С вербным воскресеньем!

Вербное воскресенье — вход Господень в Иерусалим – для всех христиан является очень светлым и торжественным праздником, хоть и приходится на время Великого поста. Отмечается он в воскресенье, предшествующее Пасхе. Это прекрасный и добрый праздник, в который можно еще раз сказать нежные и приятные слова своим родным и близким.

В этот день верба из привычного всем дерева, превращается в настоящий символ и оберег – и защищает, и лечит, и очищает.

В этот особенный день, пришедший к нам из библейских времен, хочу пожелать всем вам благополучия, любви и счастья. Добро, радость и благоденствие да будут шествовать с вами рука об руку. Пускай сам Господь бережет всех вас и охраняет на жизненном пути.

Пусть верба одарит крепким здравием и надёжной любовью. Пусть все тревоги и ненастья уйдут и захлопнут дверь. Желаю чистых и искренних отношений с окружающими, лёгкости на душе, тепла в сердце, счастье!

Пусть светлый праздник заряжает нас всех тёплой энергией, даёт силы на осуществление задуманного, вербочка охраняет ваши дома от зла и невзгод, а Господь дарует счастье, силы, покой и смирение духу. Совершайте добрые поступки и дела, оставайтесь честными и верными, любите, оберегайте, цените своих близких, будьте жертвенные душой и кротки помыслами.

С ВЕРБНЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ!

О втором гражданстве в Украине и о возможных вариантах

Ст. 2 ЗУ «О гражданстве Украины» («Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины») вызывает недоумение у многих специалистов, говорит Мизрах Игорь, политик и эксперт.
Проблема двойного гражданства в Украине или наличие второго гражданства у гражданина Украины возрождается с завидным постоянством как минимум раз в год.

В 2009 г. законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за множественное гражданство, был принят в первом чтении, что вызвало массу эмоций среди противников единого гражданства.

2010 год также не стал исключением. Причиной на этот раз послужила гибель гражданина Украины, жителя Севастополя во время теракта в московском метро. Будь погибший представителем обычной «мирной» профессии, никто, наверное, и не вспомнил бы о его принадлежности к двум государствам.
Как выяснилось, жертвой взрыва оказался капитан первого ранга Черноморского флота России, одновременно являющийся гражданином Украины и России. Получается, что российский офицер был гражданином Украины. С этого и начался новый виток полемики по вопросу двойного гражданства украинцев.

Действительно, на территории Украины многие граждане имеют по два паспорта.
Вот что, например, по этому поводу говорит Геннадий Москаль: «В Черновицкой области масса украинцев, которые являются также гражданами Румынии. В Закарпатье масса наших граждан имеют чешский, словацкий, венгерский паспорта. На Львовщине многие украинцы получили гражданство Польши, а в Крыму и восточных областях — гражданство России. Этой проблемой просто никто не занимается!».

При этом официальной статистики, показывающей реальное положение с «двойными» гражданами как не было раньше, так и нет, говорит Игорь Мизрах.

Хотелось бы сразу обратить внимание, что наличие двух паспортов разных государств не есть еще двойное гражданство. С точки зрения международного права понятия «двойное гражданство» и «второе гражданство» имеют некоторые отличия.

Так, сам термин «гражданство» означает правовую принадлежность лица к конкретному государству. Разумеется, каждое государство устанавливает определенные права и обязанности для своих граждан. Ярким примером таких обязанностей и прав может стать, скажем, служба в армии или работа на государственных должностях.

Если гражданин имеет двойное гражданство, это означает, что он может выбрать, перед каким государством нести права и исполнять обязанности, иначе — какому государству должен он, и какое государство должно ему (кому платить налоги, чьей социальной помощью пользоваться и пр.). Если же у гражданина есть второе гражданство (третье, четвертое), то он де-юре оказывается обязанным перед всеми государствами, то есть исполняет обязанности (и имеет права) перед всеми государствами, паспорта которых он имеет, с иронией говорит Мизрах Игорь.

Де-факто же, с обывательской точки зрения, иметь два паспорта довольно полезно. Скажем, можно выбрать, в каком государстве будет житься «льготнее». Сами подумайте, что лучше — получать израильскую пенсию или пенсию в Украине?

Т.е. во всех этих случаях наличие еще одного паспорта — это, скорее, некий вид страховки на случай каких-либо непредвиденных обстоятельств, что, как правило, не нравится властям страны постоянного пребывания такого космополита.
Хотя встречаются и исключения из этого правила. Например, Китай всегда признает китайцев, проживающих за рубежом (и имеющих гражданство зарубежного государства), и выдает им так называемый «паспорт зарубежного китайца». Такой же документ предусматривает и Венгрия — «паспорт заграничного венгра» (которые, кстати, есть у граждан Украины, проживающих во Львовской области). В свою очередь и Россия призадумалась над судьбой своих соотечественников за границей, поэтому в марте 2010 г. в Госдуму внесен законопроект, целью которого является усовершенствование самого понятия «соотечественник» и определение порядка выдачи «карты русского», документа, не дающего второе гражданство, но предоставляющего определенные льготы для «зарубежных русских».

Интересен тот факт, что Закон признает наличие второго паспорта, сообщает Мизрах Игорь.

Примечательно, что если Конституция РФ прямо предусматривает наличие двойного гражданства (но не второго), то Основной Закон Украины в ст. 4 закрепил императивную норму (языком оригинала— Ред.): «В Україні існує єдине громадянство». Кстати, это положение в свое время вызвало ряд дискуссий среди ученых-юристов. Одни утверждали, что «єдине» гражданство означает единственное (то есть в одном экземпляре, уникальное), вторые же понимали эту норму как единое (то есть общее, цельное) гражданство. Поводом для таких рассуждений был вопрос: «Предусматривает ли Конституция Украины двойное гражданство?».

Как видно, филологическое значение дает основания полагать, что и в первом, и во втором случае в нашем государстве четко определено одно гражданство. Другое дело, что, принимая Закон о гражданстве, наши законодатели допустили погрешность. В частности, ст. 2 ЗУ «О гражданстве Украины» называет принципом построения законодательства о гражданстве единое гражданство — гражданство государства Украина, исключающее возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. И только. Таким образом, законодательно закреплена невозможность иметь гражданство, к примеру, Киевской области. Очевидно, что конкретного запрета на второе гражданство эта норма не содержит.

Интересен и тот факт, что та же статья закона косвенно допускает возможность приобретения гражданином Украины второго гражданства (не двойного!): «Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины». Это означает, что если гражданин Украины получил гражданство другого государства, а оно (другое государство) не потребовало от него отказаться от своей правовой принадлежности к Украине, то все взаимоотношения такого гражданина с Украиной будут рассматриваться как отношения украинского гражданина со своим государством. Это, в свою очередь, нисколько не уменьшает права этого гражданина во втором государстве, в котором он также признается гражданином.

Интересно и то, что ответственности за наличие нескольких паспортов, нет никакой, говорит Мизрах Игорь.

На сегодняшний день в Украине ни одним нормативно-правовым актом не предусматривается ответственность за два и более паспорта. Иначе говоря, к ответственности за второе гражданство гражданина привлечь нельзя. Что касается лишения гражданина Украины гражданства Украины, то, опять-таки, с точки зрения закона о гражданстве, прекратить гражданство Украины можно лишь в трех случаях:

1) в результате выхода из гражданства Украины;
2) в результате утраты гражданства (наступает в случаях приобретения гражданства Украины путем обмана, представления фиктивных документов или добровольного вступления на военную службу другого государства);
3) по основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

В контексте нашей статьи важным является еще одно основание для утраты гражданства Украины – добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства, если на момент такого приобретения он достиг совершеннолетия.

Таковым приобретением считаются все случаи, когда гражданин Украины для приобретения гражданства другого государства должен был обращаться с заявлением или ходатайством о таком приобретении в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством государства, гражданство которого приобретено.

Но, например, если гражданин вступил в брак с иностранным гражданином и автоматически приобрел гражданство супруга, то лишить гражданства Украины его не могут. Нельзя лишить гражданства Украины и в том случае, если гражданин Украины достиг совершеннолетия и автоматически приобрел другое гражданство в результате применения законодательства о гражданстве иностранного государства, при условии неполучения им документа, подтверждающего наличие у него гражданства другого государства. Как видим, при приобретении гражданства иностранного государства украинское гражданство прекращается не всегда. Это еще раз подтверждает возможность получения второго гражданства.

В любом случае выводы очевидны:

Во-первых, двойное гражданство в Украине не предусмотрено.
Во-вторых, второе гражданство имеет место быть из-за недостаточного правового регулирования этого вопроса.

Поэтому гражданам Украины, имеющим паспорта иностранных государств, пока ничего не грозит, подвёл итог Мизрах Игорь.

Игорь Мизрах сравнил украинский политикум с провинциальным театр

Игорь Мизрах сравнил украинский политикум с провинциальным театром
20 Мар 2016 • 11:33 1 отзыв
Активный политик и эксперт, зам.председателя ГО комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, представитель организации «Народная люстрация», Мизрах Игорь изложил свое видение современного украинского политикума, сравнив его с театром.

