Профіль

Casper*

Casper*

Шрі-Ланка, Коломбо

Рейтинг в розділі:

От совка к бобку. Переломный год в истории России

  • 12.12.14, 12:51

Похоже, что 2014 году суждено стать переломным в истории России. Постсоветская эпоха, начавшаяся в 1991-м, подошла к концу, а для новой еще нет названия, и непонятно, применимы ли к ней какие-либо социально-политические термины. Самая большая по территории и сверхвооруженная, но лишенная союзников и ясной идеологии страна дерзнула бросить вызов всему миру и «выломиться» из системы международного права. Вызов чисто эмоциональный и экзистенциальный. Против всех, вопреки всему…

Конечно, тому есть и прагматические причины: коррупция, бандитизм, преступления, страх разоблачений, война все спишет… Но одним этим нельзя объяснить энтузиазм страны в решимости гордо и одиноко противостоять всем заведенным порядкам цивилизации. Радует сама возможность отбросить все правила, «навязанные Западом», и пожить наконец по собственной воле, как «суверены». Никакой закон нам не писан: ни ООН, ни международная система договоров, ни нами же ранее взятые обязательства. Мы сами хозяева своей тайги. Политологи бьются в попытках объяснить эту резкую, иррациональную смену курса. Хорошо бы перечитать Достоевского, в «Записках из подполья» уже все предсказано:

«Ведь я, например, нисколько не удивлюсь, если вдруг ни с того ни с сего среди всеобщего будущего благоразумия возникнет какой-нибудь джентльмен с неблагородной или, лучше сказать, с ретроградной и насмешливою физиономией, упрет руки в боки и скажет нам всем: а что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарифмы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить!»

Вот и началась она, эпоха «глупой воли», эпоха вызова всему ради одной-единственной, «наивыгодной» выгоды: пожить наконец по своему капризу, пусть самому дурацкому и ни с чем несообразному. И чем вреднее для себя, тем пронзительнее сладость вызова. Это все экзистенция играет, горячит кровь и мутит разум. Тут нужно смотреть не в социально-политический, а в философский и психологический словарь. Что такое экзистенция? Это голое существование, не подкрепленное никаким законом, обоснованием, сущностью, — вопреки всему. Это полная противоположность декартову рационализму: «Мыслю, следовательно, существую». По-нашему — ровно наоборот: «Существую, следовательно, бросаю вызов разуму». И даже резче: «Сумасшествую, значит, существую».

«Свое собственное, вольное и свободное хотенье, свой собственный, хотя бы самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и теории постоянно разлетаются к черту».

Вот отчего трудно подыскать рациональные объяснения новейшему выверту российской истории, всем этим «вдруг» и «вопреки». Нужна экзистенциальная политология, для которой нет научной базы, — да и возможна ли она? Откуда эта злоба, доходящая до белого каления и направленная на весь мир, на все то, что не «наше»? 

Мирозлобие

Прежде всего не следует путать мирозлобие и мизантропию. Мизантроп (человеконенавистник) — нелюдим, избегает общества, не слишком высокого мнения о людях, в том числе о самом себе; это недоброе, но пассивное, страдальческое отношение к миру, осознание его пороков и слабостей. Мирозлобие — это, напротив, эмоционально агрессивное отношение к миру, злорадство по поводу его бед и несчастий. Мирозлобец испытывает обиду и желание отмщения, и подпольный человек Достоевского — один из первых и ярчайших представителей этого типа.

Послушав телеведущего, который грозит превратить Америку в радиоактивную пыль, и геополитика, который призывает российскую армию оккупировать Европу и установить над ней власть русского царя, можно прийти к выводу, что есть в мире нечто более опасное, чем даже фашизм или коммунизм. Эта идеология относится к фашизму, примерно как ядерное оружие к обычному. Речь идет о панфобии — тотальной ненависти: не к иным классам, нациям или расам, а к миру как таковому. Это жажда абсолютной гегемонии над миром и стремление диктовать ему свою волю — или уничтожить его. Это безумная, иррациональная идея всевластия одной банды, приставившей к виску всего человечества ядерное дуло.

Константин Леонтьев в свое время изрек: «Россия родит Антихриста». Раньше думалось, что ему привиделся коммунизм и эта опасность уже позади. Но возможно, коммунизм был только прологом к той отчаянной панфобии, которая, по словам одного из ее лидеров, планирует «эсхатологический захват планетарной власти. Хитрый и жестокий захват». В катехизисе Евразийского союза молодежи записано: «Мы имперостроители новейшего типа и не согласны на меньшее, чем власть над миром. Поскольку мы — господа земли, мы дети и внуки господ земли. Нам поклонялись народы и страны»… Выбор прост: если человечество не согласится стать кастовым и «евразийским», то лучше ему сгореть в ядерном огне. Раньше казалось, что это книжные, романтические бредни. Между тем главный теоретик евразийства, профессор Академии Генштаба, уже давно наставляет в этом духе своих «студентов». Так что ядерное оружие и воспаленная мысль безумца могут соединиться и впрямь превратить мир в радиоактивную пыль.

