хочу сюди!
 

Ліда

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 46-56 років

Киев - столица Украины древнее название Самбатас

Киев - столица Украины. "Название моложе города", отметил А.И. Соболевский, отождествляя с Киевом даже Митрополис, упоминаемый Птолемеем во ІІ веке нашей эры. В средние века назывался Самбатас (упоминает Константин Багрянородный, Х век). Это название вызвало самые разные догадки: одни считали его финским "граница равнины"; другие предполагали, что за помощь Византии в укреплении города хазары назвали его именем императора Льва Армянина - Сембатас. Ученые ХVII века переосмыслили Самбат как "сборное место лодок (ботов)". Оспаривая это, Н.М. Карамзин предложил этимологию "сама мать"; дошло до того, что предпологали этимологию "ся есть мать". Название Днапстадир приписывали остготам; скандинавы называли его Днепровский город. Название Киев многократно встречается в Польше, Чехии, Словакии, Югославии. А.И. Соболевский не сомневался в происхождении названия Киев из личного имени (в основе которого видел славянское слово кый - "палка, шест"). В летописи встречается полемика, кем был Кый, чьим именем назван Киев. Еще жило название Кыев перевоз, и предание утверждало, что Кый был перевозчиком через Днепр, а летописец хотел видеть его князем, ходившим с Олегом на Царьград. Спор возобновился в связи с новой этимологией, отрицающей славянское происхождение названия Киев и отстаивающей более раннее: в пракрите слово койава - "ковер", предполагаемый смысл топонима - "место трона".

В «Слове о полку Игореве» упоминается «время бусово»: «И вот красные готские девы воспели на берегу синего моря, — звеня русским золотом, воспевают время бусово». А в Киеве ведь есть Бусова гора, Бусово поле и речушка Бусловка. Наверное, упоминание «красных готских дев» натолкнуло некоторых исследователей на мысль, что под «временем Бусовым» следует понимать время царя антов Боза (или Божа), упомянутого готским историком VI века Иорданом. Энциклопедичский справочик «Киев» развивает эту мысль дальше, утверждая, что в IV веке в Киеве на Бусовом поле стояли укрепления вождя местных племен Буса, которые не смогли одолеть готы. И от его имени происходят все вышеупомянутые названия.

Однако эта версия не выдерживает критики. Иордан сообщает, что король готов Винитарий, «понемногу освобождаясь от власти гуннов и пытаясь проявить свою доблесть, двинул свое войско против антов... он распял их царя Боза с сыновьями и семьюдесятью приматами для устрашения покоренных», которые, надо полагать, подняли восстание против владычества готов, воспользовавшись их поражением от гуннов.

Эта печальная история ничего не дает для объяснения происхождения названия Бусово поле. Во-первых, Иордан упоминает имя Боз (или Бож), а не Бус. Во-вторых, как показал В.Петров, Бож правил антами в Побужье. В-третьих, нелогично «красным готским девам» называть время именем не своего, а чужого вождя, да еще и воспевать его.

Если же заглянуть в этимологический словарь русского языка А. Преображенского, то найдем, что буса, или бус — древнеславянское слово, означающее: корабль, лодка, вид судна. Это слово встречается в старинных былинах. Например, в былине о том, как «Василий Буслаев молиться ездил», говорится, что на Каспийском море казаки «...грабят бусы-галеры, разбивают червлены корабли». Таким образом, фамилия Буслаев означает корабельщик, а буса или бус — вид судна, пригодный для плавания по морю.

Византийский император Константин Багрянородный утверждает, что «русские караваны, направляясь в Константинополь, собирались в районе Киева, где переоснащали ладьи, готовя их к далекому морскому путешествию», и указывает место сбора: «ладьи собираются в Киевской крепости, которая называется Самбатас». Заметим, что «в», а не «возле». Крепость у верфи нужна была потому, что ладьи прибывали с товарами. При переоснащении ладей товары нужно было складировать и охранять. Отсюда следует, что крепость не охватывала какую-то днепровскую заводь, а, скорее, стояла в устье одного из притоков Днепра. Ими могли быть либо река Почайна, либо — Лыбедь. Близ места, где Лыбедь впадала в Днепр, расположены Бусово поле и Бусова гора. Бусова гора — холм между нынешними улицами Тимирязева и Киквидзе, выступающий в долину реки Лыбедь с левого берега, недалеко от ее устья. Бусово поле — прилегающая к Бусовой горе равнина, над которой сейчас находится большая транспортная развязка и под которой находится станция метро «Выдубичи».