Уважаемые читатели, представьте себе провинциальный театр. Единое развлечение на весь город. Он для людей стал альфой и омегой и жизнь вне этого театра скучная и серая, а без него, кажется, существовать не может.

В нем есть какой-то режиссер, или режиссеры, которые ставят спектакли. Есть актеры — звезды, любимцы публики. На них «ходят». Они собирают полные залы и охапки цветов. Есть те, кто на вторых и третьих ролях, тоже важны — короли выделяются на фоне свиты, — пишет Игорь Мизрах.

Конечно, не может театр и без технического персонала. Есть художники-сценографы, композиторы, хореографы и технические работники (осветители, гримеры, костюмеры и т.д.).

Конечно, у каждого театра есть владелец. Не важно, кто он, но его интерес всегда один — полный зал. Чем больше зрителей, тем больше денег, славы, влияния … Режиссеры выбирают самые интересные сюжеты, иногда и под любимцев зрителя, актеров-звезд.

Актеры священнодействуют на сцене, срывают аплодисменты, вызывают у зрителя искренние смех и слезы и с достоинством несут в гримерку роскошные букеты. Театр процветает! Актеры купаются в лучах славы, публика готова носить их на руках, даже тех, с массовки, — отмечает Игорь Мизрах.

Работать в театре престижно и выгодно. Перед владельцем все стелются — он всемогущий как небожитель. Все получают хорошие зарплаты, а порой и премии.

И вдруг что-то случилось, как порча! Зрители перестают приходить в театр! С каждым спектаклем все больше пустых мест. Все больше строк очередного свитера вывязывают бабушка гардеробщица, все чаще скучает бармен театрального кафе, совсем исчезли очереди в кассах и никто не спрашивает контрамарку у приятеля администратора.

Режиссер нервно курит ночью на кухне, сигарету за сигаретой и начинает менять репертуар. Реализм меняется натурализмом, мелодрамы становятся все драматические, модернизм переходит в абсурдизм, а зритель не идет. Актеры из кожи лезут, выкладываются из последних сил, перевоплощаются то в благородных рыцарей то в подлых негодяев, а аплодисменты все тише среди поредевших рядов, — резюмирует Игорь Мизрах.

Владелец мечет громы и молнии, режиссер глотает таблетки, актеры заливают творческий кризис водкой, а технические работники готовятся к забастовке за невыплату зарплаты. А зрителей все меньше и меньше …

Кто-то (двух найти бы!) Научил их разбираться в театральном искусстве. Зрители прозрели и поняли, что много лет их водили за нос. Что актеры — это обычные провинциальные пиячкы и дешевые проститутки, режиссер ничтожество, художники бездари, а бармен наливает вместо водки дешевый суррогат, — считает Игорь Мизрах.

Старые стулья разваливаются, стены облупленные, декорации потрепанные, а потолок вот-вот упадет на головы … Представили? Это наш политикум. Они чувствуют уже нам, зрителям, надоели. Не верим мы им скучно и примитивно. Вот и наблюдаем невиданное накал страстей, шекспировские трагедии и настоящие драмы, которые на самом деле только дешевыми комедиями, если взглянуть трезвым взглядом.

А перестанем лицезреть их бесконечные спектакли, тратить свое время, эмоции и деньги на бездарных лицедеев — им конец. Не пойдут же в села картошку сажать, а больше ничего же не умеют, кроме паясничать перед камерами…

Вот такой грустный сценарий….

Подготовил Игорь Мизрах, политик и эксперт.

Мизрах игорь: гражданский брак узаконен!

Невероятно, но факт: по результатам исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии, из двух тысяч опрошенных украинцев 45% высказало свое положительное отношение к совместному проживаю мужчины и женщины до брака. Причем этот показатель в последнее время значительно увеличился. Следовательно, такая форма семейных отношений в Украине считается нормой. Осталось только разобраться, как к этому явлению относятся различные институты власти и закон.

План действий по реализации Национальной стратегии в области прав человека, в частности, призван урегулировать имущественные права лиц, проживающих вместе. Принятие законодательства во исполнение Плана действий по реализации Национальной стратегии в области прав человека, в частности, призвано урегулировать имущественные права лиц, проживающих вместе, без дискриминации по любым признакам. В то же время никаких новаций по расширению понятия БРАКА данное законодательство не будет содержать. Об этом сообщил Мизрах Игорь нашему издательству ссылаясь на источник Минюста.Идеология законопроекта о легализации в Украине зарегистрированного гражданского партнерства для разнополых и однополых пар, который должен быть разработан в 2017 году, — это необходимость законодательного нормирования имущественных и неимущественных прав между людьми, которые проживают вместе. В частности, речь идет о владении и наследовании имущества, содержании одного партнера другим в случае нетрудоспособности, конституционного права не давать показания против своего партнера.При этом никаких норм, которые бы расширяли понятие брака или узаконивали однополые браки, данный документ не будет содержать. А все заявления об обратном являются не более, чем политическими инсинуациями.Принятие данной стратегии является обязанностью, который взяла на себя Украина в рамках процесса визовой либерализации со странами ЕС.Напомним, что разработка Национальной стратегии прав человека проводилась Кабмином во исполнение Указа Президента. После ее принятия в шестимесячный срок должен быть разработан план действий, который бы предусматривал конкретные действия по реализации стратегии.К разработке Плана действий по реализации Национальной стратегии в области прав человека Минюста было привлечено более 250 правозащитников, общественных деятелей, а также представителей международных организаций. Совместными усилиями они в рабочей группе разработали текст плана.

СПРАВКА О ГРАЖДАНСКОМ БРАКЕ:
История возникновенияГражданский брак «родился» еще в XVI веке в Голландии, когда люди, принадлежащие к разным верам, не могли обвенчаться в церкви. Поэтому власти разрешили оформлять такие союзы в мэрии. Именно такой брак и стал называться «гражданским». Теперь под этим названием подразумевают добровольное совместное проживание и ведение общего хозяйства двумя людьми: мужчиной и женщиной — «без каких бы то ни было взаимных обязательств». Хотя в юриспруденции понятие гражданского брака сохранило первоначальную сущность и относится к парам, которые оформили свой союз официально в РАГСе без венчания в церкви. Свободные семейные отношения в действующем законодательстве Украины принято называть фактическим браком, а в народе просто сожительством. Следует отметить, что институт семьи сформировался еще до возникновения христианства. И только в IX веке н. э. церковь официально стала заниматься оформлением семейных отношений. Но после октябрьской революции регистрация браков в СССР снова стала прерогативой государственных органов.Правовые аспектыЧто же касается фактического проживания без штампа в паспорте, то в Украине такой способ семейных отношений поддерживает 82% молодых респондентов в возрасте от 18 до 29 лет. Несмотря на это, институт «гражданского» брака в правовом поле у нас находится только на стадии формирования. Отчего трудности у «нерасписанных» пар могут возникнуть уже с регистрацией новорожденного ребенка. Так, для регистрации малыша, рожденного в браке, следует предоставить заявление только одного из родителей – документ из роддома, подтверждающий происхождение ребенка. В случае же, если мать и отец ребенка – «гражданские» муж и жена, то одного документа недостаточно. Ведь происхождение ребенка определяется от отца (обязательно заполнение графы «Отчество»). Поэтому следует предоставить заявление обоих родителей. Его можно подать в РАГС как до, так и после рождения ребенка.Что же касается прав и свобод новорожденных, то согласно Конституции Украины дети равны в своих правах независимо от происхождения, а также от того, родились они в браке или нет. Если гражданские муж и жена приняли решение разойтись, то в обязанности отца общего ребенка входит выплата алиментов, как будто они находились в официальном браке. Что же касается раздела имущества, то здесь могут возникнуть проблемы.Согласно ст. 74 Семейного кодекса Украины, женщина и мужчина, проживающие одной семьей, но не состоящие официально в браке, могут претендовать на имущество, нажитое ими на правах общей совместной собственности.
Статья 74 Семейного кодекса Украины
"Статья 74. Право на имущество женщины и мужчины, которые проживают одной симъей, но не находятся в браке между собой или в любом другом браке1. Если женщина и мужчина проживают одной симъей, но не находятся в браке между собой или в любом другом браке, имущество, приобретенное ими за время общего обитания, принадлежит им на праве общей совместной собственности, если другое не установлено письменным договором между ними.2. На имущество, которое есть объектом права общей совместной собственности женщины и мужчины, которые не находятся в браке между собой или в любом другом браке, распространяются положения главы 8 этого Кодекса."
«Когда эта норма появилась в новом Семейном кодексе, кое-кто стал возражать, мол, «какой ужас! узаконен гражданский брак!», – рассказывает автор Семейного кодекса Украины Зореслава Ромовская. – А я считаю, что эти люди просто не захотели понять суть закона». Еще в 1991 г. Закон Украины «О собственности» признал общей собственностью имущество, приобретенное совместным трудом тех, кто проживает одной семьей. А в статье 74 СКУ было только лишь конкретизировано это общее правило для женщины и мужчины, проживавших одной семьей, но без регистрации брака. Если, скажем, они прожили совместно неделю или месяц и приобрели только электрочайник и сковороду, то, конечно, только лишь эти вещи будут их собственностью. Но бывало, что такие фактические семьи существовали 20 и более лет. Поэтому все то, что они приобрели (машина, дом и т.п.), является их общей собственностью.Следует также отметить, что в соответствии со статьей 24 Конституции Украины ни одно обстоятельство не может быть основанием для дискриминации.
Статья 24 Конституции Украины
"Статья 24. Граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом."
А статья 51 Конституции, возлагающая на государство обязанность охранять семью, не оговаривает, что речь идет только о семье, построенной на браке.
Статья 51 Конституции Украины
"Статья 51. Брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины. Каждый из супругов имеет равные права и обязаности в браке и семье."
«Все это хорошо, – продолжает Мизрах Игорь. – Вот только в случае разрыва отношений, нужно еще суметь доказывать сам факт совместного проживания. А это не так просто, как кажется. В лучшем случае подтверждением станут общие дети, совместные расходные счета, в худшем – свидетельские показания родственников или соседей. Правда, оспаривание в суде права нажитого движимого и недвижимого имущества зачастую провоцирует длительные судебные разбирательства и, как следствие, массу оскорблений и негативных эмоций, которые придется пережить сторонам процесса».