Связь экзистенции и злобы глубоко прослежена у Достоевского. Вот как начинаются «Записки из подполья»: «Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек. Нет-с, я не хочу лечиться со злости. Вот этого, наверно, не изволите понимать… Я лучше всякого знаю, что всем этим я единственно только себе поврежу и никому больше. Но все-таки если я не лечусь, так это со злости».

Подпольный человек не хочет лечиться, потому что любое осмысленное, рациональное, созидательное действие вызывает в нем отвращение, приступ ярости и обиды. Если речь идет о больном общественном организме, то он отвергает всякое лечение, потому что злоба его направлена и на само здоровье. Бороться за возвращение к жизни, за здоровую экономику, здоровое государство, умный парламент, свободные выборы — это признать свое поражение. Уж если я умираю, значит, сама смерть права. «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить». Подпольный человек прекрасно понимает, что и сам он, со своим чайником и чашкой, провалится вслед за миром, — и все-таки предпочтет чаепитие мироспасению. 

Деньги в огонь

В нынешнем году был короткий промежуток между праздничным закрытием Олимпиады (23 февраля) и объявлением референдума по Крыму (27 февраля). Всего за четыре дня сместилась ось российской истории. Об этом вдруг заговорили мои студенты в курсе по Достоевскому. «Удивительно! — сказал Марк. — Столько денег вложено в Олимпиаду. Столько лет готовились показать себя миру. Всего добились. И вдруг — одним махом спустить весь моральный и политический капитал, на который могли бы жить еще долгие годы. Всех напугать, оттолкнуть от себя».

Мне почудилось, что из этих мыслей можно извлечь педагогическую пользу. Я спросил: «Вам это ничего не напоминает у Достоевского?»

Марк быстро сообразил: «Настасья Филипповна! Бросает сто тысяч рублей в огонь. Ради чего? Это гордость у нее такая. Ничего ей не жалко. Кураж превыше всего».

Тут вступила и студентка Анна: «Это как Грушенька. Так хороша, так наряжена — залюбуешься! А она говорит, что в один миг все сбросит, нищенкой будет по улицам бродить. Это истерика, как и у Настасьи?»

Я задумался. Большинство экспертов сходится во мнении, что, приобретя Крым, Россия теряет несравненно большее. Теряет Украину. Теряет инвестиции, доверие, экономическую стабильность. Теряет свое место в мировом сообществе. Потенциально теряет и себя, создавая прецедент, по которому от нее будут отпадать территории, жаждущие суверенитета. Ради чего такой невыгодный обмен?

А может быть, дело вовсе не в приобретении Крыма, а в грандиозности своеволия, которое измеряется грандиозностью потери? Для чего Настасья Филипповна бросает в огонь целое состояние? Для чего отказывается от всего своего великосветского круга, от князя Мышкина с его возвышенной любовью и полутора миллионами? Неужели ради дикого Рогожина? Не нужен ей Рогожин — ей нужно себя показать, отринуть все условности, переступить все границы. Не приобрести нужно, а потерять — широчайшим жестом швырнуть в лицо миру все достигнутое, включая олимпийскую славу, гори она синим пламенем… Нет, экономистам и политологам здесь не разобраться, здесь нужен Достоевский.

Истребление середины

В отечественной истории уже был такой экзистенциальный вызов, брошенный всему миру и законам цивилизации. Но тогда эта фантазия, раздраженная «даже до сумасшествия», облекалась в формы псевдорациональные и наукообразные: материалистический базис, борьба классов, социалистическая революция, диктатура пролетариата… Потребовались десятилетия, чтобы обнаружилась фантасмагоричность всего этого проекта, за которым стояла всего лишь упрямая воля к власти: жить не как все, отбросить к черту диктатуру здравого смысла и экономическую целесообразность и поставить на их место диктатуру своеволия. Но галлюцинация этих законов «исторического и диалектического материализма» была столь правдоподобна, что сумела увлечь едва ли не половину человечества на путь построения «научного коммунизма». Тогда еще верилось в идеалы интернационализма, братства, свободы, равенства — и приносились им великие жертвы. Но становилось все яснее, что движут этим великим историческим переломом не идеалы, а злоба и ненависть одних, страх и малодушие других. Чуткий свидетель эпохи Михаил Пришвин писал в своем Дневнике 1930 г.:

«24 января. Иной совестливый человек ныне содрогается от мысли, которая навязывается ему теперь повседневно: что самое невероятное преступление, ложь, обманы самые наглые, систематическое насилие над личностью человека — все это может не только оставаться безнаказанным, но даже быть неплохим рычагом истории, будущего».

Ненависть как рычаг истории… Причем, по наблюдению Пришвина, самую лютую ненависть вызывают именно те, кто с рациональной точки зрения наиболее полезен для развития общества.

«6 февраля. Кулаки. Долго не понимал значения ожесточенной травли «кулаков» и ненависти к ним в то время, когда государственная власть, можно сказать, испепелила все их достояние. Теперь только ясно понял причину злости: все они даровитые люди и единственные организаторы прежнего производства, которыми до сих пор, через 12 лет, мы живем в значительной степени».

Поставим на место кулаков «креативный класс» — и получим точную картину той иррациональной ненависти, которая разжигается пропагандой против нынешних «середняков». Не любят в России середины. Богатых и сильных поневоле уважают, с бедных и слабых что взять… Извечная ненависть поляризованного общества к любому центризму.