«Бусово поле» другими словами можно было бы назвать «лодейным полем». Место с таким названием имеется в Санкт-Петербурге, но нам важно понять смысл этого словосочетания. Издревле и до недавних дней технология постройки кораблей предусматривала раскладку перед сборкой всех частей корабля на специальной просторной площадке, именуемой на техническом языке плазом. Славяне же в древние времена могли называть ее «бусовым полем». Бусовых дел мастера, вероятно, жили поблизости на горе, которую в связи с этим назвали Бусовой. Отсюда следует, что крепость Самбатас располагалась на Бусовом поле и, возможно, на одной из прилегающих гор и что в устье Лыбеди располагалась древняя верфь.

Название местности «Выдубечи», расположенной между Бусовым полем и Днепром, скорее всего также связано с древней верфью. Его происхождение пытаются объяснить тем, что якобы там выплыл сброшенный в Днепр идол — Перун. Однако это не подтверждается летописными источниками (по указанию Владимира идола отталкивали от берега и позволили выплыть только за порогами) и маловероятно по той причине, что раньше в этом месте Днепр поворачивал вправо, и течение должно было отнести Перуна от правого берега, а не вынести на него. Более вероятно, что здесь, поблизости от верфи, вынимали из воды сплавляемый по Днепру лес, предназначенный для строительства судов.

Теперь о смысле названия Самбатас, звучащего не по-славянски. Исследователи пытались вывести его из разных языков. Существует более десяти различных версий. В переводе с германских языков Самботас означает — сбор челнов (sam — сбор, botas — челны). Таким образом, напрашивается вывод, что крепость Самбатас была основана каким- то германским народом. Но каким и когда?

В IX веке в Киев пришли варяги. Их деяния хорошо известны и среди них не числится основание крепости Самбатас. Следовательно, нужно идти дальше, в глубь веков. На рубеже I — II вв. н.э. в Причерноморье приходят готы. На то время славяне имели давние торговые связи с греками и римлянами. Об этом свидетельствует множество находок греческих и римских монет в Среднем Поднепровье. Однако торговля эта велась через посредников, присваивавших львиную долю доходов. Боспорское царство, которое владело Черным морем (Понт Евксинский), с одной стороны выступало как посредник в торговле славян (хлебом, медом, воском, пушниной) с греками и римлянами, а с другой — было злейшим врагом славян, поскольку брало их в плен и поставляло на невольничьи рынки в таких количествах, что в Греции и в Римской империи слово славянин (slavorum) стало синонимом слова раб. Некоторые «исследователи» пытаются объяснить это якобы присущей славянам рабской натуре. Но это клевета, которую опровергает характеристика, данная славянам Маврикием Стратегиконом: «Племена славян и антов... сходны по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».

Положение изменилось с приходом воинственных готов, намеревавшихся обосноваться в Крыму и в Северном Причерноморье. Славяне, желавшие освободиться от Боспорской кабалы, стали естественными союзниками готов. В период со II по IV вв. н.э. славянские племена находились с ними в тесном контакте. В византийских договорах III — IV вв. якобы с готами встречаются и славянские имена. М.Ю.Брайчевский отмечает, что те, кого византийцы называли готами, «представляли довольно сложный конгломерат разных по происхождению племен, среди которых были и скифские, и сарматские, и славянские, и другие восточноевропейские племена, объединенные в довольно сильном межплеменном союзе». Славянские племена боранов и карпов предпринимали с готами совместные морские походы. В середине III века они разгромили могучее Боспорское царство и стали хозяевами Черного моря, которое позже арабы назвали Русским. Добрались готы и бораны и до Малой Азии. Об их вторжении в Малую Азию в 257 г. сообщает Зосим. Он пишет, что, овладев штурмом Питиунтом и Трапезундом и «опустошив всю его область, варвары возвратились на родину с огромным количеством кораблей». А в 264 г. был поход и вглубь Малой Азии. Эти сведения подтверждены находкой в Киеве клада очень редких антиохийских монет, отчеканенных незадолго до этого времени. (М.Брайчевский).

Может возникнуть вопрос: почему причерноморские готы в войне с Боспорским царством и в морских походах в качестве главного союзника имели славянское племя боранов, обитателей далекого от моря киевского «бора великого»? Причин этого несколько. Во-первых, для войны с Боспорским царством нужен был мощный морской флот, для строительства которого в Приазовских и Причерноморских степях не было леса, под Киевом же он рос в изобилии. Во-вторых, этот флот нельзя было строить под носом у врага. Например, Петр I, готовясь к войне с турками, строил свой флот в далеком от моря Воронеже. В-третьих, жители лесных краев, где реки были едва ли не единственными путями сообщения, имели опыт строительства и использования речных судов, но не морских. Германские народы на своем внутреннем Балтийском море освоили строительство морских судов и морскую навигацию. Естественно, что они возглавили это дело и дали свое название крепости, в которой работали. Время основания крепости Самбатас должно было предшествовать началу совместных морских походов боранов и готов, то есть приходится примерно на 250 год. Очевидно, впоследствии, особенно после ухода готов под ударами гуннов в Западную Европу, дело строительства морских судов перешло в руки славян, но ранее данное крепости название осталось. И по традиции владелец крепости получал имя-титул Самботас, независимо от его собственного имени. По-видимому, он ведал не только верфью, но и организацией торговых караванов и, возможно, их охраной в пути, что делало его весьма значительным лицом, того же уровня, что и владелец перевоза — Кий.

