хочу сюди!
 

Alisa

39 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 34-46 років

Оружие по обе стороны баррикад. Обсуждение фильма о Майдане.

Журналистка и культурный критик Евгения Олейник о фильме В.Тихого "Бранці" (завтра, 25 февраля, выходит в прокат).

«Пленники» Владимира Тихого – довольно своеобразная попытка реконструировать события утра 20 февраля 2014-го. В поиске правды режиссер последовал за своим героем - 20-летним харьковчанином Сашей Клочко. Вместе они разыскивают солдата Внутренних войск, которого Саша на несколько минут «взял в плен» в Октябрьском дворце во время финальных стычек на Майдане.

Если верить Владимиру Тихому, пресс-служба Нацгвардии всеми силами пыталась помешать расследованию. А потому повествование «Пленников» блуждает от свидетеля к свидетелю, перемежаясь с флэшбеками революции, и, в общем, напоминает некий коллаж: тут и анимация, и кадры расстрелов, и новостные сюжеты, и акции семей Небесной сотни, и зарисовки из личной жизни главного героя. Все это складывается в несколько хаотичный рассказ, к месту и не к месту озвученный треками «Океана Эльзы».

Впрочем, главная ценность и отличие фильма от предыдущих лент о Майдане - в том, что это, пожалуй, первая полноценная попытка обозначить хотя бы приблизительный портрет тех, кто атаковал протестующих. Или, если угодно, «охранял общественный порядок».

По ходу действия в «Пленниках» появляются и другие персонажи, за которыми тянутся истории, заслуживающие отдельных фильмов. Один из них – 46-летний львовянин Иван Бубенчик, командир батальона «Запад 2». В мирной жизни он учит детей рыбалке и сетует, что мэрия никак не отдаст в распоряжение пруд для тренировок. В фильме же Бубенчик рассказывает, как утром 20 февраля убил из автомата Калашникова двух командиров «Беркута», а после спустился на Майдан и двинулся в сторону Дома профсоюзов, раня милиционеров, чтобы создать впечатление, что у активистов много оружия. Остановился, когда закончились патроны – их было 75. После этого «Беркут» бежал, а в протестующих начали стрелять из огнестрельного оружия.

«Эта история много расставляет на свои места, – начинает дискуссию в киевском «Жовтне» правозащитник Константин Реуцкий. – Фильм очеловечил «Беркут». До этого я не мог объяснить их действия ничем, кроме патологической жестокости. Стрельба с балкона консерватории продолжалась около часа, можно представить, что сообщали своему начальству срочники Внутренних войск. Спецрота «Беркута» ехала, думая, что начался вооруженный штурм правительственного квартала. Я специально пересмотрел съемку журналистов с той стороны баррикад, с угла Институтской и Банковой. Я не увидел кровожадных упырей в этих «беркутовцах», я увидел растерянных людей, которые выполняли приказ. Да, они совершили преступление. Их не оправдывает, что они думали, что за щитами скрывается стрелок. Но осознают ли свою ответственность Бубенчик и Парасюк? Понимают ли они, что если бы утром не началась стрельба, такого кровавого исхода могло бы не быть?»

«Вы случайно не СБУ представляете?» – перебивают Реуцкого из зала.

«Скорее, ФСБ!», – с энтузиазмом поддакивает кто-то с задних рядов.

Достоверность истории Ивана Бубенчика под вопросом. Многие задаются вопросом, почему он объявился лишь спустя два года. Сам Бубенчик говорит, что много раз пытался рассказать о своем поступке, но ему не верили. Но материалы об анонимном стрелке из консерватории появились в некоторых изданиях еще год назад. Так или иначе, реакция на опубликованную историю куда лучше иллюстрирует не наше прошлое, а наше нынешнее состояние.

«Я человек совестный. Вы же видели – у меня закончились патроны, – тихо обращается к публике Иван Бубенчик. – Все лидеры Майдана обещали, что патроны будут. Я бы не остановился. Я хотел бы, чтобы вы поняли: я всего-навсего солдат, который берет на себя ответственность убить или оставить в живых. Такие люди тоже имеют право на существование. Есть пекари, есть хирурги, а есть солдаты, которые обязаны защищать государство».

Сразу после киевской премьеры «Пленников» вспыхнул скандал. Издание Bird In Flight опубликовало интервью с Иваном Бубенчиком, которое дистрибьютор фильма 86PROKAT счел крайне необъективным – мол, с точки зрения журналиста Иван предстал кровожадным головорезом. Интервью и вправду сильно не хватает контекста событий на Майдане, но изложенное в нем практически не отличается от того, что Бубенчик рассказывает в «Пленниках». Учитывая, что Bird In Flight – русскоязычный сайт, многие забеспокоились, что историю Ивана может использовать российская пропаганда. Один из участников дискуссии, основатель сайта StopFake Евгений Федченко обращает внимание на то, что с точки зрения большинства россиян, украинцы нарушили закон, уже выступив против власти – пусть и преступной. Но, как подчеркивает Константин Реуцкий, ответственность за последующие утраты – с обеих сторон – несет не только «Беркут».

