Руки прочь
- 23.08.20, 21:00
Тут давно мне прозрачно намекают, что что-то я совсем перестал писать в ФБ материалы по Торе, что раввину как-то невместно, не подобает и вообще. Будучи чувствительным к критике, я, вот, пишу сейчас по Торе, но будет жёстко, я предупредил.
В нашей
недельной главе Тора требует, чтобы свидетели, своим выступлением в
Синедрионе подведшие обвиняемого под вышку, сами бы привели приговор в
исполнение.
И это очень
классная профилактика лжесвидетельств: одно дело соврать в суде, и
совсем другое - собственноручно мочкануть невиновного.
Кстати,
о руках, формулировка стиха такова: "рука свидетелей будет на нём
во-первых". Почему не "руки" (мн.ч.)? Об этом я уже как-то писал;
изначально, Тора требует именно закидать камнями, как в Иране, именно
сжечь, как ведьм в средневековье, именно повесить, как пираты на рее. Но
из-за стиха, требующего поступить с приговоренным к казни, как с
братом, практика была такова, что изыскивали вариант умерщвления
помяхше. То есть, буква закона - такова, а практика - умерщвление
"по-братски". Ну, его ещё и опаивали вином перед этим. Чтоб вообще не
осознавал, что с ним делают.
Так вот, "рука", а не "руки" - потому что кидать камни сильно и метко сподручно одной рукой.
А
что будет, спрашивает Талмуд, если рука свидетеля отсохнет, отделится
от тела? Тогда, пишет Талмуд (и Рамбам за ним вслед), приговоренный
освобождён от смертной казни! Если свидетели умерли, то тогда казнь
состоится, и исполнители найдутся, а вот если живы, но остались без рук,
то всё, казнь отменяется. И, видимо, безруких свидетелей не принимают
для подобного свидетельства.
(Заметьте,
причём: казалось бы, гуманный вариант "побиения камнями" может быть
осуществлен и без рук, ведь его исполняли, сталкивая приговорённого с
высоты на камень, а это можно сделать и ногой, например. Но, так как,
ИЗНАЧАЛЬНО Тора имеет в виду именно бросание камней, то она же и
освобождает от казни, если этот, изначальный, вариант, невыполним! Это
вау для тех, кто рубит в юриспруденции).
Был
такой праведный еврей, Шим'он бен Шетах, и как-то он одномоментно
повесил 80 (прописью, восемьдесят) колдуний. (Видимо, евреек). И
родственники колдуний решили ему отомстить, и наняли лжесвидетелей,
которые обвинили сына Шимона бен Шетаха в смертном грехе. Видимо, сам
папа им был не по зубам, или ещё что, не важно.
Потом
этих свидетелей замучила совесть, и они пришли в Синедрион, чтобы
"забрать заявление". А им сказали: нетушки! "Первое слово дороже
второго"! Таково талмудическое правило относительно многих вещей.
Так вот здесь у меня в Шаббат были раздумья, а не надо ли было этим свидетелям себе ручки-то... того...? Всё-таки с их подачи праведного еврея собирались казнить. А ведь, если нет ручек, нет и мультиков.
автор текста: р. Ури Суперфин
Коментарі