хочу сюди!
 

Людмила

56 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 44-57 років

slovakia

  • 30.08.14, 23:31
Экономика Словакии. Экономическая характеристика Словакии
Фермы, виноградники, плодовые сады, и пастбища формируют основу экономики Словакии. Основные культуры – пшеница, ячмень, картофель, сахарная свекла, хмель, и фрукты. В стране разводят свиней, рогатый скот, и птицу. Горная часть Словакии покрыта обширными лесами и пастбищами, использующимися для выпаса овец, и богата природными ресурсами, включая уголь, высококачественную железную руду, медь, марганец, свинец, и цинк. Словакия прошла через значительную индустриализацию и урбанизацию со Второй мировой войны. Важные для экономики Словакии отрасли включают производство металла и изделий из металла, пищи и напитков, электричества, нефти и газа, кокса, ядерного топлива, химикатов, синтетических волокон, оборудования, бумаги, керамики, моторных транспортных средств, текстиля, электрических и оптических инструментов, и изделий из резины. Основные экспортируемые товары Словакии включают транспортные средства, технику, электрическое оборудование, металлы, химикаты, минералы, и пластмассу. Основные импортируемые товары Словакии включают технику, транспортное оборудование, промышленные товары, топливо, и химикаты. Основные торговые партнеры Словакии – Германия, Чехия, Австрия, Италия, и Польша.



Климат Словакии. Погода Словакии
Словакия – горная страна: холмов и гор на ее территории больше, чем на территории многих других европейских стран. Некоторые горы в Словакии достигают высоты в 2 000 метров и выше. Такие перепады высоты оказывают влияние на погоду Словакии, и на климат.

Средняя дневная температура января в Братиславе, столице Словакии, варьируется от -3°C до 2°C. В июле температура варьируется от 16°C до 26°C. В горных регионах температуры ниже. Средний годовой уровень осадков в Братиславе составляет 600мм. Снег выпадает в высокогорье примерно 130 дней в году.

Кроме Карпат, условия в которых более влажные, и в которых чаще выпадает снег, остальные регионы обладают примерно одинаковыми погодными условиями. Погода в Словакии меняется в разные времена года, и определяется сезонами.

Самый долгий период неменяющихся погодных условий устанавливается в Словакии зимой, когда дни холодные, но штилевые. Самые неприятные погодные условия в зимнее время наступают в Словакии, когда восточные ветры дуют в Словакию из России. В это время могут наблюдаться холодные температуры на протяжении нескольких дней подряд.

Весной и летом погода в Словакии снова меняется. Оба этих сезона характеризуются влажными погодными условиями. Более того, оба эти сезона – самые влажные сезоны в Словакии. Летний период в Словакии относительно теплый, и погода в этот период приятная. Однако в этот период периодически проходят грозы. В Словакии почти никогда не бывает очень жаркой погоды. Скачки погодных условий в Словакии связаны со скачками погоды в средиземноморском регионе.


Словакия: как переделать страну за 15 лет
14.09.12Денис Лавникевич, BEL.BIZ
Словакия сегодня – далеко не самая яркая, но вполне благополучная европейская страна. Находясь «в тени» блестящей Чехии, зажиточных Венгрии и Польши, «европейского старожила» Австрии, словаки, тем не менее, не чувствуют себя ущемленными. Страна – член ЕС, зоны евро и Шенгенской зоны. И Словакия, при всей ее скромности, пока не планирует обращаться в Брюссель за экономической помощью. Она ей просто не нужна – страна вполне справляется с охватившим Европу финансовым кризисом.