Гражданский брак и раздел имущества супругов: позиция ВСУ

Семейный кодекс, который приравнял гражданский брак к официально зарегистрированному, на практике поставил проблемы, связанные с разделом имущества гражданских супругов после их расставания. Верховный Суд в деле №6-135ц13 внес некоторую определенность.

Постановлением Судебной палаты по гражданским делам от 25 декабря 2013 года у справі № 6-135цс13, Верховный Суд Украины фактически назвал условия признания имущества общей совместной собственностью гражданских супругов с учетом вступления 1 января 2004 года в силу нового Гражданского кодекса Украины.
Так, согласно документу, имущество, приобретенное до 1 января 2004 года во время совместного проживания лицами, не состоящих в зарегистрированном браке между собой, является объектом их общей совместной собственности, если:
1) имущество приобретено в результате совместного труда таких лиц, как семьи;
2) иное не установлено письменным соглашением между ними.
При этом общим трудом лиц следует считать их общие или индивидуальные трудовые усилия, в результате которых они получили общие или личные доходы, объединенные в будущем для приобретения общего имущества, ведения ими общего хозяйства, быта и бюджета.

В связи с этим суды при разрешении спора о разделе имущества, приобретенного семьей в незарегистрированном браке, должны устанавливать не только обстоятельства по факту совместного проживания сторон в деле, но и то обстоятельство, что спорное имущество было приобретено сторонами в результате совместного труда, подвёл итог Мизрах Игорь.

Источник: www.mizrakh-igor.com

Мизрах Игорь: люстрация по-украински!

"Неделя - прошла, а Президент так и не внес в парламент проект судебной реформы. Хотя глава государства говорил о том, что представит изменения в Конституцию на этой неделе"- сказал известный политик и эксперт Мизрах Игорь Аркадьевич.

Это может свидетельствовать о двух вариантах дальнейшего развития событий.

Возможно, глава государства и команда АП, ответственная за судопроизводство, все еще дорабатывает окончательный текст проекта изменений в Конституцию и приводит их в соответствие с рекомендациями Венецианской комиссии. Не исключено, что прорабатываются и предложения самих судей, которые они не только предлагали в открытых письмах, но и выражали публично.

Кроме того, только в пятницу закончил работу XIII Съезд судей. А презентовать проект изменений в его завершения было бы нелогично, поскольку Съезд судей как высший орган судейского самоуправления, тоже может высказать свои предложения, видение реформы от судейского сообщества. И будем надеяться, Президент это мнение также учтет.

Напомню, что проект изменений в Конституцию, подготовленный экспертами Конституционной комиссии, в целом получил положительную оценку Венецианской комиссии. Однако он содержит несколько положений, которые получили замечания экспертов комиссии «За демократию через право». И они должны быть тоже учтены до момента внесения Президентом конечного текста проекта Конституции в Верховную Раду.

Первое замечание касается роли главы государства в процессе назначения судей. Из текста проекта изменений в Конституцию не ясно, будет ли назначение судей Президентом по представлению Высшего совета правосудия чисто формальной процедурой.

Президент сохраняет реальную возможность наравне с Высшим советом правосудия влиять на судьбу судьи путем несовершения соответствующего акта. Проще говоря - не подписания назначения.

В своих предыдущих выводах Венецианская комиссия отмечала, что "не возражает против назначения судей главой государства, если последний уполномочен к этому представлением Советом судей и действует "церемониально", только оформляя решение, принятое, по сути, Советом судей". Комиссия также отмечает , что «должно быть понятно, что представление, принятое ВСП о назначении судьи, является обязательным для Президента».

Впрочем, пока в предложенных Конституционной комиссией изменениях, роль Президента в карьере судей фактически не ограничивается «чисто формальным, церемониальным актом» назначения, ведь главе государства остается значительное пространство для «маневра».

Эту норму необходимо было бы уточнить и предвидеть последствия не назначение Президентом судьи в течение определенного срока.

Также критику со стороны экспертов «Венецианка» получила норма об освобождении всех судей, которые сегодня находятся на испытательном пятилетнем сроке. Что предполагалось проектом изменений в Конституцию от экспертов Конституционной комиссии.

В АП уже заявили, что не поддерживают идею одновременного освобождения всех судей, но так и не назвали, что именно предложат взамен этой нормы.

Ранее я писал о последствиях такого шага: мы получим полупустые районные суды, поскольку именно в них в основном работают судьи первой «пятилетки». Быстро заменить уволенных судей новыми кадрами - не удастся. На подготовку судьи по действующим правилам пойдет, по меньшей мере, 2 года.

Отменить данную норму в открытых обращениях просили и Совет судей Украины, и актив судей «первой пятилетки», которые также обращались к главе государства, заявили о своей готовности проходить аттестацию и предложили 3 возможных варианта вместо нормы о «освободить всех».

Или же причиной задержки внесения проекта изменений в Конституцию в Верховную Раду является второй вариант, пессимистический. За окончательный вариант изменений в Основной Закон идут политические «торги» с народными депутатами. Поскольку не все фракции коалиции поддерживают вариант реформы от Президента. О чем в том числе свидетельствуют заявления представителей «Народного Фронта», которые, якобы, даже "подготовили" собственный проект. Именно представители «Народного Фронта», так же как и «взаимопомощи» являются сторонниками идеи «освободить всех». И не менее популистского лозунга о «полное обновление кадров судебной системы».

Я не исключаю, что как раз тема «освободить всех» и будет использоваться как способ торга во время голосования за проект изменений в Конституцию в части судебной реформы в парламенте. А некоторые фракции, тот же «Народный Фронт», могут отказаться голосовать за проект закона, который будет представлен Президентом, поскольку там не будет нормы об одновременном увольнении судей. Но будет другая, гораздо важнее норма - лишить народных депутатов влияния на процесс назначения судей. Именно за эту норму будет главный «бой» в парламенте. И именно она является причиной недовольства народных депутатов.

Актуальный первый вариант или второй - увидим уже после внесения законопроекта в Парламент.

Только тогда мы сможем понять, что победило - желание изменить страну или политические интересы.

Мизрах Игорь Аркадьевич-
юрист, экономист, политик, эксперт
Mizrakhigor.wordpress.com

Мизрах Игорь Аркадьевич: Как снять "забытый" арест с имущества?

Порой некоторые граждане в силу недостаточной юридической подкованности становятся жертвой непрофессионализма, а то и целенаправленных противоправных действий представителей госорганов. И в результате оказываются в сложной, а подчас и абсурдной ситуации, выход из которой найти не так просто. В таком положении оказались и несколько читателей, чьи письма в редакцию стали поводом для обращения к политику и эксперту Мизраху Игорю.
Представьте, что решение суда исполнено,
но спустя несколько лет оказалось, что все
еще не снят арест с вашего имущества, и
продать, обменять или подарить вы его из-за
этого не можете. При этом никаких
документов у вас на руках не осталось.
Найти крайних тоже затруднительно:
исполнительная служба заявляет,
что дела давно уж нет в архиве, и отправляет
в суд. В свою очередь, обращение в суд
не дает положительных результатов,
поскольку такого дела в суде, естественно,
тоже не оказывается. Наша редакция
выясняла возможные пути решения
возникшей проблемы у Мизраха И..

