Очередь к Дарам волхвов: «Даже от гомосексуализма исцеляет!»
- 11.01.14, 11:27
– Да куда ж вы ломитесь! К святыне все-таки идете! – решительно
преградил полицейский путь бабушкам, пытавшимся отодвинуть металлическое
заграждение и пролезть за него. Бабушки заворчали, но, не увидев
никакого смятения на лице угрюмого старшего сержанта, умолкли и перешли к
вполне спокойному ожиданию момента, когда полицейский даст команду
двигаться дальше. До цели – храма Христа Спасителя – им оставалось еще
добрых 6–7 часов и где-то 25 аналогичных встреч с полицейскими.
Дары волхвов, как и Пояс Богородицы, привезены в Россию Фондом
Андрея Первозванного (попечительский совет которого, к слову,
возглавляет руководитель РЖД Владимир Якунин) с Афона и тоже имеют
несколько сомнительное происхождение. Обе святыни вроде бы стали
известны при первом византийском императоре Аркадии – и, скорее всего,
были подделкой то ли его времени, то ли позднего Средневековья. Впрочем,
один из самых уважаемых православных ресурсов, «Православие и мир»,
на резонный вопрос о том, следует ли поклоняться средневековой подделке
(золоту и ладану, якобы преподнесенным при рождении Иисусу мудрецами,
приехавшими с Востока), отвечает, что, конечно стоит. Потому что даже
если конкретно эти артефакты и не имели отношения к младенцу Христу, то
все равно именно к этим Дарам волхвов несколько поколений христиан
относились как к настоящим и пропитывали их своей верой, таким образом
превратив подделку в святую реликвию. Да и, надо сказать, большинство
людей, с которыми мне довелось поговорить в очереди к дарам, отвечали
приблизительно то же самое, хотя и без богословских отступлений: просто
надо в это верить, а по вере потом воздастся. Хотя был и весьма
неожиданный довод.
– Вопрос о том, чтобы привезти дары в Москву, решался два года на
самом серьезном государственном уровне! Когда вопросы решаются на таком
уровне, то речь о подделке идти не может, – легко раздражаясь, но не
теряя уверенности, заявил мне инженер на пенсии, приехавший из
Подмосковья.
– А если подделка средневековая? Ну, так глубоко в прошлое даже наши государственные мужи ведь едва ли могут дотянуться...
– Послушайте-ка, молодой человек, я вам факт сказал. А факт есть
факт! – не оставил мне пространства для дальнейших дебатов пенсионер и
перевел тему разговора в более прикладную плоскость: как долго еще
стоять в очереди и успеем ли до закрытия храма Христа Спасителя на ночь.
Очередь к храму тянется три с половиной километра – буквально от
Третьего транспортного кольца, по Фрунзенской и Пречистенской
набережным. Этот маршрут отгорожен металлическими заборами, которые
стерегут полицейские, чтобы кто-то туда не залез, не отстояв очередь с
начала. При этом сама территория за забором разделена еще приблизительно
на 30 отсеков поперек, в каждом из которых нужно стоять около 20 минут,
ожидая, пока полицейские не откроют заграждения и не пропустят. Причем
каждое такое открытие заграждений сопровождается массовым забегом первых
рядов очереди: в основном женщины стремятся пробежать отсек, куда их
запустили, и добежать до следующего отделения, доступ к которому
полицейские могли еще не успеть перекрыть. Всего в таком движении по
набережной, по моим подсчетам (учитывая, что в каждом отсеке находилось
по 150-200 человек), единовременно находилось 5–7 тысяч человек, которым
требовалось ждать встречи с Дарами волхвов по 8–9 часов.
– К поясочку-то всю ночь пускали! А тут если не успеешь до
вечера, то завтра тоже весь день стоять! – объясняла мне одна из
бабушек, первой успевшая добежать к началу очередного отсека, где ее
остановил полицейский. Она даже отрепетированно потрясла перед его носом
бумагами о третьей группе инвалидности, но тот, позевывая, ответил, что
без очереди идет только первая группа инвалидности и родители с
маленькими детьми. – Ох, ну от таких спасенья никакого не будет и после
прикосновения к святыне, – удрученно подытожила бабушка, кивая на
полицейского.
