Человек смертен, жизнь бесконечна Ю.П. Кинсолов Человек смертен. Смерть, как это ни парадоксально звучит, есть единственный достоверный факт нашей жизни. Все мы, рожденные на этой Земле, точно знаем, что когда-нибудь умрем, завершим свой земной путь. «Memento morі», - говорили древние, что означает «помни о смерти». «… Жизнь дана нам под условием смерти и сама есть лишь путь к ней», - говорил Сенека. «Неизбежность смерти равна для всех и непобедима», - добавлял философ. Мы боимся не смерти, а мыслей о смертиСмерть представляет величайшую загадку, скрытую от нас тайну мироздания. Как и все, окутанное плотной вуалью неизвестности, смерть волнует и тревожит человека. Человек старается «по возможности» не думать о смерти и о том, что последует тогда, когда завершится его земная жизнь. Хотя рано или поздно каждый живущий все же вынужден задуматься над тем, «какие сны приснятся в смертном сне, когда мы сбросим этот бренный шум». Человека беспокоит … «этот страх чего-то после смерти, - безвестный край, откуда нет возврата земным скитальцам, - волю не смущал, внушая нам терпеть невзгоды наши…» (Шекспир). Но «мы боимся не смерти, а мыслей о смерти – ведь от самой смерти мы всегда в двух шагах» (Сенека). Никто не верит в собственную смертьВсе великие религии мира единодушно утверждают: смерть не есть конечная точка нашего существования. С окончанием земной жизни разрушается только наша телесная оболочка, тогда как душа человека бессмертна и продолжает свое существование и после смерти тела. Сознание неразрушимости духа всегда было присуще человечеству. Его можно считать таким же древним, как и самого человека. Уже в ХХ веке известный основатель психоанализа З.Фрейд (атеист по своему мировоззрению) вынужден был констатировать, что по сути никто не верит в собственную смерть, «в своем бессознательном каждый из нас убежден в собственном бессмертии». После смерти человека прекращает жить только его телоЗа многие тысячелетия существования человеческой цивилизации накоплен определенный опыт, доказывающий, что после смерти человека прекращает жить только его тело, а душа человеческая продолжает свое посмертное существование. Особенно значительный опыт накоплен христианской религией и отражен в агиографической («Жития святых») и святоотеческой литературе. Тем не менее материалистический подход по-прежнему отрицает подобный опыт как «обскурантный», «антинаучный» и «бездоказательный» (этого не может быть, потому что не может быть никогда). В свете сказанного особую ценность представляют данные, накопленные за последние 40 лет медицинской наукой, точнее тем ее направлением, которое ближе других соприкасается со смертью. В загробном мире можно проходить сквозь стеныИспользование новых методов реанимации, то есть возвращения к жизни недавно умерших людей, позволило ученым-медикам немного приоткрыть завесу над тайной смерти и увидеть несколько больше, чем было возможно до этого. Благодаря трудам Р. Моуди, Э. Кюблер-Росс, М. Сабома и др., основанным на огромном эмпирическом материале, человечество смогло удостовериться в том, о чем уже давно свидетельствовали мировые религии. Собранные врачами-реаниматологами показания множества людей, переживших «околосмертное» состояние, позволили воссоздать картину того, что происходит с человеком в момент клинической смерти. При наступлении смерти человек слышит слова находящихся рядом людей (врачей, медсестер, близких), обнаруживает себя вышедшим из собственного тела (это видят даже слепые), затем слышит непривычный шум, громкий звон и чувствует, что с большой скоростью несется сквозь длинный черный туннель, видит яркий свет. Перед ним проходит яркая картина всей его жизни, к нему приходят души умерших людей (в том числе умерших родителей, близких), чтобы встретить и помочь ему, и перед ним появляется светящее существо, от которого исходит исполинская, не передаваемая никакими словами любовь и душевная теплота. В присутствии светящегося существа происходит своего рода суд над человеком, в ходе которого душа умершего анализирует свое земное существование. Затем душа усопшего чувствует приближение границы, из-за которой возврата уже не будет, и …возвращается назад в свое тело. Часто это ( возвращение) происходит без желания самого умершего или даже вопреки ему. Пациенты дополняют описанную выше картину пребывания по ту сторону жизни разными конкретизирующими деталями. Так, например, в загробном мире можно проходить сквозь стены, не чувствовать прикосновения, мгновенно переноситься на огромные расстояния. Никто не чувствовал времени, будто его и не было совсем. В потустороннем мире человек прикасается к всеобъемлющему знанию. Это впечатляющая картина реальности загробного существования. Психологическая уравновешенность реанимированных лиц выше среднего уровняНо вот что поразительно. Пережившие состояние клинической смерти люди, по единодушному утверждению реаниматологов (Р. Моуди. Э. Кюблер-Росс, М. Сабома), существенно меняются психологически. Прежде всего изменяется отношение возвращенного из небытия к своему земному существованию. Пережитый опыт оказывает на реанимированных очень тонкое умиротворяющее воздействие. Многие из них считают, что их жизнь стала глубже и содержательнее, изменился их взгляд на соотношение ценности физического тела и разума. Многие из реанимированных коренным образом меняют свою жизнь, стремятся помогать окружающим людям, пересматривают свое отношение к материальным благам. Психиатры, изучавшие пациентов, переживших клиническую смерть, отмечали, что психологическая уравновешенность реанимированных лиц выше среднего уровня, у них гораздо меньше проявляются психопатологические черты, которые наблюдались в прошлом, они употребляют меньше лекарств, алкоголя, не употребляют никаких наркотиков. Важной особенностью является и то, что у возвращенных к жизни меняется отношение к смерти: они больше не боятся смерти, рассматривая ее как переход в посмертное существование. Завеса над тайной смерти только немного приподнятаКонечно же, сведения, собранные врачами-реаниматологами, не следует абсолютизировать. Ведь речь идет о сравнительно кратковременном пребывании за порогом смерти. Завеса над тайной смерти только немного приподнята. Большинство пациентов говорят «о светлых» (если можно так выразиться) впечатлениях и воспоминаниях своего пребывания в потустороннем мире. Интересно отметить, что сам Р. Моуди на вопрос, приходилось ли ему слышать от реанимированных пациентов о существовании ада, отвечал, что у него подобных свидетельств нет. Но при этом делал важное дополнение, что среди интервьюированных им ни разу не попадался человек, который был бы при жизни отъявленным грешником, а потому вовсе не исключал возможности существования ада. В тоже время некоторые исследователи (М. Роулингс, М. Грей и др.) обнаружили в свидетельствах возращенных к жизни пациентов многочисленные видения ада. При этом исследователи подчеркивали, что в течение первых 24 часов большая часть отмеченных негативных переживаний у реанимированных полностью стирается из памяти. Смерть не является конечной станцией жизни«Околосмертный» опыт во многом (однако далеко не во всем) подтверждает то, о чем свидетельствует Библия и отцы церкви на протяжении уже многих веков: смерть не является конечной станцией жизни. Душа, личность человека продолжает жить и после смерти тела. Жизнь человека на земле – это только небольшая часть его существования, начало развития его личности. Но его посмертное существование определяется тем, как он прожил земную жизнь, что духовного собрал в этой жизни, постиг ли смысл человеческого существования, научился ли он любить жизнь во всех формах ее проявления. Не случайно, что Священное писание довольно скупо говорит о посмертии: человек призван в этом мире осуществлять свое призвание, а не пассивно ожидать загробной жизни. «Горизонт бессмертия только делает перспективу еще более широкой, а труд осмысленным» (Прот. А. Мень). Жизнь бесконечна.
www.medicusamicus.com
|