Но есть и колоссальное различие. Тогда эта магма всенародной злобы канализировалсь по специально проложенным для нее идеологическим руслам. Имитировалось научное мировоззрение, «передовые идеалы» — и злоба разжигалась во имя высших целей освобождения трудового человечества и создания царства изобилия. Сейчас по большому счету уже и не нужны никакие мотивации — достаточно чистых эмоций. Злоба очищается от всяких рациональных примесей и направляется на самый близкий, братский народ. Это, действительно, радикальный эксперимент по возгонке злобы: она приобретает новый вкус — сладострастия, упоения самим состоянием ненависти. 

От совка к бобку

В известном рассказе Достоевского загулявший в подпитии герой бродит по кладбищу и слышит разговоры мертвецов. Сознание покидает их не сразу, а постепенно, в течение нескольких недель или месяцев, отведенных им для осмысления своей жизни, для раскаяния. Но для них это счастливый миг полного раскрепощения от всех уз морали.

«Черт возьми, ведь значит же что-нибудь могила! Мы все будем вслух рассказывать наши истории и уже ничего не стыдиться… Всё это там вверху было связано гнилыми веревками. Долой веревки, и проживем эти два месяца в самой бесстыдной правде! Заголимся и обнажимся!

— Обнажимся, обнажимся! — закричали во все голоса».

Над кладбищем поднимаются густые испарения смрада — не телесного, потому что процесс гниения перешел уже на сами души. И вот посреди «праздника мертвецов» и раздается странное, невнятное по смыслу слово «бобок».

«Не то чтобы голоса, а так как будто кто подле: «Бобок, бобок, бобок!» Какой такой бобок?»

Точный смысл этого слова остается непонятным на протяжении всего рассказа, хотя он так и называется — «Бобок». Это даже не слово, а «словцо», какое-то бормотание, междометие — звук умирающей, но еще теплящейся души.

«Есть, например, здесь один такой, который почти совсем разложился, но раз недель в шесть он всё еще вдруг пробормочет одно словцо, конечно, бессмысленное, про какой-то бобок: «Бобок, бобок»…»

Вот это слово «бобок» и может послужить обозначением наступившей эпохи и восполнить пробел в социально-политической терминологии. Вся та публицистика, геополитика, законотворчество, которые обрушиваются на страну, вызывая приступы энтузиазма, — это, по сути, тот же «бобок». Лопающийся пузырь последнего вздоха отходящего исторического организма.

«Бобок» — стиль времени, как декаданс конца XIX века или авангард 1910–1920-х гг. Это слово-клич, звук последнего бесстыдства, когда уже все дозволено, потому что смерть все спишет. О фонетике и семантике этого загадочного слова можно написать целый трактат. У Хлебникова похожее звучание связано с очертанием губ: «Бобэоби пелись губы». У повторных сочетаний «б» с открытыми гласными «а» и «о» — значение угрозы, насилия, смерти, пустоты. Здесь отзывается злой Бабай, которым пугают детей, и глагол «бабахать». У Мандельштама звучит столь же неопределимый, но выразительный глагол: «Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,/Он один лишь бабачит и тычет» («Мы живем, под собою не чуя страны…»). У И. Бродского есть загадочное стихотворение «Похороны Бобо», истолкованное самим автором: «Бобо — это абсолютное ничто».

Достоевский гордился тем, что ввел в русский язык глагол «стушеваться», т.е. незаметно исчезнуть. Но «бобок» — сегодня более важное для России слово, это знак громкого исчезновения, раскатистый предсмертный выдох.

Страна замерла, все внутри нее продолжается лишь по инерции, а глубинно она предельно напряжена и ожесточена на рубежах. «…Страна со всех сторон окружена неприятелем» (Д. Медведев). Это непревзойденный в истории рекорд: всего за несколько месяцев самой большой на свете стране удалось окружить себя врагом — такова проекция тотальной ненависти. То, что производится сегодня в знак солидарности со «злобой года», — и есть тот самый бобок. Бобок-пропаганда, бобок-публицистика, бобок-литература, бобок-метафизика… У бобка много профессиональных обличий и манер. Политик-бобок хочет отобрать у соседнего народа принадлежащую ему землю как «оккупированную» и тем самым отправить миллионы людей на небо, вслед за первой «Небесной сотней». Профессор-бобок выражается еще прямее, чеканит формулу: «Убивать, убивать и убивать. Больше разговоров никаких не должно быть. Как профессор я так считаю».

Путь, пройденный за четверть века, можно очертить так: от совка — к бобку. Разница немаловажна. Совок был существом наглым и хамоватым, но и лопоухим, лоховатым. Его уши еще были полны отголосками добрых увещеваний и посулов равенства, братства и великого будущего. Некие исторические, философские, моральные абстракции отдавались в его подсознании и придавали ему толику добродушия и расслабленности даже в острой борьбе за жизненные интересы. Он не был готов так безоговорочно «отжимать» у чужих и «сливать» своих. Он был более спокойным и уравновешенным и вплоть до 2014 года считал, что у жизни еще может быть второе начало.