Снимите арест немедленно!
В соответствии с нормами ЗУ «Об исполнительном производстве», арест имущества должника применяется для обеспечения реального исполнения решения и может налагаться государственным исполнителем в т. ч. путем вынесения постановления об аресте имущества должника и объявления запрета на его отчуждение. Конечно, первая мысль, которая возникает, – взять данные о деле из реестра залогового имущества, обращение к которому и выявило «оплошность» работников исполнительной службы. Но что делать, если речь идет о давнем деле, когда еще не было электронного реестра? Соответственно, когда такой реестр появился, все архивные данные вносились вручную, и не факт, что делалось это тщательно. Например, вместо полных реквизитов исполнительного документа (№, дата, ФИО исполнителя и т. д.), на основании которого производился арест имущества, могли указать только его название, наименование исполнительной службы и данные должника, сообщил Мизрах.
В любом случае, арест на имущество должен снять или сам отдел государственной исполнительной службы (ОГИС), или суд (при условии, что суд его и налагал). Поэтому, в зависимости от ситуации, обращаться придется как в ОГИС, так и в суд. В первом случае, согласно положениям ЗУ «Об исполнительном производстве», арест с имущества должника может быть снят по постановлению начальника соответствующего отдела государственной исполнительной службы, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, если обнаружено нарушение порядка наложения ареста, установленного Законом. Конечно, то, что исполнитель забыл (а то и не собирался) снять арест, на первый взгляд, не относится к нарушению порядка наложения ареста. Но, с другой стороны, несвоевременное снятие ареста разве не является нарушением, если рассматривать его с точки зрения нарушенных прав одной из сторон исполнительного производства, в частности, должника? Ведь в соответствии с нормами ЗУ «Об исполнительном производстве», государственный исполнитель имеет право налагать арест на имущество должника и запрет на его отчуждение. Вместе с тем, нормы этого же закона обязывают госисполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Логично, что нарушенное право, в данном случае неснятый арест с имущества лица, которое исполнило решение суда, необходимо восстановить.

Поэтому, обращаясь в ОГИС с требованием о снятии ареста с имущества, необходимо аргументировать именно тем, что арест является незаконным и нарушает ваше право как собственника владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом. И, по большому счету, нет вашей вины в том, что арест с имущества не был снят. Закон четко оговаривает, что исполнительное производство подлежит окончанию в случае фактического выполнения в полном объеме решения по исполнительному документу. Об окончании исполнительного производства государственный исполнитель выносит постановление с обязательной мотивировкой оснований вынесения, которое утверждается начальником отдела, которому он непосредственно подчинен. Копии постановления в 3-дневный срок направляются сторонам. В случае окончания исполнительного производства арест, наложенный на имущество должника, снимается. Иначе говоря, закрыть производство, уведомить стороны и снять арест – это обязанности ОГИС, рассказал Мизрах И.
При этом не будет лишним вместе с письмом предоставить в ОГИС (если есть возможность) письменное подтверждение бывшего кредитора о том, что долг погашен в полном объеме. Но даже если его нет – не беда, ведь сомнения ОГИСа, что вы уплатили задолженность и арест можно снимать, будут маловероятными. Сроки исполнительного производства четко определены, а потому арест не может быть наложен на бессрочно-длительное время – если должник не рассчитывается, такое имущество продают. Собственно, его для этого и арестовывают – как гарантию исполнения обязательства.
Куда пойти, кому платить
Нелогичным будет обращаться в суд, чтобы он снял арест с вашего имущества, наложенный ОГИСом, однако весьма логичным будет через суд заставить ОГИС снять такой арест. И оснований для этого несколько.
Первое заключается в том, что должностное лицо (исполнитель) ограничил (считай, нарушил) ваше право как собственника на полноценное владение, распоряжение и пользование имуществом. Т. е. жить-то в доме или ездить на авто вы можете, а вот продать его или подарить, увы, нет. Второй аспект претензий заключается в том, что ОГИС в лице исполнителя не исполнил обязательства, возложенные на него законом, т. е. не закончил начатое исполнительное производство, хоть должник и исполнил решение суда в полном объеме.
Еще одним вариантом, при котором, возможно, удастся сдвинуть дело с мертвой точки, можно считать обращение в прокуратуру и Министерство юстиции. Прокуратура должна будет отреагировать, поскольку именно на нее возложено осуществление прокурорского надзора за соблюдением и правильным применением законов, в т. ч. и со стороны исполнительной службы. В любом случае, если 100%-ного результата обращение в прокуратуру не даст, то, как минимум, заставит нерадивых чиновников исполнительной службы вести себя более адекватно и хоть что-то делать для разрешения сложившийся ситуации. В противном случае в бездействии работников исполнительной службы можно запросто усмотреть служебную халатность, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам других лиц. А за определением существенного вреда далеко ходить не нужно. Скажем, вы хотели продать дом или машину, потому что кому-то из ваших близких нужны деньги на лечение, а из-за допущенной халатности не только продать не можете, но и взять кредит, потому что имущество все еще находится под арестом.
В Минюст же стоит обратиться хотя бы потому, что принудительное исполнение решений ОГИС осуществляет, являясь частью системы органов Министерства юстиции Украины.
И в заключение Мизрах Игорь отметил, что любой шаг должностного лица должен быть зафиксирован на бумаге. Особенно щепетильным в этом плане стоит быть в случае, когда речь идет о погашении вами задолженности. Поэтому необходимо требовать все документы, подтверждающие открытие, закрытие или иные процедуры, связанные с исполнительным производством, вплоть до того, что после получения письменного подтверждения о снятии ареста с имущества исполнителем стоит это проверить, обратившись за выпиской самостоятельно.
Источник: mizrakhigor.wordpress.com

Мизрах Игорь: пенсионная реформа в вопросах и ответах

2 марта текущего года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения». Эти изменения регулируют вопросы пенсионного обеспечения и условно их можно разделить на три основных блока. На особенностях внесенных изменений в пенсионное законодательство остановился постоянный эксперт нашей редакции, известный политик Мизрах Игорь Аркадьевич.
Так, первый блок касается выплаты пенсий пенсионерам, которые работают на «специальных» должностях. В частности, это касается государственных служащих, прокуроров, судей, народных депутатов, некоторых других категорий работников.
«Внесенные до 14 «пенсионных» законов изменения предусматривают, что в период работы на указанных должностях назначенные пенсии не выплачиваются до увольнения с работы. При этом не имеет значения вид пенсии и закон, в соответствии с которым она назначена», - подчеркнул Игорь Мизрах. При этом пенсионер имеет право выбора: продолжать работать на «спецдолжности» и получать заработную плату, или уволиться с должности и получать пенсию.
Указанная норма не распространяется на инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы, участников боевых действий, членов семей военнослужащих, участников АТО. Все они на любой работе будут получать назначенную пенсию в полном объеме.
Пенсионеры-ученые, которые работают на спецдолжностях, смогут получать 85% от положенной им пенсии, исчисленной по общим правилам.
«Указанные нововведения будут касаться почти 11 тыс. лиц, которые работают на спецдолжностях, - отметил Председатель Мизрах. - Эти изменения вступают в силу с 1 апреля. Они являются очередным шагом унификации пенсионного законодательства и введения единых принципов пенсионного обеспечения для всех категорий граждан».
Также предусмотрено, что Правительство до 1 мая текущего года подаст на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект, который должен окончательно устранить различные подходы в пенсионном обеспечении.
Второй блок изменений касается порядка выплаты пенсий другим категориям работающих пенсионеров. Для них предусмотрено, что в период работы выплачивается 85% назначенного размера пенсии. «Но эта норма касается только тех пенсионеров, у которых размер пенсии превышает 1,5 размера прожиточного минимума установленного для лиц, утративших трудоспособность, - 1423,5 грн. Пенсии, назначенные в размере менее 1423,5 грн., работающим пенсионерам выплачиваются в полном объеме», - подчеркнул Игорь Мизрах. Он добавил, что у работающих пенсионеров, у которых размер пенсии больше 1423,50 грн. и которым пенсия будет выплачиваться на уровне 85%, в любом случае размер пенсии к выплате составит не менее 1423,5 грн.
Указанная норма будет действовать до 1 января 2016 года и будет касаться 659 тыс. пенсионеров, или 5,45% их общей численности.
Сейчас на учете находится всего 2 666 242 работающих пенсионера, или 21,9% от общей численности пенсионеров. Средний размер пенсии работающих пенсионеров - 1759,26 грн.
Игорь Мизрах обратил внимание, что работающим пенсионерам из числа инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы, участникам боевых действий, членов семей военнослужащих и пенсионеров, пенсии которым назначены в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», пенсия выплачивается в полном объеме независимо от размера.
Во всех случаях после увольнения с работы, в том числе со спецдолжностей, выплата пенсии возобновляется в полном объеме.
Статус пенсионера - работающий или неработающий и, соответственно, размер пенсии для выплаты органы Пенсионного фонда Украины определят по материалам пенсионных дел и данным системы персонифицированного учета. Предоставлять органам Пенсионного фонда отдельно документы необходимо только тем пенсионерам, кто своевременно не выполнил предусмотренное законом обязательство в течение десяти дней проинформировать органы Фонда о трудоустройстве/увольнении с работы.
Если документы об увольнении с работы будет предоставлено после 1 апреля, то выплата пенсии будет произведена в полном объеме за весь период, когда пенсионер уже не работал.
Если документов о трудоустройстве, в том числе на спецдолжность, пенсионер не предоставит, факт работы все равно обязательно будет установлено позже по данным системы персонифицированного учета. В этом случае пенсионер должен вернуть излишне выплаченную сумму пенсии.
Третий блок касается изменения условий назначения пенсий на льготных условиях и за выслугу лет.
По словам Игоря Мизраха, с 1 апреля 2015 года поэтапно меняется возраст женщин, необходимый для назначения пенсий на льготных условиях.
Положения Закона
Лица, на которых распространяется действие Закона
Возраст выхода на пенсию женщин меняется

