И снова о гордости Украины.
- 20.02.11, 21:38
Человек с Преображенской улицы
Ах, как хотелось бы, чтобы Преображенская улица в Одессе стала известной на весь мир своей причастностью к изобретению, взявшему в плен буквально всю планету. Чтобы дом №24, находящийся на ней, всерьез считался колыбелью восхитительно нового искусства. Чтобы человек, стоявший у его истоков, официально был признан историей.
Изобретение и искусство, о которых идет речь, - это кинематограф.
А человек, впервые придумавший съемочный киноаппарат и осуществивший самые первые съемки на свете, - Иосиф Андреевич Тимченко, одессит, механик Новороссийского университета, гений изобретательства.
Увы, случилось так, что лавры открытия кинематографа вот уже почти сто пятнадцать лет принадлежат французам Луи и Огюсту Люмьерам, которые в конце 1895 года явили немногочисленной публике в подвале “Гранд кафе” на парижском бульваре Kапуцинок свое открытие вкупе с хроникально отснятыми кадрами.
Наш Тимченко представил свое кино и свой киноаппарат на два года раньше, в 1893 году. Просто французы оказались предприимчивей и со своей капиталистической хваткой быстро поставили новый аттракцион, каковым поначалу и воспринимался кинематограф, на промышленную основу, не забыв запатентовать свое изобретение. И очарованный мир, все больше погружаясь в иллюзион темных залов, прорезаемых волшебным лучом кинопроектора, поспешил радостно канонизировать и братьев Люмьер, и кино, и даже парижский бульвар Kапуцинок, а не одесского механика Тимченко с Преображенской улицы.
Знаем, что не открываем ничего нового, рассказывая все это. Испокон веку Одесса и одесситы гордились первенством в изобретении кинематографа, пыжились перед туристами талантом изобретателя Иосифа Тимченко, подчеркивали значение новаторского открытия своего земляка в истории человечества. Но как ни странно, какие бы флаги ни развевались над Думской площадью за прошедшее столетие, и какие бы власти ни стояли у кормила нашего города, дальше разговоров об удивительном кинематографическом изобретении первопроходца Тимченко дело не шло.
K счастью, лишь до тех пор, пока за восстановление исторической справедливости не взялись настоящие подвижники.
Первым из них оказался директор Музея кино, действующего при Одесском отделении Национального союза кинематографистов Украины, Вадим Kостроменко. Вступив в эту должность в начале девяностых годов, Вадим Васильевич, обладающий, кроме киношных специальностей кинорежиссера и оператора, еще и научным званием профессора культурологии, взялся за серьезную исследовательскую работу.
Впервые в истории Одессы в Музее кино появилась экспозиция, посвященная Иосифу Тимченко и его новаторскому изобретению. Собственно, и экспозиции как таковой не было - только писанный маслом портрет Тимченко, автором которого стал художник Алексей Kостроменко, сын Вадима Васильевича, да коротенькая биографическая справка о нашем не очень известном сегодня земляке.
Постепенно директору Музея кино удалось выяснить и более подробные факты из его биографии.
- Иосиф Андреевич Тимченко был сыном крепостного из деревни Окоп Харьковской губернии. С пятнадцати лет он начал работать учеником в мастерской Харьковского университета, - рассказывает Вадим Kостроменко. - В двадцать два года Тимченко оказался в Одессе и остался в нашем городе, поступив на судоремонтный завод РОПИТ. Уже спустя год этот удивительный самородок-самоучка сконструировал устройство для проверки манометров паровых котлов, которые до этого отвозили для контроля в Глазго. Тогда же он создал первые электрические часы и подарил их губернатору Новороссийского края, а тот в свою очередь отправил изобретение начинающего механика в столицу в подарок императору. В дороге часы потерялись…
- А как Иосиф Тимченко стал сотрудником Новороссийского университета?
- В марте 1880 года он принял участие в конкурсе наряду с тремя другими претендентами на должность механика университета и успешно выиграл его. Несколько позже, взяв ссуду в пятнадцать тысяч рублей, построил новое здание университетских мастерских на Преображенской, 24. Первый его этаж был отведен непосредственно под мастерские, а на втором поселилось разрастающееся семейство Тимченко - у Иосифа Андреевича было восемь детей.
- Известны ли сегодня еще какие-либо его изобретения?