Нынешнее благополучие «европейской скромницы» – следствие пятнадцати лет спокойных рыночных реформ. Таких же реформ, которые можно было бы провести и в Беларуси – ведь стартовые условия в наших двух странах в начале 1990-х были удивительно похожи.
Конечно, Словакия по своим масштабам заметно меньше Беларуси. 49 тыс. квадратных километров и 5,5 млн населения против наших 207 тыс. км2 и 9 млн населения. Но в Словакии ВВП на душу населения составляет $17.888, тогда как в Беларуси – $5.800.
Какие же реформы позволили когда-то самой слабой части Чехословакии стать сегодня достойным членом европейской семьи?
Словакия как самостоятельная страна появилась на карте Европы в 1993 году, в результате «бархатного развода» с Чехией. До 1998 года премьер-министром Словакии был Владимир Мечьяр, которого упрекали в авторитарном стиле управления страной. При Мечьяре в Словакии, в отличие от Чехии, не проводилась всесторонняя либерализация общественной жизни и прежде всего экономики. Однако основы были заложены – например, был отдан приоритет частной собственности и малому (семейному) бизнесу.
Сразу после обретения Словакией независимости либеральное правительство Милана Чича провело рыночные реформы – и они вызвали определенный подъём безработицы и ухудшение экономического положения во многих семьях – таковы типичные последствия либеральных рыночных реформ в стране с долгими традициями социализма.
Следствием этого как раз и стал приход к власти Владимира Мечьяра и определенный «откат назад» в реформах. Однако после ухода Мечьяра, в период с 1998 по 2006 годы, Словакия смогла достаточно быстро перейти к активной евроинтеграции (НАТО, ЕС, Шенген, еврозона).
Реформы возобновились: более мягкие в 1998-2002 годах (когда правительство было коалицией, собранной ради создания единой альтернативы Мечьяру) и более серьезные, секторные, в 2002-2006 годах (когда правительство было уже целиком правым). Некоторые в ЕС сочли эти реформы ультралиберальными, слишком либеральными даже для Евросоюза.
По мнению многих исследователей, успех реформ был обусловлен тем, что их разрабатывали не чиновники, а представители специализированных мозговых центров – think-tank’ов. Эти интеллектуалы и представители гражданского общества были далеки от социалистической власти Мечьяра, но оказались весьма востребованными при новом правом правительстве. Многие из них в дальнейшем перешли на работу в структуры исполнительной власти и стали успешно воплощать в жизнь новую, прорыночную и проевропейскую политику.
Из-за внутренних скандалов и ссор в 2011 году в Словакии распалась правящая коалиция правых, что привело к досрочным парламентским выборам. Логично, что победили на выборах левые. Однако самые тяжелые экономические реформы давно остались в прошлом. Уровень жизни в Словакии сегодня вполне среднеевропейский. Как результат, сегодняшняя экономическая ситуация не позволяет просоциалистическому правительству проводить сильно левую политику. И, что особенно важно, прошедшие с 1998 года реформы не позволят случиться «рецидиву 1993-1998 годов».
Вот что еще принципиально важно в словацком опыте реформ. Если до 1998 года в стране развивался преимущественно малый (семейный) бизнес, то после 1998-го в Словакии началась масштабная приватизация. Конечно, словацкая промышленность по уровню своего развития и близко не дотягивала до чешской. Но интересные объекты были и у Братиславы. В результате сегодня в числе наиболее преуспевающих – крупные и кардинально модернизированные национальные предприятия U. S. Steel Koice (металлургия), Slovnaft (нефтяная промышленность).
Однако важным достижением реформаторских правительств (1998-2006) стало то, что в Словакию пришел крупный международный бизнес, который построил новые заводы «с нуля». Прежде всего это относится к автомобильному сектору: крупными инвестициями в Словакии отметились Volkswagen, Peugeot и Kia Motors. В 2006 году было произведено 295.000 автомобилей. Глобальный спад продаж автомобилей, однако, может ограничить дальнейший рост этой отрасли.
В числе крупнейших новых предприятий Словакии – Kia Motors Slovakia (автомобилестроение), Samsung Electronics (электроника), Sony (электроника), Mondi Business Paper (бумага), Hydro Aluminium (производство алюминия) и Whirlpool (бытовая техника).
В настоящее время в Словакии хорошее развитие получили такие отрасли промышленности, как автомобилестроение, электроника, машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика, информационные технологии. Однако, несмотря на неплохое развитие промышленности за последнее десятилетие, все же более значительными выглядят успехи Словакии в развитии финансовой сферы и сферы туризма.
Конечно, новые промышленные предприятия продолжают создаваться, однако все равно Словакии невозможно тягаться в этом плане с Чехией, которая в 1993 году получила примерно 80% чехословацкой промышленности, включая практически все машиностроение.
Компенсировать этот дисбаланс Словакия во многом смогла за счет активного развития сферы услуг. Сегодня в ней занято около 57% экономически активного населения страны. Сфера услуг приносит доход, равный 59% ВВП. При этом наибольшие доходы приносит туризм. За период с 2001 по 2005 год доходы в данной отрасли выросли в два раза. Однако этот сектор в Словакии все еще остается слаборазвитым по сравнению с соседними странами. Иначе говоря, сейчас в Европе Словакия занимает нишу бюджетного туризма – туда едут те, кто хочет посетить именно европейскую страну с ее природой и замками, но у кого не хватает денег даже на не особо дорогую Чехию. А те, кто хочет покататься на горных лыжах, но не может позволить себе Австрию, едут в словацкие Татры.
Отдельного упоминания заслуживает банковский бизнес в Словакии. В свое время, вскоре после 1998 года, правительство приняло принципиальное решение: полностью открыть банковскую сферу для иностранцев. Как результат, сегодня в Словакии почти вся банковская сфера находится в руках иностранных финансовых компаний. Основная задача словацких банков в такой ситуации – не столько работа на розничном финансовом рынке, сколько обслуживание иностранных инвестиций в экономику страны, а также работа на общеевропейском финансовом рынке.
В чем-то банковский опыт Словакии напоминает уже описанный мною опыт Латвии. Вот только словацкое правительство не стало делать абсолютную ставку именно на банковско-сервисный сектор – и поэтому в Словакии не повторилась латвийская история с массовым крушением банков в начале 2000-х.
А вот что в Словакии развито на удивление слабо, так это сельское хозяйство. На него приходится 3,7% ВВП, а занято в данном секторе 4% экономически активного населения страны. Интересно, что при этом под сельскохозяйственные культуры занято более 40% территории Словакии. Наиболее богатые сельскохозяйственные угодья расположены в южной части Словакии (на границе с Венгрией).