Бобок лишен этих иллюзий и исторической перспективы. У него осталось только одно право, о котором в «Бесах» Петр Верховенский говорит Ставрогину: «В сущности, наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестие всего легче русского человека за собою увлечь можно». Ставрогин отвечает: «Право на бесчестие — да это все к нам прибегут, ни одного там не останется». И бобок этим правом пользуется самозабвенно. Незабываема сцена парада пленных в Донецке. Истошный мужской крик из толпы: «На колени поставьте! На колени!» За понурыми пленными проезжают поливальные машины. Репортер приходит в восторг: «Показательно! Браво! Браво! За ними даже дорогу моют, чтобы эта грязь не оставалась на нашей земле». Страна поднимается с колен, только если кого-то ставит на колени.

Совок в простоте душевной полагал, что вселенная должна по-матерински его любить и опекать, восхищаться даже его хамством как выражением ребячливой резвости и непосредственности. Бобок — разочарованный совок, который вдруг осознал свое сиротство. Вселенная никогда не даст ему той любви, на которую он имеет право. Бобок — агрессивно-депрессивный совок, который ничего хорошего не ждет от мира. А потому готов первым нанести сокрушительный удар — и, разлагаясь в могиле, грозит «бобокалипсисом»…

Михаил Эпштейн.

Ура Путин!

  • 04.12.14, 09:38
Если где-нибудь, когда-нибудь, в чей-либо персональный адрес вместо обычных слов приветствия прозвучит - "Хайль", то знайте там нас ждут и именно оттуда мы начнём своё великое возрождение!



"добродушнейший Мюллер" в беседе с "красным разведчиком" Исаевым.
 Ю.Семенов

Кто уезжает из России?

  • 19.11.14, 07:48

Когда мы с женой шесть лет назад решили уехать из России, нам и в голову не могло прийти, что из нашего опыта принятия решения получится целый проект. Наверное, дело в том, что у нас было время выбрать – мы не спешили, у нас не было идеи уехать немедленно. Я продолжал развивать бизнес в своем маркетинговом агентстве, моя жена – психолог Екатерина Кадиева – по-прежнему принимала клиентов и давала консультации. За эти годы мы имели возможность посмотреть много стран, поговорили с их жителями и уже уехавшими в них эмигрантами. Мы обсудили особенности законодательства с адвокатами и риэлторами, просто погуляли по улицам городов, примеряя, как бы жили в них мы. В итоге мы поняли, что не существует страны, идеальной для всех. Выбор всегда индивидуален, и влияют на него не только рациональные доводы. И еще мы поняли, какие вопросы нужно задать себе и другим, чтобы облегчить этот выбор.

В итоге полтора года назад мы переехали в Париж. И были уверены, что наше знание «как выбрать страну, для переезда» - это такой одноразовый навык, которым воспользовался и забыл навсегда. Но неожиданно для нас самих оказалось, что люди спрашивают нас, а мы тратим довольно много времени, отвечая на вопросы типа «как вы уехали и куда лучше уехать мне?» Сначала их задавали друзья,  а начиная с весны этого года уже и не только: пошел вал незнакомых людей, которым нас кто-то рекомендовал.  Это стало отнимать действительно много времени, и нм пришлось задуматься, как нам быть: прекратить консультировать незнакомых людей, или ввести это в какие-то рамки. Мы выбрали второе. И в конце июня объявили, что теперь оказываем платные консультации.

Мы завели страницу на фейсбуке (она называется "Чемодан. Вокзал. Куда?" и сейчас у нее почти тысяча подписчиков), несколько изданий взяли у нас интервью, и в начале августа к нам образовалась очередь…

Когда мы объявили о своих консультациях, наши знакомые, даже не собирающиеся уезжать, тут же проявили к нашей работе интерес. Многие их вопросы ставили нас в тупик, но за четыре с половиной месяца мы поговорили с полусотней человек, так что теперь можем на них ответить – тем более, что нам кажется, что эти ответы будут интересны не только нашим друзьям.

Кто те люди, которые приходят к вам?

Люди бывают самые разные – бедные и богатые, молодые и пожилые, москвичи, петербуржцы и жители других регионов. Большинство из них объединяет одна особенность: как правило, это люди, многого добившиеся в жизни.

Большинство - это middle или upper middle class, то есть успешные профессионалы, сделавшие хорошую карьеру (зачастую в международных компаниях, где, как выяснилось, далеко не всегда есть возможность легкого перевода в другую страну) или владельцы малого (реже – среднего) бизнеса. Встречаются представители low middle class'a и – крайне редко – более богатые люди, располагающие значительными деньгами, хотя еще и не попадающие в зону интересов private bankers.

У большей части есть активы – но, как правило, это квартира или, в лучшем случае, две. Живые деньги есть у малого числа людей – и, как правило, это не слишком большая сумма. 

Профессии у них тоже разные – встречаются финансисты, менеджеры, журналисты, переводчики, дизайнеры, высококвалифицированные врачи, строители, риэлторы,  преподаватели, просто владельцы бизнеса, у которых трудно определить профессию… Как ни странно, к нам не пришло ни одного программиста: мы думаем, люди этой специальности и без нас знают куда и как им уезжать.

Почему ваши клиенты хотят уехать?

