Йог ты или не йог?
- 07.10.10, 16:51
Йог ты или не йог?взято с
http://www.myjane.ru/articles/text/?id=1770
Помню, как сейчас: в студенческие годы
моя подруга Инна увлеклась йогой. Правда, только физическими
упражнениями. Увидела я как-то ее стоящей на голове с ногами,
перекрученными неимоверным кренделем, и с глупым видом спросила: «А как
называется эта поза?» Подруга, опустившись с головы на ноги, успев их
быстренько раскрутить обратно, нравоучительно произнесла: «Позы – это в
Камасутре, а в йоге – асаны!»
Это я позже узнала, что «асана» и «поза» - одно и тоже (просто подруга
выпендривалась). А в тот день была потрясена, как здорово Инна с помощью
каких-то асан научилась владеть собственным телом. Что она вытворяла! Такое без тренировки вряд ли удастся повторить. А надо сказать, что повторить хотелось.
И вот я выпросила у Инны на один вечер совершенно раритетное издание,
которое досталось ей по наследству от бабушки. В то время с любыми
изданиями по йоге дело обстояло несколько иначе, чем теперь. Слово
«дефицит» применительно к книгам сегодня стало архаизмом. А тогда даже
откопировать что-то ценное было сложно – оргтехника переживала свой
каменный век. Я упросила своего приятеля что-нибудь придумать с помощью
ЭВМ. И ближе к полуночи он явился с пачкой жутких копий страниц с
рисунками асан и описаниями их выполнения.
Оказалось, что некоторые асаны просты до безобразия. Например,
шавасана (надеюсь, что правильно вспомнила название) – это когда лежишь
себе на полу с закрытыми глазами с руками вдоль тела и вдыхаешь-выдыхаешь.
Но другие асаны, конечно, требовали нешуточной физической подготовки. А
мне было до коликов в боку любопытно выяснить, смогу ли я так же, как
Инна, стоять на голове с ногами, перекрученными кренделем?
Словом, я начала самостоятельные занятия. Подруга с ума сошла от
счастья, когда узнала, что я тоже хочу стать йогом. И тут же завалила
меня всякими отпечатанными на машинке под копирку умными мыслями о йоге и
йогах. А потом в журнале "Наука и жизнь" появился целый цикл статей на
эту тему. Теперь мы с Инной занимались вместе, а когда у меня что-то не
получалось и я готова была все бросить, она мне всегда говорила: «Эй,
йог ты или не йог? Быстро в сиддхасанну, расслабься и все с начала!» И
это работало.
Как там говорят: учитель появится тогда, когда готов ученик? Не знаю, к
чему я была тогда готова, но у меня появился «учитель». Однажды в
трамвае я читала очередной йогический трактат. И тут услышала откуда-то
сверху: «Вас интересует йога?» Оторвавшись от пожелтевшего листка, я
подняла голову вверх и увидела, что рядом с моим посадочным местом стоит
обалденно приятный молодой человек лет восемнадцати, похожий на самого
красивого актера индийского кино.
Не дожидаясь ответа, он присел на освободившееся сиденье впереди меня и, обернувшись, начал вдохновенный рассказ о своей жизни в Индии.
Его родители там работали на каком-то заводе. И в общей сложности он
прожил в этой экзотической стране восемь лет, три из которых занимался
йогой под руководством гуру. Теперь Влад (так звали моего неожиданного
собеседника, хотя ему больше подошло бы имя Раджа или Виджай) вернулся
на историческую родину и чувствует себя здесь очень неуютно. Потому-то
он так обрадовался, увидев единомышленника в моем лице. И именно поэтому
так бесцеремонно начал разговор, за что очень вежливо извинился. Эти
объяснения показались мне достаточно убедительными для того, чтобы
продолжить знакомство с Владом.
Мы стали довольно часто встречаться. Могли часами говорить о йоге и медитировать
прямо на парковой скамейке или трамвайной остановке, потому что
научились «отключаться» от окружающего хаоса жизни. С Инной я перестала
встречаться – просто не было времени. Упражнениями йогов теперь я
занималась с Владом. Гармония и легкость – вот, что я ощущала тогда. Это было потрясающе здорово еще и потому, что с каждым днем я все больше убеждалась в том, что влюбилась в этого парня.