Добро пожаловать, или Посторонним вход разрешен

15 августа 2006
Дарья Мельник
Главная цель экономики Словакии — создать полигон для иностранных инвесторов. Для этого она сдает в аренду свои земли и рабочую силу со скидкой в 50%.
Главная цель экономики Словакии — создать полигон для иностранных инвесторов. Для этого она сдает в аренду свои земли и рабочую силу со скидкой в 50%.

«Словацкая Республика идет к тому, чтобы стать следующим Гонконгом или Ирландией, маленькой территорией, которая будет генератором экономической мощи», — спрогнозировал известный миллиардер Стив Форбс. И эта страна прилагает все усилия, чтобы данное утверждение оказалось пророческим.

Вступление в ЕС обязало членов-новичков активно развивать эффективную конкурентоспособную экономику. У Словакии было два пути: поднимать национальное производство своими силами или приглашать иностранных инвесторов, чтобы те разместили в стране свои заводы и фабрики. Проанализировав свои возможности и преимущества, словаки выбрали последний вариант. И сделали все, чтобы в их стране инвесторам было уютно и комфортно. Как результат — сегодня сумма прямых иностранных инвестиций в экономику государства составляет $11 млрд. (на 31. 12. 2005 г.). В пересчете на 1000 человек это в 5,7 раза больше, чем в Украине.

Убить трех зайцев одним инвестором

Сегодня в Словакии экономическую погоду делают иностранные компании. На маленькой территории размером в 1,5 Одесской области расположены производства Sony, Whirlpool, Dell, IBM, Samsung, Siemens, Matsushita Electric, US Steel, Ecco. Отдельно следует отметить группу автомобильных концернов, на которые у Словакии особые ставки: Volkswagen Slovakia, Peugeot Citroen и Hyundai Motor Co. (последние два начнут работу уже в 2006 г.). Иностранные инвесторы принесли с собой решение основных социально-экономических проблем и многомиллионные инвестиции. Завод Peugeot Citroen, например, обошелся французам почти в $1 млрд.

Ныне Словакия получает валюту практически полностью благодаря «иностранцам». В десятке самых больших экспортеров страны лишь половина национальных производителей. Удельный вес их в доходе экспортной топ-десятки — 25%, остальные три четверти приносят иностранные операторы. Пальму первенства с большим отрывом держит Volkswagen. Доходы от внутренней торговли — также наполовину достояние заграничных компаний. Шесть из десяти крупнейших торговых фирм Словакии являются иностранными, их удельный вес в доходе десятки — 60%.

Еще одна важная заслуга «иностранцев» — новые рабочие места. В стране средний уровень безработицы составляет 16,8%, в отдельных районах достигая 30%. Во многом ставка на инвесторов была обусловлена именно этой проблемой, ведь новые заводы — это от одной до трех тысяч рабочих мест. Только в автомобильной индустрии за последние пять лет количество занятых возросло в 1,8 раза.

Не менее весомым является тот факт, что под налаженное производство «чужеземной» продукции подтягивается значительная часть отечественного бизнеса. Например, строительная компания Chemkostav строит супермаркеты для торговых сетей Tesko и Billa уже не только по всей Словакии, но и в других странах, включая Украину. Многих обеспечили работой автомобильные гиганты. Словацкая компания Matador Automotive (Matador Group) наладила поставку бамперов для модели Volkswagen Touareg. Подобной тактики придерживаются и другие отрасли. «Я думаю, поставка сырья и комплектующих в автомобильную отрасль займет значительное место в нашей деятельности», — говорит Вера Хмелева, директор словацкой компании MR Trading, осуществляющей торговлю цветными металлами и изделиями из них.

