Ты еще не узнала себя самое. Ева ты иль Лилит?
- 27.11.13, 17:58
Ты не знаешь сказанья о деве Лилит,
С кем был счастлив в раю первозданном Адам,
Но ты все ж из немногих, чье сердце болит
По душе окрыленной и вольным садам.
Ты об Еве слыхала, конечно, не раз,
О праматери Еве, хранящей очаг,
Но с какой-то тревогой... И этот рассказ
Для тебя был смешное безумье и мрак.
У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют.
Ты еще не узнала себя самое.
Ева ты иль Лилит? О, когда он придет,
Тот, кто робкое жадное сердце твое
Без дорог унесет в зачарованный грот?
Он умеет блуждать под уступами гор
И умеет спускаться на дно пропастей,
Не цветок его сердце, оно - метеор,
И в душе его звездно от дум и страстей.
Если надо, он царство тебе покорит,
Если надо, пойдет с воровскою сумой,
Но всегда и повсюду - от Евы Лилит -
Он тебя сохранит от тебя же самой.
Лилит была первой женщиной на земле. Бог создал ее из того же материала, что и Адама (из глины, а не из мужского ребра). Лилит обладала удивительной красотой и умом. И через некоторое время посчитала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Лилит считала себя умной, как мужчина. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. По легенде, именно Лилит принадлежит сексуальное открытие — поза «женщина сверху». Она предпочитала заниматься сексом, именно будучи сверху, а не в «рабочее-крестьянской» позе (кстати, единственной сексуальной позе, одобренной церковью). Когда конфликт с Адамом стал слишком силен, Лилит приняла решение оставить его.
Чтобы заставить Лилит одуматься, раскаяться, повиниться и со смирением вернуться к мужу, за нею были посланы три сильных ангела, которые догнали бунтарку. Ангелы поставили ультиматум: либо Лилит возвращается покорной и смиренной, либо она будет навсегда изгнана из рая и отлучена от Бога. Лилит категорически отказалась покориться, заявила, что отправится в изгнание добровольно, но за то, что Бог не принял ее сторону, будет ему мстить.
После этого легенды о Лилит раздваиваются, но большей частью сводятся к тому, что Лилит стала демоном-дьяволицей, опасной для мужчин. Бунтарский протест и жажда мщения — такие особенности характера действительно способны открыть дорогу злу. Ее отвергли — значит, она стала врагом. Пособницей дьявола, кровавым демоном.
Первая часть легенды обрывается именно на той части, когда Лилит отказалась вернуться в рай. Вторая часть легенды (о демоне) встречается чаще, и именно она тайно одобрялась служителями церкви. Официально же статус Лилит в роли демона был утвержден во времена инквизиции, когда женщины делились на две категории: добрые, послушные — дети Евы, и все остальные (то есть непокорные жертвы инквизиции) — дети Лилит.
Но сколько правды в этих легендах? Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первой феминисткой на земле, первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В отношении к мужчинам — вечный поиск дома, своего очага. А может, это месть мужчинам за то, что они предпочли не ее? Может, демоническое влияние Лилит — просто месть за то, что мужчины видят в женщине, в первую очередь, тело? И смертельные объятия Лилит были местью за вечную мужскую жажду секса, за неверность и лживость мужчин.
Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним?
За право решать свою судьбу и быть личностью? Сейчас об этом и не узнать. В своем романе Дэн Браун писал о Марии Магдалине, как об отверженной, тогда как имя и святость ее всегда почитались в христианской истории церковью. А вот о Лилит всегда пытались забыть, никогда не упоминая о ней. Всем известная истина: роковая женщина — это, прежде всего, несчастная женщина, если она спит со всеми, значит, по-настоящему не нужна никому. А женщина, не похожая на всех остальных, умная, независимая, сильная, очень часто бывает обречена на одиночество.
Современные феминистки любят противопоставлять Лилит Еве. Лилит — незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева — мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была церкви незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина — не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины? Ответ: нет. Во все века мужчины боялись силы женщины, ее несокрушимого разума, ее мужества и жажды жизни, ее красоты и способности влиять на них, мужчин, и которые всегда стремились, найти виноватых в своих грехах. Какая сладость — перекладывать вину на другого! Этим пользовались средневековые мужчины: виноват не он, а… Лилит. Мол, не удержался один раз, а вообще, он белый и пушистый. Ева бы с удовольствием поверила. Лилит — нет.
И все же — демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония — это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, — всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да»…(С)