"— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я
много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда
не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. "
Есть такие моменты, когда я верю, что нечто в моей жизни было
предопределено, чтобы неделю или час спустя быть уверенным, что это не
более чем случайность. Жизнь — это своеобразная реализация Программы
Судьбы. Никто на самом деле не знает, кто у нее Программист. Может,
именно в этом и состоит магия жизни. Вы так не считаете? Для одних
стечение обстоятельств — это реальное воплощение теории вероятности, для
других это прием, к которому прибегает Бог, для того чтобы Самому
остаться в тени. И те и другие могут оказаться правы. Могут. В такие моменты я охотнее всего читаю философов. Философия
увлекает. Родилась она из человеческого удивления и сама это удивление
рождает. Кроме того, она — своего рода моя «неосуществившаяся любовь».Если бы мне пришлось расписать философов по
месяцам, то к ноябрю я приписала бы Шопенгауэра и
Ницше. Никто больше так не подходит к ноябрьскому дождю и грусти, как
эти двое. Апологеты тотального пессимизма, нигилизма и безнадежности.
Даже удивительно, что они могли стать источником вдохновения для других.
А ведь стали: для Мальро, Манна, Шоу, Штрауса, Вагнера, Малера. Все они
черпали из тех двух полными пригоршнями. . Грусть, тоска и боль привлекают и искушают. Эти
чувства несравненно легче делить с другими, чем счастье.
Редко кто из философов так последовательно
язвительно высказывался о женщинах. Взять хотя бы это: «Женщина — своего
рода промежуточное состояние между ребенком и мужчиной; женщина
остается большим ребенком в течение всей ее жизни, она
диспропорциональна: узкие плечи, широкие бедра и короткие конечности.
Кроме того, она не обладает знанием ни о чем, и ей не присущ гений, она
ограниченна, она может быть учительницей у детей, потому что сама
ребенок, фривольный и близорукий». Думается, этой цитаты достаточно. Вы не считаете, что причиной пессимизма и крайнего
нигилизма Шопенгауэра была его темная
ненависть к женщинам? Многие полагают, что эта ненависть не что иное,
как маска страха перед женщинами. Всеми. Включая собственную мать. Когда
она запретила ему беспокоить приходящих в их дом гостей своими
рассказами о «бессмысленности жизни», он порвал с ней все отношения и до
конца жизни не навестил.
В свою очередь, Ницше распространял упадочничество,
катастрофизм и атеизм. Он отрицал все. В том числе и право (!) Бога на
существование. Смысл существования он видел в том, чтобы стать
сверхчеловеком. А сверхчеловек, по мнению Фрейда, атеист, ибо «каждый
становится атеистом, когда почувствует, что он лучше своего Бога». Это
Ницше спросил: «Если бы Бог был, то как я мог бы перенести то, что я —
не Он?»
Ницше был поклонником Шопенгауэра. Иногда я
представляю себе их встречу Это была бы встреча тысячелетия.
Шопенгауэр, Ницше Ницше, видимо, пришел бы (если бы мог
ходить: в возрасте сорока пяти лет он заболел сифилисом, а потом его
парализовало, и он редко вставал с постели) с плеткой («Идешь к женщине?
Не забудь взять с собой плетку!» — его собственные слова). А Вы задали бы им вопрос: «Господа, а
много ли у вас было женщин?»
Интересно, что бы они ответили? Шопенгауэр наверняка гордо сказал бы,
что ни одной, и принялся бы агитировать всех относительно
«бессмыслицы близости, которая требует подавлять в себе стремление к
действию ради того, чтобы испытать облегчение через тотальное отрешение
от мира», ссылаясь при этом на свою работу «Об основе морали». Вы должны
были бы остановить его рассуждения, потому что Шопенгауэр как оратор
был невыносим. Получив слово, он не прерывал свою речь до тех пор, пока
хоть кто-то из слушающих проявлял признаки интереса.
Подозреваю, что Ницше смутился бы и ничего не
сказал. Он был очень впечатлительным. Гораздо более впечатлительным, чем
это многим могло бы показаться. В возрасте сорока пяти лет во время
посещения Турина он ехал в экипаже. Вдруг конь перестал слушаться.
Возница огрел коня хлыстом. Ницше стал на защиту животного и вырвал
хлыст из рук возницы. Потом он вышел из экипажа, обнял голову коня и
заплакал. Это не вполне согласуется с образом декадента-нигилиста,
выступающего с идеей сверхчеловека, не так ли? Но только на первый
взгляд. Если вчитаться в работы Ницше, можно без труда найти мысли,
выражающие убеждения в двойственности человеческой натуры: цинизм вместе
с ненавистью, равнодушие и хитрость, жестокий ум и голубиную кротость.
Мы дали бы ему минутку помолчать и окунуться в
воспоминания, но потом «пронзили» бы его сердце вопросом о Лу Саломе, потому что Саломе была у Ницше (так
говорят биографы) единственной в жизни любовью. Неосуществленной,
нереализованной, несчастливой. Только раз в жизни Ницше пытался вступить
в брак. Именно с Лу Саломе. Невзирая на то что она тогда была замужем
за его другом (тоже философом) Полем Рэ. Это ради 21-летней Лу Саломе
Ницше расстался с убеждением, что «если женщина обладает развитым
интеллектом, то у нее не все в порядке с сексуальностью». Ему было мало
«встречи душ», ему не хватало восхищения его умом, чувства полного
понимания и «стимулирования гения». Тем более что Саломе — одетая в прекрасное
тело женщина с андрогенной душой и мозгом. Одна из величайших феминисток
рубежа XIX и XX веков. Это о ней говорили, что «если Лу влюбляется в
мужчину, то через девять месяцев этот мужчина рождает книгу». Ницше
подтвердил это правило. После расставания с Саломе он в тоске и
ненависти написал знаменитого «Заратустру». Нетипичный для Ницше пример
рассуждений, написанных с чувством и настроением. При Саломе Ницше
переставал быть Богом и становился мужчиной…
Шопенгауэр признавал за женщинами одно достоинство: «эротическую
привлекательность молодости, к сожалению исчезающую после замужества», а
перед смертью неожиданно признался: «Чем больше я узнаю мужчин, тем
меньше их люблю. Если бы я мог то же сказать о женщинах, все сложилось
бы гораздо лучше». С губ слетает вопрос: у кого? В случае с Ницше
вопросы могли бы концентрироваться вокруг архетипического сюжета —
отношений сына и матери. Как вы могли так безумно влюбиться в Лу Саломе?
Этот вопрос также мог бы прийтись кстати. Хотя она и не блистала
красотой, но была остроумной и независимой! Независимая женщина — что
может быть ужаснее, господин Ницше? Не поэтому ли у вас с ней ничего не
получилось? Интересно также было бы узнать, почему сначала он говорил,
что Лу умнейшая из женщин, а спустя годы писал, что она «сухая, грязная
обезьяна с подкладной грудью»? Так говорит Заратустра.
Уже в больнице для душевнобольных, куда Ницше
попал в конце жизни, он признался: «В моей жизни было четыре женщины. Те
из них, кто дал мне хоть немного счастья, были проститутками. Прекрасная Элизабет, но она моя сестра. Лу была умна (иногда не очень),
но отказалась выйти за меня замуж».
Коментарі
анонім
128.06.14, 20:44
не нужно повторять жизнь философов
ilietus
228.06.14, 20:53Відповідь на 1 від анонім
лучше не повторять ничьи жизни