В таких условиях преимущества для самой Словакии очевидны. Привлекая иностранные инвестиции, страна решает две проблемы: за счет иностранных «якорей» поднимает внутреннее промежуточное производство и избавляется от груза безработицы. Чем же выгодна сама Словакия заморским компаниям? Ведь конкуренты в прямом смысле окружают: право принять гостей с деньгами оспаривают Польша, Чехия, Венгрия. Фокус в том, что Словацкая Республика создала инвесторам особые условия, основанные на прямой финансовой помощи и налоговых льготах.

Инвестиционный сервис «все к ногам клиента» 

Неотъемлемое геополитическое преимущество Словакии со вступлением в ЕС стало настоящим кладом. Теперь, разместив здесь производство, компания может забыть о таможенно-пограничных проблемах и получить огромный европейский рынок сбыта. При этом страна является транзитным пунктом «Восток-Запад», чем крайне привлекательна для азиатских инвесторов, пытающихся прорубить окно в Европу для своей продукции. Именно так в 2004 г. поступил автомобильный концерн Hyundai Motors, выбрав Словакию для постройки первого в Европе завода по производству автомобилей KIA.

Но выгодное расположение, как известно из примера Украины, — далеко не единственное условие прихода заграничных компаний. Данное положительное качество Словакия подкрепила комплексной программой привлечения инвестиций.

Для удобства инвесторов к 2009 г. транспортная сеть соединит все границы Словакии.

Главная идея программы — территория Словакии делится на три зоны в зависимости от уровня безработицы: красная (<10% незанятых), желтая (10-15%) и зеленая (>15%). Типов проектов, в которые могут вкладывать деньги инвесторы, тоже три. Тип А — производственные и дистрибуционно-логистические центры, тип В — стратегические инвестиции в высокие сетевые технологии, тип С — R&D-центры и центры технологического развития. Минимальная сумма инвестиций — 400 млн. словацких крон (около $1 млн.). Учитывая зону вложения инвестиций и тип проекта, государство компенсирует до 50% инвестиций (см. табл. «Скидка до 50% на все инвестиции»).

Схема простая и очень эффективная. Инвестору, который строит логистический центр в хлебном братиславском регионе, не стоит рассчитывать на помощь государства. Зато если иностранная компания вознамерится вкладывать средства в исследовательский центр, еще и в «безработном» восточном регионе, она может быть уверена, что 50% суммы вложений предоставит государство в качестве своеобразного гранта. Таким образом, правительство стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей в регионах с самым высоким уровнем безработицы. Кстати, государственная помощь отнюдь не является благотворительностью, поскольку выплачивать социальные пособия многотысячной армии незанятых оказывается в конечном счете дороже, чем компенсировать часть иностранных инвестиций.

Помощь государства не ограничивается финансированием и налоговыми льготами. Большое значение уделяется инфраструктуре. В стране работают двенадцать индустриальных парков, строятся еще двадцать. «Индустриальный парк очень удобен для инвестора, поскольку избавляет от необходимости искать подходящий участок, обустраивать территорию, вкладывать дополнительные средства в инфраструктуру. В зданиях, расположенных на территории парка, есть все: от производственных помещений до столовых и душевых», — рассказывает  Святослав Хустак, председатель совета юристов промышленного парка в городе Снина. Достоинства парков уже оценены: в текущем году Dell заявила о вложении 140 млн. евро в строительство нового завода по производству компьютеров в индустриальном парке «Нитра Север».

Кроме парков, существует государственная программа улучшения транспортного сообщения. До 2009 г. планом предусмотрены ремонт существующих и постройка дополнительных железнодорожных путей таким образом, чтобы транспортная сеть соединяла все границы и охватывала все крупные города Словакии.

В целом приоритет иностранных инвесторов настолько высок, что правительство, дабы привлечь стратегически важную компанию на свою территорию, может даже пойти на нарушение законодательства. Например, Hyundai в прошлом году получил разрешение строить завод KIA на частной территории без согласия ее владельцев. При этом присутствие бульдозеров на чужой земле объяснялось словакам проведением «археологических раскопок».

Внутренний производитель уходит в ниши

При таких преференциях иностранным инвесторам словацкий бизнес, чтобы выжить, вынужден уходить в узкие ниши или переориентироваться на обслуживание иностранных компаний.

К 2008 г. Словакия станет мировым лидером по производству автомобилей на душу населения.