с 45 лет до 50 лет -
- женщины, которые родились после 01.04.1970
по списку № 1 (перечень особо вредных и особо тяжелых профессий и работ утвержден Кабинетом Министров Украины)
с 50 лет до 55 лет
женщины, которые родились после 01.04.1965
-по списку № 2 (перечень вредных и тяжелых профессий и работ утвержден Кабинетом Министров Украины);
- трактористы-машинисты;
- доярки, свинарки;
- занятые на выращивании табака;
- работницы текстильного производства;
- водители городского пассажирского транспорта

Игорь Мизрах подчеркнул, что этот процесс будет происходить постепенно, на протяжении 10 лет - ежегодно на 6 месяцев. Указанное изменение является необходимостью согласовать льготный пенсионный возраст женщин с общим пенсионным возрастом для женщин, который меняется поэтапно, начиная с 1 октября 2011 года.
Также поэтапно на 6 месяцев за год меняется общий стаж работы для назначения пенсий на льготных условиях. При этом требуемая продолжительность льготного стажа остается без изменений.
Законодательством предусмотрено, что возмещение средств на выплату и доставку льготных пенсий осуществляется Пенсионному фонду Украины за счет средств предприятий. Однако возмещается лишь 64,1% указанных затрат. По состоянию на 1 марта 2015 г. задолженность предприятий по возмещению расходов на выплату и доставку льготных пенсий составляет 7,7 млрд. грн. Это приводит к необходимости осуществлять выплату льготных пенсий фактически за счет всех остальных пенсионеров.
Кроме того, на 5 лет поэтапно в течение 10 лет на 6 месяцев за год меняется продолжительность общего стажа работы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, а для отдельных категорий работников - необходимой выслуги лет. Это касается, в частности, рабочих локомотивных бригад, работников на полевых геологоразведочных работах, рабочих на лесозаготовках и лесосплаве, плавсостава флота, работников образования и здравоохранения, артистов и др.
При этом условия назначения пенсий за выслугу лет в части продолжительности ранее приобретенного специального стажа остаются неизменным.
Например: учитель, врач, которые на 1 апреля 2015 года отработали по 25 лет, смогут в любое время после увольнения с работы воспользоваться своим правом и назначить пенсию за выслугу лет.
Изменения условий назначения льготных пенсий и пенсий за выслугу лет коснутся только новых пенсионеров, ориентировочно 27,9 тыс. человек, из которых 23,3 тыс. - женщины.
«Итак, вышеуказанные изменения пенсионного законодательства касаются максимум 700 тыс. лиц. Остальные 11,5 млн. пенсионеров будут получать свои пенсии, как и раньше, в полном объеме по установленному графику», - подчеркнул Мизрах Игорь.
Он также сообщил, что по состоянию на 13 марта 2015 года пенсионные выплаты марта профинансированы в сумме 10,8 млрд. грн., что составляет 51,6% месячной потребности.
Источник: mizrakhigor.wordpress.com

Мізрах Ігор: узагальнююча практика по валютним кредитам

Завдяки фінансовій кризі кредитний бум в Україні змінився валом судових справ про визнання кредитних договорів недійсними. Оскільки це питання не втрачає актуальності, наша редакція звернулася до практикуючого відомого юриста, експерта Мізраха Ігоря Аркадійовича розповісти про особливості відповідної судової практики. Правник порадив, якими інструментами скористатись, щоб розірвати кредитний договір або визнати його недійсним, а також розповів, на які аспекти звертають увагу суди.
Основні підстави для визнання договорів кредиту (здебільшого в іноземній валюті) недійсними такі:
1. Згідно з ч. 1 ст. 99 Конституції України, п. 1 ст. 3 декрету Кабінету міністрів України "Про систему валютного регулювання і валютного контролю", п. 3.3 ст. 3 Закону України "Про платіжні системи та переказ коштів в Україні", ч. 1 ст. 524 та ч. 1 ст. 533 Цивільного кодексу України грошовою одиницею України є гривня, а всі>
2. Відповідно до вимог ч. 1 та п. «в» ч. 4 ст. 5 декрету КМУ "Про систему валютного регулювання і валютного контролю" отримання кредиту у валюті потребує від фізичної особи індивідуальної ліцензії.
3. Відповідно до п. 3.8 Правил надання банками України інформації споживачу про умови кредитування та сукупну вартість кредиту, затверджених постановою Національного банку України від 10.05.2007 р. № 168 (далі – Правила), у разі надання кредиту в іноземній валюті банки зобов'язані під час укладення кредитного договору попередити споживача про валютні ризики під час виконання зобов'язань за кредитним договором. Невиконання цієї вимоги є порушенням вимоги п. 4 ч. 1 ст. 4 Закону України «Про захист прав споживачів» (далі – Закон) в частині надання повної та достовірної інформації стосовно банківського продукту.
4. Згідно з вимогами п. «г» ч. 2 ст. 11 Закону банк зобов’язаний у письмовій формі повідомити споживача про тип відсоткової ставки. Така ж вимога встановлена п/п 2.1 п. 2 Правил. Невизначення в договорі кредиту типу відсоткової ставки – фіксованої чи/або змінної – свідчить про недосягнення позичальником і банком згоди щодо всіх істотних умов, а отже, про неукладення кредитного договору (п. 1 ст. 638 та ч. 1 ст. 1054 ЦКУ).
5. Розмір відсоткової ставки може бути переглянутий лише за умови, що сторони визначили таку ставку як змінну. При цьому абзац 4 п. 3.4 Правил зобов’язує банк зазначити в кредитному договорі правило, згідно з яким змінюється процентна ставка за кредитом, якщо договір про надання кредиту передбачає можливість зміни процентної ставки за кредитом залежно від зміни облікової ставки НБУ або в інших випадках. Наприклад, коли збільшення облікової ставки НБУ на 1% призводить до збільшення ставки за кредитом на 1,5%. Пункт 4 ч. 5 ст. 11, чч. 1–2, п. 3 ч. 3 ст. 18 Закону передбачають, що продавець (виконавець, виробник) не повинен включати до договорів зі споживачем умови, які є несправедливими. Умови договору є несправедливими, якщо всупереч принципу добросовісності його наслідком є істотний дисбаланс договірних прав та обов'язків на шкоду споживачу, а також встановлення жорстких обов'язків споживача, тоді як надання послуги обумовлене лише власним розсудом виконавця. До договорів зі споживачами про надання кредиту застосовуються положення Закону про несправедливі умови в договорах, згідно з якими заборонено встановлювати дискримінаційні стосовно споживача правила зміни відсоткової ставки. Частина 6 ст. 19 Закону передбачає: «Правочини, здійснені з використанням нечесної підприємницької практики, є недійсними».
6. У листі НБУ «Про окремі питання практичного застосування Правил надання банками України інформації споживачу про умови кредитування та сукупну вартість кредиту» від 16.06.2007 р. № 40-117/2093-6134 сказано: «Метою розробки Правил було встановлення єдиного для усіх банків порядку надання споживачу повної та достовірної інформації про сукупну вартість кредиту. Одночасно слід зазначити, що листом від 19.01.2006 р. № 18-112/219-637 НБУ звертав увагу банківської спільноти на необхідність врахування банками у своїй кредитній політиці вимог ст. 11 Закону. Зокрема, наголошувалося на необхідності перегляду діючих форм кредитних договорів. Разом із цим зверталася увага банків на можливість виникнення в їх діяльності певних ризиків під час укладення та виконання договорів про споживчий кредит з фізичними особами, що обумовлені нормами ст. 11 Закону. Вважаємо за необхідне підкреслити, що договір споживчого кредиту – це правочин, який надає споживачу особливі засоби правового захисту, які не притаманні для інших банківських правочинів.
Крім того, вважаю за необхідне звернути увагу, що норми щодо захисту прав споживачів при отриманні споживчого кредиту містяться не тільки у ст. 11 Закону, ч. 5 якої, зокрема, визначено, що до договорів зі споживачами про надання споживчого кредиту застосовуються положення Закону про справедливі умови, перелік яких не є виключним. Так, відповідно до ч. 2 ст. 18 Закону умови договору є несправедливими, якщо всупереч принципу добросовісності його наслідком є істотний дисбаланс договірних прав та обов'язків на шкоду споживача, зокрема встановлення жорстких обов'язків споживача, тоді як надання послуги обумовлене лише власним розсудом виконавця. Підлягають безумовному виконанню при наданні банками споживчих кредитів також приписи ст. 19 («Заборона нечесної підприємницької практики») та 21 («Порушення прав споживачів») Закону».
Також Ігор Мізрах звернув увагу і на те, що у судовій практиці щодо визнання кредитних договорів в іноземній валюті недійсними є два основні принципи:
* банк не має права надавати, а позичальник – отримувати та повертати кредит в іноземній валюті без отримання відповідної індивідуальної ліцензії, тому що відповідно до ст. 192 ЦКУ іноземна валюта може використовуватися в Україні у випадках і в порядку, встановлених законом, а ст. 5 декрету КМУ «Про систему валютного регулювання і валютного контролю» регламентує, що на здійснення валютних операцій (зокрема, використання іноземної валюти на території України як засобу платежу) НБУ видає відповідні ліцензії;
* умови договорів про надання кредиту в іноземній валюті порушують принцип справедливості, закріплений ст. 3 ЦКУ, оскільки надання кредиту в іноземній валюті є зловживанням правом, коли всі ризики знецінення національної валюти України кредитодавець як суб'єкт підприємницької діяльності перекладає виключно на позичальника за кредитним договором та споживача кредитних послуг, що дає останньому право відповідно до ст. 18 Закону вимагати визнання кредитного договору недійсним у цілому.

