного направления, "владеющий" глобальной стратегией развития. А внутри- обыкновенный недоучившийся самодур. Никого не виню. Не добрых людей нет. Просто иные из нас мало учились. Ничего не ново под луной.            И пару слов о «никаком»(по Крику) Джордано Бруно.            Итак. По Копернику, центром вращения стало Солнце.  В принципе,  это не только верно для конкретного наблюдателя, но и оказалось полезно для людей. С практической точки зрения.  Но Солнце не уникальное тело. О его тождественности со звездами догадывались еще в древности. «Освобождение» центра вращения от его  «единственности» -еще более освобождало человеческую мысль для дальнейших сравнений и обобщений. Это и сделал Бруно. Он объединил идеи Коперника с идеями Николая Кузанского об изотропности и безграничности Вселенной и пришел к построению концепции о множественности планетных систем в бесконечной Вселенной. И это подбросило не последнее полено в инквизиторский костер.  Ну что ту поделать? Как еще можно отстоять идеологию и самые  лучшие человеческие устремления к познанию самого себя и Бога? Тут я с Криком, пожалуй,  соглашусь. Как и с В.И.Лениным. Только массовые расстрелы спасут революцию. Про Галлилея не стану слово вставлять. О нем еще А.С.Пушкин замолвил. Задолго до нас, нынешних.  И напоследок. Крик хороший человек и друг мне, но как когда-то сказал один мудрец "Крик, конечно друг мне, но и истина то же не мало стоит".

В продолжении темы «о язычестве, христианстве и «истинной вере».

  • 19.10.10, 00:24
         При обсуждении прошлой моей заметки я обещал мои друзьям, что вернусь к этой теме и подробнее расскажу о некоторых аспектах «крещения» Руси. В той своей заметке я сознательно "сглаживал" некоторые "острые углы", дабы выдержать весь текст в одной эмоциональной концепции. Здесь же я попробую расставить некоторые акценты, в соответствии с тем, как мне видится этот вопрос сегодня. Следуя требованиям жанра изложения я старался быть максимально лаконичным и терпимым. Удалось или нет - не мне судить. Опять же оговорюсь, что все нижеизложенное представляет собой мое личное видение, не претендующее на какую-то особую истинность, научность или историчность. Если кому-то эта заметка покажется излишне заумной или напротив - примитивной, обидной или тенденциозной - не судите строго. Все мы -  человеки и можем ошибаться.  Заранее спасибо за Ваши комментарии. Всегда им рад.
        
[ Читать дальше ]

Об эволюции, Вере и атеизме.

  • 20.05.10, 12:53
      Заметил я, что тема существования Бога и производные от нее не оставляют равнодушными уважаемых блоггеров. Причем спектр взглядов на эти темы весьма широк и разнообразен. Многим из нас в комментах не всегда удается толково пояснить свои мысли. Из-за нехватки места ли, в силу ли экспромтного их характера и широты дискуссии.

Я весьма далек от проблем биологии и биофизики, но мне представляется, что любая, самая примитивная и наивная "теософия" самого дикого племени БОЛЕЕ РЕАЛИСТИЧНА, чем фантастическая цепочка случайностей, приведшая к возникновению ДНК из кремнийорганических молекул. И, уж, тем паче - чем создание до сих пор не понятного механизма построения трехмерных организмов по образцу ДНК.

    В студенческие годы я изучал на мехмате теорию вероятности и математическую статистику. Возможно, был я не очень примерным студентом, и потому не могу понять, откуда  такое множество случайных сочетаний инертного элемента - кремния? Но одной кремнийорганической молекулой дело случая не обошлось. «Случайно» должны были зародиться мириады таких молекул. Потом они так же «случайно» должны были эволюционировать в вирусы и клеточные организмы. Так же «случайно» сформировался невероятно сложный механизм ДНК. И по какой-то счастливой «случайности» он стал универсальным для всего живого. Перечень «случайностей» можно продолжать долго: - формирование механизма синтеза белков; - сворачивание их молекул специальным образом; - появление в живых организмах механизма контроля сворачивания белковых молекул и распрямления «неправильных» для повторной попытки сворачивания; - появление гемоглобина, окисление его атома железа в легких и «почему-то» отдача кислорода возле каждой клетки организма;      И это за «какие-то» двести миллионов лет, при минимальном тогда количестве живых клеток, происходило совершенно фантастическое, неправдоподобное число мутаций. Даже если не учитывать параллельную эволюцию из нескольких первых кремнийорганических молекул (почему из всех них получились одни и те же виды?), речь идет о квадриллионах ТОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ мутаций - невообразимом числе.      Почему же теперь, при исторически гигантском числе видов, даже в свободных от человека зонах, не происходит постоянного появления новых видов? Если эволюция создала «из ничего» миллионы видов еще пятьдесят миллионов лет назад, сколько же их должно создаваться в кишащих жизнью лесах Амазонки? Однако новообразованные виды обнаруживаются только у вирусов.  Да и эти мутации - вовсе не стабильны.      Квадриллионы мутаций, приведшие к появлению сотен тысяч типов ДНК высокоорганизованных живых существ, миллионов организмов и растений, представляются значительно менее достоверным событием, чем  правдоподобность любой теософии. Тем более, принимая во внимание сложность этих организмов, которую еще далеко не удалось раскрыть даже современной цивилизации.      Если верить астрономам и физикам - в космосе есть множество планет, на сотни миллионов лет старше Земли. И если допустить, что на какой-то из них существует разумная жизнь, она в своем развитии должна была стать не сопоставимо выше земной. Ведь только несколько тысяч лет отделяют нас от пещерных людей. Каков же уровень цивилизации еще через миллионы лет развития? Отсутствие же в космосе каких-либо следов организованной жизни (по крайней мере точных фактов такой жизни мы пока не имеем) приводит к мысли об исключительности человечества. Лично мне жаль, если мы одиноки в космосе...Существование Бога так же эмпирически не доказуемо, как и отсутствие Его существования. Атеизм есть таким же предметом веры, как и религия. Посему, думаю, чрезвычайно не просто, если вообще возможно или нужно что-то кому-то доказывать в этих вопросах. Тут каждый из нас сам себе и хозяин и судия.        Не помню где прочел, но понравилось: "Верите ли в Бога, капитан?...Я?..(громко отрыгнул и сплюнул)...ухмыльнулся, - а на кой? Потом немного задумался и добавил, хотя, ... если сильный шторм..."(с)     Вот и мы... P.S. Кое-что из изложенного было заимствовано мною из книг или цитировалось по памяти. Но все мы, так или иначе, "стоим на плечах гигантов".

