хочу сюди!
 

Ксюша

44 роки, овен, познайомиться з хлопцем у віці 43-50 років

Фильм №57 - Цвет граната (Сергей Параджанов)

«Цвет граната» — поэтическая притча о великом армянском поэте Саят-Нова. Фильм снял на киностудии Арменфильм в 1968 году выдающийся режиссер Сергей Параджанов.



Кинолента представляет собой эстетский паззл из образов, вдохновленных историей жизни и творчества армянского поэта XVIII века Саят-Новы. Ковровые узоры, живописные натюрморты, поэтические строки и пышно декорированные руины армянских крепостей складываются в аудиовизуальную икону, прославляющую свободу духа и восточный гедонизм.



Первоначально фильм назывался по имени главного героя. Однако картина вызвала неприязнь и непонимание кинематографических чиновников. В этом фильме ничего, кроме изысканного маньеризма, орнаментальности и декоративности чиновникам обнаружить не удалось. Все же картина нашла множество поклонников в среде художественной элиты Советского Союза. Ее вопиющая неангажированность, бесконечная свобода, изобразительное великолепие справедливо восхищали. Картину решили спасти. Ответственную операцию вызвался сделать Сергей Юткевич, поощрявший формальный поиск. Он перемонтировал фильм, выстроив некоторую смысловую последовательность эпизодов-миниатюр, подтянув его к традиционной кинобиографии, насколько это было возможно. Кроме того, каждому эпизоду были предпосланы титры на русском языке: название и достаточно неуклюжий перевод четверостишия Саят-Новы. Картину переименовали в «Цвет граната». Налицо, таким образом, попытка превратить радикальный авангард в набор квазиэтнографических зарисовок. Начиная с заглавия, вызывают поэтическое умонастроение.



Абсурд ситуации заключался в том, что широкий зритель, к которому по наивности или глупости подтягивали картину, не стал бы смотреть такое ни при каких обстоятельствах. «Искусство должно быть понятно народу» — ленинская сентенция не давала покоя культурным функционерам. В результате фильм пострадал. Но даже в нынешнем виде «Цвет граната» — уникальный культурный феномен. Параджанов разрушил наррацию, предложив вместо «интересной истории» набор живописных шедевров, открыток. Впрочем, подобная трактовка недостаточна. Ведь «открытки» существуют здесь во временном единстве, а декоративное пространство картины, образованное коврами, средневековой архитектурой и актерами в причудливых одеждах, демонстративно отчуждено от унылой, серой, некиногеничной советской действительности. В контексте отечественной кинопродукции, ориентированной на принцип социалистического реализма в ущерб «принципу удовольствия», «Саят-Нова» воспринимался как возможная альтернатива безобразию и страданию, а значит, как вызов и художественная провокация.



Неужели жизнь действительно бывает хороша собой? Бывает. Неужели борьба с врагами до последней капли крови — необязательна, а духовная работа — залог спасения и бессмертия? Конечно! Разве ковер, сотканный руками влюбленного в свое дело мастера, выше стенной газеты и партийного листка? Бывают и такие мастера! Жизнь застыла в этом упоительно красивом мире, словно заколдованная злым волшебником. Театр марионеток, парад масок. Это — другой мир. Самым обидным, самым пугающим в картине Параджанова было то, что мир этот никак себя не защищает, не обосновывает, не рассказывает. Он попросту существует, не суетясь, не объясняя собственной необходимости. Он не ищет опоры в морали, исторических коллизиях, социальном неравенстве, классовых битвах и т. п. Он не был даже антисоветским, существовал вне политики, утверждая единственную идеологию — идеологию гедонизма. Стихи важны в этом мире не сами по себе, а как свидетельство красоты, документ, подтверждающий уникальный опыт инобытия. «Саят-Нова» — это аудиовизуальная икона. Она отсылает зрителя в иное пространство, в другие времена. Точнее, туда, где «времени не будет»...

7

Коментарі

Гість: Ассенизатор

113.07.08, 21:25

не видел.
судя по второй фотке не зря

    213.07.08, 21:37Відповідь на 1 від Гість: Ассенизатор

    эстетское кино - не для пролов...

      Гість: Кларисса

      313.07.08, 22:19

      Я также не поклонница его таланта. Но как личность он глыба.

        413.07.08, 22:30Відповідь на 3 від Гість: Кларисса

        цвет граната интересен визуальным рядом и поэтическим настроением...

          Гість: Кларисса

          513.07.08, 22:31Відповідь на 4 від Eraserhead

          Я согласна.Может быть и так.

            613.07.08, 22:36Відповідь на 5 від Гість: Кларисса

            посмотреть бы все-таки рекомендовал тем более что фильм не длинный - не успеет надоесть и нагнать скуку...

              Гість: Кларисса

              713.07.08, 22:38Відповідь на 6 від Eraserhead

              Я не уверена, но по-моему когда-то видела. А раз забыла -
              значит не моЁ.

                814.07.08, 10:42

                никогда не понимал фильмов Параджанова...

                  915.07.08, 22:59Відповідь на 8 від Крестьянин

                  цвет граната смысловой нагрузки не несет (особо понимать тут нечего) - так, эстетская игра образами - нравится или нет - дело вкуса, но за то что его творчество было весомым явлением как в советском так и в мировом кинематографе надо отдать ему должное...