Поэтому не удивительно, что, судя по надписи на надгробной плите, найденной под Константинополем, — «Хильбудий сын Самбатаса», Хильбудий, который, по мнению академика Б.Рыбакова, является историческим прототипом Кия, и Самбатас оказались родственниками. Из этого сообщения также следует, что Киев не ограничивался пассивной ролью торгового центра, лежащего на перекреске дорог, а был еще центром морского судостроения и организатором торговых караванов, направлявшихся в отдаленные края. Гипотеза Рыбакова, которая кажется слабо мотивированной в этимологическом отношении, получает подтверждение, если интерпретировать имя Хильбудий как Кийбудий, то есть Кий-строитель.

Что же касается «готских красных дев», упоминающихся в «Слове о Полку Игореве», то, как утверждает С.Пушик, никакого отношения к готам они не имеют. По его мнению, речь в «Слове» идет о «гатских красных девах» — так русины называют русалок (по-видимому, потому, что излюбленным местом русалочьих посиделок являются гати). Однако, почему они, «звеня русским золотом, воспевают время бусово»? Русалки, надо полагать, как и их земные сестры, были неравнодушны к украшениям, особенно золотым. При гибели судов, например, в сражениях с пиратами, золото просыпалось в воду и доставалось русалкам. К тому же привела и авантюра Игоря, «потопившего богатство на дне Каялы — реки половецкой, просыпав русского золота» («Слово о полку Игореве»). Это и напомнило русалкам «время бусово», время торговых корабельных караванов, дружной и изобильной жизни славянских племен, в которую внесло сумятицу гуннское нашествие и которой положило конец нашествие аваров.

Виктор ЯНОВИЧ, историк, культуролог, Киев

 

Самбатас (греч. Sambatas) — альтернативное славянскому древнее название Киева, которое зафиксировано в X веке византийским императором Константином Багрянородным, сообщающим в трактате «Об управлении Империей» (ок. 948 года) о «крепости Киоава, называемой Самбатас». Больше нигде такой топоним не упоминается. 

Попытки объяснить этимологию слова пока не имеют надёжной основы. Предложено производить его из славянского, армянского или тюркских языков. Наибольшей популярностью пользуется версия хазарского происхождения, однако как и прочие она не поддаётся проверке. Сторонники этой гипотезы переводят Самбатас как «Верхняя крепость», от тюркских слов sam- («высокий, верхний») и bat («сильный») или связывают с названием легендарной Субботней реки Самбатион, которая в еврейской литературе протекала на краю земли в стране потерянных десяти Израильских колен. В этом случае название могло возникнуть в недрах существовавшей в Киеве еврейской общины, имевшей торговые и религиозно-культурные связи с Хазарией. В западной историографии упоминание о Самбатасе иногда рассматривается как свидетельство основания Киева хазарами. 

Было сделано более двадцати попыток найти решение. Уже в 1928 г. предлагаемые решения были систематизированы, тщательно рассортированы, беспощадно раскритикованы и затем отвергнуты проф. Г. А. Ильинским. Изложенная таким образом «история вопроса» показывала, что к анализу загадочного слова каждый занимавшийся им ученый подходил с позиции своей научной специальности: славист стремился дать славянскую этимологию, германист связывал его с «норманской» теорией, «антинорманнисты» выводили Самбатас из Хазарии, востоковеды объясняли его из арабского, еврейского или армянского языка.
 
Начало VI в. отмечено крупными вторжениями славянских племен в пределы Византийской империи. Согласно cвидетельству Прокопия Кессарийского славяне почти ежегодно совершали набеги на Византию, иногда достигая предместий Константинополя. Захватив богатую добычу, они возвращались на левый берег Дуная. Чтобы обезопасить империю, император Юстиниан принимает срочные меры по охране дунайской границы. Прокопий Кессарийский пишет: “Был некто Хильбудий, близкий к императорскому дому, в военном деле человек исключительно энергичный и настолько чуждый жажды стяжательства, что вместо величайших богатств он не приобрел никакого состояния. На четвертом году своей единодержавной власти император, назначив этого Хильбудия начальником Фракии, поставил его для охраны реки Истра, приказав ему следить за тем, чтобы жившие там варвары не переходили реку... Спустя три года после своего прибытия Хильбудий по обычаю перешел реку с небольшим отрядом, славяне же выступили против него все поголовно. Битва была жестокая, пало много римлян, в том числе и их начальник Хильбудий”. 