Немного о язычестве, христианстве и «истинной вере».

  • 02.10.09, 14:33
           Хотя не так уж и не много. Но если интересно – наберитесь терпения. Тут на днях один мой хороший знакомый прислал мне GPS- координаты древне-славянского Перунова Капища. Оно находится совсем недалеко от города. Как ни странно – весьма не плохо сохранилось и не часто посещается людьми. Однако, вполне вероятно, что в связи с быстрым ростом современных новостроев оно довольно скоро будет уничтожено. Потому хочу съездить туда в ближайшее время.

Подобные «места силы» всегда привлекали людей. Как, собственно, и сама тема духовного пути нашего. Даже на не самом «затейливом» нашем сайте тема христианского Учения и подвизающихся на этом «деле» религий весьма заинтересовала блоггеров. Что показывает хотя бы перевалившее за тысячу число комментов в блогге «Krik-а”. посвященном среди прочего и отлучению от церкви Л.Н.Толстого. Хотя, в то же время, был слегка удивлен, что тема распятия Христа, предложенная не так давно «Sergo 28” практически не нашла интереса тут…Ну ладно  - отвлекся чуть.

       А хочу я в этом моем посте рассказать (точнее – пересказать) кое-что о том, как зарождалось у нас христианство, почему оно стало таким, как есть. Текста много, хотя старался сокращаться, как мог.        Возможно кому-то прочитанное будет не интересным, известным, надуманным или даже противным их Вере. Перед ними заранее приношу извинения. Вовсе не претендую на некую истину в истории «понимании вопроса» по данной теме. Это лишь то, что лично мне показалось небезынтересным. Если же кому информация окажется занятной, нужной или полезной буду рад и признателен им за внимание и потраченное время.

[ Читать дальше ]

 

Апрель, Алушта. Крым

  • 27.04.09, 11:05

Вчера вернулся из Крыма. Сделал несколько снимков. Просто так. Потому, что фотоаппарат оказался в руках. Выложил кое-что из снятого в фотоальбоме. Люблю Крым.  Но не летний. Больше - весенний, зимний, осенний. В это время он как бы открывается. Пытается «вылезти» из скорлупы суеты, потребительства, навязчивости. А летом он прячется. В горах, в море.  Но показывается наружу все реже и реже. И уже мало кто помнит, каким он бывает. Может только старинные фотографии из Массандровского дворца.  Да какие-то обрывки детских воспоминаний. Далеких-далеких и почти не реальных. Куда-то подевался пряный запах самшитов и кипарисов.  Развеялась и улетела в прошлое волшебная крымская пыль. Не производящая грязи, а создающая колорит и цвет. Остались либо мусор, либо искусственная, неживая  чистота. Наверное, очень скоро он совсем спрячется от нас. Кому охота жить в неволе? Скроется и оставит лишь легкую грусть и сожаления о том, что не привелось увидеть его в годы расцвета, славы и красоты. Он стал как мы все – прагматичным и жестким…

На одном из окошек Массандровского дворца сохранилась надпись, нацарапанная царицей Александрой Федоровной. Бриллиантовым колечком. Говорят, она сделала ее, наблюдая за мужем, уезжающим по делам до вечера. Скучала, расставаясь совсем ненадолго. Так трогательно… «Николя»…

               Крым еще можно заметить иногда. Но, уже даже не в окружающей реальности, а где-то глубже. В своей душе и какой-то глубинной памяти. Он проступает. Как та старинная надпись. Но его уже не вернуть и не увидеть. Вот и нам с фотоаппаратом не удалось его разглядеть. Расставание оказалось навсегда.

С Праздником, дорогие! Мы Вас любим.

  • 06.03.09, 13:30


«Холодный взгляд любовь таИт
И красота гнетет и дразнит.
Прекрасны волосы твои,
Но одиночество - прекрасней.
Изящней рук на свете нет
Туман зеленых глаз опасен.
В тебе все: музыка и свет,
Но одиночество прекрасней...
 
С тобою дни равны годам,
Ты утомляешь, словно праздник.
Я за тебя и жизнь отдам,
Но одиночество - прекрасней.
Тебе идет любой наряд,
Ты каждый день бываешь разной.
Счастливчик, люди говорят,
Но одиночество прекрасней...
 
Не видеть добрых глаз твоих
Нет для меня страшнее казни.
Мои печали на двоих,
Но одиночество - прекрасней.
Твоих речей виолончель
Во мне всегда звучит - не гаснет.
С тобою быть - вот жизни цель...
 
Но одиночество, но одиночество,
Но одиночество прекрасней...»

(с) Александр Дольский.