Проте наведені позиції мають і недоліки. Зокрема, законодавство України містить низку підзаконних нормативно-правових актів, які є суперечливими та неоднозначно регулюють правовідносини з кредитування в іноземній валюті, а тому дозволяють фінансовим установам певною мірою виправдати законність валютного кредитування. Водночас навіть якщо суд відмовив у задоволенні позову про визнання кредитного договору в іноземній валюті недійсним, його оскарження може бути досить ефективним засобом захисту майнових прав та інтересів боржника, хоча б у плані відстрочення стягнення на заставне майно останнього (відповідно до ст. 201 Цивільного процесуального кодексу України та ст. 79 Господарського процесуального кодексу України суд зобов'язаний зупинити провадження у справі в разі неможливості її розгляду до вирішення пов'язаної з нею іншої справи, що розглядається іншим судом). Такий тактичний хід дасть боржнику додатковий час для відновлення платоспроможності та пошуку ресурсів, необхідних для погашення заборгованості за кредитним договором, і дозволить йому зберегти право власності на заставне майно.

Також Мізрах Ігор Аркадійович зауважив, що в Україні сформувався певний інструментарій, який можна використати, щоб розірвати кредитний договір чи визнати його недійсним. Так, на початку фінансової кризи юристи намагалися визнавати кредитні договори, укладені в іноземній валюті, недійсними на підставі положень законодавства про те, що єдиним законним платіжним засобом на території України є гривня. Однак Вищий господарський суд України у своєму рішенні від 18.11.2009 р. вказав на необґрунтованість цієї позиції. Ефективним інструментом є визнання кредитного договору в іноземній валюті недійсним на підставі відсутності у кредитної установи (банку) індивідуальної ліцензії, наявність якої відповідно до положень декрету КМУ «Про систему валютного регулювання та валютного контролю» є обов’язковою при наданні кредитів в іноземній валюті, якщо строки та суми таких кредитів перевищують межі, передбачені законодавством. Використовують також інструменти банкрутства та реструктуризації суб’єктів підприємницької діяльності. Цікавим є такий спосіб уникнення виконання зобов’язань за кредитним договором, як посилання на те, що фінансова криза є обставиною форс-мажору. Але таке обґрунтування доволі складне і не завжди ефективне. Недійсність кредитного договору можна обґрунтувати порушенням права спільної сумісної власності в разі непогодження умов кредитного договору із заставою спільного майна з одним із подружжя, а також порушенням прав дітей при укладенні договорів іпотеки. У кожній конкретній ситуації слід враховувати положення кредитного договору та розробляти індивідуальні схеми розірвання або визнання кредитного договору недійсним.

Але, Мізрах Ігор і зауважив на те, що умовно кредитні спори можна поділити на такі, що випливають: з договорів про надання кредитних ліній (про стягнення заборгованості за кредитом з одного боку та оскарження кредитного договору з іншого) або з договорів, які забезпечують виконання боржником своїх кредитних зобов’язань (застава або іпотека, порука, банківська гарантія). Для оспорювання положень кредитних договорів останнім часом використовували так звану валютну схему: заявляли, що договір суперечить валютному законодавству у зв’язку з невизначеністю на законодавчому рівні питання про те, чи у всіх випадках наявність у банків генеральних та індивідуальних ліцензій на вчинення валютних операцій, зокрема з видачі та обслуговуванням кредиту в іноземній валюті, кореспондується із правом позичальників виконувати свої зобов’язання за кредитом, використовуючи іноземну валюту як засіб платежу. Були з цього приводу і небезпідставні рішення судів на користь фізичних осіб, проте особливості регулювання вказаних правовідносин за участю юридичних осіб не сприяли формуванню позитивної для позичальників практики. Відтак сьогодні зазначена схема рідко застосовується для визнання договору кредиту недійсними і є наслідком дефекту самого договору. Боржникам цікавіше оспорювати забезпечувальні зобов’язання, щоб виграти час, а також позбавити банк ліквідного забезпечення. Тому для банків актуальна проблема технічних та пов’язаних позовів щодо оскарження договорів застави та поруки, до вирішення яких зупиняється розгляд справи за позовом банка про стягнення боргу. Ефективних процесуальних інструментів та передумов для боротьби з пов’язаними позовами (наприклад, правил про обов’язковий розгляд в одному провадженні позовів про стягнення боргу та зустрічних позовів боржників або поручителів про оскарження забезпечувальних договорів) в Україні немає. Проте останнім часом суди апеляційної інстанції все частіше скасовують ухвали місцевих судів про зупинення провадження у справі до розгляду таких технічних позовів, зазначаючи, що відсутній той чи інший з елементів, сукупність яких необхідна для зупинення справи. Новим трендом можна вважати намагання боржників стягнути з банків суми збитків, які в декілька разів перевищують кредитні зобов’язання. Для цього призначені схеми з використанням завдатку при укладенні попереднього договору відчуження майна, яке, наприклад, поки перебуває в іпотеці банку, але щодо якого є рішення місцевих судів про визнання іпотеки недійсною чи припиненою. Такі позови не мають перспектив через неможливість забезпечувати завдатком попередні договори і відсутність елементів правопорушення в діях банку, який, на думку боржника, завдав йому збитків своєю бездіяльністю щодо звільнення майна боржника з-під обтяження (хоча насправді достатніх правових підстав для звільнення такого майна немає). Слід також звернути увагу на подекуди невиправдану агресивність банків по відношенню до боржників (за заявами банків порушується все більше кримінальних справ щодо недобросовісних боржників) і небажання боржників (перш за все великих ретейлерів, весь бізнес яких побудований на кредитах) погашати мільйонні борги, які банки змушені покривати за рахунок звернення стягнень на іпотеки населення та малого бізнесу, підриваючи таким чином довіру до фінансових установ.

Якщо ж говорити про визнання договорів недійсними, сказав Мізрах І., то у першу чергу слід згадати позовні заяви, обґрунтовані тим, що національною валютою України та єдиним законним платіжним засобом на її території є гривня, і декрет КМУ «Про систему валютного регулювання і валютного контролю» передбачає необхідність отримання індивідуальних ліцензій НБУ як для надання чи одержання резидентами кредитів в іноземній валюті, так і для використання іноземної валюти на території України як засобу платежу. Але при перегляді таких справ у касаційній інстанції ВГСУ, як правило, відмовляє в задоволенні позовів. У деяких справах позивачі просили визнати договір недійсним у зв’язку з правом банку в односторонньому порядку змінювати розмір процентів, мотивуючи позов порушенням принципу свободи договору. Однак ВСГУ зазначив, що на час укладення кредитного договору законодавство не забороняло односторонню зміну розміру кредитної ставки, а отже, підстави для задоволення позову відсутні. Набули поширення позови на підставі ст. 652 ЦКУ (зміна або розірвання договору у зв’язку з істотною зміною обставин). Проте правова конструкція цієї статті доволі складна і передбачає наявність усіх чотирьох умов, як-от: сторони виходили з того, що така зміна обставин не настане; зміна обумовлена причинами, які зацікавлена сторона не могла усунути попри свою обачливість; виконання договору позбавило б зацікавлену сторону того, на що вона розраховувала при укладенні договору, та порушило б співвідношення майнових інтересів сторін; ризик зміни обставин не покладений на зацікавлену сторону. Позови, обґрунтовані впливом світової фінансової кризи, відхиляються з огляду на те, що впливу кризи зазнала й інша сторона, тобто банк, а підприємницька діяльність є ризиковою за визначенням, і сторони кредитного договору повинні були передбачити ймовірність настання фінансової кризи. Тому застосування ст. 652 ЦКУ потребує майстерності юриста, ретельної підготовки та серйозного обґрунтування.