Б. А. Рыбаков приводит византийскую надпись, которая датируется 559 г., на могиле некоего Хильбудия, сына Самбатаса, сопоставляя это имя с древним названием Киева, а Хильбудия – с основателем города Кием. 

Археологические материалы обнаруженные в разных районах Киева достигают наивысшего развития в II – III вв. н. э., после чего происходит их угасание. Материалы IV в. встречаются редко, а материалов начала V в. практически нет. В конце V в. появляются поселения отличающиеся от поселений предшествующего этапа. 

Материалы VI – VII вв. находятся в основном в древней части Киева. Это площадь гор Замковой, Детинки, Старокиевской, некоторая часть Подола. Будучи изолированной со всех сторон естественной преградой (70 м над уровнем Днепра), Замковая гора, и без искуственных укреплений была неприступна. На Замковой горе и в ее окружении, были найдены византийские монеты императоров Анастасия I и Юстиниана I, амфориски херсонского производства, бронзовая фигурка льва. 

Относительно названия Самбатас было выдвинуто много версий, но почему-то не встречались попытки прочитать название на родном языке Константина Багрянородного. В др.-греческом diabatos, эол. zabatos, diabateos означает «до которого легко добраться, легко доступный; переходимый, доступный для переправы» (от baino «ходить»), za - усилит. приставка со знач. "очень, весьма, вполне".  Примерно соответствует русскому "самый". 

Вероятно, Самбатас-Забатос (zabatos) – крепость возле переправы через Днепр в районе Киева, называемая Переходом или Перевозом. 

Соботком у древних славян звали праздник и гору, на которой он проходил в день летнего солнцестояния (ныне — Ивана Купала). Происходил переход (<zabatos) от возрастающего дня к убывающему. Возможно, и слово "суббота" связано с переходом на новую неделю. В Библии читаем: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». 

Кажется, правы сторонники хазарской версии, но только в том смысле, что "суббота" и "самбатaс" - одно слово. В рум. sambata - суббота. Изменение "за" на "сам" возникло, по всей видимоси, в раннем средневековье.
Где располагался днепровский Самбатас Х века

Рассмотрено сообщение императора Византии Константина Багрянородного о крепости Самбатас на Днепре. Отрицается версия об основании Самбатаса (Самбата) и Киева хазаро-еврейской общиной. Выдвинута версия о том, что сохраненный народной памятью топоним Самбурки на южной окраине Киева является отражением названия древнего Самбата и ориентиром места его расположения. Авторская версия обоснована археологическими, историческими, лингвистическими и топографическими данными, на основе чего сделан вывод о том, что древний Самбат находился, вероятнее всего, в районе теперешних Самбурок и Китаева, что его название отражает не еврейское, а скандинавское присутствие в Киеве. Предложено присвоить название «Самбат» одной из новых станций Киевского метрополитена.

Литература


1.    Constantine Porphyrogenetus. De administrando imperio. – http://books.google.com.ua/books/De_administrando_imperio.html
2.    Рыбаков Б.А. Город Кия // Вопросы истории. – 1980. – № 5.
3.    Голб Н., Прицак О. Хазаро-еврейские документы Х в. / Науч. редакция, послесловие и комментарии В. Я. Петрухина. – Москва; Иерусалим, 1997.
4.    Самойловський І. М. Коли виник Київ (До 1100-річчя першої літописної згадки про Київ) // Архіви України: Науково-інформаційний бюлетень / Архівне управління УРСР. – 1961. – № 4. – С. 19–23.
5.    Рибаков М. О. Невідомі та маловідомі сторінки історії Києва. – К.: Кий, 1997. – 374 с.
6.    Бронштэн В.А. Клавдий Птолемей: II век н.э. – М.: Наука, 1988. – 240 с. 
7.    Ptolemeo Cl. La Geografia di Claudio Ptolemeo Alessandrino. Aggiunte fat teni da Sebastiano Munsterо. – Venetia, MDXLVIII (1548).
8.    Повість врем’яних літ: Літопис (За Іпатським списком) / Пер. з давньоруської, післяслово, комент. В. В. Яременка. – К.: Рад. письменник, 1990. – 558 с.
9.    Київ: Енциклопедичний довідник / За редакцією А.В. Кудрицького. –К.: УРЕ, 1981. – 736 с.
10.    Вакулишин Сергій. Кінець світу // Столиця. – 09. 08.2001. – № 31.  
11.    Партицький Омелян. Скандинавщина в давній Руси. – Львів, 1887. 
12.    Скляренко В. Г. Русь і варяги: Історико-етимологічне дослідження. – К.: Довіра, 2006. – 119 с.

 

0

Коментарі