При переходах из одного отсека в другой разыгрывались настоящие
драмы: одна из женщин не успела перейти дальше с ожидающими из своего
отсека в следующий, потому что встала еще в одну очередь – за
бутербродами.
– Ну вы же видели, что я раньше еще здесь стояла! Вы должны меня
пропустить дальше, к своим! – пыталась она убедить полицейского,
который, кажется, уже не первый раз слышал в этот день подобную фразу.
Еще в одном отсеке стоявшие в первых рядах гневно закричали, когда
увидели, что впереди на набережной припарковался тонированный джип в том
месте, где полицейских у заграждения очереди не было. Из джипа вылез
коренастый мужичок в кожаной куртке, отодвинул забор, зашел за него,
оказавшись таким образом на середине пути к храму Христа Спасителя.
Впрочем, агрессивно себя вели только бежавшие в первых рядах
своих отсеков, а остальные, наоборот, были очень дружелюбны и в свою
очередь подзывали и протаскивали через заграждения незнакомых людей с
внешней стороны заборов, шедших в конец очереди.
– Да не бойся ты, – давала мне совет доброжелательная бабушка. – Я
11 часов стояла к поясочку, и ничего страшного – от испытаний твоя вера
становится только сильнее, да и святыню лучше почувствуешь.
– У меня тоже так было! – подхватила другая пенсионерка с легким
безумием в глазах. – Это было незабываемо! Но с нами тогда еще в одном
отсеке шел Киркоров, а через несколько дней у него родилась дочка!
Большинство идущих к Дарам волхвов – женщины, причем они сами объясняют это без затруднений.
– Вот вы можете и так прикоснуться к Поясу Богородицы и Дарам
волхвов! – как-то укоризненно заявила мне дама в меховой шапке. Я даже
на всякий случай оглядел себя и ее, чтобы понять, что со мной не так, но
собеседница пояснила сама: – На Афон вход открыт только мужчинам, а
женщинам – нет. Вот у нас одна возможность и есть в жизни прикоснуться к
таким святыням!
Кроме того, РПЦ сама позиционирует Дары волхвов как целительную реликвию. «Исцеляет от бесплодия и бесноватости!» – как в рекламе, сообщает громкоговоритель у храма Христа Спасителя.
– У меня таких проблем нет, но оно лишним не будет! – рационально сказала мне двадцатилетняя девушка.
– От всего исцеляет, если веришь! – вклинилась в наш разговор
женщина средних лет. – Слышала, даже от гомосексуализма исцеляет! –
добавила она и покосилась на мужчину, от которого на всю толпу несло
могучим одеколоном.
– Вообще-то я первый раз так пришел, – доверительно обратился ко
мне студент, сидевший с планшетом на парапете набережной, чуть
отдалившись от толпы. – Тут хорошо, спокойно, можно к экзаменам
подготовиться, вот и учу здесь. Ну и фиг ли, вдруг поможет!
Простояв полтора часа, я не выдержал испытания очередью и поехал к
храму Христа Спасителя, куда прошел по пресс-карте. Там один за другим
со светящимися лицами православные подходили к реликвии, прикасаясь
приблизительно на полсекунды и тут же проходя дальше – не задерживаясь
дольше, чем пассажиры на турникетах метро в час-пик.
– Крестимся и молимся до прикосновения к святыне! Как
прикоснулись, тут же проходим дальше! – внушали алтарники, стоявшие на
подходе к Дарам волхвов. Как только человек касался реликвии, алтарники,
прихватив его за локти, тут же отводили дальше, чтобы не задерживать
очередь, идущую со скоростью конвейера.
– Я не был так счастлив с тех пор, как меня в партию приняли! –
действительно радостным голосом говорил мне дедушка, только что вышедший
из храма и к словам которого никак не хотелось придираться. Счастье
есть счастье, как, наверное, выразился бы один из моих собеседников в
этот день. И довольно глупо кого-то за счастье упрекать.
0
Коментарі