Большинство людей избегают прямых политических высказываний. «Стало душно», «стало страшно», «я не вижу перспективы», «мне кажется, дальше будет только хуже», «все происходящее меня пугает» -  вот наиболее частые объяснения. Если все же говорить о политических взглядах, то большинство явно или косвенно выступают за «демократические» или «европейские» ценности. При этом надо отметить, что несколько раз клиенты сразу говорили, что не хотят ехать и не поедут в США: именно по политическим мотивам.

Удалось ли уже кому-то уехать?

Как мы понимаем, даже самый простой и быстрый вариант отъезда занимает минимум три месяца, и это если побежать заниматься только этим вопросом на следующий день после консультации. Надо уволиться с работы, закончить все дела, приготовить документы и организовать жилье на новом месте. Поэтому сказать, что уехавших много, мы не можем. Но мы поддерживаем связь с нашими клиентами, и знаем, что человек пять из них уже живут не в России, многие имеют хороший шанс встретить Новый Год уже на новом месте, и почти все из них уже далеко продвинулись в выбранном направлении.

Часть клиентов планирует переезд следующим летом, к сентябрю, чтобы не разбивать учебный год у детей. Но при этом они уже тоже плотно заняты оформлением всех бумаг и обустройством нового места жизни.

 И еще: некоторая часть клиентов, поговорив с нами, решают, более трезво оценив свои возможности и взвесив плюсы и минусы, что они не будут уезжать, и останутся в России. Нам кажется, что это тоже хороший и важный результат нашей консультации.

Наверное, все ваши друзья уже к вам прибежали с вопросом «куда мне уехать?» ?

Нет, не все. Потому что  далеко не все наши друзья хотят куда-то уезжать. У многих в России есть то, с чем они не готовы расстаться: уникальная работа, друзья, семейные обязательства… кому-то важна языковая среда, а кто-то просто не хочет ничего менять в своей жизни. Кроме того, многим кажется, что ничего особенного сейчас в России не происходит: жили раньше – проживем и теперь.

Мы уважаем эту позицию, и у нас нет никакого желания с ней полемизировать.

А какие страны вы рекомендуете? Расскажите хотя бы топ5!

У нас в списке около трех-четырех десятков стран, легальная эмиграция в которые возможна, и мы не уверены, что можно выделить топ5. Переезд в новую страну – это как выбор партнера: кто-то хочет жить с брюнеткой, кто-то с блондинкой, а кто-то вообще хочет жить один, и универсального рецепта тут нет. Отношения с новой страной так же интимны, как брак, идеальных мест для жизни на свете нет, все очень индивидуально.

Ваши клиенты хотят эмигрировать и порвать все связи с Россией?

Обычно нет. Я не случайно стараюсь не употребляю слова «эмиграция» - большинство говорит об «отъезде». Бизнесмены планируют как-то поддерживать бизнес в России, многие надеются сохранить рабочие контакты, почти у всех остаются в стране родственники. Я и сам провожу примерно равное количество времени в Париже и Москве – и некоторые наши собеседники планируют что-то подобное. Иногда, правда, добавляют «по крайней мере, пока не опустится железный занавес»

Вам не стыдно, что вы помогаете людям бросить свою Родину в такой тяжелый исторический момент?

Нет, нам не стыдно. Людям, с которыми мы говорим, не нравится происходящее в России, но они не готовы бороться. Не все рождаются борцами и я не чувствую за собой никакого морального права кого-либо в этом упрекать. Повторю еще раз: мы не агитируем людей уехать, мы помогаем определиться тем, кто уже и так раздумывает об отъезде. Да и вообще, обсуждать вопрос о том, имеют ли люди право выбирать себе место жительства, мне кажется немного странным.

А вам самим-то нравится то, чем вы занимаетесь?

Как ни странно, на этот вопрос труднее всего ответить. С одной стороны, нам очень нравится общаться с теми, кто к нам приходят: большинство из них очень приятные люди, того типа, с которыми хотелось бы дружить. Они самостоятельные, решительные, привыкли брать на себя ответственность за себя и других. Когда это семейная пара, почти всегда видно, что это люди, которые по-настоящему любят друг друга и сумели построить здоровые семейные отношения. Очень приятно на это смотреть. И, конечно, нам нравится, что мы можем им чем-то помочь. С другой стороны, это оказалась очень тяжелая работа. Большинство людей, с которыми мы говорим, честно признают, что им было очень хорошо в России: у них интересная работа, друзья, налаженный быт. И они бы остались здесь – если бы не причины, о которых уже говорили. Более того, некоторые на каком-то этапе своей карьеры жили и работали в Европе, но потом вернулись в Россию, потому что верили, что именно здесь могут лучше реализовать себя, найти более наполненную жизнь. Очень горько слышать, когда человек говорит: «Боже, какой я был дурак, надо было остаться за рубежом тогда, десять лет назад!»

Есть люди, которых я бы назвал солью русской земли - незаметные, непубличные люди, которые способствуют развитию России: и экономическому, и гражданскому. Почти все, с кем мы говорим – именно такие. Разумеется, я не хочу сказать, что все такие люди уезжают: к счастью для России, нет. Но то, что многие из них вынуждены задаваться вопросом «куда нам лучше уехать?», очень горько.