Скоро я втянулась во все эти дела. Медитировала по нескольку раз на дню:
даже на лекциях под дикторский голос профессора и дома за ужином под
разговоры родителей. Мы сговаривались с Владом медитировать
одновременно, «встречаясь», таким образом, вне видимого мира. Во всяком
случае, нам так казалось. Я запустила занятия в институте и очень сильно
похудела. Медитация стала для меня жизненной необходимостью. Я зажигала ароматические палочки
и включала кассету с музыкой. Все это мне подарил Влад. И то, что я
«видела» и переживала «там», было несравнимо ни с чем, что было здесь, в
реальном мире.
Все кончилось внезапно и нелепо. Как-то утром мне позвонила мама Влада и
сказала, что он… умер. С ним случился приступ эпилепсии в ванной, он
упал и ударился головой о кафельный пол. Этот удар стал для него
смертельным. А я даже не знала, что Влад страдал от такой болезни! У
меня случился нервный срыв. Медитировать я больше не могла. Я боялась,
что «там» встречу Влада, как это было раньше. Обеспокоенные моим
состоянием родители повели меня по врачам, невролог и психотерапевт с
энтузиазмом взялись за лечение. Мне было все равно.
Душевная тяжесть не покидала меня. Не знаю почему, но я пошла в
православную церковь. Хотя раньше никогда туда не ходила, а крестили
меня в младенческом возрасте. И вот я пришла на церковный двор, а в саму
церковь войти не могу, будто какая-то сила меня не пускает. В
растерянности я стояла у главного входа, не в состоянии сделать хотя бы
один шаг. На мое счастье мимо шел священник. Он остановился и заговорил
со мной. Когда я ему рассказала о своих проблемах, он дал мне почитать
книгу иеромонаха Серафима Роуза и еще несколько книг православных
писателей и философов. Из их трудов следовало, что занятия йогой
небезопасны. Иными словами: что индусу хорошо, то русскому смерть (это я
так поняла). Физические упражнения йогов - лишь вершина айсберга, а что
в глубинах? Хатха-йога - только первый шаг, последующие шаги ведут к
раджа-йоге и буддизму с его системой ценностей. Занятия йогой только ради здоровья
тела (а именно с этой целью мы с Инной выполняли асаны) уже
подготавливают человека к определенным духовным воззрениям и
переживаниям, о которых он и не догадывается. Что и произошло в моем случае.
Авторы книг советовали читателю уяснить, что путь раджа-йоги есть путь
искания Бога в себе. Православный писатель и философ М.В. Лодыженский
писал о том, что проповедующие раджа-йогу индусы отрицают божественное
откровение в том смысле, как его понимают христиане. По их убеждению,
откровение идет не из какого-то особого источника, но оно есть раскрытие
высшего "я" в самом человеке. Следуя этим воззрениям, учителя йоги, как
и индуизма, внушают своим ученикам, что они частицы самого божества и
при определенном усердии могут добиться святости и могущества. Священник
Родион в книге "Люди и демоны" сравнил утверждения йогов с мыслями
возмечтавшего о себе Денницы, который пал с неба и стал сатаной. А
христианин уповает на Господа, на Его милость и благодать, но отнюдь не
на собственную немощь и грехи. Так что со всех сторон получалось, что я
предала христианство и попала под действие темных и ужасно злых сил
именно по причине занятий йогой.
Не могу сказать, что все это в меня вошло легко и естественно. Скорее
наоборот. Появилось одно желание – быть как можно дальше как от йоги и
буддизма, так и от православия. И только через много лет я снова нашла дорогу в православный храм. Но это другая история.
А тогда, спустя какое-то время, когда мое душевное состояние
приблизилось к норме, я снова забрела к Инне. И она опять стояла на
голове с ногами, перекрученными кренделем. Я даже не стала напрягать
свою память, чтобы вспомнить, как называется эта асана. Со мною будто
случилось дежавю. И о Владе я могла только подумать так: «А был ли
мальчик?» Но на этот раз Инна при моем появлении осталась в том же
положении, а мне предложила:
- Присоединяйся!
На мой отрицательный жест она удивленно бросила:
- Эй, йог ты или не йог?
- Больше - не йог! – уверенно сказала я, закрыв эту страницу моей жизни.