Також Мізрах Ігор звернув увагу, на те що загальне визначення та критерії недійсності договорів містять ЦКУ (ч. 1–3, 5, 6 ст. 203 і ст. 215) та Господарський кодекс України (ч. 1 ст. 207). Такими критеріями є: невідповідність договору загальним вимогам законодавства та моральним засадам суспільства (постанова Пленуму ВСУ «Про судову практику розгляду цивільних справ про визнання угод недійсними» від 06.11.2009 р.), порушення публічного порядку (лист Дежкомпідприємництва від 19.03.2010 р. № 3446 і лист Міністерства юстиції України від 29.03.2010 р. № 409-0-1-10-19), відсутність цивільної дієздатності (ЦКУ) або господарської компетенції (ГКУ), відсутність свободи волевиявлення контрагентів та невідповідність волевиявлення їх внутрішній волі (обман, насилля тощо), а також відсутність реального настання правових наслідків (ст. 234 ЦКУ). Судова практика та різноманітні роз’яснення державних органів обирають консервативний шлях і стають на бік сторони, яка не зацікавлена у визнанні договору недійсним. Натомість є чимало резонансних справ, у яких в основу рішень судових інстанцій були покладені розлогі трактування принципів і засад цивільного та господарського права (рішення Господарського суду Донецької області від 20.08.2009 р. № 9/70пд, рішення Господарського суду Кіровоградської області від 27.10.2009 р. № 3/98, рішення Господарського суду Дніпропетровської області від 15.09.2009 р. № 28/462-09). Таким чином, своєрідним стандартним набором для визнання кредитних договорів недійсними є:
* невідповідність принципам цивільного та господарського права (справедливості, розумності, добросовісності);
* вираження зобов’язання не в національній грошовій одинці – гривні;
* відсутність індивідуальної ліцензії на використання іноземної валюти на території України як засобу платежу або як застави, якщо терміни і суми кредитів перевищують встановлені законодавством межі (терміни та суми законодавчо невизначені);
* відсутність істотних умов, наприклад відповідальності сторін (ст. 345 ГКУ);
* відсутність господарської компетенції (цивільної дієздатності підписантів);
* форма договору.
Зазвичай окрім основного існує й забезпечувальний договір (іпотеки, застави), і визнання недійсним основного договору призводить до визнання недійсним забезпечувального (ст. 548 ЦКУ). У цьому разі можливе вільне розпорядження майном на підставі рішення до моменту виникнення реституції.

Не слід також забувати про таку підставу визнання кредитного договору недійсним як укладення такого договору особою без письмової згоди другого з подружжя. Підставою є ст. 65 Сімейного кодексу України, яка встановлює, що чоловік та дружина розпоряджаються майном, яке є об'єктом права спільної сумісної власності подружжя, за взаємною згодою. Згода іншого з подружжя на укладення кредитного договору має бути отримана у формі, у якій укладений кредитний договір, тобто, у письмовій формі. Якщо договір виходить за межі дрібного побутового та не було надано згоди іншого з подружжя на його укладення, другий з подружжя має право в судовому порядку оскаржити дійсність цього договору як укладеного без його (її) згоди. Це правило розповсюджується і на осіб, які проживають однією сім'єю, але не перебувають у шлюбі між собою або в будь-якому іншому шлюбі і які набули майно за час їх сумісного проживання. Прикладом є рішення Заводського районного суду м. Запоріжжя від 14.08.2009 р у справі № 2-1059/2009. Відповідно до цього рішення було визнано недійсним кредитний договір, укладений без письмової згоди іншого з подружжя, що порушує норми чинного законодавства. Підводячи підсумок, можна зробити висновок, що судова практика у справах про визнання кредитних договорів недійсними залежить від підстави визнання такого договору недійсним. Якщо у справах про визнання кредитних договорів недійсними на підставі відсутності згоди іншого з подружжя існує більш менш усталена практика, судова практика у справах про визнання недійсними кредитних договорів, укладених у іноземній валюті на сьогоднішній день є досить суперечливою.
І наостанок свого інтерв'ю нашому виданню, Ігор Мізрах повідомив про те, що Верховний Суд України виніс ПРАВОВИЙ ВИСНОВОК у справі про звернення стягнення на предмет іпотеки на засіданні Судової палати у цивільних справах 25 березня 2015 року ухвалив постанову у справі № 6-44цс15, предметом якої був спір про звернення стягнення на предмет іпотеки.
Суд зробив правовий висновок про те, що за загальновизнаним принципом права закони та інші нормативно-правові акти не мають зворотної дії в часі, що закріплено у частині 1 статті 58 Конституції України. До події, факту застосовується той закон або інший нормативно-правовий акт, під час дії якого вони настали або мали місце. Заборона зворотної дії є однією з важливих складових принципу правової визначеності. Водночас Конституція України передбачає зворотну дію законів та інших нормативно-правових актів у часі лише у випадках, коли вони пом’якшують або скасовують юридичну відповідальність особи. Разом з тим мораторій у юридичному розумінні має значення відстрочки виконання певних обов’язків, відкладення певних дій на визначений чи невизначений період на підставі спеціального акта. Підстави для скасування рішення суду першої інстанції і ухвалення нового рішення передбачені статтею 309 ЦПК України, проте на жодну з них апеляційний суд, скасовуючи рішення суду першої інстанції, не послався. Норми Закону України від 3 червня 2014 року № 1304-VII «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті», який набрав чинності 7 червня 2014 року, тобто після ухвалення рішення судом першої інстанції, з огляду на вищезазначене, самі по собі не можуть бути підставою для скасування рішення суду апеляційним судом. Рішення суду в частині звернення стягнення на предмет іпотеки не підлягає виконанню протягом дії Закону.

Джерело: mizrakhigor.wordpress.com

Мизрах Игорь: есть ли жизнь после новых тарифов ЖКХ?

Украинские семьи будут тратить более половины зарплаты (57,3%) на оплату жилищно-коммунальных услуг. При такой нагрузке украинцы просто физически не смогут платить за коммуналку по новым тарифам, сообщил изданию известный политик и эксперт в вопросах экономики и права Мизрах Игорь Аркадьевич.

С 1 апреля 2015 года в Украине повышаются тарифы на электроэнергию, газ, тепло и горячую воду для населения. С 1 мая украинцев также ожидает рост цен на холодную воду. После роста тарифов, по подсчетам научно-исследовательского института социальных исследований – ISS, украинские семьи будут тратить более половины зарплаты (57,3%) на оплату жилищно-коммунальных услуг. Для сравнения, в Великобритании это соотношение составляет 7%, в Германии – 7,7%, в Словакии – 17,1%, в Польше – 22,9%, Греции – 28,2%, Румынии – 24,7%.
При такой существенной нагрузке на семейный бюджет в условиях снижения реальных доходов и галопирующей инфляции, украинцы просто физически не смогут платить за коммуналку по новым тарифам, сделал вывод Игорь Мизрах.
А теперь к конкретике:

Газ

Тарифы на газ повысились на 285%!
В среднем цена на газ для населения повысилась на 285%, что соответствует положениям меморандума между Кабинетом министров Украины и Международным валютным фондом.
В 6,1 раза выросла цена газа, используемого населением для приготовления пищи и подогрева воды.
Теперь, вместо 1182 гривен за тысячу кубометров, придется заплатить 7188 гривен. Минимальный тариф для населения на газ, используемый для отопления, вырос в 3,3 раза.
Цена на газ для отопления повышена на 1791 гривен за тысячу кубометров – до 3600 гривен за 1 тысячу кубометров.
Такой тариф будет действовать на объем до 200 кубометров в месяц и только в отопительный сезон (1 октября – 30 апреля). Объем свыше 200 кубометров в месяц, а также газ, потребленный не в отопительный сезон, будет оплачиваться по цене 7188 гривен за 1 тысячу кубометров.
Все эти тарифы действительны при наличии счетчиков.
При отсутствии счетчиков население будет платить за газ единую цену – 7188 гривен за 1 тысячу кубометров.
Ранее в Украине действовала иная тарифная сетка на газ для населения с разбивкой на потребление.
Пользователи, сжигавшие до 2,5 тысячи кубометров в год, платили по минимальному тарифу – 1089 гривен за тысячу кубометров. В эту категорию попадало около 75% всех бытовых потребителей газа в стране. Пользователи, сжигавшие до 2,5 тысячи кубометров в год, платили по минимальному тарифу – 1089 гривен за тысячу кубометров. В эту категорию попадало около 75% всех бытовых потребителей газа в стране. Для тех, кто потреблял до 6 тысяч кубометров, действовал тариф 1788 гривен за тысячу кубометров. Свыше 6 тысяч кубометров в год – 3645 гривен.

Свет

Минимальный тариф на электроэнергию для горожан вырос на 19% (на 5,8 копейки) — до 36,6 копейки за кВт/ч.
Этот тариф будет действовать на объем электроэнергии до 100 кВт/ч в месяц. Средний тариф потребления — свыше 100 кВт/ч до 600 кВт/ч в месяц — повысят на 50% — с 21,1 копейки до 63 копеек за кВт/ч. Максимальный тариф — потребление от 600 кВт/ч в месяц — вырастет на 5% (на 6,7 копейки) — до 1 гривен 40,7 копейки за кВт/ч. Для жителей села — наименьший тариф действует на объем потребления до 150 кВт. Дальше расценки те же.
Те потребители, у которых установлено электрическое отопление, будут платить по 36 копеек за кВт/ч, если потребление не превысит 3600 кВт.
В случае превышения лимита действует тариф 1 гривен 40,7 копейки за кВт/ч. Однако это не последнее повышение.
Всего в течение двух лет, до марта 2017-го, тарифы на электроэнергию будут дорожать в пять этапов, и вырастут в 3,5 раза. Следующее повышение можно ждать уже в сентябре этого года.
С 1 сентября 2015 года повышение тарифов составит: 45,6 копейки, 78,9 копеек, 1,48 гривны соответственно.
Кроме того, в два раза тарифы вырастут в 2016 году, с 1 марта и с 1 сентября. В 2017 году тарифы поднимутся с 1 марта, но с этого времени будет только две категории для оплаты электроэнергии.
До 100 кВт/ч — 90 копеек и свыше 100 — 1,68 гривны.
В утешение населению предложили экономить и переходить на ночной образ жизни — ночной тариф вполовину дешевле. Комиссия приняла решение об уменьшении ночного коэффициента до 0,5 для стимулирования населения использовать электроэнергию в ночное время (с 23 часов вечера до 7 часов утра). Но для этого необходимо установить специальный счетчик. Еще до падения гривны так называемый двухзонный счетчик, способный считать электроэнергию по "дневному" и "ночному" тарифу стоил 2,5 тысячи гривен без установки.