Недавно нас с Катей позвали на посвященный эмиграции круглый стол «Дождя». Там меня спросили, какая страна будет идеальной для русского человека. Я сам удивился, что ответил не задумываясь:

- Лучшая страна для русского человека – это свободная Россия.

Я думаю, многие из наших собеседников согласятся со мной. Неслучайно некоторые говорят, что с радостью вернутся, когда ситуация в стране изменится.

Жаль только, что очень немногие верят в возможность такой перемены.

Помнят ли запорожцы?!

  • 17.11.14, 09:45
В 1941 г. убегающая Красная Армия взорвала плотину ДнепроГЭСа, убив 100 000 украинцев. ВИДЕО 12.11.2014 10:25
  92184   77

 

При отступлении 18 августа 1941 г. убегающая Красная Армия взорвала плотину ДнепроГЭСа, убив в водной пучине 100 000 украинцев.

 

- Наступающие немецкие солдаты и офицеры Вермахта в оцепенении с ужасом лишь наблюдали в бинокли за разыгравшейся драмой гибели десятков тысяч людей.

 

Немцы при помощи инженеров Вермахта и силами украинских рабочих умудрились восстановить Днепрогэс, и платили за работу даже рейхсмарками. Но не успев поработать и год при контрнаступлении сталинских войск ее пришлось опять взрывать. Теперь уже при отступлении немцев. Кстати, к слову, при этой уже немецкой операции не погиб ни один советский, ни один немец и ни один мирный украинец ...

Украине надо снять об этом фильм-катастрофу.

 

ПОДРОБНЕЕ:

 

18 августа 1941 года в панике отступающие из оккупированной большевиками с 1920 г. Украины сталинские войска, пытаясь остановить продвижение Вермахта на Восток, невзирая на опасность для мирного населения и возможные многотысячные жертвы - цинично взорвали плотину украинской электростанции ДнепроГЭС, под Запорожьем... В результате взрыва большевиками плотины ДнепроГЭСа, от образовавшейся гигантской днепровской волны, погибло тогда около 100 000 (ста тысяч) человек ни в чём не повинного гражданского населения Украины. - Советские оккупационные власти в Украине не считались с жизнями людей порабощённой ими с 1920 года Украины (УНР).

 

Только с восстановлением независимости Украины от СССР запорожцы стали потихоньку поминать своих земляков, которые погибли от рук убегающей армии Сталина 18 августа 1941 года.

 

18 августа 1941 года поспешно покидая город, советские солдаты взорвали главный стратегический объект – «ДнепроГЭС» 20 тоннами взрывчатки – аммонала, в результате чего образовалась гигантская пробоина в плотине, которая уже и спровоцировала волну высотой несколько десятков метров, которая практически смыла прибрежную городскую полосу, плавни о. Хортицы и благополучно дошла до соседних украинских городов – Никополя и Марганца. Советское командование даже не предупредило мирное население и свои же СОБСТВЕННЫЕ войска об опасности! Вот почему в СССР предпочитали не распространяться о трагических событиях в Запорожье, связанных со взрывом ДнепроГЭСа.

Так же было с Чернобылем, гибелью Курска, Норд-остом, Бесланом... - российско-советская фашистская управленческая традиция продолжает властвовать над нами и сейчас.

 

Тогда для собственного оправдания они придумали версию о «враждебной диверсии немецких оккупантов» . Но теперь, когда есть доступ к архивaм СССР, украинские историки получили документальные доказательства, которые поднимают занавес над всей бесчеловечностью этой ужасной трагедии. Днепровская волна тогда поглотила около ста тысяч человек: в пучине рукотворной водной стихии захлебнулось и погибло 80 тысяч запорожцев, беженцев из соседних регионов, около 20 тысяч отступающих советских солдат.

Ирония судьбы заключалась в том, что рукотворное советское цунами практически не принесло вреда наступающей немецкой армии, но убила 100 000 простых украинцев. - Немецкие солдаты и офицеры Вермахта в оцепенении с ужасом лишь наблюдали в бинокли за разыгравшейся драмой гибели десятков тысяч людей - советских гражданских лиц и военных.

 

С "Днём "Великой Победы" - "Я помню! Я горжусь!"

 

РАССЕКРЕЧЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ ДАННЫЕ:

 

В ответ на Ваше письмо No. 19760/09-38 от 17.08.2011 г. о предоставлении информации сообщаем следующее.

 

1. "Подрыв ДнепроГЭСа организован органами НКВД, что привело к гибели 100 тысяч человек". Согласно боевым донесением от 19 августа штаба Южного фронта Верховному Главнокомандующему подрыв плотины ДнепроГЭСа был осуществлен начальником Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковником О.Петровським и представителем Генштаба, начальником отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института (г. Москва) военным инженером 1-го ранга Б.Еповым [Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. - Ф.228. - Оп.754. - Спр.60. - Арк.95]. Они действовали согласно распоряжениям Генштаба Красной армии, получив разрешение в случае крайней необходимости взорвать плотину.

 

Определить точное число погибших практически невозможно, имеющиеся источники позволяют оценить лишь приблизительные потери воюющих сторон. Известно о вероятной гибели 1500 немецких солдат [Мороко В.Н. Днепрогэс: черный августа 1941 / / Научные работы исторического факультета Запорожского национального университета. - М.: ЗНУ, 2010. - Вип.XXИХ. - С.200].