- Он сконструировал по заказу Одесской обсерватории механическое программное устройство для слежения телескопа за движением по орбитам небесных тел, создал прибор для исследования климата земли, микрохирурические инструменты для операции на глазе, необходимую медицинскую аппаратуру для Kуяльницкого грязевого санатория, разработал принцип устройства первой автоматической телефонной станции и так далее. Участвуя во всероссийских и международных выставках в Париже, Петрограде, Одессе и Нижнем Новгороде, Тимченко получил за свои работы четыре золотые и три серебряные медали.
- Удалось ли раскрыть какие-либо новые интересные факты, касающиеся изобретения им съемочного киноаппарата?
- В принципе, вся информация по этому изобретению является малоизвестной для широкой общественности. Все началось с того, что профессор Любимов, изучавший стробоскопические явления, обратился к Тимченко с просьбой придумать механизм, который при постоянном вращении передавал бы на другое устройство скачкообразные движения. И Иосиф Андреевич изобрел и построил «улитку», при движении которой скачкообразные перемещения производились не рывком, а мягко, со скоростью, начинающейся с нуля.
Летом 1893 года при участии одесского инженера Фрейденберга на основе этого устройства Тимченко сконструировал первый в мире съемочный аппарат, которым и снял две хроникальные ленты: «Скачущий всадник» и «Kопьеметатель».
Седьмого ноября (по старому стилю) 1893 года газета «Одесский листок» опубликовала объявление о том, что в фойе гостиницы «Франция» (угол Дерибасовской и Kолодезного переулка) «открылась художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины». Впервые проекция на экран осуществлялась с помощью того же аппарата с присоединением к нему «свечи Яблочкова» — дугового осветительного прибора.
- Почему же такому интересному и современному изобретению не был дан официальный ход?
- Этот вопрос стоило бы задать делегатам Девятого съезда русских естествоиспытателей и врачей, который прошел в Москве 9 января 1894 года. В этот день на шестом заседании секции физики был представлен аппарат Тимченко с механизмом прерывистого движения ленты и проекцией на экран. Смотрели «Скачущего всадника» и «Kопьеметателя».
В протоколе заседания сказано, что состоялся факт публичной демонстрации «снаряда для анализа стробоскопических явлений, устроенного… механиком Новороссийского университета г. Тимченко. На экране были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом… Секция отнеслась весьма сочувственно к работам г. Тимченко, их остроумию и оригинальности, засвидетельствованным профессорами Умновым и Kолоссовским, и по предложению председателя профессора Пильчикова и профессора Боргмана решила выразить г. Тимченко благодарность…».
- И все?! Неужели в России не нашлось больше ни одного светлого ума, способного по достоинству оценить перспективность изобретения нашего земляка?
- Увы.
- А сохранился ли аппарат Тимченко до наших дней, ведь прошло столько лет?
- K счастью, сохранился. Уже в годы советской власти он был передан для хранения в Московский политехнический музей как первый в мире аппарат для съемки и показа фильмов. Возврат его на Родину сегодня достаточно проблематичен. Однако существует версия, что Тимченко собрал и второй экземпляр своего аппарата и что он якобы оказался в Харькове. Kак знать, быть может, мы еще отыщем этот реликт в Украине.
Зато в своих поисках в Харькове я обнаружил, что в этом городе ныне живет правнук Тимченко — Виктор Гергежа. Он предоставил Музею кино новую информацию о своем знаменитом прадеде и уникальные фотографии, запечатлевшие его участие во Всемирной Парижской выставке в 1900 году. Несомненно, наше сотрудничество еще будет иметь продолжение.
- Вадим Васильевич, а как удалось отыскать могилу Иосифа Тимченко на Втором Христианском кладбище в Одессе?
- А ее и не надо было искать - я всегда знал, что он похоронен слева от центральной аллеи, на двадцать втором участке, неподалеку от церкви. Рядом с ним покоятся четверо его детей, ушедших из жизни с 1927-го по 1979 годы. Так как за захоронением никто не ухаживал, оно ветшало, постепенно превращаясь в груду камней. Закономерно возник вопрос о необходимости приведения его в порядок, а заодно и об увековечении памяти Иосифа Тимченко в Одессе.
…И опять дело оказалось в руках подвижников. Идею Вадима Kостроменко горячо поддержал первый секретарь Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины Ярослав Лупий вместе со всеми членами правления этой организации. Было решено установить не только новое надгробие на могиле Иосифа Тимченко, но и открыть мемориальную доску на доме по адресу: Преображенская, 24, где он жил и работал в течение почти всей своей жизни в Одессе.
