Праздник Андрея Первозванного считается самым большим предновогодним празднованием, отмечаемым еще со времен Киевской Руси 13 декабря.
Андрей Первозванный входил в число 12-ти апостолов Христа, согласно преданиям, приходился братом апостолу Петру и являлся покровителем жителей Украины, России и Шотландии. В канун этой даты принято собираться на Андреевские вечерницы – гадания, с которыми связано множество неординарных обычаев. Андреевские вечерницы сопровождались веселыми песнопениями, долгими девичьими посиделками, знакомствами и заигрываниями молодежи. Вечерницы длились всю ночь, поскольку, в следующий раз молодые люди могли пообщаться только на гуляньях в канун Рождества.
Вечерницы на Андрея (13 декабря)- повод, чтобы собраться холостой молодежи.
Одним из самых интересных приемов любовной магии приуроченных ко дню Андрея, было «засевание конопли». Поздно вечером, когда темно, девушка набирала в пелену семена конопли (иногда льна, мака и т.д.). Выходила за дом, сеяла на снегу и напевала:
Андрей, Андрей!
Коноплю сею;
Юбкой волочу, -
Замуж выйти хочу.
Затем набирала горсть снега там, где сеяла конопли, вносила в дом и, когда снег таял, считала семян: если каждая зерно должна пару - хороший знак.
В засевании конопли до начала XX в. сохранялись некоторые архаические черты. Так, во многих местностях девушки сеяли конопли раздетыми. По народным верованиям, голое тело - важное средство волшебства (вспомним народное трактовка демонологических образов нимф и ведьм).
В этот вечер девушки пытались увидеть своего избранника в зеркале, узнать профессию будущего мужа. Чтобы это угадать, девушка посыпала на пол немного пшеницы, наливала в миску воды и ставила зеркальце. Когда все готово, впускала петуха: если петух напьется воды, человек будет пьяницей, клюнет пшеницы - будет хозяином, а как посмотрит в зеркало - будет панычом или бездельником.
Бегали девушки также к реке, набирали ила со дна и приносили в дом. В доме этот ил внимательно рассматривали: если там есть кусочек железа или гвоздь - муж будет кузнецом, треска - плотником, стекло - стекольщиком, кожа - сапожником, песок - каменщиком, а если, кроме земли, нет ничего, - земледельцем.
Особое место на Андрея занимает обрядовая игра «Калита» («Калета»), в которой принимали участие девушки и юноши. Девушки собирались вместе и пекли Калиту - большой круглый корж из белой муки. Каждая девушка должна была принять участие в приготовлении Калиты. Тесто месили все по очереди, начиная от старшей девушки и к молодой девочки. Посередине лепешки делали дырку. В некоторых этнографических источниках сохранились сведения, что Калита, как правило, составляла 35 см в диаметре и 1,5 см толщины.
Сладкое с медом тесто пекли в печи и запекали так, чтобы трудно было откусить. Сверху Калиту мазали медом. Для изготовления Калиты брали «непочатую воду» или же воду, настоянную на благоухающих травах, в частности на любиcтке.
На вечеринках, когда собиралась молодежь вместе, Калиту с помощью ленты подвешивали к балке посередине дома, а потом прыгали, чтобы укусить. (или кто-то из парней держал жердь с подвешенной Калитой).
После Калиты брали горшок с медом, на дно которого клали кольцо. Парень должен был взять перстень губами, но так, чтобы не макнуть собственного носа. Считалось, если парень получит перстень и нос не намочит - женится и будет счастливым.
На Андрея разрешались молодежные дебоши, а парням прощались все их выходки. У тех родителей, которые запрещали гулять с ними своим дочерям, ребята ночью могли снять ворота или разобрать забор, убрать телеги, плуги, бороны и т.д. и позакидывать их на крышу дома или хлева или занести в другую сторону села.
Такие забавы не случайны, этнографы считают их "ритуальными бесчинствами», некогда символизировали устранение препятствий на пути к желаемому браку. Итак утром некоторые из хозяев находили свой воз на крыше сарая, а от домов, где жили девушки на выданье, появлялись тропинки к их поклонникам, обозначенные свекольным квасом или посыпанные соломой.
Вечерницы и гадания
К вечерницам готовились с самого утра. Незамужние девушки собирались веселой дружной компанией и вместе пекли Калиту – круглый корж с медом и маком, украшая его орехами и калиной. Вечером девушки начинали гадать на суженого, ворожить на судьбу: «считали колья в плетнях», «слушали под окнами», «сеяли конопли по снегу», «бросали сапог через дом».
Веселые совместные гуляния
Ближе к ночи в гости к девчатам приходили парни – кусать Калиту. Корж подвешивали высоко на жерди и подъезжая к ней на кочерге, прыгали, пытаясь укусить. Того, кто ехал на кочерге называли «господин Коцюбинский», а тот, кто держал Калиту и писал сажей(чтоб не лезли повторно) по лицу подъезжавших- писарь - «господин Калитинский».
За право укусить Калиту господин Коцюбинский должен был пройти испытание загадкой или потешной игрой.
Ребята собирались большими шумными кампаниями и вредили тем родителям, которые не пускали девушек на вечерницы - снимали ворота, выносили воз на крышу, разбирали заборы.
Программа вечерниц :
Лепка вареников
«Гуляние макогона в макитре с маком»
Гадание на девичью судьбу .
«Сеяние конопли по снегу»
«Ломка заборов» и «бросание ботинка»
«Подъезжание на кочерге»
Испытание парней играми: «Каперуш», «Зайчик» и «Голубка»