 

С советской стороны в зоне поражения наводнением находилась большая часть из 200 тыс. ополченцев области, стрелковая дивизия (один из ее полков оставался на о. Хортица), полк НКВД, два артиллерийских полка, а также более мелкие подразделения. Личный состав этих частей суммарно насчитывает более 20 тыс. бойцов. Кроме того, в ночь на 18 августа в широкой полосе от Никополя до Каховки и Херсона начался отход на левый берег двух общевойсковых армий и кавалерийского корпуса. Это еще 12 дивизий (150-170 тыс. солдат и офицеров). Кроме военных, от внезапного наводнения пострадали жители низинных улиц Запорожья, сел на обоих берегах Днепра, беженцы. Ориентировочная цифра людей в зоне поражения - 450 тыс. человек. Исходя из этих данных, численность погибших красноармейцев, ополченцев и гражданского населения с советской стороны в исторических исследованиях оценивается от 20-30 тысяч (Ф. Пигидо, В. Мороко) до 75-100 тысяч (А. Руммо) [Мороко В.Н. Днепрогэс: черный августа 1941 / / Научные работы исторического факультета Запорожского национального университета. - М.: ЗНУ, 2010. - Вип.XXИХ. - С.201; Руммо А.В. Скажите людям правду / / Социологические исследования. - Москва, 1990. - No.9. - С.128]. Кстати, толчком к исследованию вопроса для А. Руммо был и личный мотив: его дед был среди советских граждан, погибших тогда на о. Хортица. Итак, подрыв ДнепроГЭСа было осуществлено уполномоченными Генштабом Красной Армии военными инженерами. Оценка количества жертв различными исследователями колеблется от 20 000 человек (Ф. Пигидо, В. Мороко) до 75-100 тысяч (А. Руммо).

 

P.S. На данный момент точно не известно, занимают ли высшие государственные посты в уже независимой от СССР Украине прямые потомки ответственных за это злодеяние советских

Президент Пу Тин Сын.

  • 01.11.14, 12:41
Полагаю, так оно и будет. Потому что во всём остальном аналогии просто зашкаливают.

Патриоты «Единой России» против демократии

http://www.gazeta.ru/politics/2014/10/31_a_6284789.shtml


Патриоты? Нищеброды.

  • 28.10.14, 22:31

Завдяки підвищенню престижу і популярності російської армії зросла і кількість охочих служити за контрактом.

Про це заявив міністр оборони Росії Сергій Шойгу, пише видання "Вести.ру". 

За словами Шойгу, люди навіть почали йти на хитрощі, щоби потрапити на службу, зокрема, давали хабарі воєнкомам.

Раніше такого не було ніколи, зазначив очільник російського Міноборони. На хабарі люди пішли після того, як в уряді Росії було прийнято рішення збільшити рівень грошового забезпечення російської армії. 

"Хабарі для цього давати необов'язково, у вас є всі можливості вступити на службу за контрактом, пройшовши через наші комісії з відбору", – зазначив Шойгу. 

Він наголосив, що у вересні армія могла виконати річний план із набору контрактників і частково навіть план 2015 року, але треба було вжити заходів, щоби стримати охочих служити за контрактом. Наостанок міністр оборони зазначив, що потрібно звертати увагу на якість службовців, а не на їхню кількість.

Важная правда от папы для своей дочери.

  • 25.10.14, 14:38







В 1966 инвестиционный аналитик Гарри Браун на рождество написал своей девятилетней дочери письмо, которое до сих пор цитируют. Он объяснил девочке, что ничего в этом мире — даже любовь — нельзя воспринимать, как данное.

JMV4iPg[1]

Привет, милая.

Сейчас рождество, и у меня обычная проблема — какой подарок тебе выбрать. Я знаю, что тебя радует — книжки, игры, платья. Но я очень себялюбив. Я хочу подарить тебе что-то такое, что останется с тобой дольше, чем на несколько дней или даже лет. Я хочу подарить тебе нечто, что будет напоминать тебе обо мне каждое рождество. И, знаешь, мне кажется я выбрал подарок. Я подарю тебе одну простую правду, которую мне пришлось усваивать много лет. Если ты поймешь ее сейчас, ты обогатишь свою жизнь сотнями разных способов и это оградит тебя от массы проблем в будущем.

Так вот: тебе никто ничего не должен.

Это значит, что никто не живет для тебя, дитя мое. Потому что никто не является тобой. Каждый человек живет для себя самого. Единственное, что он может почувствовать — это свое собственное счастье. Если ты поймешь, что никто не должен организовывать тебе счастье, ты освободишься от ожидания невозможного.

Это значит, что никто не обязан тебя любить. Если кто-то тебя любит — значит в тебе есть что-то такое особенное, что делает его счастливым. Выясни, что это, постарайся сделать это сильнее, и тогда тебя будут любить еще больше.

Когда люди что-то делают для тебя, это происходит только потому, что они сами хотят это сделать. Потому что в тебе есть что-то важное для них — что-то, что вызывает у них желание понравиться тебе. Но вовсе не потому, что они тебе должны. Если твои друзья хотят быть с тобой, это происходит не из чувства долга.