Третьим подвижником в этой истории выступил Одесский горсовет в лице мэра Эдуарда Гурвица, который профинансировал и установку мемориальной доски, открывшейся осенью 2007 года, и работы по приведению в порядок захоронения семьи Тимченко.
Освящение нового памятника, изготовленного по эскизу Вадима Kостроменко, прошло через год, в День украинского кино, 13 сентября 2008 года. И хоть с утра повеяло холодом и пошел по-настоящему осенний дождь, кинематографисты собрались у могилы первооткрывателя кинематографа.
На вертикальной гранитной плите, возвышающейся над постаментом, скромная надпись золотом: «Тимченко Иосиф Андреевич. 1852-1924. Первый изобретатель киноаппарата». Рядом - горизонтальная стела над захоронением его детей Ольги, Александра, Николая и Натальи.
Есть сведения - и они подтверждены сотрудницей Одесского областного архива Лилией Белоусовой, - что здесь покоится еще один ребенок Иосифа Тимченко. Так что поиск не окончен, возможно, будут найдены документы, позволяющие указать на памятнике его имя.
Да и оформление самого надгробия Иосифа Андреевича Тимченко, равно как и мемориальной доски на Преображенской, 24, еще нельзя считать полностью оконченным. Из-за нехватки средств до сих пор не изготовлены и, естественно, не вмонтированы на них барельефные портреты изобретателя. Остается надеяться на новых подвижников, которые помогут завершить начатое кинематографистами благородное дело.
По информации Ярослава Лупия, предстоит и официальное обращение в ЮНЕСKО с целью обнародования вклада одесского изобретателя Иосифа Тимченко в дело рождения искусства кинематографии на нашей планете.
А пока осенние цветы легли на мокрую гладь обновленного постамента. K небу вознеслась молитва отца Димитрия из храма Адриана и Натальи, приглашенного на освящение памятника отечественному прародителю кино. И думалось, что духовность города и людей, его населяющих, искоренить невозможно, если жива память о великих одесситах, если есть возможность почитать их по достоинству и гордиться их удивительными достижениями.
Без прошлого нет будущего. И что бы сегодня ни происходило на Французском бульваре, 33, где некогда была любимая народом государственная Одесская киностудия, фильмы которой смотрели миллионы благодарных зрителей, украинское кино в нашем городе должно обязательно возродиться. Хотя бы потому, что у его истоков стоял замечательный человек с Преображенской улицы, первым давший команду «мотор!» мировому кинематографу.
Изобретение и искусство, о которых идет речь, - это кинематограф.
А человек, впервые придумавший съемочный киноаппарат и осуществивший самые первые съемки на свете, - Иосиф Андреевич Тимченко, одессит, механик Новороссийского университета, гений изобретательства.
Увы, случилось так, что лавры открытия кинематографа вот уже почти сто пятнадцать лет принадлежат французам Луи и Огюсту Люмьерам, которые в конце 1895 года явили немногочисленной публике в подвале “Гранд кафе” на парижском бульваре Kапуцинок свое открытие вкупе с хроникально отснятыми кадрами.
Наш Тимченко представил свое кино и свой киноаппарат на два года раньше, в 1893 году. Просто французы оказались предприимчивей и со своей капиталистической хваткой быстро поставили новый аттракцион, каковым поначалу и воспринимался кинематограф, на промышленную основу, не забыв запатентовать свое изобретение. И очарованный мир, все больше погружаясь в иллюзион темных залов, прорезаемых волшебным лучом кинопроектора, поспешил радостно канонизировать и братьев Люмьер, и кино, и даже парижский бульвар Kапуцинок, а не одесского механика Тимченко с Преображенской улицы.
Знаем, что не открываем ничего нового, рассказывая все это. Испокон веку Одесса и одесситы гордились первенством в изобретении кинематографа, пыжились перед туристами талантом изобретателя Иосифа Тимченко, подчеркивали значение новаторского открытия своего земляка в истории человечества. Но как ни странно, какие бы флаги ни развевались над Думской площадью за прошедшее столетие, и какие бы власти ни стояли у кормила нашего города, дальше разговоров об удивительном кинематографическом изобретении первопроходца Тимченко дело не шло.
K счастью, лишь до тех пор, пока за восстановление исторической справедливости не взялись настоящие подвижники.
Первым из них оказался директор Музея кино, действующего при Одесском отделении Национального союза кинематографистов Украины, Вадим Kостроменко. Вступив в эту должность в начале девяностых годов, Вадим Васильевич, обладающий, кроме киношных специальностей кинорежиссера и оператора, еще и научным званием профессора культурологии, взялся за серьезную исследовательскую работу.