Тем не менее, такое заявление правовед Владимир Василенко называет «тяжелым обвинением». «Утверждать так – значит перевернуть все с ног на голову, – говорит он, и зал аплодирует. – Конечно, люди были вынуждены обороняться. Но у них не было боевого оружия…»

«А это доказано?» – интересуется модератор Андрей Куликов.

Вопрос повисает в воздухе.

«Я видел оружие на Майдане 18 февраля, – говорит директор Института национальной памяти Владимир Вятрович. Это были смешные «воздушки», травматическое оружие, какие-то обрезы. Стадия мирного протеста закончилась 16 января, после принятия диктаторских законов. Я считаю, что Иван – человек, который и вправду переломил ход истории».

Объясняя, а порой даже превознося действия Бубенчика, большинство участников дискуссии не видят оправдания солдатам и бойцам «Беркута». Саша Клочко считает: ими руководил, прежде всего, страх перед властью. Евгений Роженюк, подполковник ЗСУ, а во время Майдана – начальник группы связей с общественностью Внутренних войск, утверждает: у солдат срочной службы выбора не было. Разве что дезертировать и предстать перед трибуналом.

«В фильме Саша говорит, что пытался понять солдат и «Беркут», но они никогда не пытались понять активистов!» – девушка с первого ряда пытается перекричать возмущенный зал.

Режиссер «Пленников» Владимир Тихий уверен: в те дни на Майдане царила психология войны, и действия участников противостояния следует оценивать именно с этой точки зрения. Все были истощены до предела. Мир разделился на «наших» и «врагов». И по объективным причинам два года спустя мы все еще руководствуемся этой психологией – даже в мирной жизни. Стремление к правосудию граничит с жаждой возмездия, – которая, как известно, не избавляет от травмы, а лишь усугубляет ее. Героизация Майдана происходит одновременно с героизацией войны и тотальным осуждением «беркутовцев» (безусловно, заслуженным), хотя многие с «той» стороны баррикад первыми отправились воевать на Донбасс, да и среди других военных нет однозначного отношения к революции.

Практически любая попытка не оправдать, но вернуть в поле зрения другие человеческие позиции зачастую наталкивается на острое неприятие.

В «Пленниках», которые мотивируют рассматривать Майдан с обеих сторон, пока каждый видит только то, что хочет. Фильм мог бы начать процесс демифологизации революции. Однако для этого одних усилий кинематографистов мало. Для осознания и примирения нужно тщательное и справедливое расследование, которого в ближайшее время, похоже, не предвидится.

http://culture.lb.ua/news/2016/02/24/328661_uzniki_poryadka.html

3

Коментарі

124.02.16, 19:31

Давно уже смотрю на любые проявления в каких-то вопросах разобраться,как на проявление чьих-то интересов уйти от реальности в конкретном нужном данному лицу направлению( говорю о исторических событиях). Айсберг так глубоко под водой,что верхушка его не говорит о его реальной величине.

    224.02.16, 19:57Відповідь на 1 від L482704

    Конечно, так оно всегда...
    Историю пишут (и переписывают) победители.
    Очень важно фиксировать все по свежим следам, тщательно документировать. А люди часто не заинтересованы правду знать, потому как она горькой бывает...

      324.02.16, 20:04Відповідь на 2 від Spectatrix

      Да, Оличка, так оно и есть! Да вот не всегда возможно получить достоверные первоисточники, ввиду первоначального искажения фактов. А в конкретном случае расследование будет длиться бесконечно.

        424.02.16, 22:51Відповідь на 3 від L482704

        Да, похоже.

          525.02.16, 14:37Відповідь на 4 від Spectatrix

            626.02.16, 19:59

            Фильм не смотрела, но от посмотревших слышала - вот это правда (то что соответствует его личному видению), а вот это враньё. И доказательств слышать не желают и от величия революции не отступятся. Хотя по большому счёту вся страна оказалась пешкой в чужой большой игре.

              726.02.16, 21:21Відповідь на 6 від Zemlyachka

              Я видела только фрагменты. Понравилось то, что этот режиссер "дал слово" людям, которые по разные стороны баррикад, и здесь нет привычного пафоса.
              Но рассчитывать на объективные оценки в ближайшее время не приходится.
              Любопытно: Бубенчик признается в том, что застрелил двоих силовиков, а прокуратура (или СБУ -- забыла) утверждает, что, по сводкам, не было в тот день застреленных в затылок беркутовцев. У него дома провели обыск, нашли флэшку, еще что-то там забрали. А оружие, из которого он стрелял, где? В общем, вряд ли мы узнаем всю правду. И власть, и участники, и их симпатики заинтересованы в героизации.

                826.02.16, 23:05Відповідь на 7 від Spectatrix

                Да и не желают патриоты правду знать. Им рассказывают, что нашли оружие распиленное на части и закопанное в одном месте и это оружие беркута и им достаточно. Нельзя картинку рушить.

                  927.02.16, 14:01Відповідь на 8 від Zemlyachka

                  И я о том же.