Никто не должен тебя уважать. И некоторые люди не будут к тебе добры. Но в тот момент, когда ты усвоишь, что никто не обязан делать тебе добро, и что кто-то может быть с тобой недобр, ты научишься таких людей избегать. Потому что ты им тоже ничего не должна.

Еще раз: никто тебе ничего не должен.

Ты должна стать лучшей прежде всего для себя самой. Потому что если у тебя получится, другие люди захотят быть с тобой, захотят давать тебе разные штуки в обмен на то, что ты можешь им дать. А кто-то не захочет быть с тобой, и причины будут вообще не в тебе. Если такое случится — просто ищи другие отношения. Пусть чужая проблема не становится твоей.

В тот момент, когда ты поймешь, что любовь и уважение окружающих надо заработать, ты уже не будешь ждать невозможного и ты не будешь разочарована. Другие не обязаны делиться с тобой собственностью, чувствами или мыслями. А уж если они это сделают — то только потому, что ты это заработала. И тогда ты сможешь гордиться любовью, которую ты заслужила и искренним уважением друзей. Но никогда нельзя принимать все это как должное. Если ты это сделаешь — ты всех этих людей потеряешь. Они не «твои по праву». Добиваться их и «зарабатывать» их надо каждый день.

У меня как гора с плеч свалилась, когда я понял, что мне никто ничего не должен. Пока я думал, что мне причитается, я тратил ужасное количество усилий, физических и эмоциональных, чтобы получить свое. Но на самом деле никто не обязан мне хорошим поведением, уважением, дружбой, вежливостью или умом. И в тот момент, когда я это понял, я стал получать гораздо больше удовлетворения от всех своих отношений. Я сфокусировался на людях, которые хотят делать те вещи, которые мне от них нужны. И это послужило мне хорошую службу — с друзьями, партнерами по бизнесу, возлюбленными, продавцами и незнакомцами. Я все время помню, что я могу получить то, что мне нужно, только если войду в мир своего собеседника. Я должен понимать, как он думает, что считает важным, чего он в конце-концов хочет. Только так я могу получить от него что-то, что нужно мне. И только поняв человека, я могу сказать, нужно ли мне от него на самом деле что-то.

Не так просто суммировать в одном письме то, что мне удалось понять за много лет. Но может быть если ты будешь перечитывать это письмо каждое рождество, его смысл будет для тебя с каждым годом чуть ясней.

НИКТО ТЕБЕ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН!

Быть человеком.

  • 29.08.14, 21:11



Насчет табличек на могилах. Ватники, все равно ведь вам не удастся по настоящему скрыть смерть ваших детей, если вы просто сделаете могилы анонимными. Будут вопросы.

Будьте последовательны, будте достойны своего царя-разведчика, не подводите его.

Прибейте на памятники таблички с кличками собак. Тогда все будет ровно. Кладбище домашних животных.

Дружок. Рэкс. Бобик.

И никто ничего не заподозрит.

А хипстеров-сурикатов здесь прошу не возмущаться глумлением над трупами. Над трупами людей глумятся чмошники, отказывающиеся от своих детей, хоронящие их как безродных псов. Я же призываю к традиции, - если это и псы, по решению их близких, то эти псы не безродные, у них ведь были псы-родители. И я призываю к уважению. Даже у собак есть клички и родословная.

Я как то разъяснил механизм, почему чмошников-крымнашистов, которых развели на соучастие в крысятничестве, самих потом будут чморить как опущенных, по беспеделу.

Как нелюдей. Недолюдей.

И вот так продолжилось падение.

И вот это иллюстрация, ватников опускают и опускают. Пока это делает сам царь собакоголовых, презирающий свою запаршивленную стаю.

Есть несколько древнейших принципов и табу, следование которым позволяет людям отличаться от зверя, от пса.

Именно следование этим принципам образовало и сохранило человечество, человеческую цивилизацию.

В том числе таким:

Хоронить своих близких и помнить о них.

Не вступать в кровосмесительные связи.

Не питаться себе подобными, падалью и экскрементами.

Быть чистоплотными.

Не убивать и не красть (хищничество - верный признак зверя), иметь понятие о чести, иметь семью и так далее.

Говорить ясно и отчетливо, членораздельно, иметь прямую осанку и ясный взгляд.

Быть альтруистичным.

Не врать.

Быть ответственным.

Не быть хамом, то есть не оскорблять и не атаковать демонстративно человеческие правила и принципы.

Именно человеческие правила легли в основание религий, этических и эстетических систем.

Сотни тысяч лет назад, когда племена гоминид соперничали с первыми сапиенсами, сформировались эти человеческие правила отличия людей от недолюдей. Тогда следование этим правилам было залогом выживания людей и их потомства. Позволяло им видеть друг друга, отличать от зверя и объединяться. А со зверем обращаться как со зверем. Потом причины оснований забылись, но правила остались. Отказ от этих правил автоматически означает оскотинивание, редукцию, нисхождение к зверю. Понимаете, это логика антропогенеза. Это наука. Наука быть человеком.

Мы не всегда можем следовать всем человеческим правилам, но должны признавать их ценность и стремиться им следовать.

Человек слаб.

Но есть среди них правила безусловные, ведь правда?

Или человек уже не человек.

Автор: Евгений Юрьев