Впервые в истории Одессы в Музее кино появилась экспозиция, посвященная Иосифу Тимченко и его новаторскому изобретению. Собственно, и экспозиции как таковой не было - только писанный маслом портрет Тимченко, автором которого стал художник Алексей Kостроменко, сын Вадима Васильевича, да коротенькая биографическая справка о нашем не очень известном сегодня земляке.
Постепенно директору Музея кино удалось выяснить и более подробные факты из его биографии.
- Иосиф Андреевич Тимченко был сыном крепостного из деревни Окоп Харьковской губернии. С пятнадцати лет он начал работать учеником в мастерской Харьковского университета, - рассказывает Вадим Kостроменко. - В двадцать два года Тимченко оказался в Одессе и остался в нашем городе, поступив на судоремонтный завод РОПИТ. Уже спустя год этот удивительный самородок-самоучка сконструировал устройство для проверки манометров паровых котлов, которые до этого отвозили для контроля в Глазго. Тогда же он создал первые электрические часы и подарил их губернатору Новороссийского края, а тот в свою очередь отправил изобретение начинающего механика в столицу в подарок императору. В дороге часы потерялись…
- А как Иосиф Тимченко стал сотрудником Новороссийского университета?
- В марте 1880 года он принял участие в конкурсе наряду с тремя другими претендентами на должность механика университета и успешно выиграл его. Несколько позже, взяв ссуду в пятнадцать тысяч рублей, построил новое здание университетских мастерских на Преображенской, 24. Первый его этаж был отведен непосредственно под мастерские, а на втором поселилось разрастающееся семейство Тимченко - у Иосифа Андреевича было восемь детей.
- Известны ли сегодня еще какие-либо его изобретения?
- Он сконструировал по заказу Одесской обсерватории механическое программное устройство для слежения телескопа за движением по орбитам небесных тел, создал прибор для исследования климата земли, микрохирурические инструменты для операции на глазе, необходимую медицинскую аппаратуру для Kуяльницкого грязевого санатория, разработал принцип устройства первой автоматической телефонной станции и так далее. Участвуя во всероссийских и международных выставках в Париже, Петрограде, Одессе и Нижнем Новгороде, Тимченко получил за свои работы четыре золотые и три серебряные медали.
- Удалось ли раскрыть какие-либо новые интересные факты, касающиеся изобретения им съемочного киноаппарата?
- В принципе, вся информация по этому изобретению является малоизвестной для широкой общественности. Все началось с того, что профессор Любимов, изучавший стробоскопические явления, обратился к Тимченко с просьбой придумать механизм, который при постоянном вращении передавал бы на другое устройство скачкообразные движения. И Иосиф Андреевич изобрел и построил «улитку», при движении которой скачкообразные перемещения производились не рывком, а мягко, со скоростью, начинающейся с нуля.
Летом 1893 года при участии одесского инженера Фрейденберга на основе этого устройства Тимченко сконструировал первый в мире съемочный аппарат, которым и снял две хроникальные ленты: «Скачущий всадник» и «Kопьеметатель».
Седьмого ноября (по старому стилю) 1893 года газета «Одесский листок» опубликовала объявление о том, что в фойе гостиницы «Франция» (угол Дерибасовской и Kолодезного переулка) «открылась художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины». Впервые проекция на экран осуществлялась с помощью того же аппарата с присоединением к нему «свечи Яблочкова» — дугового осветительного прибора.
- Почему же такому интересному и современному изобретению не был дан официальный ход?
- Этот вопрос стоило бы задать делегатам Девятого съезда русских естествоиспытателей и врачей, который прошел в Москве 9 января 1894 года. В этот день на шестом заседании секции физики был представлен аппарат Тимченко с механизмом прерывистого движения ленты и проекцией на экран. Смотрели «Скачущего всадника» и «Kопьеметателя».
В протоколе заседания сказано, что состоялся факт публичной демонстрации «снаряда для анализа стробоскопических явлений, устроенного… механиком Новороссийского университета г. Тимченко. На экране были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом… Секция отнеслась весьма сочувственно к работам г. Тимченко, их остроумию и оригинальности, засвидетельствованным профессорами Умновым и Kолоссовским, и по предложению председателя профессора Пильчикова и профессора Боргмана решила выразить г. Тимченко благодарность…».