Автор: Ирина Бганцева
http://www.myjane.ru/articles/text/?id=1770
Помню, как сейчас: в студенческие годы
моя подруга Инна увлеклась йогой. Правда, только физическими
упражнениями. Увидела я как-то ее стоящей на голове с ногами,
перекрученными неимоверным кренделем, и с глупым видом спросила: «А как
называется эта поза?» Подруга, опустившись с головы на ноги, успев их
быстренько раскрутить обратно, нравоучительно произнесла: «Позы – это в
Камасутре, а в йоге – асаны!»
Это я позже узнала, что «асана» и «поза» - одно и тоже (просто подруга
выпендривалась). А в тот день была потрясена, как здорово Инна с помощью
каких-то асан научилась владеть собственным телом. Что она вытворяла! Такое без тренировки вряд ли удастся повторить. А надо сказать, что повторить хотелось.
И вот я выпросила у Инны на один вечер совершенно раритетное издание,
которое досталось ей по наследству от бабушки. В то время с любыми
изданиями по йоге дело обстояло несколько иначе, чем теперь. Слово
«дефицит» применительно к книгам сегодня стало архаизмом. А тогда даже
откопировать что-то ценное было сложно – оргтехника переживала свой
каменный век. Я упросила своего приятеля что-нибудь придумать с помощью
ЭВМ. И ближе к полуночи он явился с пачкой жутких копий страниц с
рисунками асан и описаниями их выполнения.
Оказалось, что некоторые асаны просты до безобразия. Например,
шавасана (надеюсь, что правильно вспомнила название) – это когда лежишь
себе на полу с закрытыми глазами с руками вдоль тела и вдыхаешь-выдыхаешь.
Но другие асаны, конечно, требовали нешуточной физической подготовки. А
мне было до коликов в боку любопытно выяснить, смогу ли я так же, как
Инна, стоять на голове с ногами, перекрученными кренделем?
Словом, я начала самостоятельные занятия. Подруга с ума сошла от
счастья, когда узнала, что я тоже хочу стать йогом. И тут же завалила
меня всякими отпечатанными на машинке под копирку умными мыслями о йоге и
йогах. А потом в журнале "Наука и жизнь" появился целый цикл статей на
эту тему. Теперь мы с Инной занимались вместе, а когда у меня что-то не
получалось и я готова была все бросить, она мне всегда говорила: «Эй,
йог ты или не йог? Быстро в сиддхасанну, расслабься и все с начала!» И
это работало.
Как там говорят: учитель появится тогда, когда готов ученик? Не знаю, к
чему я была тогда готова, но у меня появился «учитель». Однажды в
трамвае я читала очередной йогический трактат. И тут услышала откуда-то
сверху: «Вас интересует йога?» Оторвавшись от пожелтевшего листка, я
подняла голову вверх и увидела, что рядом с моим посадочным местом стоит
обалденно приятный молодой человек лет восемнадцати, похожий на самого
красивого актера индийского кино.
Не дожидаясь ответа, он присел на освободившееся сиденье впереди меня и, обернувшись, начал вдохновенный рассказ о своей жизни в Индии.
Его родители там работали на каком-то заводе. И в общей сложности он
прожил в этой экзотической стране восемь лет, три из которых занимался
йогой под руководством гуру. Теперь Влад (так звали моего неожиданного
собеседника, хотя ему больше подошло бы имя Раджа или Виджай) вернулся
на историческую родину и чувствует себя здесь очень неуютно. Потому-то
он так обрадовался, увидев единомышленника в моем лице. И именно поэтому
так бесцеремонно начал разговор, за что очень вежливо извинился. Эти
объяснения показались мне достаточно убедительными для того, чтобы
продолжить знакомство с Владом.
Мы стали довольно часто встречаться. Могли часами говорить о йоге и медитировать
прямо на парковой скамейке или трамвайной остановке, потому что
научились «отключаться» от окружающего хаоса жизни. С Инной я перестала
встречаться – просто не было времени. Упражнениями йогов теперь я
занималась с Владом. Гармония и легкость – вот, что я ощущала тогда. Это было потрясающе здорово еще и потому, что с каждым днем я все больше убеждалась в том, что влюбилась в этого парня.
