ВР показала Московскому патриархату «фигу»
- 17.02.11, 14:47
За последние месяцы трения между православными церквями Киевского
и Московского патриархатов ожесточилось не на шутку. Представители
Киевского не устают повторять о давлении со стороны власти, попытках
переманить священников с целыми приходами и откровенной поддержке
чиновниками представителей «московской церкви». Дошло до того, что
митрополит Филарет предсказал юридическую ликвидацию Киевского
патриархата к июню.
В ответ «москвичи» даже и не пытаются скрыть, что ликвидация конкурентов
для них более чем приемлема. А в СМИ время от времени, со ссылкой
на высокопоставленных служителей УПЦ МП, появляются предсказания
о точных датах прикрытия «раскольнической церкви».
В Киеве до сих пор судачат, что Московский патриарх Кирилл не прочь
обзавестись собственной резиденцией в Киево-Печерской Лавре и возглавить
УПЦ ПМ. А тема возможной передачи Софии Киевской «московским
священникам» давно будоражит украинскую прессу.
Подарок Митрополиту Владимиру
Расшатать межконфессиональный баланс в Украине попробовала даже
Верховная Рада. 25 октября 2010 года депутат от ПР Иван Вернидубов
зарегистрировал постановление «Об отмене заявления Президиума Верховной
Рады Украины от 15 июня 1992 года № 2446–XII о неправомерности
Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, который проходил
в Харькове 27–28 мая 1992 года». Не будем вдаваться в подробное описание
инициативы, ведь тогда «Главком» писал обо всей этой истории.
Лишь напомним, что в Заявлении1992 года депутаты не признали
легитимность избрания главой тогда еще единой УПЦ митрополита Владимира,
сделав шаг навстречу нынешнему главе УПЦ КП, а тогда претенденту
на главенство во всей украинской церкви Филарету. Честно говоря, никаких
прямых юридических последствий отмены заявления 18 летней давности
не было бы, кроме разве что морального удара по УПЦ КП. Хотя некоторые
эксперты считают, что отмена того заявления могла бы стать неким толчком
для ликвидации Киевского патриархата.
Как бы то ни было, и к каким бы последствиям инициатива депутата
Вернидубова не привела, на днях ее окончательно и бесповоротно похоронил
парламентский комитет по вопросам культуры и духовности, комитет
по вопросам правовой политики, главное научно-экспертное управление
ВР и Министерство юстиции.
Профильный комитет решил, что Заявление от 1992 года было взвешенным
и правильным. А комитет по правовой политике вместе с Минюстом,
предоставляя юридическую оценку проекту постановления Вернидубова,
написали, что документ от 1992 года не подлежит отмене. Мол, рассчитан
на одноразовое юридическое применение. Аналогическую позицию заняло
и главное научно-экспертное управление, не усмотревшего смысла даже
браться за Заявление 1992 года.
Короче говоря, под всякими юридическими соусами в парламенте дали
понять, что ворошить прошлое там не намерены, рекомендовав проект
постановления Ивана Вернидубова не принимать.
Крах налогового рая для Московского патриархата
Аналогичная судьба настигла еще один одиозный «религиозный» проект
регионалов. 9 декабря 2010 года народные депутаты Александр Един
и Михаил Зубец предложили освободить от уплаты целого ряда налогов
бизнес-структуры, причастные к строительству Кафедрального собора
Московского патриархата в Киеве. О том, как депутаты надумали сотворить
налоговый рай для конкретной церкви и пару лазеек не платить налоги для
себя, в свое время подробно написал «Главком». Но фантазии журналистов
на тему «Московский патриархат и налоговая коррупция», это одно, а когда
о возможном возникновении при церкви коррупционных схем пишет главное
научно-экспертное управление Верховной Рады, и под ним подписывается его
глава господин Борденюк — это уже совсем другая история.
Парламентские юристы откровенно оценили законодательное творение регионалов, посвятив ему целых пять страниц заключения.
Итак, первое, на что они обратили внимание — предоставление льгот одной
единственной церкви является недопустимым. Обоснование таково: с точки
зрения экономики, налоговая льгота, это форма бюджетного финансирования.
Если Московскому патриархату дадут льготу, то, фактически, будут
финансировать из бюджета, из наших с вами карманов. А это
«не согласовывается с требованиями части третьей статьи 35 Конституции
Украины, согласно которой церковь в Украине отделена от государства».
Преференция Московскому патриархату не согласовывается с требованиями
статьи 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»,
в соответствии с которой все религии, вероисповедания и религиозные
организации равны перед законом, и предоставление преимуществ одной
из них не допускается.
По мнению главного научно-экспертного управления ВР, освобождение
от уплаты НДС всех операций, связанных с поставками товаров и слуг для
строительства Собора, необоснованно. Ведь вообще не устанавливается
точный перечень работ и товаров, и под эту статью может попасть что
угодно — от сигарет до кирпичей.
Фактически, эксперты по полочкам разложили все возможные коррупционны
схемы для Московского патриархата. Но один пункт заключения все же
удивляет своей прямотой и откровенностью, ведь юристы Верховной Рады
прямо написали, что этот законопроект приведет к появлению теневых схем
уклонения от уплаты налогов.
«Запровадження пропозиції щодо звільнення від оподаткування прибутку
підприємств та організацій, якщо не менш як 50 відсотків такого прибутку
спрямовується на будівництво зазначеного Собору, при практичному
застосуванні створить певну схему для ухиляння від сплати податку
на прибуток», — указали парламентские эксперты.
И не удивительно, ведь они сами прямо указывают, что ни срок действия
таких льгот, ни органы, которые смогли бы проконтролировать законность
их администрирования, в законопроекте не указаны. Собор могут строить
и год, и пять, и десять. А это еще один неиссякаемый источник наживы.
Справедливости ради надо сказать, что, реагируя на налоговые инициативы
регионалов, оппозиционеры Яворивский, Кендзер и Косив предложили дать
такие же налоговые льготы для строительства соборов всех конфессий.
Главное научно-экспертное управление Верховной Рады не стало выдумывать
велосипед, и дала этой инициативе ту же разгромную оценку, еще раз
подтвердив, что налоговые льготы при строительстве церквей — это схемы
от уклонения налогов.
По данным «Главкома», в профильном комитете Верховной Рады по вопросам
налоговой и таможенной политики настроены не лезть на рожон и следовать
рекомендациям главного научно-экспертного управления. Перед
законопроектом о налоговых льготах церкви загорится красный свет — этот
документ практически утратил все шансы получить 226 голосов в сессионном
зале.
Источник: Главком