Яркий пример тому — энергетика Словакии. Компании, способные обеспечить электроэнергией крупные объекты, налаживают партнерство с автомобильными концернами. «Основная наша деятельность — строительство электростанций. Наши объекты обеспечивают электроэнергией целые города, включая Братиславу. Сейчас мы осваиваем новую, автомобильную нишу. Компания уже приготовила к сдаче автономную электростанцию, которая будет обслуживать завод Peugeot», — рассказывает Франтишек Фаркаш, заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности компании Liv Electra. Плюсы такого сотрудничества — не только новые контракты, но и новые стандарты, которым необходимо соответствовать. Так, новая электростанция для Peugeot работает в полном автоматическом режиме и не требует присутствия обслуживающего персонала.

Бизнес поменьше уходит в новые направления. Например, компания STM Power специализируется на альтернативной энергии и строит мини-гидроэлектростанции для небольших производственных объектов. Такой бизнес сложен тем, что мест, где можно построить мини-ГЭС, очень немного: подходят только площадки на реке с достаточно высоким перепадом воды. Но зато это скомпенсировано полным отсутствием конкуренции со стороны как глобальных компаний, так и внутренних игроков.

В целом внутренняя экономика Словакии уходит от статуса аграрной страны, коей была во времена Чехословакии. На продукцию сельского хозяйства существуют строгие квоты Евросоюза, и правительству приходится буквально оспаривать в суде право на выпуск аграрной продукции. Недавний успешный пример — разрешение Словакии производить токайское вино (еще год назад это было исключительной прерогативой Венгрии).

Современная Словакия — страна, ориентированная на развитие сложной техники и высоких технологий. И всем инвесторам из данных сфер словаки приветливо говорят: «Зачем искать где-то далеко? Добро пожаловать в Словакию!». 


Словакия — второй Штутгарт?

Автомобильная отрасль в экономике Словакии сегодня имеет первоочередное значение. По расчетам специалистов, к 2007-2008 гг. Словацкая Республика станет первой в мире по производству автомобилей на душу населения. Когда заработают заводы Peugeot Citroen (ориентировочная годовая производительность 300-500 тыс. машин) и KIA (200-300 тыс. машин), в стране будет выпускаться около 180 автомобилей на 1000 жителей. Это вдвое превышает показатели нынешнего лидера — Бельгии. Учитывая такие перспективы, официальные органы власти уже сейчас заявляют, что Словакия намерена стать вторым Штутгартом.

Данная отрасль — лидер по привлеченным инвестициям. В 2005 г. сумма вложений составила более 1 млн. евро, увеличившись за пять лет в четыре раза. Видна и отдача от инвестиций: автомобили составляют 30% общего экспорта республики.

Ставка на автомобильную индустрию сделана по двум причинам. Во-первых, автомобилестроение было развито еще в Чехословакии, так что после образования независимого государства сохранилась производственная инфраструктура. Во-вторых, катализатором стал концерн Volkswagen, вышедший на словацкий рынок в 1991 г. Теперь местный завод — самый крупный по масштабам реализованной продукции и прибыли среди 42 предприятий Volkswagen в мире.

Карта экономического здоровья Словакии

Сегодня Словакия имеет стабильное экономическое положение. Об этом говорят и количественные макроэкономические показатели, и качественные рейтинговые оценки. Рост ВВП в 2005 г. составил 6,1%, что почти вчетверо превышает средний показатель в Евросоюзе. Резко снизились (в 2,8 раза) темпы инфляции, валютный курс практически непоколебим, уверенно растет средняя заработная плата. Как результат — кредитный рейтинг страны стал характеризоваться исключительно как «позитивный» и «стабильный». А это значит, что в Словакии — одна из самых надежных экономик в мире, поэтому ей, образно говоря, не страшно дать в долг.

В структуре экономики Словакии доминирует сфера услуг. Она занимает 64,2% ВВП. Затем следует производство (31,8%) и сельское хозяйство (4%). Наиболее развитые отрасли — автомобильная индустрия, машиностроение, электротехника, энергетика, деревообрабатывающая промышленность.

В международной торговле Словакия ориентирована на страны Евросоюза: экспорт в ЕС составляет 85% общего экспорта, импорт из ЕС — 70% общего импорта. Важнейшие партнеры — Германия, Чехия, Австрия, Италия, Польша. Торговое сальдо страны негативное. Наибольший пассивный баланс — с Россией, Китаем, Кореей, Японией, Тайванем и Украиной.

0

Останні статті

Коментарі

анонім

130.08.14, 23:44

Зовсім здурів, стільки тексту наніч?