Скоро я втянулась во все эти дела. Медитировала по нескольку раз на дню:
даже на лекциях под дикторский голос профессора и дома за ужином под
разговоры родителей. Мы сговаривались с Владом медитировать
одновременно, «встречаясь», таким образом, вне видимого мира. Во всяком
случае, нам так казалось. Я запустила занятия в институте и очень сильно
похудела. Медитация стала для меня жизненной необходимостью. Я зажигала ароматические палочки
и включала кассету с музыкой. Все это мне подарил Влад. И то, что я
«видела» и переживала «там», было несравнимо ни с чем, что было здесь, в
реальном мире.
Все кончилось внезапно и нелепо. Как-то утром мне позвонила мама Влада и
сказала, что он… умер. С ним случился приступ эпилепсии в ванной, он
упал и ударился головой о кафельный пол. Этот удар стал для него
смертельным. А я даже не знала, что Влад страдал от такой болезни! У
меня случился нервный срыв. Медитировать я больше не могла. Я боялась,
что «там» встречу Влада, как это было раньше. Обеспокоенные моим
состоянием родители повели меня по врачам, невролог и психотерапевт с
энтузиазмом взялись за лечение. Мне было все равно.
Душевная тяжесть не покидала меня. Не знаю почему, но я пошла в
православную церковь. Хотя раньше никогда туда не ходила, а крестили
меня в младенческом возрасте. И вот я пришла на церковный двор, а в саму
церковь войти не могу, будто какая-то сила меня не пускает. В
растерянности я стояла у главного входа, не в состоянии сделать хотя бы
один шаг. На мое счастье мимо шел священник. Он остановился и заговорил
со мной. Когда я ему рассказала о своих проблемах, он дал мне почитать
книгу иеромонаха Серафима Роуза и еще несколько книг православных
писателей и философов. Из их трудов следовало, что занятия йогой
небезопасны. Иными словами: что индусу хорошо, то русскому смерть (это я
так поняла). Физические упражнения йогов - лишь вершина айсберга, а что
в глубинах? Хатха-йога - только первый шаг, последующие шаги ведут к
раджа-йоге и буддизму с его системой ценностей. Занятия йогой только ради здоровья
тела (а именно с этой целью мы с Инной выполняли асаны) уже
подготавливают человека к определенным духовным воззрениям и
переживаниям, о которых он и не догадывается. Что и произошло в моем случае.
Авторы книг советовали читателю уяснить, что путь раджа-йоги есть путь
искания Бога в себе. Православный писатель и философ М.В. Лодыженский
писал о том, что проповедующие раджа-йогу индусы отрицают божественное
откровение в том смысле, как его понимают христиане. По их убеждению,
откровение идет не из какого-то особого источника, но оно есть раскрытие
высшего "я" в самом человеке. Следуя этим воззрениям, учителя йоги, как
и индуизма, внушают своим ученикам, что они частицы самого божества и
при определенном усердии могут добиться святости и могущества. Священник
Родион в книге "Люди и демоны" сравнил утверждения йогов с мыслями
возмечтавшего о себе Денницы, который пал с неба и стал сатаной. А
христианин уповает на Господа, на Его милость и благодать, но отнюдь не
на собственную немощь и грехи. Так что со всех сторон получалось, что я
предала христианство и попала под действие темных и ужасно злых сил
именно по причине занятий йогой.
Не могу сказать, что все это в меня вошло легко и естественно. Скорее
наоборот. Появилось одно желание – быть как можно дальше как от йоги и
буддизма, так и от православия. И только через много лет я снова нашла дорогу в православный храм. Но это другая история.
А тогда, спустя какое-то время, когда мое душевное состояние
приблизилось к норме, я снова забрела к Инне. И она опять стояла на
голове с ногами, перекрученными кренделем. Я даже не стала напрягать
свою память, чтобы вспомнить, как называется эта асана. Со мною будто
случилось дежавю. И о Владе я могла только подумать так: «А был ли
мальчик?» Но на этот раз Инна при моем появлении осталась в том же
положении, а мне предложила:
- Присоединяйся!
На мой отрицательный жест она удивленно бросила:
- Эй, йог ты или не йог?
- Больше - не йог! – уверенно сказала я, закрыв эту страницу моей жизни.
Автор: Ирина Бганцева
0
Коментарі