Горячая вода и отопление

Из-за резкого повышения тарифов на газ с 1 апреля подорожает горячая вода и отопление.
С 1 апреля 2015 года НКРЭКУ, в рамках выполнения Меморандума с ключевым кредитором страны Международным валютным фондом, повысила тариф на тепло для населения на 72% — до 537,2 гривны за Гкал. При этом оплата за отопление вновь будет осуществляться ежемесячно в течение всего года.
Например, если после повышения тарифов стоимость отопления однокомнатной квартиры в отопительный сезон обойдется 934 гривны в месяц, то, если этот тариф разбить в среднем по году, плата за отопления составит 642 гривны в месяц. Тарифы на централизованное снабжение горячей водой с 1 апреля вырастут на 55-57%.

Холодная вода

Из-за роста стоимости электроэнергии и валютных кредитов ряда водоканалов с 1 мая 2015 года вырастут тарифы на холодную воду для населения.
Повышение составит от 4% до 100% в зависимости от конкретного водоснабжающего предприятия.
НКРЭКУ разбила все водоканалы на три группы: предприятия с валютными кредитами, которым, помимо роста электроэнергии, в тариф нужно заложить девальвацию гривны; предприятия без валютных кредитов, для которых в тариф закладывается только рост стоимости электроэнергии, и третья группа — водоканалы, для которых тариф не изменялся с 2008 года.
Для первой группы водоканалов, которых в Украине насчитывается 11 предприятий, рост тарифа на водоснабжение и водоотвод в среднем составит 12%; для второй группы (27 водоканалов) — рост составит в среднем 8%.
Для четырех водоканалов последней группы рост составляет от 15% до 100%. Как отмечается в материалах презентации НКРЭКУ, кредиты имеют водоканалы в городах Черкассы, Дрогобыч, Калуш, Харьков, Мелитополь, Каменец-Подольский, Новая Каховка, Славянск, Борисполь, Новоград-Волынский, Кременчуг, Чернигов, Ивано-Франковск. Для этих водоканалов тарифы находятся в промежутке от 6,98 гривны за кубометр (Черкассыводоканал) до 13,72 гривны за кубометр (Бориспольводоканал).
Также в презентации комиссии отмечается, что максимальные тарифы на воду в Киевской, Закарпатской и Кировоградской области — от 10 гривен за кубометр. В Киеве — от 6 до 8 гривен за кубометр. Минимальные — в Винницкой и Донецкой областях — от 4 до 6 гривен за кубометр.

Комментируя нынешнюю политику властей в сфере тарифов, Мизрах Игорь назвал происходящее «социальным дарвинизмом»: Выживает сильнейший!
Работает принцип либерального капитализма: "Вы сможете выжить? — прекрасно! Нет — извините, так получилось!"

Источник: mizrakhigor.wordpress.com

Мизрах Игорь: пенсия работающих пенсионеров уменьшена на 15%...

Об этом говорят многие и задают множество вопросов. Мы решили обратиться к эксперту, политику и правоведу Мизраху Игорю Аркадьевичу.
Вступил в силу Закон Украины, который предусматривает постепенное увеличение возраста выхода на «льготные» пенсии (имеется в виду в первую очередь досрочный выход на пенсию для людей, работавших в особо опасных и вредных условиях труда, а также пенсии по выслуге лет). Кроме того, закон на 15 процентов снизил размер пенсии работающим пенсионерам и даже ограничил выплаты некоторым из них. В частности, пенсионерам, работающим на прокурорских, судейских должностях, а также госслужащим и народным депутатам, пенсии платить не будут вплоть до момента их увольнения, сказал Мизрах И..

То, чего так опасались наши пожилые сограждане, похоже, таки и случилось 1 апреля ( шутка!!???): правительство предложило ограничить выплаты работающим пенсионерам. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» был подписан в вступил в законную силу. Законом, в частности, предусматрено ограничение выплат обычным работающим пенсионерам, отмена пенсий работающим спецпенсионерам, а также повышение льготного возраста выхода на пенсию.
Начну с самой тревожной новости: ограничение выплат работающим пенсионерам. Каждый раз, когда проходит пенсионная реформа, появляются слухи о том, что работающие люди либо лишатся пенсии, либо будут получать только ее часть. Так, в 2011 году обсуждалось сокращение размера пенсий работающим людям на 50 процентов. Но тогда это предложение общество восприняло крайне негативно, поэтому оно принято не было, отметил Мизрах Игорь.
В настоящее время нам выбирать не приходится. Так что сокращение выплат работающим пенсионерам в новом законе предусмотрено.
Правительство вообще отменило пенсии и ежемесячное пожизненное содержание для граждан, которые работают в должностях, дающих право на назначение пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Украины «О статусе народного депутата Украины», «О государственной службе», «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей».
Пенсионерам, работающим в других должностях, пенсии и ежемесячное содержание будет выплачиваться в размере 85 процентов назначенной суммы. При этом пенсия не должна быть меньше прожиточного минимума для нетрудоспособного лица (в 2015 году — 949 гривен), прокомментировал Мизрах И.
После увольнения и тем и другим гражданам пенсии или пожизненное денежное содержание станут выплачивать в полном размере.
Закон предусматривает еще ряд изменений. Так, будет проведено поэтапное повышение на пять лет льготного пенсионного возраста для женщин. Подчеркну, речь идет именно о льготном пенсионном возрасте. Также определено увеличение страхового стажа для лиц, имеющих право на льготную пенсию.
Что это значит? Например, мужчины, работавшие на предприятиях, указанных в списке №1 вредных производств (некоторые подземные работы, работы в горнодобывающей отрасли, доменное производство, производство стали и ферросплавов, трубопрокатное, коксохимическое производство и так далее), имеют право на льготную пенсию по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не меньше десяти лет — на работах, дающих право досрочно выйти на пенсию. Закон увеличивает стаж до 25 лет, из которых не менее десяти лет мужчина трудился на указанных работах. Возраст досрочного выхода на пенсию для мужчин остается неизменным.
А вот для женщин этой категории изменены и стаж, и возраст. Сейчас женщины имеют право на льготную пенсию в 45 лет при стаже не менее 15 лет, из них не меньше семи с половиной лет — на указанных работах. Закон увеличивает возраст (постепенно, на протяжении десяти лет) до 50 лет.
Для работников, трудившихся на вредных производствах, указанных в списке №2 (некоторые горные работы, а также черная и цветная металлургия, химическая промышленность, изготовление стройматериалов, стекла, керамики, текстильная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность и так далее), сейчас действует такой порядок досрочного выхода на пенсию:
- мужчины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев — на указанных работах;
- женщины — по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет — на указанных работах.
Для мужчин этой категории увеличили необходимый стаж работы до 30 лет (из них не менее 12 лет и 6 месяцев — на вредных работах). Возраст досрочного выхода на пенсию не меняется — 55 лет.
А вот для женщин увеличили стаж работы (с 20 до 25 лет, из которых не менее десяти лет — на вредном производстве) и постепенно (на протяжении десяти лет) повысят возраст досрочного выхода на пенсию на пять лет — с 50 до 55 лет.
Также увеличили выслугу лет или стаж для некоторых других категорий «льготных» пенсионеров: летчиков, диспетчеров, бортпроводников, работников локомотивных бригад, работников экспедиций, доярок, трактористов-машинистов, водителей, спортсменов, артистов, некоторых работников образования и здравоохранения, некоторых работников портов, а также плавсостава судов и так далее. Для каждой категории предусмотрен свой алгоритм повышения стажа или выслуги лет, отметил Игорь Аркадьевич.
Еще один очень важный момент реформы. В настоящее время для расчета пенсии применяется средняя зарплата за три года, которые предшествовали выходу на заслуженный отдых, за счет чего размеры назначаемых пенсий каждый год увеличивались. Новый Закон предусматривает фиксированный размер пенсии для расчета: в этом и последующих годах будет приниматься единый средний размер за три года — 2012-й, 2013-й и 2014-й.
В то же время ограничение выплат не коснулось инвалидов I и II групп (независимо от причины инвалидности); инвалидов войны III группы; участников боевых действий; лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» (это в основном члены семей погибших и умерших военнослужащих). Также не будут ограничиваться пенсии граждан, принимающих участие в антитеррористической операции — на время ее проведения.
Напомню, что пенсия уменьшается только на период работы человека. Кроме того, закон действует до 31 декабря 2015 года. Более подробно о том, кому и как ограничили выплаты, читайте в следующих публикациях от И. Мизраха.