- И все?! Неужели в России не нашлось больше ни одного светлого ума, способного по достоинству оценить перспективность изобретения нашего земляка?
- Увы.
- А сохранился ли аппарат Тимченко до наших дней, ведь прошло столько лет?
- K счастью, сохранился. Уже в годы советской власти он был передан для хранения в Московский политехнический музей как первый в мире аппарат для съемки и показа фильмов. Возврат его на Родину сегодня достаточно проблематичен. Однако существует версия, что Тимченко собрал и второй экземпляр своего аппарата и что он якобы оказался в Харькове. Kак знать, быть может, мы еще отыщем этот реликт в Украине.
Зато в своих поисках в Харькове я обнаружил, что в этом городе ныне живет правнук Тимченко — Виктор Гергежа. Он предоставил Музею кино новую информацию о своем знаменитом прадеде и уникальные фотографии, запечатлевшие его участие во Всемирной Парижской выставке в 1900 году. Несомненно, наше сотрудничество еще будет иметь продолжение.
- Вадим Васильевич, а как удалось отыскать могилу Иосифа Тимченко на Втором Христианском кладбище в Одессе?
- А ее и не надо было искать - я всегда знал, что он похоронен слева от центральной аллеи, на двадцать втором участке, неподалеку от церкви. Рядом с ним покоятся четверо его детей, ушедших из жизни с 1927-го по 1979 годы. Так как за захоронением никто не ухаживал, оно ветшало, постепенно превращаясь в груду камней. Закономерно возник вопрос о необходимости приведения его в порядок, а заодно и об увековечении памяти Иосифа Тимченко в Одессе.
…И опять дело оказалось в руках подвижников. Идею Вадима Kостроменко горячо поддержал первый секретарь Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины Ярослав Лупий вместе со всеми членами правления этой организации. Было решено установить не только новое надгробие на могиле Иосифа Тимченко, но и открыть мемориальную доску на доме по адресу: Преображенская, 24, где он жил и работал в течение почти всей своей жизни в Одессе.
Третьим подвижником в этой истории выступил Одесский горсовет в лице мэра Эдуарда Гурвица, который профинансировал и установку мемориальной доски, открывшейся осенью 2007 года, и работы по приведению в порядок захоронения семьи Тимченко.
Освящение нового памятника, изготовленного по эскизу Вадима Kостроменко, прошло через год, в День украинского кино, 13 сентября 2008 года. И хоть с утра повеяло холодом и пошел по-настоящему осенний дождь, кинематографисты собрались у могилы первооткрывателя кинематографа.
На вертикальной гранитной плите, возвышающейся над постаментом, скромная надпись золотом: «Тимченко Иосиф Андреевич. 1852-1924. Первый изобретатель киноаппарата». Рядом - горизонтальная стела над захоронением его детей Ольги, Александра, Николая и Натальи.
Есть сведения - и они подтверждены сотрудницей Одесского областного архива Лилией Белоусовой, - что здесь покоится еще один ребенок Иосифа Тимченко. Так что поиск не окончен, возможно, будут найдены документы, позволяющие указать на памятнике его имя.
Да и оформление самого надгробия Иосифа Андреевича Тимченко, равно как и мемориальной доски на Преображенской, 24, еще нельзя считать полностью оконченным. Из-за нехватки средств до сих пор не изготовлены и, естественно, не вмонтированы на них барельефные портреты изобретателя. Остается надеяться на новых подвижников, которые помогут завершить начатое кинематографистами благородное дело.
По информации Ярослава Лупия, предстоит и официальное обращение в ЮНЕСKО с целью обнародования вклада одесского изобретателя Иосифа Тимченко в дело рождения искусства кинематографии на нашей планете.
А пока осенние цветы легли на мокрую гладь обновленного постамента. K небу вознеслась молитва отца Димитрия из храма Адриана и Натальи, приглашенного на освящение памятника отечественному прародителю кино. И думалось, что духовность города и людей, его населяющих, искоренить невозможно, если жива память о великих одесситах, если есть возможность почитать их по достоинству и гордиться их удивительными достижениями.
Без прошлого нет будущего. И что бы сегодня ни происходило на Французском бульваре, 33, где некогда была любимая народом государственная Одесская киностудия, фильмы которой смотрели миллионы благодарных зрителей, украинское кино в нашем городе должно обязательно возродиться. Хотя бы потому, что у его истоков стоял замечательный человек с Преображенской улицы, первым давший команду «мотор!» мировому кинематографу.
© Copyright: Елена Марценюк, 2010
2
Коментарі